Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"
Оценка 5

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
русский язык
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"
Работа имеет следующую структуру: 1.Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников 2.Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников 3. Методика ознакомления детей со словом 4. Методика ознакомления детей с предложением 5.Методика ознакомления со слоговым строением слова Работа предназначена для воспитателей детского сада. Описана методика для разных возрастных групп детского садаинфа
подготовка детей к обучению грамоте.doc
Оглавление 1.Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте………………………3 2.Ознакомление со звуковым строением слова…………………………………3 3. Методика ознакомления детей со словом…………………………………...10 4. Методика ознакомления детей  с предложением…………………………...12 5.Методика ознакомления со слоговым строением слова……………………13 Список использованной литературы…………………………………………...18 2 1.Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте Подготовка   к   обучению   грамоте   предусматривается   не   только   в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в   звучание   слова,   детей   знакомят   (в   практическом   плане)   с   терминами «слово», «звук». В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова   при   выполнении   упражнений,  в  речевых   играх.   Знакомят   с  тем,  что слова   состоят   из   звуков,   звучат   по­разному   и   сходно,   что   звуки   в   слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У   ребенка   формируют   умения   различать   на   слух   твердые   и   мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый   звук   в   слове,   называть   слова   с   заданным   звуком.   Учат   выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова;   качественно   характеризовать   выделяемые   звуки   (гласные,   твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами   грамоты.   Здесь   предусматривается   обучение   детей   чтению   и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего. 2.Ознакомление со звуковым строением слова В   процессе   ознакомления   со   звуковым   строением   слова   необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа. 3 Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем,   что   в   повседневном   общении   задача   анализа   звуковой   стороны   слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте. В   исследованиях   Ф.   А.   Сохина,   Л.   Е.   Журовой   и   их   учеников разработана   последовательность   формирования   у   детей   ориентировки   в звуковой форме слова. Ознакомление   детей   со   звуковой   стороной   слова   начинается   еще   в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки,   вслушиваться   в   звучание   слов,   различать   на   слух   сходные   и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная   работа   продолжается   затем   и   в   старших   группах.   Для   этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука   и   осознание   его   смыслоразличительной   роли:   произношение   слов   с интонационным   выделением   звуков;   вслушивание   в   звучание   разных   слов (длинные,   короткие);   выделение   часто   повторяющихся   слов   и   звуков   в потешках,   песенках,   стихах;   сравнение   слов­синонимов   (врач   –   доктор, веселый   –   радостный:   смысл   слов   близкий,   а   звучание   разное);   сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап   рассматривается   как   пропедевтический   (подготовительный)   в последующем   обучении   звуковому   анализу,   а   затем   и   чтению.   Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное   образование,   состоящее   из   отдельных   звуков,   т.е.   научить 4 слышать   в   слове   отдельные   звуки.   Способом   выделения   звука   в   слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением   в   нем   одного   звука.   При   нормальном   произнесении   слов   в повседневном   общении   такая   задача   не   ставится.   Поэтому   ребенка   нужно специально   научить   особому   протяжному   произнесению   звука, интонационному   выделению   его   (дддом,   кккот).   При   этом   слово   следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове. Овладению   способом   интонационного   выделения   звука   помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным   выделением   звука)   словах.   Для   этого   подбирают   слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Исследователи   подчеркивают,   что   необходимо   добиваться   усвоения обобщенного   способа   выделения   любых   звуков   в   словах,   а   не   выделения какого­либо определенного звука. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают   учить   определять,   на   каком   месте   находится   нужный   звук   –   в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия   наглядного   материала   и   произнесения   слов   дети   продолжают осваивать   способ   интонационного   выделения   звука.   Постепенно   они овладевают   умением   самостоятельно,   без   опоры   на   наглядный   материал, называть   слова   с   определенным   звуком.   Это   умение   закрепляется   в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе). 5 Следующий   этап   работы   –   формирование   умения   называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости   звуков   дается   в   игровой   форме:   парные   фонемы   (м–м\   с–с') называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми» (рекомендации Л. Е. Журовой). Для ознакомления детей с этими названиями и   способами   выделения   твердых   и   мягких   звуков   создаются   игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. Впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими. Для   демонстрации   следования   звуков   рекомендуются   специальные пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова. Одно из пособий – табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек­квадратов  и с  передвигающейся  планкой того  же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат – «звук». При протяженном произнесении   педагогом   первого   звука   в   слове   планка   передвигается   так, чтобы   в   первом   окошке   появился   нарисованный   на   конце   синий   квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук. При   начале   произнесения   второго   звука   синий   квадрат   исчезает   в первом   окошке   и   появляется   во   втором   и   т.д.   Когда   звучание   слова прекращается,   квадрат   («звук»)   исчезает   совсем.   Таким   образом,   дети одновременно   слышат   протяженное   произнесение   и   следят   за последовательным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки. Второе   пособие   –   специально   изготовленный   прибор,   в   котором   в соответствии   с   последовательным   и   медленным   произнесением   звуков поочередно   загораются   и   гаснут   синие   лампочки.   Таким   образом   детей знакомят   с   динамикой   и   линейностью   слов,   демонстрируют   им   слово   как последовательность звуков. 6 Другая   форма   демонстрации   «динамики»   слова   –   когда   окошки   в линейке   последовательно   заполняются   «звуками».   Появившийся   в   окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. (Аналогично   во   втором   пособии   лампочки   не   гаснут,   а   последовательно загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова,   которой   им   предстоит   в   дальнейшем   пользоваться   при   освоении звукового анализа. В   старшей   группе   ставится   задача   формирования   у   детей   умения производить   звуковой   (фонемный)   анализ.   Напомним,   что   звуковой   анализ слов   в   современной   методике   понимается   как:   1)   выяснение   порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному   языку   (Д.   Б.   Эльконин).   Это   значит,   что   дети   должны   уметь   не только   устанавливать   последовательность   звуков   в   слове,   но   и   давать   им качественную   характеристику   (гласный,   согласный,   твердый,   мягкий). Звуковой   анализ   помогает   раскрыть   перед   ребенком   «основной   принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».  Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л. Е.   Журова.   Действие   звукового   анализа   рассматривается   как   особое умственное  действие,  формирование  которого проходит ряд этапов,  как  и любое умственное действие. На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность   фонем.   С   этой   целью   используется   не   только   уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде   картинки­схемы   его   звукового   состава.   На   картинке   изображается предмет,   слово­название   которого   должно   быть   проанализировано.   Под картинкой   дается   графическая   схема   звукового   состава,   представляющая собой   горизонтальный   ряд   клеток   по   числу   фонем.   Кроме   картинки   с графической   схемой   звукового   состава,   дети   получают   несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки   нейтрального   цвета   –   серые,   белые),   которыми   должна 7 последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и  схема позволяют   наглядно показать  слово  в предметном плане.   Схема   подсказывает   ребенку   количество   звуков   в   слове   и одновременно   помогает   контролировать   действия   по   выделению   звуков.   А фишки являются заместителями (символами) звуков. Следует   особо   подчеркнуть,   что   к   этим   сложным   формам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове. Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова. Это делается на примере слова ау: слово произносится протяжно, выделяется первый звук а, и воспитатель изображает его мелом на доске – рисует квадрат. Затем выделяется второй звук – у и рядом с первым квадратиком рисуется второй.   Обсуждается,   какой   звук   изображен   первым   квадратом,   какой вторым. Воспитатель указкой показывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети   вслед   за   воспитателем   произносят   слово   мак   с   интонационным выделением   звуков,   ведя   указкой   по   своей   схеме   и   задерживая   указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом. После   того   как   дети   хорошо   познакомятся   со   схемой,   воспитатель переходит   к   формированию   действия   звукового   анализа.   На   последующих занятиях   их   учат   замещать   звуки   фишками.   Звуки   поочередно   выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отрабатывается   многократно   на   разных   словах.   Хорошо   отработанное действие   интонационного   выделения   звука   в   слове   является   основой будущего грамотного, без пропусков письма. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит,   кот,   шар,   лук,   жук,   дым,   нос,   рак.   После   их   анализа   рекомендуется вводить   в   обучение   различение   гласных   и   согласных   звуков.   На   примере одного   из   проанализированных   слов   выделяется   гласный   звук   (его   можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту – ни губы, ни зубы,   ни   язык).   Дети   находят   гласные   звуки   во   всех   ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета. В   дальнейшем   детей   знакомят   с   согласными   звуками   (их   нельзя   ни выкрикнуть,   ни   пропеть,   их   произнесению   всегда   что­то   «мешает»).   Дети 8 называют   с   опорой   на   картинку   и   схему   согласные   звуки   в проанализированных   ранее   словах.   Если   они   уже   хорошо   умеют   различать твердые  и  мягкие  звуки  («братцы»),  то  сразу   вводятся  названия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем. После   ознакомления   с   согласными   и   гласными   звуками   переходят   к анализу   слов  из   четырех   звуков.   Авторы   методики   предлагают   следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Дети легко справляются с их анализом. Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т.д.; игра «Назови слова»   –   дети   называют   слова   с   определенным   звуком,   слова,   которые начинаются, например, с третьего звука слова роза; дети называют слова по моделям (схемам) их звукового состава; игра «Угадай­ка» и др.) Картинки­ схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков. Следующий   этап   работы   –   обучение   вычленению   ударного   звука. Сначала   дети   выделяют   ударный   слог   (методика   раскрыта   в   предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме   место   ударения.   Для   этого   используется   фишка   другого   (черного) цвета. В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года они должны уметь анализировать  любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться   в   звуковой   структуре   слова;   подбирать   слова   по предложенным моделям. Таким   образом,   звуковой   анализ   проходит   в   своем   формировании следующие стадии:  интонационное  выделение  последовательности   фонем  и общий   фонемный   анализ   слова   с   опорой   на   картинку­схему   и   фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове;   дифференциация   согласных   фонем   по   твердости   и   мягкости   (в дальнейшем   –   по   глухости   и   звонкости)   и   моделирование   основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры 9 на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане). На   протяжении   всего   периода   обучения   дети   выполняют   различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить   звуковой   анализ:   определить   место   звука   в   слове;   подобрать слова   с   заданным   звуком;   определить   первый   и   последний   звук   в   слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы); варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры; компьютерные игры на звуковой анализ. В подготовительной к школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх «Назови слова с заданным звуком»,   «Найди   свой   домик»,   «Кто   внимательней»,   «Назови   слова   по модели», «Цепочка слов». 3. Методика ознакомления детей со словом При   формировании   представлений   о   слове   можно   выделить   два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе  в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как   я   скажу   это   слово»,   «Скажи   слово   правильно»   и   другие   часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах (а по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней  проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».  С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества. Игры   для   средней   группы,   которые   знакомят   дошкольников   со словом.  «Поезд». 10 В  разных   местах   комнаты   расставляют   игрушки (мишка,  Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых   останавливается   поезд.   Станции   объявляет   машинист.   Роль машиниста   берет   на   себя   взрослый,   а   дети,   встав   за   машинистом,   –   роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук   колес,   гудок.   На   станции   (около   игрушки)   поезд   останавливается,   и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т.д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и   дети   меняются   ролями.   Затем   игрушки   выставляют   на   стол.   Детям предлагают   называть   игрушки.   Обращают   их   внимание   на   то,   что,   назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»). Со   понятием   «слово»   можно   знакомить   детей   средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит   большая   роль.   Г.   А.   Тумакова   рекомендовала   следующие произведения:   сказку   братьев   Гримм   «Горшок   каши»,   русскую   народную сказку   «По   щучьему   веленью»;   «Айболит»,   «Жил   на   свете   человек.»   К. Чуковского;   «Волшебное   слово»   В.   Осеевой;   «Игра   в   слова»   А.   Бар­то; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского. С   этой   же   целью   используют   игры,   игровые   действия   в   которых определяются   словами,   которые   можно   или   нельзя   произносить:   «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». Представление   о   слове   закрепляется   в   разнообразных   словарных упражнениях,   упражнениях   на   словообразование.   Одновременно   они помогают   обратить   внимание   ребенка   на   смысловую   сторону   слова   (слово обозначает   предмет,   признак,   действие).   В   формулировках   заданий   к упражнениям  воспитатель  употребляет  слово:  «Подбери  слово,  близкое  по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.  Для   сравнения   со   словами,   имеющими   определенный   смысл,   Ф.   А. Сохин   рекомендует   произнести   какое­нибудь   звукосочетание   (ш,   ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки,   которые   ничего   не   значат,   не   имеют   смысла.   Каждое   слово   имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим». Ложка – это ложка, 11 Ложкой суп едят. Кошка – это кошка, У кошки семь котят. Тряпка – это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово – плим. Я повторяю снова – Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим, И ничего не значит Плим, плим, плим. Таким   образом,   у   детей   воспитывается   внимание   к   слову;   они практическим путем усваивают значение слова слово, воспринимают его как самостоятельную   единицу   речи,   начинают   правильно   использовать   в   своей речи. 4. Методика ознакомления детей  с предложением Последовательность   в   работе   по   ознакомлению   с   предложением аналогична   последовательности   ознакомления   со   словом.   Сначала необходимо   выделить   предложение   из   потока   речи.   С   этой   целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по   картине.   Рассказ   произносится   четко,   с   интонационным   выделением каждого   предложения:   «В   саду   растут   яблони.   Дети   собирают   урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т.д. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения,   что   наша   речь   состоит   из   предложений,   мы   говорим предложениями;   в   каждом   предложении   про   что­то   говорится.   Приводит пример:   «Яблоки   лежат   в   корзине.   Это   предложение,   в   нем   говорится   о яблоках, о том, что они лежат в корзине». 12 Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение,   что   в   нем   говорится,   т.е.   вычленить   смысловую   сторону предложения. Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по­разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево. Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно   «написать»   его   –   длинной   чертой;   начало   предложения   отмечается уголком, а в конце ставят точку. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом   тексте.   Текст   произносится   с   паузами,   а   дети   обозначают предложения   на   схемах.   Затем   проверяется   правильность   выполнения задания. Для   закрепления   представлений   о   предложении   используются   такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения,   которое   начиналось   бы   с   определенного   слова;   составление предложения   по   двум   картинкам;   придумывание   названия   к   картине; придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам». Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом   смыслового   содержания.   Овладение   словом   предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения. 5.Методика ознакомления со слоговым строением слова Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать   слогами   (а   не   по   буквам),   т.е.   освоение   плавного   слогового, позиционного   чтения   доступных   пониманию   детей   слов.   В   связи   с   этим ознакомление   со   слоговым   строением   слов   занимает   важное   место   в подготовке детей к обучению грамоте. Задачей   работы   в   детском   саду   является   формирование   у   детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество   слогов   в   слове,   определять   их   последовательность,   составлять слова из заданных слогов. 13 Выполнение   этой   задачи   облегчает   то,   что   слог   является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована   слоговым   образом.   Вместе   с   тем   умения   слогового   анализа формируются не сразу, поскольку  они, так же как  и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при   обучении   слоговому   делению   слов   детей   необходимо   познакомить   с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог   физическим   носителем   ударения.   Благодаря   ударению   слово воспринимается как звуковое единство. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм,   повышения   общей   речевой   культуры,   для   последующего   изучения родного языка в школе. В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы   по   членению   слов   на   слоги.   В   первую   очередь   необходимо познакомить   детей   с   термином   «слог»   (на   первых   порах   употребляется выражение   «часть   слова»,   поскольку   дети   смешивают   понятия   «слог»   и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе   повседневного   общения,   при   выполнении   разнообразных   речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно. На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма­ша! Ма­ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са­ша! Во­ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям. Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям. Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего   одно   слово   по   частям.   Например:   «Шли   они,   шли.   Вот   перед   ними каменная   стена   и   ворота,   а   на   воротах   замок   висит.   Иван   велел   сказать 14 братьям одно слово, но по частям: за­мок. Только проговорили они слово за­ мок по частям, ворота сразу и открылись». Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое   восприятие,   но   и   на   зрительное   (сколько   раз   откроется   рот   при произнесении   слова,   столько   в   нем   частей),   а   также   тактильно­мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой: (возможны и другие схемы; целесообразно выбрать такую модель, которая будет использоваться потом при обучении в школе). Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям. Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки,   под   которыми   даны   схемы   слогового   строения   этих   слов.   Слова произносятся   (хором   и   индивидуально)   по   частям,   анализируются.   Дети объясняют,   почему   под   картинками   одинаковые   схемы   (это   схемы   слов, разделенных на две части). Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма­ли­ на, кар­ти­на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них   нельзя   продемонстрировать,   что   такое   часть   слова.   С   односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки   с   названиями,   состоящими   из   разного   количества   слогов.   Детям раздают   картинки   и   предлагают   распределить   их   по   соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся   на   слоги,   нужно   положить   к   другому   знаку   –   кружочку.   После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям. На   протяжении   всего   обучения   используются   следующие   приемы: количественный   и   порядковый   счет   слогов   в   слове;   подсчет   прикасаний тыльной   стороны   ладони   к   подбородку   при   произнесении   слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с   составом   предложения);   моделирование   слогового   состава   с   помощью слоговой   линейки;   самостоятельные   действия   детей   со   словами,   усвоение 15 принципа   деления   слов   на   составляющие   их   слоги;   речевая   игра   «Живые слоги»;   произнесение   слова   по   слогам   (хоровое   и   индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным   количеством   слогов   (на   материале   игрушек,   окружающих предметов,   картин,   по   схемам,   по   словесным   заданиям);   подбор   слов   с заданным   слогом   (ма,   ли,   лу),   дополнение   слога   до   полного   слова; «превращение»   коротких   слов   в   длинные   и   наоборот,   соответственное изменение   схем   слогового   строения   слова   (лиса,   лисица,   лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы   со   схемой   и   исправление   ошибок   детьми   с   соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы: «Кто быстрее увидит предметы,   в   названии   которых   два   (три)   слога»;   загадывание   загадок   о предметах,   в   названии   которых   определенное   количество   слогов;   «Как мишутка   учился   говорить»   –   медведь   учит   мишку   произносить   слова   по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно  произнесет  ее  название  по  слогам; «Накорми  животное» –  дети называют   слова,   обозначающие   предметы   питания   и   состоящие   из   разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках­квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога. В   процессе   анализа   слогового   состава   слова   детей   знакомят   с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением   на   первом   слоге,   например   имени   ребенка   –   Mа­ша.   Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения –   косая   черточка   над   первой   частью   («Какая   из   частей   этого   слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»). На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям   показывают   его   роль.   Рекомендуется   пользоваться   приемом 16 попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш­ка, миш­ка, миш­ка; ма­ши­на, ма­ши­на, ма­ши­на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает   вывод,   что   в   слове   только   одно   ударение;   очень   важно   правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает. Ударение   демонстрируют   также   на   слоговых   линейках   путем   более длительного показа соответствующих ударным слогам окошечек, а также на схемах слов при помощи указки (ее движение замедляется при произнесении ударного слога). Умение   определять   ударение   в   слове   закрепляют   в   разнообразных упражнениях:   графическое   изображение   ударного   слога   в   разных   словах; придумывание   слов   по   заданной   схеме   (с   указанием   ударного   слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге. 17 Список использованной литературы 1.Алексеева   М.М.,   Яшина   В.И.   Методика   развития   речи   и   обучение родному   языку   дошкольников:   Учеб.   пособие   для   студентов   высших   и средних пед. учеб. заведений.­ М.: Издательский центр "Академия", 2006. 2.Бондаренко   А.К.   Дидактические   игры   в   детском   саду:   Кн.   для воспитателей дет. Сада.­ 2­е изд., дораб.­ М.: Просвещение, 1991. 3.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: 1986. 4.Диагностика   речевого   развития   дошкольников:   Научно   –   метод. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: изд. РАО, 1997. 5.Журова Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова   //   Проблемы   формирования   познавательных   способностей   в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1980 6.Журова   Л.   Е.,   Эльконин   Д.   Б.   К   вопросу   о   формировании фонематического   восприятия   у   детей   дошкольного   возраста//Сенсорное воспитание   дошкольников/Под   ред.   А.   В.   Запорожца   и   А.   П.   Усовой.   – М.,1963 7.Обучение дошкольников грамоте/Под ред. Н. В. Дуровой. – М., 1994 18 8.Сохин Ф. А., Тумакова Г. А. Ознакомление детей 5 лет с основным принципом   звукового   строения   слова//Ученые   записки   МГЗПИ.   –   1970. ­Вып.31 9.Тумакова Г. А., Максаков А. И. Учите, играя. – М., 1983 10.Ушакова   О.С.,   Струнина   Е.М.,   Методика   развития   речи   детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. 11.Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976.– Вып. 4 12.Эльконин   Д.   Б.   Экспериментальный   анализ   начального   этапа обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности школьников. ­ М., 1962. С.31 19

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"

Методическая разработка для воспитателей: "Подготовка детей к обучению грамоте"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017