Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"
Оценка 5

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение +1
5 кл
26.02.2019
Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"
Моя семья.docx
Методическая разработка  интегрированного урока  литературы и православной  культуры с элементами  здоровье сберегающих технологий Учитель: Кива С.Н. Класс: 5­й Тема: «Моя семья есть Божий храм…»     Цели  урока: образовательные: знакомство с толкованием понятия «семья как  домашняя церковь» в  православии;  развивающие: содействовать развитию навыка  работы над исследовательскими проектами по теме: «Роль семьи в жизни русских  писателей и поэтов»; воспитательные: создать условия для формирования культуры  обще учебной  деятельности; воспитывать духовность, нравственность, уважительное отношение к своим близким.  Оборудование:  рабочие папки с заданиями; презентация; фрагменты проекта­ исследования: «Роль семьи в жизни человека»; ­ тексты; иллюстрации; « Тихая  мелодия» С.Рахманинова. Тип урока: интегрированный урок с элементами исследовательской работы Словарь: семья; притча. Формы и методы работы: аналитическая беседа; работа с кластером;                            исследовательская работа; творческая работа        Эпиграф к уроку: Почитай отца своего и матерь свою… Закон Божий. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся: а) аналитическая беседа  Учитель: Мы все знаем, что все существующее на земле­ творение Господа. Семья не исключение,  но она будет такой,  какой видит ее  человек:  Храмом или Пустотой. Поэтому тема нашего урока звучит как утверждение : «Моя семья есть Божий Храм». Что же такое Храм? А что мы называем семьей? Обратитесь к словарю. б ) словарная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                      Ученик: В православии семья­ это малое братство, где каждый несет свое служение. Апостол   Павел,   ученик   Иисуса   Христа,   называет   семью   «домашней»   церковью, потому что она учит, наказывает и воспитывает ,как родитель своего ребенка.  Учитель: Значит ,как и в храме, в семье е все должны жить по Божьим Законам: и взрослые, и дети. в)работа с эпиграфом. Ученик читает эпиграф. Учитель: Из какой мудрой книги эти слова? Ученик: Это Евангельские заповеди, которых всего десять. УЧЕНИК ЗАЧИТЫВАЕТ ЗАПОВЕДИ,  Чти одного Истинного Бога  Не сотвори себе кумира   Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно  Шесть дней работай, а день седьмой – посвящай Господу Богу твоему  Почитай отца своего и матерь свою  Не убивай  Свято храни семейные узы.  Не воруй   Не лги   Не желай ничего чужого, не завидуй Учитель: Почему мы сегодня говорим о заповеди: «Почитай отца своего и матерь свою»? Дети: Потому что это служение детей в семье. Учитель: Каковы задачи нашего урока? Ученики:  ЗАДАЧИ УРОКА: • Я буду говорить   о семье и семейных ценностях;. • Я   буду   исследовать   материалы   о   роли   семьи   в   жизни   М.Лермонтова, Л.Толстого;  • Я буду учиться почитать старших, относиться к своей семье как к   Божьему Храму. Учитель: Что значит почитать ?(Зачитывается пояснение  из «Закона Божья») Учитель: Да , родителей надо почитать, Об этом упоминается на страницах Ветхого Завета. Приведите примеры (притча о сыновьях Ноя) Учитель: Что же такое притча? 3.   Этап изучения новых знаний (анализ притчи): Дети   читают   притчу:   Однажды   два   человека   отправились   в   путь.   дорога   была длинной и тяжелой, чтобы не споткнуться, не оступиться , не потерять друг друга , путники взялись за руки. Ничто не могло разрушить этот союз: ни ссоры, ни обиды, ни предательство, потому что отец был мудр и терпелив, а сын почитал отца и  свято верил, что ведет его самый близкий человек на земле к Божьему Храму. Учитель: О чем эта мудрая притча? 4 Этап первичной проверки понимания изученного через смысловые ассоциации: Учитель: А теперь возьмите темный фломастер и выделите текстовые антонимы к понятию «крепкая семья» Учитель: А теперь возьмите светлый фломастер и выделите  в тексте слова, которые являются   текстовыми   синонимами   к   понятию   «крепкая   семья»и   «семейные ценности». Вывод:   так   какой   же   должна   быть   малая   церковь?   В   каких   словах   заключается моральное поучение? 5  Групповая работа учащихся: Учитель: А как относились к семейным ценностям знаменитые русские писатели и поэты?   Ведь   Достоевский   полагал,   что   талант   обстоятельства.    развивает   либо   семья,   либо а) Исследовательская работа на тему: «Роль семьи в жизни М.Ю.Лермонтова» (1 группа). Цель   исследования:   определить   влияния   семьи   на   мировоззрение   и   творческую позицию поэта . Объект исследования: биографические данные, творчество. Вывод  : бабушка развивала в маленьком внуке таланты, а Мишель, несмотря ни на что ее любил ,почитал и благодарил. Учитель:   Отношения   в   семье,   «мысль   семейная»­является   основой   жизни   и творчества Л.Н.Толстого. б) Фрагмент проекта­исследования « Роль семьи в жизни Л. Н.Толстого». (2 группа) Цель   исследования:   определить   влияния   семьи   на   мировоззрение   и   творческую позицию Л.Н.Толстого. Объект исследования: биографические данные, творчество. Вывод  : собственное детство Толстой считал счастливейшей порой  несмотря на  раннее сиротство. В его воспоминаниях мы видим душевное тепло, свет в  отношениях между ребенком и родителями.  6. Лирическая пятиминутка: Учитель: А теперь  давайте поговорим о наших семьях.  Какие они, Храм ли? Послушайте мое откровение о собственной семье . Это моя особая молитва , обращенная к Богородице, потому что именно она является Заступницей семьи. Учитель читает стихи на фоне музыки Рахманинова. Моя семья есть Божий Храм, Мой дом для Веры и Надежды. Молитву к небесам воздам: Пусть здесь любовь царит как прежде. Пусть будут близкие мои Здоровы и крепки душою. Мой Божий Храм­ оплот Любви Пребудет в мире и покое.  7. Этап закрепления изученного: а) творческая работа «Рисуем храм» Учитель: (работает с рисунком «Храм» на доске:  в  храме живут  (вписывает в свой  рисунок):  ВЕРА,НАДЕЖДА,ЛЮБОВЬ, МИР,ПОКОЙ,МОЛИТВА. (за пределами храма остаются все обиды) Это мое отношение к собственной семье, а какие  понятия  –основа   вашей семьи? РАБОТА С КЛАСТЕРОМ. Перед вами лист – кластер « Я и моя семья»,   на нем даны две группы ключевых слов, отображающих отношения в семье. Выпишите 3 слова, на которых , по вашему мнению, основана ваша «малая церковь». Светлым маркером ­ светлые слова, Темным маркером – негативные понятия. (Дети работают с кластером.) ЛИСТ   АССОЦИАЦИЙ  «Я и моя семья».  БОГ                                                     ПУСТОТА                   ВЕРА                                                 ОДИНОЧЕСТВО НАДЕЖДА                                       РАВНОДУШИЕ ЛЮБОВЬ                                         ЗЛО ТЕРПЕНИЕ                                    ОБИДА СВЕТ                                                СТРАХ МАМА                                              ЭГОИЗМ ПОЧИТАНИЕ                                ПЕЧАЛЬ НЕЖНОСТЬ                                  ОТВЕРЖЕННОСТЬ ОТЕЦ                                               НАКАЗАНИЕ СОВЕТ                                            СИРОТСТВО МОЛИТВА                                     ССОРА БЛАГОДАРНОСТЬ                      ОТРИЦАНИЕ ЕДИНСТВО                                   ОТЧУЖДЕНИЕ ДОВЕРИЕ                                      ГРУБОСТЬ РАДОСТЬ                                      ГОРЕ БЛИЗКИЕ                                    ЧУЖИЕ МИЛОСЕРДИЕ                           ЛОЖЬ ЛАСКА                                        СКВЕРНОСЛОВИЕ ПОМОЩЬ                                   ГНЕВ  Учитель: Поясните, какие слова вы выбрали и почему? Дети поясняют. Учитель: Я искренне надеюсь, что каждому  из вас в конце урока захочется сказать: « Моя семья есть Божий Храм».  А что же вы, пока не поэты и не писатели, но очень одаренные   ученики   5­а   класса   можете     сказать   о   свои   папах   и   мамах,   о   своем семейном Храме?  Итак, открываем семейный альбом. б) индивидуальное задание «Семейный альбом» Работа группы. Дети рассказывают о своих семьях (2­3 человека). 8. Этап подведения итогов учебного занятия: Учитель: Какой же должна быть семья, чтобы мы каждый день входили в нее как в  Божий Храм?  Объяснение домашнего задания:  Когда­нибудь вы создадите собственную семью, а  каким будет этот Храм ,вы пока не знаете. Охарактеризуйте Храм своей будущей семьи и с помощью ключевых слов –  кластера «Я и моя семья». 9. Этап рефлексии: Закончите предложение « Семья  для меня – это…» Использованная литература: 1 Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1995.       2.   Аристова Н. Семья настоящая и предстоящая. Узы брака, узы свободы. — М., 1990 3.    Кон И. Семья с одним родителем. А счастье так возможно. — М., 1989. 4.   Яневский А. На пути к зрелости. — М., 1992. Интернет­ресурсы: 1. Большой энциклопедический словарь http://www.sci.aha.ru/ALL/VOC/index.htm 2. Открытая Русская Электронная Библиотека OREL http://orel.rsl.ru 3. Педсовет.org    http://pedsovet.org/  4. Российская Литературная Сеть. Каталог русскоязычных авторов  http://russian.rulib.net/

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и православной культуры "Моя семья есть Божий Храм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019