Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".
Оценка 4.9

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история +1
8 кл
19.07.2018
Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".
В данной методической разработке представлен опыт по формированию на уроках представлений учащихся о связи литературы и истории в школьном преподавании; обоснована методика формирования целостных представлений учащихся по истории и литературе на уроках. Помимо теоретического материала в работе имеется разработка интегрированного урока литературы и истории «Емельян Пугачев – историческая личность и литературный образ».
Старикова Е.Г._Методическая разработка.docx
Методическая разработка Тема: «Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников».                                                                                    Работу подготовил:                                                                        Старикова Елена Геннадьевна                                                                                     Должность:                                                                                     учитель русского языка и литературы                                                                                     Место работы:                                                                                     МБОУ «Гимназия г.Медногорска»                                                     2018 г. г. Медногорск, Оренбургская область 3 Оглавление. I. II. Введение  __________________________________ 3 Основная часть Глава I 1.1 Основные цели использования художественной литературы  на уроках истории ___________________________ 5 1.2 Место художественной литературы на уроке истории и              принципы её отбора _________________________ 6 1.3 Классификация произведений художественной литературы  для уроков истории _________________________ 7 Глава II II.1Анализ взаимосвязи истории и литературы___ 9 III. Заключение_________________________________ 28 IV. Список литературы__________________________  29 4 Введение.    В преподавании истории широко используется художественная литература, как один из приёмов работы на уроке. Художественная литература помогает сформировать   у   школьников   яркие   образы   из   прошлого,   являющиеся составной   частью   исторических   событий.   Художественная   книга   помогает учителю поддерживать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. В художественной литературе очень ярко и красочно описываются исторические события, что прекрасно влияет на восприятие нового материала учащимися.  Фрагменты  из  исторических   произведений   учитель   привлекает, чтобы   ввести   учащихся   в   историческое   событие   или   воссоздать   колорит эпохи,   дать   картинное   или   портретное   описания.   В   практической деятельности   произведения   художественной   литературы   привлекаются учителем   на   уроке,   во   внеклассной   работе,   рекомендуются   учащимся   для самостоятельного чтения. На мой взгляд, сочетание красоты художественного слова   и   завораживающие   факты   исторических   событий   оставляют неизгладимый след в памяти учащихся, что в свою очередь вызывает интерес к предмету и повышает успеваемость. Актуальность работы.  Художественная литература – чрезвычайно ценный элемент   обучения,   так   как   способна   иллюстрировать   научный   материал истории,  комментировать   его   сюжетами,   углублять   понимание,   возбуждать живой интерес к жизни, вызывая эмоциональное переживание. В современной школе её применение – это неотъемлемая часть изучения истории на базовом и   на   углубленном   уровнях   обучения.   Именно   поэтому   вопрос   данного исследования можно считать актуальным. Объект. Система интегрированных уроков по истории и литературе в средней школе. Предмет.  Формирование   на   уроке   представлений   учащихся   о   связи литературы и истории в школьном преподавании. Цель.  Обосновать методику формирования целостных представлений учащихся по истории и литературе на уроках. 5 Задачи:  1) определение уровня знаний учащихся по истории, литературе; 2)  обоснование содержания, методов, приёмов формирования представлений учащихся о литературно­исторических явлениях и фактах; 3)   разработка   методики   и   системы   интегрированных   уроков   истории   по изучению художественного текста. Гипотеза.  Формирование   представлений   учащихся   об   истории   и литературе в их взаимосвязи и взаимопроникновении будет успешным, если создана система интегрированных уроков по истории – литературе; поэтапное изучение   в   школе   исторических   произведений   (имеются   в   виду художественные   произведения   на   историческую   тему   с   доминантой историзма) сочетается и дополняется собственно историческими источниками (хрониками, документами). 6 Глава I. 1.1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории.           Основная   цель   использования   художественной   литературы   на   уроках истории   –   это   сформировать   у   школьников   эмпатию,   т.е.   понимание эмоционального   состояния   другого   человека   посредством   сопереживания, проникновения в его объективный мир.            Художественная литература служит для учащихся одним из важных источников   для   ознакомления   с   историческим   прошлыми   одним   из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Живость и конкретность художественного образа – меткие характеристики и детали быта,   яркие   факты   и   описание   облика   людей   прошлого   –   усиливают картинность   повествования   и   таким   образом   создают   более   конкретные исторические представления у учащихся, позволяют почувствовать колорит эпохи.       М. Горький однажды отметил: «А много ли может дать ребятам учебник, ­ скажем   школьный   курс   истории,   ­   если   его   не   сопровождать   живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов, которые дали   бы   детям   представления   о   различных   эпохах   и   действующих   лицах истории».   Словами   великого   классика   подтверждается   важность использования   художественной   литературы   для   обучения   детей   истории,  а также определяется ещё одна из целей её применения: формирование научно­ исторических представлений у учащихся за счёт художественных образов.       Художественный   образ,   как   правило,   отличается   меткостью   и убедительностью.   Это   облегчает   восприятие   исторического   прошлого, воспитывает   у   школьников   определённое   отношение   к   изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение,     7 возмущение.  Яркий,  выразительный   художественный   образ   воздействует   на личность учащихся всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.             Благодаря   историко­художественной   литературе,   ученики   получают представление   о   конкретной   эпохе,   о   различных   классах   и   сословиях,   о взаимоотношениях власти и общества в различных исторических условиях. Нередко   это   относится   к   тем   явлениям   и   личностям,   о   которых   по идеологическим мотивам долгое время не принято было что­либо писать, а если и давали сведения в учебниках истории прежних лет, монографиях и популярных работах, то односторонне.         Читая   художественные   произведения,   ученики   имеют   возможность   (учитывая   проведённую   литераторами   значительную   научно­ исследовательскую работу) узнать о мотивах действий видных политиков и простых   смертных,   чьи   имена   сохранились   в   исторических   источниках,   о причинах, обусловивших исход того или иного события, об истории создания памятников культуры либо совершения научного открытия.          Историческая беллетристика возвращает из забвения портреты и могут служить   историческим   источником.   Но   они   могут   быть   прекрасным средством   ознакомления   учащихся   с   результатами   изучения   прошлого, притом   в   увлекательных   сюжетах,   конкретных   образах   и   выразительных характерах, т. е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения. 1.2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы её отбора.       Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа  прокладывают  в сознании детей связи с прошлым народа и страны.   Слово   учителя,   предельно   точное,   полное   стремительной   мысли   и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.      При отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо   учитывать   два   момента.   познавательно­   Во­первых, 8 воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С. П. Бородин подчёркивал, что вымысел «должен находиться в пределах   исторической   и   бытовой   достоверности».   В   книге   должны   быть строго   соблюдены   исторические   особенности   и   менталитет   того   времени, которые   описывает   книга,   поэтому   всегда   лучше   брать   современников соответствующей   эпохи,   которая   изучается   на   данном   уроке   истории.   Во­ вторых, его высокую художественную ценность.       Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать: 1. Живое   изображение   исторических   событий,   изучение   которых предусмотрено школьной программой. 2. Образы исторических деятелей и изображение народных масс. 3. Картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.      На уроках литературы учитель может использовать следующие жанры литературных произведений: басня, баллада, былины, роман, эпиграмма. Т.е. художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор. 1.3.   Классификация   произведений   художественной   литературы   для уроков истории.          Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику.           К   литературным   памятникам   относят   произведения,   написанные современниками   описываемых   явлений   и   событий.   Произведения   этой группы   являются   своеобразными   документами   эпохи   и   служат   для исторической   науки   одним   из   источников   знаний   о   прошлом.   Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего   времени   сквозь   призму   взглядов   автора.   Поэтому   необходим критический   подход   к   художественному   произведению.   Яркими примерами   таких   произведений   являются   «Слово   о   полку   Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака.   Или   «Сказание   о   Мамаевом   побоище»,   посвящённое 9 Куликовской битве.  К  такого  рода  источникам  можно  отнести и  мифы Древней Греции, где отражены различные стороны истории того периода: быт,  культуры,  религия   и   др.  Также   к   таким   произведениям   относятся «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Тихий Дон» М. А. Шолохова и т.д.      Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т.д.). Эти произведения не являются ни литературными   памятниками   эпохи,   ни   живым   свидетельством   её современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они   могут   быть   прекрасным   средством   ознакомления   учащихся   с результатами   изучения   прошлого,   притом   в   увлекательных   сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно.   Эти   произведения   дают   нам   средства   для   конкретизации   и иллюстрации   излагаемого   учебного   материала,   помогают   картинности самого изложения.       К таким произведениям относятся роман­эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого, где всесторонне раскрываются жизнь и судьбы людей во время Отечественной   войны   1812   года,   а   также   сами   военные   действия. Множество   произведений   А.   С.   Пушкина   различного   жанра   («Песнь   о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «Борис   Годунов»,   «История   Пугачёва»,   «Капитанская   дочка»)   также ценный   источник   овладения   знаниями   на   уроках   истории,   так   как охватывают   различные   эпохи   в   истории   нашего   государства.   Список произведений такого рода можно продолжать очень долго, но важен тот факт,   что   все   они   являются   незаменимым   элементом   исторического образования в школе.          В зависимости от тех образовательно­воспитательных задач, которые ставит перед собой учитель, такого рода дифференциация художественной литературы   даёт   ему   широту   выбора   в   использовании   конкретного художественного произведения на уроках истории. 10 Глава II 2.1 Анализ взаимосвязи истории и литературы. Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся   к жизни   в высокоразвитом   обществе.   Решение   данной   задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее   эффективным   способом   их   формирования   является   интеграция школьных   учебных   дисциплин.   Помимо   этого,   интегрированное   занятие способно   оживить   образовательный   процесс,   позволяет   рационально использовать   учебное   время.   Интегрированные   уроки   способствуют формированию   целостного   взгляда   на   окружающую   действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни. В   условиях   введения   в образование   ФГОС   в приоритете   становятся межпредметные   связи,   которые   считаются   высшим   уровнем   школьного образования.   Не   секрет,   что   многие   педагоги   испытывают   серьезные затруднения   при   реализации   принципов   осуществления   межпредметных связей.   Тогда   педагоги   обращаются   к методическим   рекомендациям,   где указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие.  Интегрированный урок ­ это особый тип урока, объединяющего в себе  обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного  понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока  учителя прибегают главным образом в следующих случаях: ­ при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных  программах и учебниках; ­ при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым  11 содержанием из параллельной дисциплины; ­ при выявлении в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий,  фактов в разных науках; ­ при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.     Самое узкое место интегрированного урока ­ это технология  взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий,  содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого  действия. Взаимодействие их при этом может строиться по ­ разному. Оно  может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из  них может выступать ведущим, а другой ­ ассистентом или консультантом;  весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного  наблюдателя и гостя.         Подготовка интегрированного урока. Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем   того   предмета,   который   привлекается   к   созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей. Определение   формы   интегрирования   зависит   от   цели   урока   и   выбора системообразующего   компонента,   т.е.   от   того,   вокруг   чего   будет проводиться интеграция.    Интегрированные   уроки   позволяют   использовать   различные   педагогические   технологии:   развивающее   обучение,   личностно   ­ ориентированное   обучение,   коммуникативно   ­   диалоговая   и   проектная деятельность. Формы и типы уроков бывают самые разные: исследование, диспут,экскурсии,инсценировки….         Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние   оказывает   знание   учителем   самого   явления   педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и   уровень   развития   учащихся,   их   умение   совмещать   знания   из   разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того   рода.   Каждый   последующий   интегрированный   урок   будет   легче проводиться   всеми   участниками   педагогического   процесса.      После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили   один   из   них   в   качестве   системообразующего   и,   наконец, определились   с   формой   интегрирования,   следует   заняться   очень   тонкой работой   –   рассмотрением   связей,   которые   следует   установить   между интегрируемыми   блоками   знаний.   Связи   –   это   устанавливаемые   или восстанавливаемые   последовательные   зависимости   интегрируемых компонентов между собой. Процедура интегрирования материала разных уроков   и   разных   тем   идет   через установление   внутрипредметных,   12 и       по   сути   новым     познания, процессом   межцикловых связей.  межпредметных        Теперь о структуре интегрированного урока. Разработка структуры интегрированного   урока   ­   совместное   дело   учителей   интегрируемых предметов.   Интегрированный   урок   в   силу   своей   сложности   требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов   процесса   разнохарактерный   материал, разнопредметные   методы   обучения.   Всё   это   требует   продуманного управления познания.       Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке   и   проведении   интегрированного   урока.   Однако   такие   уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины.   Такие   ситуации   становятся   сегодня   нормой.           Преимущества многопредметного  интегрированного  урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более   благоприятные   условия   для   развития   самых   разных интеллектуальных   умений   учащихся,   через   него   можно   выйти   на формирование   более   широкого   синергетического   мышления,   научить применению   теоретических   знаний   в   практической   жизни,   в   конкретных жизненных,   профессиональных   и   научных   ситуациях.   Интегрированные уроки   приближают   процесс   обучения   к   жизни,   натурализируют   его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. Как   же   возникла   идея   интегрированного   урока?   Изначально   идея возникает из сопричастности и взаимодополняемости некоторых школьных предметов.   Так   как   перед   педагогами   современное   образование   ставит задачу   сформировать   у обучающихся   целостную   картину   мира,   то и появляется необходимость интеграции между уроками. Ведь именно они открывают   перед   учителями   и учениками   значительные   возможности. В рамках   проведения   интегрированного   занятия   учащиеся   могут приобрести   разносторонние,   более   углубленные   знания,   используя информацию   по   нескольким   предметам.   На   интегрированном   занятии формируется одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в другую.   Данный   факт   позволяет   развивать   критическое   мышление, аналитическую   деятельность.   Благодаря   всему   выше   перечисленному, достигается   целостное   окружающей   ученика, действительности.   Помимо   этого   интеграция   позволяет   формировать творческие   способности   самостоятельной,   толерантной,   ответственной личности.  Интегрированные   занятия   организованы   таким   образом,  чтобы способствовать   реализации   дифференцированного   подхода   к получению информации   и знаний   обучающихся.   Интегрированный   урок   открывает возможности   для   разных   категорий   обучающихся,   в зависимости   от   их способностей.   Учащимся   предлагаются   различные   методы   получения и усвоения знаний: от глубокого, подробного анализа изучаемых процессов восприятие,   13 до   простого   пересказа   изученной   информации.   Следовательно,   в ходе участия в интегрированном занятии у детей развивается умение обобщать, систематизировать,   анализировать   полученные   знания   из   нескольких предметов, формируется преемственность знаний, полученных учениками. Для   правильного   построения   интегрированного   занятия   необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть   интегрированного   урока,   в отличие   от   традиционного,   наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают   применение   разных   методов   обучения   и организации познавательной   деятельности   обучающегося.   Интегрированный   урок продемонстрирует   результативность,  если   будут   реализованы   следующие дидактические задачи:   интегрированное занятие должно быть актуальным, содержать проблему, обязательно подразумевать межпредметные связи;    преподаватели при подготовке урока должны тесно взаимодействовать между собой;      педагог   обязательно   организует   кураторство   над   деятельностью учащихся   при   выполнении   интегрированного   опережающего   домашнего задания;       Исходя   из   этого,   возникает   общая   классификация   интегрированных      при применении интеграции обязательно использовать приемы обратной связи;     в интегрированном уроке должна прослеживаться преемственность между его этапами.         Также при подготовке интегрированного урока педагогу следует особое внимание уделить возрастным особенностям учащихся, возможностям класса, отношениям   между   учащимися.   Организация   интегрированных   занятий подразумевает   особую   четкость,   продуманность   и логическую   взаимосвязь изучаемой информации по интегрированным предметам.   занятий:      организация   и проведение   занятия   двумя   и более   педагогами   разных учебных предметов;      организация   и проведение   занятия   одним   учителем,   который   имеет базовую подготовку по дисциплинам, подвергающимся интеграции;      создание   не   только   одного   интегрированного   занятия,   но   и разработка интегрированных тем или разделов, а при возможности и курсов.     Особо необходимо отметь тот момент, что привлечение в образовательный процесс   интегрированных   занятий   предполагает   увеличение   объема самостоятельной работы учащихся, так как расширяется тематика изучаемого материала по предметам.        Интегрированный урок – эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук. 14 Одним   из   наиболее   ярких   примеров   такого   сочетания   служат   уроки литературы и истории. Если обратиться к прошлым временам, то мы увидим, что литература отделилась от истории только в XVIII веке. До этого они составляли единое целое. Но и в XVIII, и XIX веках сохраняется близость истории к художественной литературе. Ряд историков были одновременно и писателями (например: М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин). Может,   поэтому   именно   в   литературе   и   истории   можно   найти   особенно богатый материал для подготовки и проведения интегрированных уроков. Интегрированный урок имеет свои методические особенности:  этап длительной подготовки;  анонсирование времени проведения и дополнительных заданий;  особая структура занятия;  различные формы учебной деятельности;  самостоятельная работа учащихся с дополнительными материалами;   развитее   навыков   анализа   исторических   и   литературоведческих документов;  обязательная эмоциональная окраска;   особая   система   подведения   итогов   с   точек   зрения   двух   изучаемых предметов;  возможность расширения кругозора за счет интеграции знаний. Интегрированные уроки могут проводиться в различных формах, исходя из целей   и   планируемого   типа   урока   (изучение   нового   материала, комбинированный   урок,   урок   контроля,   урок   обобщения…):   литературная гостиная,   музейный   урок,   библиотечный   урок,   урок   с   применением информационно­коммуникационных   технологий,   виртуальное   путешествие, урок­спектакль и др. Подобные уроки имеют несколько целей: раскрыть идею и смысл определенного произведения; продолжить работу с литературоведческими терминами; донести   идею   литературного   произведения   через   события   и   образы личностей истории в одном временном отрезке; продолжить работу по патриотическому воспитанию через восприятие художественных произведений; формировать коммуникативные навыки; воспитывать   человеческие   качества,   присущие   истинному   русскому герою; Содержание   и   организационные   особенности   интегрированного   урока требуют на его проведение большего времени, чем один стандартный урок. На такое занятие можно пригласить специалистов: библиотекаря, музыкального работника, историка, музейного работника, искусствоведа… Наиболее   обширный   материал   для   интеграции   литературы   и   истории представляет   содержание   курса  литературы   8  класса,   например   по   темам: 15                В   них   история   и   художественное   ее   осмысление   пересекаются «Исторические народные песни» («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»); «Предания» («О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»), «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином суде», «К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Ревизор», «Стихотворения писателей XX века о Великой Отечественной войне» и др.   непосредственно, образно и понятно для мышления школьника.      А с чем это связано? Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий   интерес   ее   творцов,   великих   писателей,   к   историческому прошлому  своего   народа,  своей   страны,  тесно   связанный   с  их  неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В этом отчетливо и ярко   проявились   такие   присущие   русской   литературе   качества,   как народность и гражданственность.       К вопросам личности в истории писатели и ученые подходили по­разному. Историки   констатируют   только   факты,   не   затрагивают   глубоко   саму личность,   ее   характер   и   чувства,   эмоции,  мотивы   поступков.   А   писателей интересует и внутренний мир, и окружение, и личные переживания событий героями.       Для подтверждения всего выше сказанного рассмотрим модель  конкретного урока.        Конспект  интегрированного урока «Емельян Пугачев – историческая личность и литературный образ» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с причинами, характером крестьянского восстания (1773­1775гг)   под   предводительством   Емельяна   Пугачева.   Сопоставить реальную личность Емельяна Пугачева и его художественный образ в повести «Капитанская дочка» 2.   Развивать   познавательный   интерес   к   эпохе   второй   половины XVIII века через   изучение   исторических   документов,   связанных   с   пугачевским восстанием,   и   анализ   образа   Пугачева   в   повести   Пушкина   «Капитанская дочка». 3. Способствовать пониманию таких   нравственных категорий, как «честь», «чувство   долга», «верность  своему   слову», «благородство», «милосердие»,  Воспитывать   патриотизм,   любовь   к   истории   русского   народа,   к художественной литературе. 1.Орг.момент. Цели. Ход урока: Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог  видеть русский бунт 16 Основной вопрос Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?  – бессмысленный и беспощадный. А.С. Пушкин План урока: 1.   Характеристика   эпохи   царствования   Екатерины II.   Причины   народного восстания. 2. Историческая справка о Емельяне Пугачеве как личности крестьянского бунта 3. Художественный образ Пугачева   в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 4.   Сопоставление   реальной   личности   и   художественного   образа   Емельяна Пугачева. II.  И: Что же представляла собой эпоха царствования Екатерины II? Вторая половина XVIII века – время царствования Екатерины II ­ эпоха неоднозначная.Это   был   век   блестящих   побед   русской   армии,  век   расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений.   Одной   из   печальных   страниц   в   истории   России   является выступление крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. Как Екатерина II пришла к власти, что этому предшествовало ? В 1745   году дочь принца Анхальт –Цербстского Софья Фредерика Августа   вышла   замуж   за  наследника   российского  престола,  великого   князя   Петра Федоровича.   В   1762   году   она   пришла   к   власти   под   именем   Екатерины II, свергнув с престола своего мужа Петра III. Екатерина   умна,   образованна,   решительна,   ее   часто   называют продолжательницей   дел   Петра   Великого.   Екатерина II выбрала   политику, направленную   на   развитие   страны.   Однако   тяжесть   налогов,   бесправие отражались   на   крестьянах.   Сама   Екатерина   была   ярой   противницей крепостного права. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому   поводу.   Однако   сделать   что­либо   конкретное   в   этой   области   не решилась. Крепостных могли продать, проиграть в карты, подвергали истязаниям, обменивали   на   скот   и   просто   безнаказанно   убивали   за   непослушание. Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведённое до   отчаяния,   оказывало   сопротивление,   которое   в   большинстве   случаев носило стихийный характер. Продолжали расти злоупотребления крепостным правом   помещиков   над   крепостными,   которые   платили   огромные   налоги, терпели наказания и нищету, при этом постоянно тяжело работая. Во многих местах начинались бунты крестьян против помещиков и власти. 17 В этой обстановке разнеслись слухи, что Петр III жив, он появится и накажет царицу и помещиков, даст крестьянам землю и волю (в народе всегда жила вера в доброго царя). Началось возмущение в казачьей среде, казачество с его преданиями о вольной жизни и враждой к государству не исчезло, тем более   что   оно   должно   было   нести   гарнизонную   службу,   что   стесняло   его свободу. Восстание началось на реке Яике среди яицких казаков с появлением донского казака Емельяна Пугачева, назвавшегося Петром III. Каким представляют Пугачева ученые ­ историки И: Емельян  Иванович Пугачев – донской казак, предводитель крестьянского бунта1773­1775 годов ­ родился в 1742 году в станице Зимовейская на Дону. В 1759 году Емельян Пугачев вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне. В 1764 году в составе своего полка находился в Польше,   в   1769­1770   годах   воевал   с   турками   и   получил   чин   хорунжего. Вернувшись по болезни на Дон, отправился бродяжничать, находился в среде терских казаков, за Кубанью  у казаков некрасовцев, в Польше, жил среди старообрядцев   под   Черниговым,   Гомелем   на   реке   Иргизе.   Несколько   раз попадал под арест, но совершал побеги. В мае 1773 года Пугачев бежал из казанской тюрьмы на реку Яик, где среди проживавших там казаков объявил себя   императором   Петром   Федоровичем,   спасшимся   чудесным   образом   от убийц, подосланных неверной женой. 17   сентября   от   его   имени   был   прочитан   первый   манифест   о   начале восстания, ядром которого стали яицкие казаки­старообрядцы. Затем к ним присоединились   отряды   башкир   и   других   народов   Поволжья,   уральские работные   люди,   а   также   крестьяне.   Многочисленные   отряды   повстанцев действовали   на   огромной   территории   от   Урала   до   Волги.   Сам   Пугачев первоначально осадил Оренбург, но после поражения от правительственных войск у Татищевой крепости 22 ноября 1774 года его главные силы отступили в горнозаводской Урал. Оттуда он двинул на Волгу и взял Казань. Пугачевцы находились там всего один день, но успели  в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город. Победители насиловали женщин, убивали не только мужчин, но и стариков и детей. Одно имя Пугачева вызывало неподдельный страх среди населения.   Дальнейший путь преследуемого правительственными  войсками мятежного вождя Емельяна Пугачева лежал вниз по Волге. Он бежал, «но бегство его, по выражению А.С. Пушкина,  казалось нашествием». В связи с размахом пугачевского восстания правительство вынуждено было форсировать переговоры с Турцией об окончании войны и перебросить в Поволжье войска под командованием Александра Суворова. После того, как повстанцы потерпели крупное поражение под Царицыном, Пугачев в сентябре 1774   года   был   выдан   своими   бывшими   соратниками   царским   властям. Доставленный   в   Москву   в   клетке   в   распоряжение   следственной   комиссии мятежный вождь был приговорен судом к четвертованию и казнен 10 января на Болотной площади. 18 Стоя   на   эшафоте,   Пугачев   крестился   на   соборы,   кланялся   на   все стороны   и   говорил   «Прости,   народ   православный,   отпусти   мне,   в   чем   я согрубил перед тобой… Прости, народ православный». Крестьянский бунт 1773­1775гг   стал   самым   массовым   стихийным   народным   выступлением   в России. Пугачев серьезно напугал   российские правящие круги. Еще в ходе восстания по приказу правительства был сожжен дом, в котором жил Пугачев, а   позднее   его   родная   станица   Зимовейская   перенесена   в   другое   место   и названа   Потемкинской.   Река   Яик,   первый   очаг   неповиновения   и   эпицентр повстанцев,   была   переименована   в   Урал,   а   яицкое   казачество   стало называться   уральским.   Екатерина   повелела   придать   вечному   забвению пугачевский бунт. Л: Но народ сохранил память о Емельяне Пугачеве в народных песнях.  Вот отрывок из одной песни. Нет больше народного заступника. Емельян, ты наш родной батюшка! На кого ты нас покинул? Красное солнышко закатилось… Как остались мы, сироты горемычны, Некому за нас заступиться, Крепку думушку за нас раздумать… Кем является  Пугачев для простого народа? (народным  заступником, родным  батюшкой, красным солнышком) III. Пушкин о Пугачеве в «Истории Пугачевского бунта» и в повести «Капитанская дочка» Л: Емельян Пугачев – личность непростая, притягивающая и отталкивающая одновременно. Эта личность всегда интересовала не только  историков, но и  писателей. Пушкин   интересовался   личностью   Пугачева   и   как   историк,   и   как литератор.   Он изучает   архивные   документы   о   пугачевском   восстании, выезжает в те губернии, где произошли главные события пугачевского бунта, беседует   с   очевидцами,   современниками   Пугачева,   объезжает   окрестные города,   осматривает   места   сражений.   Расспрашивает,   записывает.   Он   был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачевского бунта», а в 1836 году повесть «Капитанская дочка». «История   Пугачевского   бунта»   ­   настоящий   исторический   труд,   в котором   А.   С.   Пушкин   решительно   отошел   от   концепции   пугачевского движения,   которая   была   заявлена   еще   екатерининским   правительством   и покорно   принята, всеми   официозными историками. Значение   крестьянской   войны   было   сознательно   снижено:   она изображалась как «бунт казака Пугачева» и собранной им «шайки воров и убийц». В соответствии с этим и все историки до Пушкина, не вдаваясь в изучение   событий,   ограничивались   только   декламацией   о   личных   как   обязательная,   19 «злодействах»   Пугачева,   старательно   сопровождая   имя   «казака   Земельки» такими эпитетами, как «вор», «обманщик», «зверь», «прекровожаждущий», «самолютейший» и т. п. Задача сводилась не к передаче исторических фактов, а к возможно более громогласному изъявлению «верноподданейших» чувств по поводу этих фактов. В своей монографии Пушкин восстановил истинный масштаб событий и вскрыл их истинную природу. «Весь черный народ был за Пугачева, ­ говорит писатель   в   замечаниях,  поданных   Николаю   1  после   выхода   книги,  ­   одно дворянство   было   открытым   образом   на   стороне   правительства». Правительственная   версия,   подменявшая   понятие   крестьянской   войны понятием   местного   казачьего   «бунта»,   была   решительно   отвергнута Пушкиным. Чтобы понять, какими были Пугачёв и его сподвижники, прочитайте отрывок   из  «Истории   Пугачёвского   бунта»  А.С.Пушкина,   где   говорится   о лагере пугачёвцев, который находился в Бердской слободе. “Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был   офицерских   жён   и   дочерей,   отданных   на   поруганье   разбойникам. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных   страдальцев.   Шайки   разбойников   устремлялись   во   все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности”. И ещё один отрывок из «Истории Пугачёвского бунта» А.С.Пушкина о судьбе дочери коменданта крепости Татищевой Елизаветы Харловой. “Наконец   мятежники   ворвались   в   дымящиеся   развалины   [крепость Татищеву]. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои   раны.   Жену   его   изрубили.   Дочь   его,   накануне   овдовевшая   Харлова приведена была к победителю, распоряжавшемуся казнию её родителей. Пугачёв был поражён её красотой и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для неё семилетнего брата. Впоследствии Харлова и семилетний брат её были расстреляны. Тела их, брошенные в кусты, оставались долго в том же положении”. Какими   показаны   здесь   пугачёвцы?   (жестокими   насильниками   и убийцами, грабителями) Оценка Пугачевского бунта  Пушкиным ­ историком резко негативная. (Эпизод из к­ф «Русский бунт» А. Прошкина) 1.39.27­ 1.40.27 Пушкин не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», но   и   не   лестного   мнения   о   самой   личности   Пугачева   (называет   его звероподобным).   Однако   сама   личность   Пугачева   не   оставила   Пушкина равнодушным,   ему   хотелось   показать   Пугачева   как   личность   сложную, неоднозначную, противоречивую. 20 Желая сделать его образ более человечным, раскрыть причины того, что за   ним   пошло   столько   людей,   и   не   только   из   народа,   Пушкин   пишет «Капитанскую   дочку».   Эпиграфом   к   повести   взята   русская   пословица «Береги честь смолоду», тем самым Пушкин подчеркивает, что в повести для него важны  нравственные вопросы  Понять многое в образе Пугачева помогает рассказанная им калмыцкая сказка: Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон­птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего­навсего только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул   другой,   махнул   крылом   и   сказал   ворону:   нет,   брат   ворон;   чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст! Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного   пути:   долгого,   размеренного,  небогатого   яркими   событиями,   и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют и герои сказки: орел ­ птица вольная, царственная, любящая высоту, простор; ворон ­ птица мудрая, но прозаичная, некрасивая, земная. Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше   короткий,   но   яркий   путь,   напоминающий   жизнь   орла.   Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей. Как   раскрывается   Пугачев   во   взаимоотношениях   с   Гриневым?   Анализ эпизодов ­ Встреча на дороге в буран ­   Взятие   Белогорской   крепости.   Казнь   коменданта   и   других   офицеров, помилование Гринева (К­ф «Русский бунт» А. Прошкина) 1.13.31­1.15.15 ­ В Бердской слободе. Помощь Гриневу в освобождении Маши Мироновой ( К­ф «Русский бунт» А. Прошкина) 1.30.51­ 1.32.12 Официально   –   они   враги,   т.к.   один   бунтарь,   другой   офицер императорской армии. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных   отношений.   Оба   героя   симпатизируют   друг   другу.   Пугачёв сохраняет   жизнь   Гринёву,   устраивает   его   счастье,   проявляя   при   этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за искренность, верность долгу, доброту. Пётр Гринёв, хотя и называет Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, но всё­таки тоже симпатизирует ему, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни. Работа со сравнительной  таблицей. 21 Сравните, каким предстает Пугачев в исторических документах и в повести «Капитанская дочка»? Результаты сравнения запишите в примечания.   Отношение к Пугачеву как предводителю крестьянского восстания до сих   пор   продолжает   меняться.   Когда­то   Пугачева   предавали   церковной анафеме, в советское время его воспевали как защитника всех угнетенных. Сделайте   вывод.   Каким   вы   увидели   Емельяна   Пугачева:   кровавым убийцей или народным героем Для большинства Пугачев – народный герой, но насилие и жестокость , проявленные   одной   стороной,   порождают   еще   более   жестокое   и   кровавое насилие с другой стороны.   Любые бунты и войны несут горе и разорение, страдание и реки крови.  Емельян Пугачев как реальная личность и художественный образ     Внеш ность Пугач ева Емель ян Пугач ев   в истори и Рост его неболь шой, лицо имеет смугло е   и сухоща вое, нос   с горбом , левый глаз щурит Образ Емелья на Пугаче ва   в повести А.С. Пушки на «Капит анская дочка» Наружн ость его показал ась   мне замечат ельна. Он   был лет сорока, росту среднег о, худощав и широко Примеча ние Во внешност и Пугачева нет ничего жестоког о. отталкив ающего, в «К.   д» Пушкин отмечает, что внешност 22 ь замечате льная, даже приятная и часто им мигает. Волос ы   на голове черные , борода черная же,   но с неболь шой седино ю Лицо имеет он смугло е,   но чистое, глаза острые и   взор страхо витый; борода и волосы на голове черные ,   рост его средни й   или меньше ; в плечах хотя   и широк,   плеч.   В черной бороде его показыв алась проседь; живые большие глаза так   и бегали. Лицо его имело выраже ние довольн о приятно е,   но плутовс кое. (гл. II) Пугачев на первом месте сидел, облокот ясь   на стол   и подпира я черную бороду своим широки м кулаком .   Черты лица 23 Пост упки но   в поясни це очень тонок Назвал ся Петро м III, собрал войско из казако в, грабил, казнил дворян ,   был предан  своими соратн иками,  сдан властя м, казнен его, правиль ные   и довольн о приятны е,   не изъявля ли ничего свирепо го (гл.VIII) Встреча на дороге в буран Взятие Белогор ской крепост и,   казнь коменда нта   и других офицер ов, помилов ание Гринева . Встречи с Гриневы м   в Бердско й слободе , помощь в освобож В истории сохранил ись сведения о жестокос ти,   даже кровожад ности Пугачева. В   «Кд» его   образ сложен,  неоднозн ачен,   он способен  не только казнить, но и миловать   24 Оцен ка совре мен­ ников и писат елей дении Маши Мироно вой     от «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал   к редким к явлениям, извергам, вне законов   природы рождённым;   ибо в естестве его не было и малейшей искры   добра, благого того   начала,   той духовной   части, которые разумное творение бессмысленного животного отличают. История   сего злодея   может изумить порочного вселить отвращение   даже в самих разбойниках   и убийцах.   Она вместе   с   тем доказывает,   как низко   может падать человек и какою   адскою злобой   может быть преисполнено его и       Для современ ников Пугачев –   изверг, злодей, убийца. По оценке писателе й   личность Пугачева неоднозн ачна,   в ней соединяю тся зверство и доброду шие.   Он  разбойни к, людоед и «добрый молодец» 25 (П.И. а Пугачёв сердце». 1. отличается зверством, вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевски й) 2.   У   Пушкина Пугачёв   показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. Чайковский) 3.   «Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник,   чумак, людоед, бес. «добрый   молодец»,   серый волк   всех   сказок и   снов,   но разбойник,   серый людоед, волк   –   кого­то полюбивший, всех   загубивший, одного –   полюбивший,   и этот один, в лице Гринева,   ­   мы. (М. Цветаева)   Кто он? Наро дный герой или   26 крова вый убийц а?      Могу   привести   следующие   примеры   использования   произведений     художественной литературы на уроках истории.      В 6 классе при изучении раздела «Русь в IX – XII веках» проводится урок на тему «Владимир Мономах и его литературное наследие». На этом уроке учащиеся не только обобщают свои знания о Владимире Мономахе и его роли в истории Руси, но и обучаются работе с первоисточником, развивают умение анализировать художественный текст.        В 7 классе при изучении темы  «Внешняя политика Росси в 17 веке. Воссоединение   Украины   с   Россией»  можно   использовать   повесть   Н.   В. Гоголя   «Тарас   Бульба».   Целью   такого   урока   будет   являться   сравнение   и выявление   исторической   основы   событий,   описанных   в   повести.   Учащиеся устанавливают   художественные   вымыслы   писателя   и   указывают   на исторические факты, что и фиксируют в сравнительной таблице.    В 10 классе по истории идёт углубление темы «Отечественная война 1812 года». На уроках литературы изучается роман Л. Н. Толстого «Война и мир», где   2  тома   посвящены   этому   историческому   событию.   При   использовании данного художественного текста учащиеся получат полное представление о жизни России в первой четверти 19 века. А также этот роман будет являться прекрасным иллюстративным материалом к таким темам, как Бородинское сражение, герои войны, исторические лица. На основе этого материала можно провести   не   только   урок   объяснения   новой   темы,   но   и   литературную гостиную.      В 11 классе при изучении темы «Гражданская война» используется текст романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». При сопоставлении художественного текста и исторических документов учащиеся имеют возможность получить объективную оценку всех происходящих в то время событий.    В 9 классе изучается тема  «Великая Отечественная война . 1941 – 1945 г.г.».   О   драматизме   июньских   дней   1941   года,   когда   началась   Великая Отечественная война, рассказал в своей повести «В списках не значился» Б. Л. Васильев. Именно текст этого произведения  и можно использовать  при изучении данной темы. Разработка этого урока приводится ниже. 27 Интегрированный урок по теме «Начало Великой Отечественной войны. Герои Брестской крепости» (9 класс) Цель:  1.Познакомить   уч­ся   с   трагическими   событиями   начала   Великой Отечественной войны. 2. Раскрыть причины неудач Красной Армии в начале войны 3.   Продолжить   формирование   умений   работы   с   картой,   историческими документами. 4. Охарактеризовать мужество и героизм советских солдат, проявленные в первые дни В. О. войны, на примере защитников Брестской крепости. 5.Познакомиться с биографией и творчеством Б. Васильева. 6.Показать отражение в литературе мужества советских солдат, проявленное в   первые   дни   войны,   на   примере   повести   Б.   Васильева   «   В   списках   не значился». 7.Воспитывать чувства патриотизма. Оборудование:   компьютер,   проектор,   слайды   с   кадрами   военной кинохроники, аудиозапись, карты военных действий, портрет Б. Васильева, слайды к повести «В списках не значился». Тип урока: интегрированный урок истории и литературы. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний: Звучит песня «Вставай, страна огромная…». Учитель истории: ­Ребята, как вы думаете, о каком историческом событии мы будем говорить на нашем уроке? ­ Что вам известно о В.О. войне? Учитель литературы: ­Каких   поэтов   и   писателей,   произведения   которых   посвящены   теме   В.О. войны, вы знаете? Какие стихотворения помните? ( Учащиеся читают стихи). Учитель истории: ­Какими   действиями   начиналась   II   Мировая   война?   (1.09.39   года гитлеровская Германия напала на Польшу). 28 ­Как относились граждане СССР к слухам о предстоящей войне ­Когда началась В. О. война? 3.Объяснение нового материала: Рассказ учителя истории о приближении войны. ­Как вы думаете, явились ли планы Гитлера по захвату СССР тайной для Советского руководства? ( И.В. Сталин игнорировал предупреждения разведчиков). ­ Готова ли была Красная Армия к наступательной войне? ( ¾ танков требовало списания; 90% танков являлись легкими; отсутствовала система   противовоздушной   обороны;  50%   танков   были   выпущены   до  1935 года). (слайд 1) Учитель литературы: Одним из писателей, отразившим первые дни войны в своих произведениях, был Б. Васильев. ( Презентации учащихся о жизни и творчестве Б. Васильева (задание получено заранее)). ( Слайд 3) ­Как   же   описаны   последние   дни   мирной   жизни   в   повести   «В   списках   не значился»? (   Главный   герой   Николай   Плужников­выпускник   военного   училища­ рассуждает   так:  «Разговор   шел  о  том,  что   война   неизбежна.  Николай   был уверен,   что   это   будет   быстрая   война,   т.к.   пролетариат   всех   стран поддерживает Советский Союз. Коля верил в могущество Красной Армии»). Главный герой совершает свой первый серьезный поступок. Какой? (Отказ от службы в училище с последующим карьерным ростом. «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках.») ­Зачем он отправляется в Брестскую крепость? (Это место его службы) ­   Он   еще   не   предчувствует   беды,   мечтает   увидеть   в   Бресте   белых­белых аистов. ­Какие разговоры о войне ходят в Бресте? ( «…  немцы   готовят  войну»,  но «  ТАСС   официально  заявлял   совершенно иное»). Учитель   истории: Лето   кипело.   Ярко   светило   солнце.   Люди   занимались привычными делами.( Слайд 4). Учитель литературы: Такою все дышало тишиной­ Что вся земля еще спала, казалось. 29 Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось. Учитель истории: Вот эту тишину нарушил гул моторов. (Слайд 2 «Начало войны». Голос Левитана»). Вот так вероломно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь  советских граждан, началась  В. О. война, которая длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел­ Молотов (прослушивание записи обращения, слайд 5). Учитель литературы: Как же начинается война на страницах повести? ( 22 июня 1941 года в 4часа 15 минут утра Главный герой увидел бомбы, разрушения   и   смерть,   и   в   крепости   пахло   не   сиренью,   а   гарью   и   кровью. (Зачитать: «Кругом горело все…..» « Война! »­ закричал старшина Степан Матвеевич……..», «Наружную дверь смело   взрывной   волной,   и   Коля   видел   оранжевые   сполохи   пожаров…»,   « Горело все, что могло гореть…»). (Слайд 6). Учитель истории: Рассказ о разработке Гитлером и его окружением плана « Барбаросса»(   «блицкриг»).И   первый   бой   с   фашистами   приняла   на   себя Брестская крепость. Учитель   литературы: Как   вспоминает   войну   19­летний   лейтенант Плужников? ( « Первый день войны был неимоверно страшным. Атаки следовали одна за другой». «И бойцы, вповалку спавшие у входа, тоже не знали и не могли знать, сколько дней отпущено каждому из них.») ­Какие ошибки он делает? (Он молод, мечты его наивны, войну воспринимает как игру. Думает не о том, как будет воевать, а о том, как будет рассказывать о войне. Он не осознает, с каким врагом он вступил в схватку. Поддается панике, оставляет бойцов в костеле.) ­Можем ли мы его осуждать за ошибки? ­Как оценивает его действия лейтенант с орденом на груди? ( Дает возможность искупить вину). С какого момента Плужников становится настоящим бойцом и командиром? ( Когда   начинает   оценивать   свои   действия,   отвечает   за   свой   поступки.   Не перекладывает вину на обстоятельства, а осуждает себя за трусость) ­Была ли у него возможность спастись? 30 ( Была. Он не значился в списках. Он сам занес себя в список, взял на себя ответственность в самой опасной ситуации) ­ Кто был примером мужества для Н. Плужникова (Политрук   с   перебитыми   ногами,  фельдшер,  Старшина   Степан   Матвеевич, старшина Семишный). ­   Но   враги   коварны.   Как   пытаются   они   сломить   упорство   защитников крепости? (« Это были существа в человеческом облике, не имевшие права называться людьми» « Крепость истекала кровью, но еще жила….» «Развалины,   подорванные   саперами,   взметенные   прицельной   бомбежкой   и добела   выжженные   огнеметами,   оживали   вновь.   Израненные,   опаленные, измотанные   жаждой   и   боями   скелеты   в   лохмотьях   поднимались   из­под кирпичей, выползали из­под земли и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей»). (Слайд 7) Учитель истории: ­Работа с историческими документами. (параграф 28, стр. 207 – 208) Учитель   литературы: Коля   заболевает   и   теряет   счет   дням.   Когда   он выздоравливает и выбирается наружу, в крепости уже лежит снег. Коля снова начинает охотиться за немецкими патрулями. « Он был жив и по­прежнему ощущал себя хозяином притихшей под снегом Брестской крепости». 12 апреля немцы находят Плужникова. Коля чувствует, что выполнил свой долг, и выходит к врагам. Он болен. Почти ослеп, но держится прямо. Он проходит сквозь строй немецких солдат, и те по команде офицера подносят руки к фуражкам. ­   Зачитайте   фрагмент   из   текста   о   последних   шагах   в   бессмертие Н.Плужникова – отважного сына непокоренной Родины.( Слайд 8). Учитель   истории: На   крайнем   западе   СССР(   а   сейчас   территории республики Беларусь) стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят. Можно спуститься в подвалы 333­го полка и прикоснуться к оплавленным огнеметами   кирпичам,   пройти   к   Тереспольским   и   Холмским   воротам, постоять под сводами бывшего костела. В музее можно увидеть личные вещи защитников, услышать рассказ, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам. Вы увидите единственное знамя, которое пока нашли. Но знамена ищут, т.к. крепость не сдалась, немцы не захватили здесь 31 ни   одного  боевого   стяга.  Сейчас   Брестская   крепость  –  это   мемориальный комплекс,   памятник   ,   созданный   народом,   который   увековечил   подвиг защитников Родины. (Слайд 9) Этот подвиг увековечен и в книгах: « Брестская крепость», «Крепость на границе», «В поисках героев Брестской крепости»( С. Смирнов),альбоме « Стояли насмерть», а т. ж. на полотнах художников. (Слайд 10). Учитель   литературы:   Совсем   молодыми   уходили   в   бессмертие   юноши   и девушки такие, как Николай Плужников Бориса Васильева, Лиза Чайкина, Зоя Космодемьянская и другие. ( Слайд 11). Учитель истории: Г.К. Жуков сказал о них: «Молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли.» ­ Как вы думаете, что помогло мужественно сражаться героям крепости? Учитель литературы: ­ Как можно оценить поступок Плужникова? ­ Совершил ли он, на ваш взгляд, подвиг? В чем он заключался? ­Какие черты характера привлекают вас в этом герое? ­ Мог ли он поступить по­ другому? ­Можно ли Плужникова назвать героем? Учитель истории: Победа нам стоила 28­ми миллионов человеческих жизней. Огромная цена! И помнить о ней ­ долг каждого из нас. Людей,   опаленных   войной,   но   оставшихся   в   живых,   наш   долг   окружить постоянной заботой и вниманием. Итог урока: ­Сможете   ли   вы   ответить   на   проблемный   вопрос,   поставленный   в   начале урока? (Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны ?) (Работа с карточками: ответ на проблемный вопрос). Рефлексия: Оцените в баллах вашу успешность на нашем занятии: «5» ­ получил прочные знания, усвоил материал; «4» ­ усвоил материал, но есть над чем работать; «3» ­ усвоил материал частично, есть вопросы, требующие дополнительной работы. Домашнее задание: История: параграф 28 32 Литература: ответ   на   проблемный   вопрос   «Что   я   понимаю   под   словом подвиг?» Заключение.                  Проведя данную работу, мы смогли убедиться в незаменимости и высокой   эффективности   художественной   литературы   на   уроках   истории путём выявления основных целей её использования. А именно, формирование научно­исторических представлений у учащихся, повышение эффективности понимания   учениками   событий   прошлого,   конкретизация   исторического материала, сформированность у учащихся ярких образов прошлого и т. д.             Большое   количество   методов   и   приёмов   применения   исторических романов, повестей, стихотворений многообразны и дают массу возможностей учителю   разнообразить   и   улучшить   урок   истории   за   счёт   построения интегрированного   урока   истории   и   литературы,   включения   образов художественной   литературы   в   изложение   материала,   краткого   пересказа сюжета   и   идей   художественных   памятников,   цитирования   отрывков произведений и использования художественной литературы на повторительно­ обобщающих уроках.           Более   того,   для   доказательства   двойственности   художественной литературы   в   её   применении   в   преподавании   истории   были   разработаны интегрированные   уроки   по   истории   и   литературе   с   широкой   базой использования   отрывков   из   романа   А.   С.   Пушкина   «Капитанская   дочка», повести Б. Л. Васильева «В списках не значился».             Это   позволило   наглядно   показать,   как   можно   удачно   включить художественный материал в раскрытие конкретной темы. Что и подтверждает 33 гипотезу: формирование представлений учащихся об истории и литературе в их   взаимосвязи   и   взаимопроникновении   будет   успешным,   если   создана система   интегрированных   уроков   по   истории   –   литературе;   поэтапное изучение   в   школе   исторических   произведений   (имеются   в   виду художественные   произведения   на   историческую   тему   с   доминантой историзма) сочетается и дополняется собственно историческими источниками (хрониками, документами).                                      Список литературы.  1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное  пособие / Калинингр. ун­т. – Калиниград, 2000; 2. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении:  Избранное / Сост., вступит, ст. и коммент. Н.Б. Медведевой. – М. 1989; 3. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории: Издательство АПН РСФСР. – М. 1955; 4. Кабанова­Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и  умственное развитие учащихся. – Просвещение. – М. 1968; 5.Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.­ «Пеподава ние истории в школе» №5­6, 2001; 6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: уче 6. для студ. высш. учеб. заведений.­ М.: 2000; 7. Шестаков А.В. История СССР в художественно­исторических образах с  древнейших времен до конца XVIII века. – Хрестоматия для учителя. – М.  1985. 8.  Вагин А.Художественная литература в преподавании новой истории.­ М.:  Просвещение, 1978 9.  Клетогонов А.Произведения древнерусской литературы на уроках  истории.­ “Преподавание истории в школе”, №8, 1994 10.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания  истории в школе. – М., 2000. 11.http://www.testsoch.net/ispolzovanie­texnologii­integrirovannogo­obucheniya­ na­urokax­literatury/ 34 12.Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.,  «Просвещение», 1988;                Сухаревская Е. Ю. Технология  интегрированного урока. — Ростов­на­Дону: «Учитель», 2003; 13.Кулаченко М. В., Сорокина Л. В. Интегрированный урок литературы и  истории как один из способов формирования межпредметных связей  [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы  VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.:  Свое издательство, 2015. — С. 99­101. — URL  https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 19.02.2018). 35

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".

Методическая разработка "Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2018