Методическая разработка комплексного практического занятия по теме: Расчет заработной платы с использованием MS Excel

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку.
Иконка файла материала план урока.docx
Частное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский кооперативный техникум» Педагогическая мастерская План  проведения комплексного практического открытого занятия   Тема: «Расчет заработной платы с использованием MS Excel» Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения Курс – 1 Дисциплины:   «Экономика»                           «Информатика» Преподаватели: Березовская Е.В.                              Клочко И.А.  1Дисциплины Специальность Курс Группа Преподаватели Тема занятия Тип занятия Метод проведения Место урока в  системе занятий по  дисциплинам Методическая цель  занятия Обучающая г. Ставрополь, 2018 ПЛАН ЗАНЯТИЯ «Экономика», «Информатика» 40.02.01 Право и организация социального обеспечения 1 15ПСО Березовская Елена Васильевна, Клочко Инна Анатольевна   «Расчет заработной платы с использованием MS Excel» Практическое занятие Комплексное практическое занятие Занятие   проводится   в   рамках   изучения   темы:   «Труд   и зарплата»   темы: «Возможности   динамических     таблиц. Математическая обработка числовых данных»  (дисциплина) «Информатика». Демонстрация   методики   проведения   комплексного   занятия как   одной   из   форм   реализации   межпредметных   связей   и интеграции учебных дисциплин.   (дисциплина   «Экономика»),   и   (электронных) Учебно­воспитательные цели 1.   Практическое   закрепление   навыков   определения   суммы заработной платы при различных формах оплаты труда; 2. Формирование  умений  и  навыков  по  расчету  заработной платы в офисной программе MS Excel; 3.   Применение   имеющихся   знаний   по   программе  MS  Excel при начислении заработной платы; 4. Формирование умений использовать электронные таблицы для оптимизации процесса решения экономических задач; 5. Овладение методикой решения задач; 6. Развитие экономического, логического мышления. Развивающая 1.   Развитие   мышления   по   расчету   заработной   платы   при различных формах оплаты труда; 2. Стимулирование познавательной деятельности; 2Воспитательная Формирование общих компетенций   добросовестности   и   Воспитание   внимательности, 3. Формирование экономической и информационной  компетентности  и культуры у обучающихся. 1. Воспитание   культуры   ценностных   ориентаций обучающихся и развитие интеллектуальных, познавательных способностей обучающихся; 2.   Формирование   профессиональной   заинтересованности   в изучении дисциплин; 3.   Формирование   нравственно­этических   норм   в   сфере профессиональной деятельности юриста; 4. аккуратности при выполнении самостоятельной работы. ­ Продолжение работы по формированию общих  компетенций обучающихся: ОК 1. Организовывать собственную деятельность, выбирать  методы и способы выполнения профессиональных задач,  оценивать их эффективность и качество. ОК 2. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях, проявлять инициативу и  ответственность. ОК 3. Осуществлять поиск, интерпретацию и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личного  развития. ОК 4. Использование информационно­коммуникативные  технологии в профессиональной деятельности. Формирование  профессиональных  компетенций ­ Заложить основу по формированию профессиональных  компетенций: ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод),   индексацию   и   корректировку   пенсий,   назначение пособий,   компенсаций   и   других   социальных   выплат, используя информационно­компьютерные технологии. Квалификационные требования к уровню подготовленности специалиста По результатам освоения темы обучающийся должен  Уметь      1. Давать характеристики основным формам заработной платы и стимулирования труда.   практической деятельности и повседневной жизни: ­ для получения и оценки экономической информации;     2.   Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в 3­ оценки собственных экономических действий в качестве  потребителя, члена семьи и гражданина. 4. Вычислять значения показателей в программе MS Excel с  помощью формул.   1.   Причины   различий   в   начислении   оплаты   труда   по различным формам.   2.   Алгоритм   работы   с   арифметическими   формулами   в программе MS Excel.     Репродуктивный: ­ объяснительно – иллюстрированный; ­ алгоритмический. 1. Устный опрос по ранее сформированным знаниям; 2. Самоконтроль (кроссворд). Обеспечение занятия 1. Персональный компьютер; 2. Мультимедийный проектор;  3. Программное обеспечение.    1. Оценочный лист;    2. Задания для самостоятельной работы обучающихся;    3. Перечень вопросов для подготовки к тесту; Внутридисциплинарные связи Тема: «Факторы производства и факторы дохода» Тема:   «Возможности   динамических   (электронных)   таблиц. Математическая обработка числовых данных» Междисциплинарные связи Знать Методы обучения Методы проверки и  оценки знаний: Технические  средства обучения Раздаточный  материал по теме Экономика Информатика Математика Обществознание Тема: «Решение  показательных уравнений и неравенств» Тема: «Труд и безработица» Хронокарта учебного занятия 1. Организационный момент ­5 мин. 2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) – 10 мин. 3. Самостоятельная работа  – 50 мин. 4. Закрепление изученного материала  ­ 5  мин. 5. Рефлексия – 3 мин. 46. Подведение итогов занятия и оценка работы обучающихся– 5 мин. 7. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы – 2 мин. Ход  занятия  I. Организационный  момент ­ 5 мин ­ приветствие обучающихся; Добрый день. Здравствуйте. Сегодня   мы   с   вами   проводим   необычное   занятие   –   бинарный   урок.  Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis». Бинарный   урок   это   нетрадиционная   форма   обучения,   реализующая междисциплинарные   связи.   Методика   бинарного   урока   отличается   от   методики традиционного тем, что бинарный урок  проводят сразу два преподавателя разных дисциплин.   Сегодняшний   урок   с   вами   проведем   мы:   преподаватель   дисциплины «Экономика» ­  Березовская Елена Васильевна,   и преподаватель «Информатики» Клочко Инна Анатольевна.   ­ проверка явки, готовность обучающихся и аудитории к занятию. Давайте отметим отсутствующих на занятии. Кто сегодня дежурный? Назовите фамилии отсутствующих и  причину отсутствия.  Сообщение темы и целей занятия  На слайде цитата определяющая тему урока (слайд 1) ­ сообщение темы и плана занятия; ­ ставят перед обучающимися цель занятия; ­ характеризуют этапы работы на занятии; ­ знакомят с порядком оценки на занятии. 5Вступительное слово преподавателя экономики Кем   бы   в   жизни   вы   не   стали,   работником   или   работодателем,   вопрос заработанной   платы   является   важным,  каждый   из   вас  должен   знать   из   чего   она складывается. Этому вопросу в экономике отводится большое место, ведь зарплата зависит от многих экономических факторов. Очень   часто   работодатель   указывает   вместо   зарплаты,   которую   получит работник на руки, оклад. И у человека возникает резонный вопрос ­ как правильно рассчитать зарплату, которую ему должны выплатить? Случается, что человек даже не знает, чем отличается оклад от зарплаты. Как правило,  оклад  ­  это   та  сумма,  которая   указывается   в  трудовом   договоре   и  от которой   рассчитываются   все   выплаты   и   налоги.   Под   зарплатой   же   зачастую подразумевается сумма, которую работник целиком получает на руки.  Вопрос к обучающимся: «Что нам надо знать для определения з/п»?; «Так как же рассчитать зарплату за месяц?»; «С помощью какого инструмента мы можем рассчитать з/п»?  Ответы: …………………………. Вопрос к обучающимся: Исходя из ваших ответов, давайте сформулируем тему нашего занятия, связанную с оплатой труда и информатикой. Тема нашего занятия:   «Расчет заработной платы с использованием MS Excel». (слайд2). Цели нашего занятия: (слайд 3) 1. Научиться применять алгоритмы расчета заработной платы при различных  формах оплаты труда; 2. Научиться производить расчеты заработной платы с использованием формул в  офисной программе MS Excel. Вопрос к обучающимся: Как вы думаете,  зачем будущему юристу знать и уметь рассчитывать з/п? Ответ: Сегодня   мы   с   вами   заложим   основу   по   формированию   профессиональной компетенции: (слайд 4) ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно­компьютерные технологии. 6­ инструктаж об организации занятия и информация по оцениванию работы на уроке. Наше занятие пройдет в несколько этапов: 1.   Первоначально    мы выполним   разминку,   проверим   свои   знания   по ранее изученным темам. 2. Выполним самостоятельную работу в программе MS Excel. 3. Закрепим полученные знания. 4. И наконец, подведем итоги занятия. Все виды работ будут оцениваться нами и Вами в баллах. Полученные за работу баллы будут занесены в оценочный лист,   представленный  на слайде  (слайд 5), такой   же   лежит   у   вас   на   столах  (приложение   1).  При   оценивании   мы   будем учитывать Вашу работу на занятии. Ознакомьтесь с критериями оценок. II. Актуализация опорных знаний– 10 мин Проводится   в форме   фронтального   опроса.   Обучающимся   на вопросы, за которые они будут получать баллы.   предлагается   ответить Преподаватель экономики Теперь проверим ваши знания, выясним, как вы усвоили темы прошлых уроков по «Экономике». Один ответ = 1 баллу. 2.1 Фронтальный опрос 2.1.1. Перечень вопросов по дисциплине «Экономика» 1. Что такое труд? 2. Что называется заработной платой? 3. Назовите две основные формы оплаты труда? 4. Объясните, что является основанием при начислении сдельной з/п? 5. Что необходимо знать при начислении повременной з/п? 6. Каков алгоритм начисления  повременной з/п? 7. Как рассчитать сдельную з/п? 8. Что такое премия? 9. Чем определяется порядок начисления премии? 10. Как определяется сумма премии? 11. Что такое система оплаты труда? Перечислите, какие вы знаете? Молодцы, справились с заданием. Проверьте все ли, поставили баллы за правильный ответ. 7Преподаватель информатики На уроках информатики вы уже изучили приложение MS EXCEL, умеете выполнять различные операции в этой программе. —   Для   успешного   выполнения   самостоятельной   работы   вспомним   основные моменты. Каждый правильный ответ = 1 баллу. Не забывайте заносить заработанные баллы в оценочный лист. 2.1.2. Перечень вопросов по дисциплине «Информатика» 1. Вы знаете, в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии? (Электронная таблица состоит из столбцов и строк). 2. Из чего состоит рабочее поле Excel? (из ячеек). 3. Сколько листов по умолчанию содержат электронные таблицы EXCEL? (3) 4. Как  в Excel   добавить новый лист? (добавление листа производится из меню Вставка командой Лист). 5. Что нужно сделать с ячейкой перед вводом данных?  (Перед вводом данных нужно выделить ячейку) 6.  Какой   способ   выделения   ячейки   вы   знаете?  (необходимо   поместить   курсор мыши   на   выбранную   ячейку   и   щелкнуть   по   ней   мышью   –   ячейка   окажется выделенной   черной   рамкой.   Выделить   необходимую   ячейку   можно   также   с помощью клавиш управления курсором). 7. Какие данные можно вводить в выделенную ячейку? (текст, числа, даты, время или формулы) 8. Нужно ли будет указывать в таблице тип данных? (да, иначе может выдать ошибку). 9. Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?  (Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца). 10. Как  оформить границы  в Excel? (формат ячеек, граница). 11. Как называется файл, который создается в программе Excel? (книга) III. Самостоятельная работа ­ 50 мин (приложение 2) 3.1 Консультация по работе с табличным процессором Microsoft Excel – 3 мин На занятии  по экономике вы изучили формулы расчета различных видов з/п. Полученные   знания   применим   на   практике,   т.   е.   рассчитаем   зарплату   с использованием офисной программы Microsoft Excel. Вычисления   в   таблицах  Microsoft  Excel  производятся   с  помощью   формул. Результат   вычисления   помещается   в   ячейку,   в   которой   находится   формула. 8Формула всегда начинается со знака равно (=) и представляет собой совокупность математических операторов, чисел, ссылок и функций. При вычислениях с помощью формул соблюдается принятый в математике порядок выполнения арифметических операций. Вопрос   к   обучающимся:  А   кто   нам   напомнит   порядок   выполнения арифметических операций? Формулы состоят из операторов и операндов, расположенных в определенном порядке. В качестве операндов используются данные, а также ссылки отдельных ячеек   или   блоков   ячеек.   Операторы   в   формулах   обозначают   действия, производимые с операндами. В зависимости от используемых операторов различают арифметические и логические формулы.  Для расчета з/п мы будем использовать арифметические формулы. В   арифметических   формулах   используются   следующие   операторы арифметических действий: (слайд 6) +  сложение,     ­    вычитание,     *   умножение,    /    деление,  ^    возведение в степень. Арифметические формулы могут также содержать операторы сравнения: =   равно,    <>   не равно,    >   больше,   <   меньше,   >=   не менее, <=    не более. Результатом   вычисления   арифметической   формулы   является   число.   По умолчанию электронная таблица вычисляет формулы при их вводе, пересчитывает их повторно при каждом изменении входящих в них исходных данных.  3.2 Инструктаж по технике безопасности – 2 мин Прежде чем мы приступим к выполнению самостоятельной работы, давайте вспомним, что запрещается в компьютерном классе (слайд 7). ­ трогать разъемы соединительных кабелей; ­   прикасаться   к   питающим   проводам   и   устройствам   заземления; ­   прикасаться   к   экрану   и   к   тыльной   стороне   монитора,   клавиатуры; ­   включать   и   отключать   аппаратуру   без   указания   преподавателя; ­   тетради   на   монитор   и   клавиатуру; ­ работать во влажной одежде и влажными руками.   класть   диск,   книги, 3.3 Инструктаж по выполнению самостоятельной работы – 2 мин У вас на столах лежат задания для самостоятельной работы.  Вы открываете (какую программу?) и начинаете выполнять задания. Теперь когда вы   знаете   формулы   расчета   з/п,   вы   можете   рассчитать   ее   самостоятельно использовав табличный процессор  Excel. К первым трем   задачам у вас приведен алгоритм выполнения, за каждую правильно решенную задачу вы получаете 1 балл, 9а еще три задачи вы должны суметь решить самостоятельно, за правильно решенную задачу без алгоритма вы зарабатываете 2 балла. Если у кого­то есть вопросы можете задать. Если нет, можно приступать к выполнению самостоятельной работы. 3.4 Выполнение работы под руководством преподавателей ­  25 мин 3.5 Физкультпауза ­ 1 мин Теперь отдохнём. Сейчас мы с вами выполним упражнения. Они выполняются сидя. 1.Сомкните веки обоих глаз на 3—5 секунд. Затем откройте их на такое же время. Это упражнение повторите 6—8 раз. 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10—15 секунд. Повторите 6—8 раз. 3.Медленно переводите взгляд вправо­вверх, затем влево­вниз и обратно. А теперь переводите   взгляд   по   другой   диагонали   —   влево­вверх,   затем   вправо­вниз   и обратно. Повторите упражнение 8—10 раз. Молодцы! Продолжаем работу за компьютером  ­ 17 мин Вопросы,   которые   можно   задавать   во   время   выполнения   самостоятельной работы обучающимися 1. Какой клавишей нужно воспользоваться при вводе данных? (enter). 2. Как размножить  формулу (Установить курсор мыши в правый нижний угол ячейки  так, чтобы указатель мыши принял символ «+», и затем, зажав левую кнопку мыши на этом символе протащите его до конца столбца). 3. Какое расширение имеет документ ЕXCEL? («xlt») 4.  Числовые значения при вводе автоматически выравниваются по какому краю? (левому),   а   текстовые   данные   по?     (правому   краю).   Это   позволяет   визуально определить в каком формате введено число, как текст или все же как число.  По умолчанию все ячейки в новой созданной книге имеют общий формат. А нужно ли менять тип данных при работе с ячейками? (да) 5.   Чтобы   в   ячейке   можно   было   ввести   значение   числа   с   двумя   знаками   после запятой, какой формат данных необходимо выбрать для ячейки? (числовой) 6.Если у вас вместо значения в ячейке результата решетка. Как устранить такую ошибку? (расширить ячейку, просто данное значении не вмещается в ячейку). 7. Если у вас вместо значения в ячейке результата слово – Имя. Как устранить такую ошибку?  (данная ошибка возникает из­за неправильного ввода формата ячеек). 8. Как задать формат ячейки, при котором слова будут переноситься  (формат ячеек, выравнивание, перенос по словам). 10IV. Закрепление изученного материала  – 5 мин (приложение 3) На слайде представлен кроссворд, который вам необходимо разгадать за 5 минут (слайд 8). У вас на рабочем столе находится кроссворд «Расчет з/п». Он включает в себя 8  зашифрованных  терминов  и  понятий, с которыми  вы     сегодня  встречались  на занятии. Ваша задача разгадать кроссворд. После   заполнения   кроссворда   нажмите   на   вкладку   «Cheсk  puzzle»   для проверки   на   наличие   ошибок.   Все   правильные   ответы   в   программе   отражаются черным цветом, а неверные ответы, красным. Все   нашли   (да),   теперь   можете   открыть   кроссворд   с   помощью   мозилы   и разгадать его. Проставьте баллы в оценочный лист. За каждый правильный ответ 1 балл. Дежурный может собрать оценочные листы и сдать преподавателю для подведения итогов по уроку. V. Рефлексия – 3 мин Итак,   ребята,   наше   дерево   мудрости   зацвело   цветами,   а   в   них   для   вас вопросы. Кто желает,  подходите и выбирайте свой цветок с вопросом. Если вдруг затрудняетесь ответить сразу, можете посоветоваться с одногруппниками. Вопросы для проведения рефлексии: 1. Что  сегодня вы узнали нового на занятии? 2. Где и когда  вам могут пригодиться полученные знания? 3. Какие трудности возникли в процессе выполнения самостоятельной  работы? 4. Как вы оцениваете свои умения приобретенные на этом занятии? 5. Ваши впечатления о прошедшем занятии. 6. Какой опыт вы приобрели  сегодня на занятии? 7. Довольны ли вы своим результатом? 8. Закончилось занятие, ты собираешься идти домой.  С каким настроением ты  уходишь с занятия? Почему? 9. Все ли тебе было понятно на занятии? Спроси о том, что ты не понял(а)  VI. Подведение итогов – 5 мин  ­ общая оценка работы обучающихся; ­ индивидуальная оценка. 11Наше занятие подходит к завершению. Подведем итоги нашей работы. На этом занятии, вы   используя свои знания научились рассчитывать заработную плату при различных формах оплаты труда в программе  Excel  с использованием формул. Результатом работы стали решенные вами задачи.  На   занятии   мы   заложили   основу   по   формированию   профессиональной компетенции: (слайд 9) ПК   1.4   Осуществлять   установление   (назначение,   перерасчет,   перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно­компьютерные технологии. Полученные   вами   знания   помогут   вам   в   будущем   состояться   как профессиональный специалист в области защиты населения.  Переходя к озвучиванию оценок за работу на занятии, хочется отменить, что все обучающиеся справились  с заданиями по алгоритму, при этом активно работали на   уроке,   показывая   уровень   своих   знаний.     Самым   активным   на   уроке   у   нас был(а)_______________,   ………….   У   ____________   возникли   трудности   при выполнении задач для самостоятельного выполнения. VII. Домашнее задание – 2 мин  (слайд 10) Задание по дисциплине экономика: Повторить тему: «Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда». Задание по дисциплине информатика: Подготовиться к тесту по теме: «Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных» (приложение 4). Спасибо за работу! До свидания!  Занятие  окончено. Приложение 2 Самостоятельная работа обучающихся 12I. Выполнение заданий по алгоритму Задание 1. Решить  задачу. В организации для бригады применяется прямая сдельная система оплаты труда при  расценке за единицу  изготовленных деталей 600 рублей. Работники бригады изготовили следующее количество деталей в январе месяце: Петров П.А. – 50 шт. Иванов С.В. – 45 шт. Зацепин М.А. – 48 шт. Захров А.П. – 43 шт. Аверин А.Д – 51 шт.  Создать таблицу 1 по образцу. Выполнить необходимые вычисления.        Алгоритм действий при выполнении задания: 1.  Включить компьютер.  2.  3.  Загрузить программу EXCEL. Решить задачу, создав  таблицу 1 следующего вида: Таблица 1 4. Внести расценку за единицу продукции  и количество изготовленных деталей  работниками. 5. Определить сумму прямой сдельной з/п  для каждого работника по формуле:  D=B*C 6. Определить общий итог кол­ва  изготовленных деталей  и общую сумму прямой  сдельной заработной платы  всех работников, используя автосумму    . Задание 2. Решить  задачу. 13В организации применяется простая повременная система оплаты труда. В феврале количество   рабочих   дней   составило   24   дня.   Количество   отработанных   дней каждым работником и их оклад согласно штатного расписания указан в таблице 2. Создать таблицу 2 по образцу. Выполнить необходимые вычисления. Алгоритм действий при выполнении задания: 1. Решить задачу,  создав таблицу 2 следующего вида: Таблица 2 2. Внести в таблицу 2 число рабочих дней месяца. 3. Определить дневной заработок  каждого сотрудника по формуле: D=B/C 4. Определить сумму простой повременной з/п по формуле: F=D*E 5. Определить общую сумму з/п всех работников, используя автосумму   . Задание 3. Решить  задачу. В   организации   применяется   повременно­премиальная   система   оплаты   труда. Положением   по   оплате   труда   предусмотрено   премирование   работников ежемесячно. Премия исчисляется в % ­ ном отношении к фактическому заработку работника. Количество рабочих дней в феврале 24 дня. Количество отработанных дней, оклад и размер премии указаны в таблице 3. Создать   таблицу    3  и  отформатировать   ее  по   образцу.  Выполнить   необходимые вычисления        Алгоритм действий при выполнении задания: 1. Решить задачу, создав  таблицу 3  и отформатировать ее по образцу. 14Таблица 3 2. Внести в таблицу 3 число рабочих дней месяца. 3. Определить сумму простой повременной з/п по формуле:  E=(B/C)*D 4. Определить  сумму премии по формуле: G=(E*F)/100 5. Определить общую сумму повременно­премиальной з/п по формуле: H=E+G 6.   Определить     общую   сумму   простой   повременной   зарплаты   з/п   по   всем работникам,   общую   сумму   премии   и     общую   сумму   з/п   с   премией,   используя автосумму   . 15II. Самостоятельная работа по закреплению сформированных умений Задание 1. Решить  задачу. В ОАО «Производственная фирма "Мастер"» установлена прямая сдельная система оплаты труда. Сдельная расценка за обработку одной детали – 1 руб./шт., за сборку станка – 200 руб./шт. За месяц рабочий Л.И. Петров обработал 3000 деталей и собрал 30 станков.  Рассчитать з/п сотрудника,  создав таблицу в EXCEL. Задание 2. Решить  задачу. В ОАО «Производственная фирма "Мастер"» установлена   простая повременная система оплаты труда. Оклад работника Петрова В.С. составил 2000 руб. В декабре из 22 рабочих дней он отработал 20 дней. Рассчитать з/п сотрудника,  создав таблицу в EXCEL. Задание 3. Решить  задачу.   повременно­ В   ОАО   «Производственная   фирма   "Мастер"»   установлена  премиальная     система   оплаты   труда.   Товаровед   Лесикова   Н.С.   с   должностным окладом   10000   рублей   в   соответствии   с   табелем   учета   использования   рабочего времени   из   20   рабочих   дней   отработала   20   дней.   Положением   о   премировании предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 40% от оклада. Рассчитать з/п сотрудника,  создав таблицу в EXCEL. 16Вопросы для кроссворда. Приложение 3 1. С какого символа начинается формула? (равно) 2. Как   называется     формула   в   которой   используются   операторы:   сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень? (арифметическая) 3. Что является результатом вычисления арифметической формулы? (число) 4. Как называется файл, который создается в программе Excel? (книга) 5. Как   называется   форма   оплаты   труда,   при   которой   заработная   плата начисляется за отработанное время? (повременная) 6. Форма оплаты труда, при которой заработная плата начисляется за количество изготовленной продукции? (сдельная) 7.   Выплаты   стимулирующего   характера,   составляющие   дополнительную заработную плату называются? (премии) 8.   Сознательная   деятельность   человека,   направленная   на   удовлетворение потребностей человека и общества и один из факторов производства? (труд) 17Приложение 4 Вопросы для подготовки к тесту 1. Сколько листов по умолчанию содержат электронные таблицы EXCEL? 2. Как   называется   ячейка   в   электронных   таблицах,   с   которой   производят какие­ либо действия? 3. Какое   выравнивание   в   ячейке   применяется   по   умолчанию   к   тексту   в электронных таблицах? 4. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах? 5. Как   называется   место   пересечения   столбца   и   строки   в   электронных таблицах? 6. Сколько столбцов в EXCEL? 7. Что является основным элементом электронной таблицы?   8. Какой клавишей нужно воспользоваться при вводе данных?  9. Как выполнить быстрое заполнение повторяющихся данных в столбце? 10.Что называется книгой в EXCEL? 11.Какие элементы входят в состав окна табличного процессора EXCEL? 12.Что такое рабочий лист? 13.Как изменить ширину столбца, высоту строки? 14.Как изменить шрифт, его начертание и размер? 15.Как вставить границы ячеек, произвести заливку? 16.Как располагаются в ячейках текстовые данные после ввода? 17.Как располагаются в ячейках числовые данные после ввода? 18.Какие типы данных используются в EXCEL? 19.Какие виды операторов включены в EXCEL? 20.Как пользоваться кнопкой Автосумма? 21.Что является результатом вычисления арифметической формулы?  22. Как называется файл, который создается в программе Excel? 18