Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
23.04.2017
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой" предназначена для учителей начальных классов и соответствует требованиям ФГОС, урок первичного предъявления новых знаний.На уроке используются приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту; различные виды работы с текстом.
ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ.docx
Предмет: Литературное чтение
УМК: « Гармония»
Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка)
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лисичка со
скалочкой»
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные умения:
формирование способа анализа сказки (событие, персонаж, автор, язык);
формирование способов интерпретации сказки (выразительное чтение, чтение по
ролям, инсценирование);
развитие речевого «чутья» (особенности повествования, определение настроений
персонажей);
Метапредметные умения:
Регулятивные:
формирование умения корректировать ошибки, неточности;
формирование контрольнооценочных действий;
Познавательные:
формирование способов поиска новой информации;
формирование умения пояснять незнакомые по смыслу слова;
Коммуникативные:
формирование умений отвечать на вопросы по тексту сказки;
Личностные умения
:
проявлять желание читать произведения устного народного творчества;
проявлять эмоциональное отношение к герою произведения;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Оборудование:
Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21
век», 2012г
Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к
личному опыту. 1. Организационный момент.
Ход урока.
Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На
уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый –
хорошо, красный – надо подтянуться).
2. Актуализация знаний.
А сейчас в маршрутном листе вам нужно соединить название животного и его
сказочное прозвище. Если вы справитесь с заданием, то узнаете, кому из животных не
хватило прозвища. Этот персонаж станет главным героем сегодняшнего урока.
(Работа с таблицей)
Назовите, как вы соединили название животного и его сказочное прозвище.
Какое животное осталось без прозвища? (Лиса)
Проверьте правильность выполнения работы по таблице.
Оцените свою работу.
(Показ таблицы на доске.)
Героиней нового произведения на уроке будет Лиса. Вспомните, как Лису называют в
литературных произведениях. (Лисичкасестричка; плутовка; Патрикеевна)
А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (слово лиса произошло от слова лисый –
желтоватый, рыжий цвет)
Какой по характеру бывает лиса в произведениях? (хитрая, лживая, изворотливая)
В произведениях какого жанра можно встретить эту героиню? (В сказках)
Давайте вспомним названия сказок, где героиней была лиса. («Лиса и заяц», «Лиса и
медведь», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Кот, лиса и
петух») Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ
осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя так,
как лиса)
Подумайте, могут ли в этой книге быть произведения о лисе? Как об этом можно
догадаться?
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Лисичка со скалочкой». Как вы
думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с
произведением «Лисичка со скалочкой»; научиться бегло и грамотно читать
произведение; узнать, какой по характеру проявила себя лиса; выяснить, чему учит
сказка.)
Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели
заняться на этом уроке?
(На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов)
*читать
*слушать
*играть
*отвечать на вопросы
*обсуждать
*инсценировать
*петь
*прыгать
*спать
А теперь я заменю слово ХОЧУ на слово МОГУ.
Что произошло с вашим выбором? Он изменился?
На уроке постараемся работать дружно, помогая друг другу и, тогда у нас получится
выполнить все виды работ, отмеченные вами. 3. Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.
Послушайте произведение и определите его жанр. Подумайте, как можно доказать
ваш выбор.
(Показ учителем презентации: иллюстраций к сказке и чтение текста)
В маршрутных листах отметьте жанр произведения.
Докажите ваш выбор жанра произведения. (Троекратное повторение; лиса
разговаривает как человек и общается с людьми на равных; добро побеждает зло;
используется приём повтора песни)
Проверьте правильность выполнения работы по таблице.
(Показ таблицы на доске.)
Оцените правильность выполнения работы.
Откройте учебник страница 93, назовите автора произведения.
Как вы понимаете: «русская народная сказка»?
О ком рассказала нам сказка?
С чего начался обмен у лисички? (Со скалочки)
Как встретили хозяева лисичку со скалочкой? (Неприветливо)
Почему же лисичку пустили переночевать? (Просила скромно, ласково, хитрым
голоском убедила хозяев в том, что не потеснит их.)
Что лиса говорила людям, чтобы ей поверили?
С какой интонацией голоса нужно читать, произносить эти слова? Выберите в таблице
слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо,
требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)
Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса, чтобы ей поверили.
(Выразительное чтение слов учащимися)
Как лиса обманывала людей? (Ночью сжигала скалку, съедала курочку, гусочку и
взамен просила что – то другое)
Что говорила лиса, когда просила чтото взамен? С какой интонацией голоса она это произносила? Выберите в таблице слова и
назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо,
требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)
Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса. (Выразительное чтение слов
учащимися)
В тексте вам встретились мало употребляемые слова в нашей речи. Каким способом
можно узнать значение этих слов?
В маршрутных листах прочитайте слова в первой колонке, найдите значение этих слов
во второй колонке и соедините.
СКАЛКА
ПОТЕСНИТЬ
ЮРКНУЛА
ТРЕПАТЬ
Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться
Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего
нибудь (например, тесто раскатывать)
Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.
Юрким движением скрыться куданибудь, скользнуть
Назовите, как соединили слово со значением.
(проверка выполнения работы учащимися)
Проверьте правильность выполнения работы по таблице и оцените себя.
(Показ таблицы на доске.)
4.
Физминутка для глаз: упражнение для глаз «Тренажёр»
5. Вторичное закрепление учебного материала
Какие виды работ на уроке уже выполнили? (Слушали, отвечали на вопросы, учились
выразительно читать слова лисички.)
Переходим к следующему виду работы: чтение. Прочитайте сказку «в парах» по
предложению и проверьте, какого события нет среди перечисленных пунктов плана.
Допишите этот пункт плана.
Лисичка с курочкой.
Лисичка с гусочкой.
Лисичка с девочкой.
Лисичка и собачка.
Какого события нет среди перечисленных пунктов плана? Что узнали в этой части текста?
Как озаглавили эту часть?
Проверьте правильность выполнения задания по таблице.
(Показ таблицы на доске.)
Оцените правильность выполнения работы.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Мозаика»: каждая группа (класс поделить на 5
групп) получает пакет с карточками. На карточках находится текст одной из частей
сказки. Ваша задача: прочитать текст каждой карточки и соединить в нужной
последовательности; проверить правильность выполнения работы по учебнику;
подготовить группой выразительное чтение данной части сказки.
Назовите заголовок части сказки.
Вспомните критерии оценивания выразительного чтения.
(проверка выполнения детьми работ)
Оцените правильность выполнения работы.
Как заканчивается первая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге во вторую деревню
и поёт песенку.)
Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.
Как заканчивается вторая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге в третью деревню и
поёт песенку.)
Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.
Для чего в сказке используют приём повторения? (Хотели показать, как удачно лиса
обманула людей и довольная собой она направлялась в следующую деревню.)
Закройте глаза, представьте, как выглядит лисичка в сказке.
Опишите лисичку, как вы её представляете. (В красивом рыжем меховом наряде,
хитрые глазки блестят от удачного обмана, довольная собой)
Этот образ довольной лисички сохраняется в сказке от начала и до конца сказки?
Докажите свой выбор. 6. Физминутка
Ой, ты, лисонькалиса,
Пройдись по лесу, краса,
Ты зверушкам улыбнись,
Низко в пояс поклонись.
С зайцами попрыгай вместе,
С волком покружись на месте,
С белкой спрячь ты урожай,
Никого не обижай!
Как перехитрили лису? Прочитайте в тексте предложения, где об этом говорится.
Как была наказана лиса?
Давайте составим характеристику главной героини. В маршрутных листах отметьте
слова, характеризующие поведение лисы в сказке.
Характеристика Лисы
Хитрая
Умная
Храбрая
Добрая
Злая
Выносливая
Трудолюбивая
Лживая
Расчётливая
Назовите слова, которые вы отметили. Докажите свой выбор.
Проверьте правильность выполнения работы и оцените себя.
(Показ таблицы на доске.)
Ребята, кому из вас понравилась сказка, поднимите руку.
Что понравилось в сказке?
Что не понравилось в сказке? Чему учит нас сказка? (Обманывать нехорошо; на чужом горе своё счастье не
построишь.)
В маршрутном листе прочитайте пословицы. Выберите и подчеркните пословицу,
которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.
Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
Дружба великая сила.
На обмане далеко не уедешь.
Назовите пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой».
Докажите свой выбор.
Подумайте, к кому из героев подходит эта пословица. Почему?
Проверьте правильность выполнения работы.
(Показ таблицы на доске.)
Оцените правильность выполнения работы.
На нашем «солнышке» остался ещё один лепесток: инсценирование. Обсудите с
товарищем по парте как нужно подготовиться к инсценировке эпизода сказки?
Определить количество героев в тексте (части текста)
Распределить роли;
Обозначить границы реплик героев, автора;
Отработка выразительности чтения реплик героев;
(распределение по группам заданий для инсценировки: 1 группа «Лисичка со
скалочкой», 2 группа – «Лисичка с курочкой», 3 группа – «Лисичка с гусочкой».)
Оценивать работу будем по критериям:
Умение передать образ героя;
Техника речи: внятность, выразительность
На подготовку к инсценировке вам предоставлено 4 минут.
(Проверка выполнения работы учащимися)
7. Рефлексия
Сегодня на уроке вы все молодцы: рассуждали, слушали, играли. Какие задачи
поставили в начале урока? Удалось ли нам выполнить их?
Оцените свою работу на уроке:
Старался, у меня всё получилось.
Старался, но были ошибки.
У меня не получилось, но я буду стараться.
8. Домашнее задание
Каждому из вас хочу предложить буклет с домашним заданием: выберете
понравившиеся задания и выполните к следующему уроку.
1. Найди и прочитай русские народные сказки
с главной героиней лисичкой.
2. Найди и запиши пословицы,
которые подходят к теме сказки:
3. Нарисуй главную героиню сказки:
Спасибо дети за урок
Сегодня каждый мне помог.
Маршрутный лист ученика 2 класса
Задание 1
Соедини название животного и его сказочное прозвище:
Косолапый
Квакушка
Трусишка, косой
Золотой гребешок
Лиса
Медведь
Заяц
Петух
Лягушка
Задание 2 Определить жанр произведения и подчеркни слово название жанра.
Басня Рассказ Сказка
Задание 3
Прочитай слова в первой колонке, найди и соедини их со значением во второй колонке.
СКАЛКА
ПОТЕСНИТЬ
ЮРКНУЛА
ТРЕПАТЬ
Задание 4
Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться
Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего
нибудь (например, тесто раскатывать)
Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.
Юрким движением скрыться куданибудь, скользнуть
Прочитать текст сказки «в парах» и проверить, какого события нет среди
перечисленных пунктов плана.
1 Лисичка с курочкой.
2 Лисичка с гусочкой.
3 Лисичка с девочкой
Задание 5
Отметьте слова, характеризующие поведение лисы в сказке.
Характеристика Лисы
Хитрая
Умная
Храбрая
Добрая
Злая
Выносливая
Трудолюбивая
Лживая
Расчётливая
Задание 6 Выберите и подчеркните пословицу, которая подходит к сказке «Лисичка со
скалочкой»
Друзья познаются в беде.
Не спеши языком, торопись делом.
Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
Рефлексия:
Старался, у меня всё получилось.
Старался, но были ошибки.
У меня не получилось, но я буду стараться.
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения 2 класс "Лисичка со скалочкой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.