Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"
Оценка 5

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
русский язык
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"
В работе описаны:1.Содержание предварительной подготовки воспитателя к чтению художественных произведений в детской аудитории 2.Примерная структура занятий по художественному чтению и рассказыванию детям литературных произведений 3.Конспекты разных типов занятий по чтению художественных произведений для дошкольников Данная Работа предназначена для воспитателей ДОУ, молодых специалистов и т.д.информация
методика худож.чтения и рассказывания детям.doc
Оглавление 1.Содержание предварительной подготовки воспитателя  к чтению художественных произведений в детской аудитории……………3 2.Примерная структура занятий по художественному чтению  и рассказыванию детям литературных произведений………………………5 3.Конспекты разных типов занятий по чтению  художественных произведений ……………………………………………….10 Список использованной литературы…………………………………………..14 2 1.Содержание предварительной подготовки воспитателя к чтению художественных произведений в детской аудитории Подготовка воспитателя к занятию:  ­подбор текста;  ­определение программного содержания;  ­анализ текста и подготовка к его чтению;  ­подбор наглядного материала;  ­подготовка детей к восприятию произведения;  ­составление вопросов для анализа. С   этой   целью   требуется   провести   литературный   анализ художественного   текста:   понять   основной   замысел   автора,   характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.   Далее   идет   работа   над   выразительностью   передачи:   овладение средствами   эмоциональной   и   образной   выразительности   (основной   тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции. Предварительная работа включает и отбор книг. Проблема отбора книг для   чтения   и   рассказывания   дошкольникам   раскрывается   в   работах   О.   И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.  Разработано несколько критериев: ­идейная   направленность   детской   книги.   Идейность   обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; 3 ­высокое   художественное   мастерство,   литературная   ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; ­доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим   особенностям   детей.   При   отборе   книг   учитываются особенности   внимания,   памяти,   мышления,   круг   интересов   детей,   их жизненный опыт; ­сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; ­конкретные педагогические задачи.   В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка   к   восприятию   литературного   текста,   к   осмыслению   его содержания   и   формы.   Еще   К.   Д.   Ушинский   считал   необходимым «предварительно  доводить   дитя   до   понимания   того  произведения,  которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей,   обогатить   их   представления   путем   организации   наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.   Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без   понимания   которых   становятся   неясными   основной   смысл   текста, характер   образов,   поступки   персонажей.   Варианты   объяснения   различны: подстановка   другого   слова   во   время   чтения   прозы,   подбор   синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний   воспитателем   до   чтения,   во   время   знакомства   детей   с картинкой («течет  молоко  по вымечку, а с вымечка по  копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.   Вместе   с   тем,   анализируя   текст,   надо   помнить,   что   не   все   слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять   понятия   «столбовая   дворянка»,   «соболья   душегрейка»,   «пряник 4 печатный»,   так   как   они   не   мешают   пониманию   основного   содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.   Чтению   может   предшествовать   краткая   вводная   беседа, подготавливающая   детей   к   восприятию,   связывающая   их   опыт,   текущие события с темой произведения.   В   такую   беседу   могут   быть   включены   краткий   рассказ   о   писателе, напоминание   о   его   других   книгах,   уже   знакомых   детям.   Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них   интерес   можно   с   помощью   загадки,   стихотворения,   картинки.   Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора. 2. Примерная структура занятий по художественному чтению и рассказыванию детям литературных произведений В методике занятий следует выделить такие вопросы, как: ­ подготовка к занятию и методические требования к нему,  ­сюрпризный момент,  ­вводная беседа,  ­чтение текста,  ­беседа о прочитанном,  ­повторное чтение,  ­работа с иллюстрациями. В структуре типичного занятия можно выделить три части.  В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.  5 Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно­художественной формы, средств художественной выразительности.  В   третьей   части  организуется   повторное   чтение   текста   с   целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.   Методисты,   изучавшие   вопрос   о   занятиях   по   художественной литературе (Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.), считают, что   на   одном   замятии   следует   сочетать   несколько   произведений.   Е.   А. Флерина   отмечала,   что   произведения   для   дошкольников   в   основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что   объединять   произведения   для   чтения   на   одном   занятии   нужно   по принципу   тематического   единства.   Например,   можно   объединить   ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также   произведения,   посвященные   одному   нравственному   понятию   скромности   и   др.). (честности,   любви   к   матери,   смелости, Важно   продумать   логическую   связь   преподносимых   детям   произведений, избежать вытеснения одних образов другими, сочетать новые картины или образы   с   уже   известными,   осмысленными   ранее.   Можно   объединять   прибаутку, произведения,   различные   по   форме:   сказку,   рассказ, стихотворение, басню и т. д. Вот пример объединения произведений на одном занятии: Е. Пермяк, «Торопливый ножик»; Я. Аким, «Неумейка»; Л. Квитко, «Ахахи» (повторно). Сочетание   произведений,   в   которых   изображены   контрастные характеры   или   поступки,   помогает   лучше   понять   положительное   или отрицательное качество. Для занятий по художественной литературе характерно наличие более развернутой   подготовительной   части,   вынесенной   за   рамки   собственно занятия   (подготовка   воспитателя   к   выразительному   исполнению 6 произведения   и   подготовка   детей   к   восприятию   произведения). На   самом   занятии   традиционна   вступительная   часть,   облегчающая последующее   восприятие   произведения:   показ   обложки,   картинки, напоминание   аналогичного   сюжета,   в   старших   группах   иногда   краткая вводная   беседа,   подводящая   к   пониманию   идеи,   припоминание   знакомых произведений   данного   автора   или   подобного   жанра   и   т.  д.  Далее  следует основная   часть   —   чтение   художественного   произведения,   использование различных приемов, облегчающих его понимание детьми (повторное чтение, рассматривание иллюстраций и т. п.). В старших группах, где занятие бывает целиком   посвящено   художественной   литературе,   после   работы   с   новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок, кроме   того,   проводятся   упражнения   на   образный   словарь   или   на выразительность речи. В   настоящее   время   имеется   опыт   разработки   комбинированных занятий,   включающих   работу   с   художественным   произведением   и   а   также   музыкальную   деятельность   детей. изобразительную, Нужно   учесть,   что   часть   программных   произведений   читается   детям   на других   занятиях   —   по   ознакомлению   с   окружающим,   изобразительной деятельности и других. Анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так,   читая   сказки   А.   С.   Пушкина,   нет   необходимости   объяснять   понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме. По   окончании   чтения,   пока   дети   находятся   под   впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно 7 поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит   впечатление   от   прочитанного.   Можно   спросить,   понравилась   ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»   В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто   беседы   по   прочитанному   не   отвечают   методическим   требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений   героев,   их   поступков;   анализ   содержания   в   отрыве   от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.  Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.   Вопросы можно условно классифицировать так: позволяющие узнать эмоциональное   отношение   к   событиям   и   героям   («Кто   вам   больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного   смысла   произведения,   его   проблему.   Например,   после   чтения сказки   А.   М.   Горького   «Воробьишко»   можно   задать   такой   вопрос:   «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» – сказка «Маша   и   медведь»);   обращающие   внимание   на   языковые   средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к   выводам   («Почему   писатель   так   назвал   свой   рассказ?   Зачем   писатель рассказал нам эту историю?»).   При чтении научно­популярных книг, например о труде, о природе, беседа   сопровождает   чтение   и   даже   включается   в   процесс   чтения. Содержание   книг   познавательного   характера   указывает   на   необходимость 8 беседы для успешного решения главной образовательной задачи (по книгам С. Баруздина «Кто построил этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь­огонь» и др.).   В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое)   и   рассматривание   иллюстраций,   которые   углубляют   понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.  Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.  Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка,   потом   читается   текст.   Примером   могут   служить   книги   В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».   Неверным   будет   показ   иллюстраций   в   процессе   чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом   случае   можно   за   несколько   дней   до   чтения   дать   детям   книгу   с картинками,   которые   вызовут   интерес   к   тексту,   либо   картинки рассматриваются организованно после чтения.   Если   книга   разделена   на   небольшие   главки,   иллюстрации рассматривают   после   чтения   каждой   части.   И   только   при   чтении   книги познавательного   характера   картинка   используется   в   любой   момент   для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)   Одним   из   приемов,   углубляющих   понимание   содержания   и выразительных   средств,   является   повторное   чтение.  Небольшие   по   объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого­то   времени   для   осмысления.   Далее   возможно   чтение   только 9 отдельных,   наиболее   значимых   частей.   Повторное   чтение   всего   этого материала   целесообразно   провести   через   какой­то   отрезок   времени   (2  –  3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще. Таким   образом,   при   ознакомлении   дошкольников   с   художественной литературой   используются   разные   приемы   формирования   полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов. 3. Конспекты разных типов занятий по чтению художественных произведений детям Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле Программное   содержание.   Продолжать   учить   детей   составлять рассказы   об   игрушке.   Познакомить   со   стихотворением   о   ранней   осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.   Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы   осени:   описать   ее   цвета,   послушать   шуршание   листьев   и,   если удастся,   отметить,   что   «воздушной   паутины   ткани   блестят,   как   сеть   из серебра».  Ход занятия   Педагог   интересуется   у   детей,   какое   сейчас   время   года,   с   какого месяца начинается осень. «Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и 10 красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них». Читает стихотворение И. Бунина «Листопад» (2 раза). Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. «Согласитесь,   –   обращается   к   детям   педагог,   –   так   красиво   можно рассказать   об   осенней   природе   только   в   поэтическом   (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!» Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. «Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…» Педагог просит кого­нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов. 11 Воспитатель   завершает   занятие   чтением   стихотворения   И.   Бунина «Листопад».            Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Программное содержание. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения. Предварительная   работа.   Утром   в   уголок   книги   положить иллюстрированное   издание   сказки   К.   Чуковского   «Телефон»   (лучше   с рисунками В. Сутеева). Ход занятия Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку «Телефон». Педагог   интересуется   у   детей,   кому   какой   телефонный   разговор кажется самым смешным. «Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:   – Нельзя ли прислать соловья?      Мы сегодня вдвоем      С соловьем      Чудесную песню      Споем.      – Нет, нет, соловей      Не поет для свиней!      Позови­ка ты лучше ворону!» 12 Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: «Динь­ди­лень, динь­ди­лень». «Алло!   Вас   слушают,   –   говорит   воспитатель.   –   Это   я,   крокодил (медведь, носорог…)». Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого). Чтение и заучивание стихотворений о зиме Программное   содержание.   Приобщать   детей   к   поэзии.   Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. Ход занятия Воспитатель выясняет у детей, какое сейчас время года, как называется первый и два последующих зимних месяца. Педагог читает 3–4 стихотворения о зиме, например: А. Фета «Мама! Глянь­ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (в сокр.), С. Дрожжина «Улицей гуляет…»,   Н.   Некрасова   «Не   ветер   бушует   над   бором…».   Затем интересуется,   кому   какое   стихотворение   понравилось.   (Дети   объясняют. Запомнить названия стихотворений им пока не по силам.)   «А мне очень нравится стихотворение Николая Некрасова, – говорит воспитатель. – Я словно вижу, как Мороз­воевода (воевода – это главный начальник) ходит и проверяет, замерзли ли реки, озера, везде ли лежит снег». Педагог читает стихотворение. Затем повторяет первое четверостишие и просит детей подумать, тихо идет по лесам и полям Мороз­воевода или нет:      Не ветер бушует над бором,      Не с гор побежали ручьи,      Мороз­воевода дозором      Обходит владенья свои. 13 «Давайте попробуем прочитать эти строчки достаточно громко, но без крика   и   очень   размеренно»,   –   предлагает   воспитатель.   (Хоровой   и   3–4 индивидуальных ответа.) Педагог сообщает, кому из детей удалось прочитать стихотворение лучше всех.    «Вспомните,   что   проверял   Мороз­воевода?»   –   просит   воспитатель. Каждый   ответ   сопровождается   чтением   соответствующей   строчки стихотворения, которую потом проговаривают дети. Воспитатель   несколько   раз   читает   стихотворение   полностью.   Затем предлагает детям прочитать его всем вместе, но практически без голоса (для запоминания и тренировки артикуляционного аппарата). Список использованной литературы 1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, Б.И.Яшина.­ М.: «Академия», 2000. ­ 400 с. 2.Арушанова,   А.,   Рычагова,   Е.,   Дурова,   Н.   Истоки   диалога   // Дошкольное воспитание. – 2002. ­ №10. – с. 82­90. 14 3.Гурович,   Л.   М.Ребенок   и   книга/   Л.М.Гурович,   Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. – М., 1992. 4.Короткова,   Э.П.   Обучение   детей   дошкольного   возраста рассказыванию/ Э.П.Короткова.­ М.,1982.­280 с. 5.Маршак,   С.Я.   Собрание   сочинений   в   4   томах   /   Под   ред.   С.В. Михалкова. – М.: Правда, 1990. – Т. 4: Воспитание словом (Статьи, заметки, воспоминания). – 356 с. 6.Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.Л.Панько и др. – Мн.:НИО, 2007. – 320 с. 7.Развитие   речи   и   творчества   дошкольников:   игры,   упражнения, конспекты занятия /Под ред. Ушаковой О.С. – М., 2002. – 144 с. 15

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"

Методическая разработка "Методика художественного чтения и рассказывания детям"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017