Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс
Оценка 4.9

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
10.06.2018
Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс
Нет необходимости утверждать, что музыка интересна и привлекательна для ребенка-дошкольника. Это очевидный факт. Возникает вопрос, а какая именно музыка интересна современному дошкольнику, каковы его музыкальные предпочтения? Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А.И.Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В.А.Моцарта, И.С.Баха. Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение по поводу музыкальных произведений определяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных процессов. происходящих в нем, на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства массовой информации , в целом среда , в которой он растет и развивается. Прежде чем анализировать музыкальные интересы современных дошкольников, попробуем рассмотреть динамику музыкальных интересов детей в течение последних пятидесяти лет.Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс
конспект.docx
Методическая разработка по теме  «Опера «Сказка о царе Салтане» музыка Н. Римского ­ Корсакова Тема урока «Музыка оживает»   1 Пояснительная записка Нет   необходимости   утверждать,   что   музыка   интересна   и   привлекательна   для ребенка­дошкольника.   Это  очевидный   факт.  Возникает   вопрос,  а  какая   именно  музыка интересна современному дошкольнику, каковы его музыкальные предпочтения? Исследования   ученых   показывают,   что   уже   семимесячный   плод,   находящийся   в утробе   матери,   способен   реагировать   на   музыку   (исследования   А.И.Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В.А.Моцарта, И.С.Баха. Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение по поводу музыкальных произведений определяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных процессов. происходящих в нем, на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства  массовой информации , в целом среда , в которой он растет и развивается.   Прежде   чем   анализировать   музыкальные   интересы   современных дошкольников, попробуем рассмотреть динамику музыкальных интересов детей в течение последних пятидесяти лет. Детям   1960­х   гг.   рождения   нравились   русские   народные   песни   и   эстрадный репертуар того времени («Черный кот», «Ландыши», «Надежда»), песни из кинофильмов, выходивших на экран в те годы. Для   детей   1970­80­х   гг.   рождения   был   привлекательным   и   интересным   детский музыкальный репертуар, как разучиваемый на музыкальных занятиях в детском саду, так и широко представляемый в средствах массовой информации (телевидение, радио). Большой популярностью   пользовались   пластинки   с   записями   детских   песен   композиторов А.Филиппенко,   В.   Шаинского,   Г.Гладкова.   Многие   из   песен   были   знакомы   детям   по любимым     мультфильмам   и   радиопередачам.   Помимо   детских   песен   дошкольникам нравились и эстрадные песни, такие как «Малиновка», «Синий иней», «Поворот». Для детей, родившихся в 1980­е гг. любимыми стали взрослые хиты «Миллион алых роз», «Ягода малина», «Вернисаж» (песни группы «Ласковый май»). Полюбились детям музыка   и   песни   из   фильма   «Мери   Поппинс,   до   свидания».   К   числу   интересных музыкальных   произведений   можно   отнести   и   музыкальные   сказки,   часто   звучавшие   по радио. Нравился дошкольникам этого времени и военный репертуар, патриотические песни из кинофильмов про гражданскую и отечественную войну («Там, в дали, за рекой», «О Щорсе»,   «Дан   приказ   ему   на   запад…»,   «Смуглянка»,   «Погоня»,   «Катюша»,   «День победы»). Классическая музыка редко попадала в круг музыкальных интересов детей, хотя они  в  большинстве  своем  слушали  пьесы  отечественных   и зарубежных  композиторов  в детском саду, по радио, могли назвать некоторые произведения, их авторов. 2 А вот дети 1990­х гг. проявляли повышенный интерес преимущественно к взрослой популярной музыке, в числе любимых песен они называли: «Есаул», «Ксюша», «Леха»: песни из  репертуара А.Пугачевой, Ф. Киркорова,  И. Аллегровой,  М. Распутиной  и др. Привлекла внимание дошкольников и музыка из диснеевских мультфильмов («Русалочка», «Король лев», «Синбад ­ мореход», «Анастасия», «Чип и Дейл спешат на помощь»). В это время практически уходит из музыкального опыта ребенка детская песня. Привычный и доступный детский песенный репертуар сменился набором маловыразительных, неярких мелодий. Новые песни не стали привлекать ребенка. Круг музыкальных интересов дошкольников несколько расширился за счет песен военных лет, песен о войне, часто звучавших в эфире в дни празднования 50­летия Победы. Это   лишний   раз   подтверждает   факт   влияния   средств   массовой   информации   на музыкальные   интересы   и   предпочтения   дошкольников.   Безусловно,   дети   отражают   ту социально­культурную ситуацию, в которой живут. Дошкольники,   рожденные   в   конце   20   в.   ­   начале   21в.­   предпочитают   песни эстрадных группы «Любэ». Детей по­прежнему привлекают песни Ф. Киркорова, Алсу, Валерии, Д. Билана. Следует отметить, что сегодня интерес дошкольников снова направлен в сторону песен   из   отечественных   мультфильмов,   таких,   как   «Бременские   музыканты»,   «Кот Леопольд». «Про крошку енота», «Летучий корабль» и др. Изменилось отношение детей  и к   классической   музыке.   Сегодня     отмечается   рост   количества   детей,   слушающих классическую   музыку.   В   основном,   это   произведения   русских   композиторов (П.Чайковского, М. Глинки, Н. Римского­ Корсакова) и зарубежных (В. Моцарта, И. Баха, Л.Бетховена).   Описание   музыкальных   интересов   детей   разных   поколений     серьезный   повод задуматься о содержании и способах организации музыкального воспитания и развития в системе дополнительного образования. Зная ситуацию, которая сложилась с музыкальным образованием в дошкольных учреждениях города, понимаем важность этой проблемы. Для   работы   с   детьми   дошкольного   возраста   в   МБОУДОД   города Костромы «Детско­юношеский центр «Заволжье»создана школа­ студия «Малыш». Школа­студия «Малыш» работает более 15 лет на базе МБОУДОД города Костромы «Детско­юношеский центр «Заволжье», которая обеспечивает общее развитие, воспитание и обучение детей от 4 до 7 лет. За это время  в студии «Малыш» прошли обучение более 500 детей. Многие из них продолжают заниматься в различных студиях и объединениях МБОУДОД города Костромы «Детско­юношеский центр «Заволжье». Назначение    школы­студии   мы   видим   в   том,   чтобы   выработать   у   ребенка потребность в получении новых знаний, научить думать и рассуждать. От того, насколько у дошкольника развиты познавательная и творческая активность, зависит успешность его дальнейшего обучения и воспитания. 3 Процесс образования включает в себя следующие образовательные маршруты:  ­ основные:  развитие речи  логика;  ­ вариативные (зависящие от способностей детей и заказа родителей):  музыка  аппликация   изобразительное искусство На сегодняшний день вырос интерес родителей к занятиям дошкольников в системе дополнительного образования, в частности   к занятиям  в МБОУДОД города Костромы «Детско­юношеский центр «Заволжье». На наш взгляд, этому способствует следующее:  Во­первых ­ это территориальная близость к ДЮЦ «Заволжье» к месту жительства детей и родителей.   Во­вторых   –   это   заинтересованность   родителей   в   развитии   музыкальных способностей своих детей­ дошкольников.  В­третьих – это высокий профессионализм педагогических кадров, работающих с дошкольниками.   Все   педагоги   имеют   опыт   работы   более   десяти   лет,   95   %   из   них аттестованы на высшую и первую категории.   В­четвёртых – школа студии «Малыш» имеет хорошо оснащённую материальную базу.  В­пятых   ­     эффективная   система   работы,   со   сложившимися   межпредметными связями.  Предмет   «Музыка»   включен   в   вариативную   часть     программы   школы   ­   студии «Малыш» в 2003 году. На его изучение отводится 36 учебных часов в год, 1 час в неделю.  Изучение темы «Опера «Сказка о царе Салтане» представляет собой цикл занятий  общей продолжительностью 4 учебных часа. В силу возрастных особенностей  дошкольников на изучение конкретного музыкального  произведения Н. Римского­  Корсакова отводится треть учебного занятия. Музыкальные занятия проводятся с  подгруппами детей, что способствует индивидуальному подходу к каждому ребенку.  Объем занятий определен программой и задачами музыкального воспитания для каждого  года обучения. Отличительным является то, что ребята обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности: пению, движению, расширяют  свой музыкальный кругозор,  знакомясь с различными композиторами разных времен и народов. Слушание, пение, игра –  это «три кита» каждого музыкального занятия. В данной методической разработке  представлено  четвертое, последнее  учебное занятие по этой теме, поэтому самое  большое место отводится слушанию. Характер слушания активный, творческий. 4 Следуя принципу обучения «от простого к сложному» развитие творческого  воображения дошкольников продолжается на других, более сложных произведениях Н.  Римского­ Корсакова  (симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Снегурочка»). Цель урока: эмоционально усилить восприятие детьми симфонической музыки  средствами театрализации и оркестровки. Образовательные  задачи: 1. Обогащать музыкальные, впечатления детей, знакомя их оперой Н.А.Римского­  Корсакова «Сказка о царе Салтане». 2. Учить детей  вслушиваться в музыку, различать  темы, темповые и динамические  оттенки, средства музыкальной выразительности. 3. Пополнять словарный запас  словами­ образами. Воспитательные  задачи: 1. Прививать интерес к творчеству Н.А.Римского­ Корсакова. Развивающие задачи: 1.Эмоционально откликаться на изобразительные образы. 2.   Создать   условия   для   творческой   активности   на   уроке   во   всех   доступных видах деятельности.  План­конспект занятия Музыкальный Ход занятия 5 материал 1. В записи звучит Интерлюдия действия   4 оперы   «Сказка   о   царе Салтане» Н. Римского­ Корсакова, повествующая   о   г. Леденце. Дети   входят   в   музыкальный   кабинет   под   музыку, рассаживаются на свои места. Педагог. Знакома ли вам эта музыка? Дети. Да! Это «Сказка о царе Салтане». Педагог. Что именно вы слышали? Дети. Это город Леденец. Педагог. А как зовут композитора, который написал эту оперу? Дети. Н.А.Римский­ Корсаков.   Педагог.   Совершенно   верно   (обращает   внимание   на   портрет, Н.Римского­ Корсакова ранее приготовленный). Н.Римский­ Корсаков – известный русский композитор. Его музыкальные произведения знают во всем мире.  Он писал музыку для взрослых и детей. Педагог.   На   стихи   какого   великого   русского   поэта   была написана опера? Дети. А.С.Пушкина. Педагог. Верно (обращает внимание на портрет). Я предлагаю вам   немного   поиграть.   Сейчас   мы   отправимся   с   вами   в увлекательное   музыкальное   путешествие   в   город   Леденец.   Я раздам каждому из вас по четыре карточки. На них изображены разные   рисунки   (раздает).   Всем,   наверно   понятно,   что   на карточках нарисованы сюжеты из оперы. Это белочка; тридцать три богатыря, царевна­Лебедь, шмель.  6 Музыкальная Звучат 2. викторина. фрагменты оперы:   Условия   игры:   Я   буду   сейчас   включать   для   вас   небольшие фрагменты хорошо знакомой вами музыки. Ваша задача узнать героя оперы и поднять нужную карточку. а) «белочка»;   (Дети выбирают и показывают карточки).   «тридцать   три б) богатыря»; в) «царевна­Лебедь»;  г) «шмель»; 3.   Звучит   в   записи вступление   к   первому действию оперы «Сказка   о   царе Салтане». Н. Римского­ Корсакова.       Молодцы   ребята!   Давайте   еще   раз   назовем   прослушанные фрагменты оперы. Дети   перечисляют:   «белочка»;   «тридцать   три   богатыря»; «царевна­Лебедь»; «шмель». Педагог.   А   как   называется   опера,   в   которой   живут   все   эти герои?  Дети. «Сказка о царе Салтане». Педагог. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам оживить героев «Сказки о царе Салтане» и в этом нам поможет музыка. ( Педагог заходит за ширму, надевает костюм сказочницы). («Сказочница» выходит из­за ширмы с книгой «Лукоморье» в руках, читает). Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,­ Говорит одна девица,­ То на весь крещеный мир Приготовила б я пир».­ «Кабы я была царица,­ Говорит ее сестрица,­ То на весь бы мир одна Наткала я полотна».­ «кабы я была царица,­ 7 Третья молвила сестрица,­ Я б для батюшки – царя Родила богатыря»… Так   начинается   «Сказка   о   царе   Салтане».   Не   будем перечитывать всю сказку, а с помощью музыки перенесемся в город Леденец. 4.   Звучит     фрагмент оперы «Полет шмеля». 5.   Звучит   фрагмент оперы «Белка» «первое чудо». Сказочница.   Давайте   покажем   быстрое   движение   музыки (указательные   пальцы   вращаются   по   кругу   от   себя)   закроем глаза   и   перенесемся   в   волшебный   город   Леденец.   (Можно изобразить   движение   шмеля   легким   бегом   на   носочках,   руки выпрямлены   немного   назад,   кисти   рук   изображают   движение крыльев). Сказочница. Музыка шмеля какая? Дети. Очень быстрая, стремительная, полетная, жужжащая. (Готовиться теневой театр). Сказочница.   Мы   с   вами   перенеслись   на   остров   Буян   в волшебный город Леденец. «Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка в нем живет ручная, 8 Да чудесница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет»… (В теневом театре показывается движение белочки под музыку). Сказочница. Музыка белочки какая? Дети. Веселая, прыгучая, танцевальная, игривая. Сказочница.   Дети   а   вы   помните,   что     тема   песенки   белочки взята композитором из русской, народной песни «Во саду ли в огороде». 6.а) Исполняется  (Дети повторяют песню и исполняют ее). Сказочница. Мы сейчас с вами попробуем создать свой оркестр (педагог раздаёт детям ложки, бубны, трещотки и другие). Дети оркеструют песню «Во саду ли в огороде». Сказочница. Дети, давайте сдвинем темп, превратим песенку в плясовую. (Исполняется плясовая на тему русской, народной песни «Во саду ли в огороде»). Развеселила нас музыка? Предлагаю   всем   положить   музыкальные   инструменты   и различными   танцевальными   движениями   передать   характер плясовой. (Общая пляска под музыку)   русская, народная песня   «Во   саду   ли   в огороде». б)Оркестровка шумовыми инструментами народной русской, песни   «Во   саду   ли   в огороде».   в)   Звучит   русская, народная   песня   «Во саду   ли   в   огороде»   в исполнении   оркестра русских, народных инструментов.    9 1. Звучит   фрагмент оперы «Богатыри». Сказочница. Давайте вспомним «второе чудо». «Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой,  Расплеснется в скором беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор»… 2. Звучит   фрагмент оперы   «Царевна­ Лебедь».  (В   руках   у   сказочницы   две   кукольные   игрушки,   богатырь   и Черномор. Они двигаются под музыку). Сказочница. Музыка богатырей какая? Дети. Маршевая, богатырская, смелая, бесстрашная, четкая. (Предложить   мальчикам   промаршировать   под   музыку, попробовать изобразить богатырей). Сказочница. Давайте вспомним «третье чудо». «Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. 10 Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает­ Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама­то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь­то говорит, Будто реченька журчит»... (Театрализация «превращения» лебедя в царевну). Сказочница. Музыка царевны­ Лебедь какая? Дети.  Добрая,  приветливая,  неторопливая,   плавная,  напевная, нежная. Сказочница.   Совершенно   ­   верно.     Вот   и   закончилось   наше музыкальное путешествие.   Сейчас вы все пойдете на следующий урок изобразительного искусства   и   под   руководством   педагога   нарисуйте   самых любимых   героев   из   оперы   «Сказка   о   царе   Салтане».   Н. Римского­ Корсакова. Когда   вы   будете   рисовать,   будет   звучать   музыка.   Она подскажет, как лучше изобразить полюбившихся героев. Далее педагог   спрашивает,   кому     какие   герои   больше   всего понравились, кого он планирует изобразить.  Ожидаемый результат использования методической разработки:  приобщение к миру музыки;   эмоциональное   обогащение   музыкальных   впечатлений   детей;   эмоциональный отклик на изобразительные образы.  Методические подсказки Для достижения ожидаемого результата практикующим педагогам при проведении занятия   следует   обратить   внимание   на   методические   приёмы   слушания   музыки, разработанные  доктором педагогических наук, профессором МГПУ О.П. Радыновой. 11 Методические приёмы развития музыкального восприятия: 1. Эффективен   прием   контрастного   сопоставления   музыкальных   произведений.   Для сравнения   можно   использовать   контрастные   произведения   одного   жанра,   пьес   с одинаковым названием, контрастные произведения в пределах одного настроения. 2. Использовать слова­образы сходные с характером музыки. Усвоение нового слова и перенос   его   на   характеристику   другого   музыкального   произведения   сходного   по настроению, проходит очень быстро.   3. Использование   на   занятиях   качественной   записи   обогащает   процесс   восприятия. Особенно эффективно ее применение с «живым» исполнением педагога. 4. Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Чтение стихов   используют до прослушивания музыки, а показ репродукций картин после, т.к. картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному руслу.   Показ   репродукций   целесообразнее   использовать   после   неоднократного прослушивания. 5. Оркестровка музыкальных произведений.  Применение этого приема дает возможность творчески использовать музыкальные инструменты. 6. Одним из эффективных приемов является передача музыки в движении (творческое использование танцевальных  образных движений). 7. Прием «цвет­настроение». Определенный цвет (небольшие карточки различных цветов) связывается с соответствующим настроением музыки:     пастельные тона с нежным спокойным характером музыки;  темные тона с тревожным характером;  яркие ­ с решительным. 8. Иногда детям предлагают выполнить рисунок, передающий характер музыки. Приемы   развития   музыкального   восприятия   необходимо   варьировать,   сочетать   друг   с другом. Для проведения занятия потребуется  следующее материально­ техническое учебно­ методическое обеспечение: музыкальный центр, качественные  музыкальные записи, набор карточек   с   изображением   главных   героев,   атрибуты   костюмов   Сказочницы   и   царевны­ Лебедь, атрибуты кукольного и теневого театров. Тематика   занятий   по   предмету   «музыка»   соответствует   тематике   занятий   по предмету   «изобразительное»   искусство   в   программе   школы­студии   «Малыш».   Для проведения   подобных   занятий   в   дошкольном   учреждении   необходима   предварительная работа музыкального работника и воспитателя по проведению занятий изобразительным искусством. 12 13 Список литературы 1. Гогоберидзе,   А.Г.   Теория   и   методика   музыкального   возраста:   учебное   пособие   для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. [текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –  с. 99­100. 2. Радынова, О.П. Слушаем музыку: книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / О.П. Радынова. [текст] – Просвещение, 1990. – с. 3­15. 3. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: песня, танец, марш: пособие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, учителей начальной  школы, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей / О.П. Радынова. [текст] – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с. 7­13. 4. Гильченок, Н.Г. Слушаем музыку вместе: учебное пособие по слушанию музыки для учащихся младших классов ДМШ (ДШИ) и музыкальных школ­студий / Н.Г. Гильченок [текст] – СПб: Композитор, 2006 – с.47­140. 5. Осовицкая, З.С. Музыкальная литература: учебник для ДМШ / З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова [текст] – М.: Музыка, 2006 – с. 55­75. 6. Радынова, О.П. Сказка в музыке музыкальные инструменты: пособие для музыкальных руководителей,   воспитателей   детских   садов,   учителей   начальной   школы,   студентов педагогических колледжей и вузов, родителей / О.П. Радынова [текст] – М.: ТЦ Сфера, 2009   ­ с. 27­37. 14

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс

Методическая разработка "Музыка оживает" 1 класс
Скачать файл