Методическая разработка на тему :Басни дедушки Крылова" составлена с применением технологии развития критического мышления. Методическая разработка позволяет  учителю задействовать всех учеников  класса, обеспечивая личностный подход в обучении и в рамках требований ФГОС, направлен на «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий»Методическая разработка по литературному чтению "Басни дедушки Крылова"для 2 класса
            
        
        
        
                    
                
                    Конспект открытого урока по литературному чтению во 2м классе
«Басни дедушки Крылова»
Цели:
1.Образовательные:
 продолжить знакомство с художественным жанромбасней;
 добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на 
чувства, мысли детей;
 обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова на основе прочитанных 
басен.
2.Развивающие:
 развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, 
умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи;
 развивать скорость техники чтения.
3. Воспитательные:
 воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать 
воспитательные возможности текста.
Оборудование:
портрет писателя И.А.Крылова, иллюстрации и карточки на доске и у 
учащихся, выставка книг И.А. Крылова.
Ход урока
1. Орг.момент
 Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте 
поприветствуем наших гостей.
 Поговорим? (поговорим)
 О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)
 О чемто знаю я. (А чтото нам известно)
 Поговорим? (поговорим).
 (вместе) Нам будет интересно.
2. сообщение темы
 Сегодня у нас с вами праздник. Спросите: «Почему?». Потому что мы вновь
встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгой – это всегда
праздник.
 Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать чтото новое и
важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.
   В   СанктПетербурге   в   Летнем   саду   стоит   памятник:   сидит   человек   с
грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны,
ослы, львы и другие животные.
 Догадались кто этот человек?  Да,  это  И.А.Крылов   и  герои   его  басен.  Дедушка   Крылов,  как   его  часто
называли.   А   как   вы   думаете,   почему   животные   являются   основой   этого
памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)
   Посмотрите   на   портрет   И.А.Крылова.   Каким   он   представляется   вам   по
характеру?
 А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать
хорошие басни, надо очень много работать.
   Мы   можем   назвать   огромное   количество   писателей,   которые   создавали
сказки,   рассказы,   стихотворения,   повести   и   т.д.   Но   баснописцев   известно
очень   мало.   Как   вы   думаете,   почему?(потому,   что   это   очень   трудный
жанр)
 Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:
родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп
Германия – Лессинг
Франция – Лафонтен
Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов
 Видите, это всегото несколько человек, которые писали в жанре басни.
3. актуализация знаний
 А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, 
который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто 
заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль –
поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в 
конце басни)
 Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.
 У каждого из вас есть конверт. Откройте его, достаньте лист, прочитайте, 
что на нем написано.
У вас листы разного цвета. Внимание тем, у кого листы красного цвета. Что
написано на ваших листах? (заголовок басни)
Какое из названий подойдет к данной иллюстрации? 
Внимание   тем,   у   кого   листы   желтого   цвета.   Что   написано   на   ваших
листах? (мораль басни)
Выберите мораль, которая подойдет к данной басне. 
Внимание   тем,   у   кого   листы   голубого   цвета.   Что   написано   на   ваших
листах? (пословица)
Какая пословица подойдет к данной басне? 
Кто являются героями этой басни? (……..) 
→
Кому   достался   лист   с   героем?  
выразительно.
4. инсценировка басен
Так осуществляется работа с каждой из 4 басен + инсценировки («Лебедь,
Щука   и   Рак»,   «Стрекоза   и   Муравей»,   «Ворона   и   Лисица»,   «Зеркало   и
Обезьяна»)
  прикрепите,   прочитайте   басню
 прикрепите
→
 прикрепите
→
→
 прикрепитеФизминутка (подражательная)
 Ну что ж, вы посмотрели выступления наших ребят, увидели как они играли
роли.   А   сейчас,   чтобы   немного   отдохнуть,   я   предлагаю   всем   немного
поиграть, представить себя в роли героев басен и изобразить их мимикой и
жестами.
5. знакомство с новой басней
 Я вам уже сказала, что И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. В
басне,   с   которой   мы   сегодня   познакомимся   всего   21   строка,   а   черновых
набросков было сделано около 200 строк.
 Сейчас мы будем смотреть видео. Вам задание: подумать, какой 
человеческий порок осуждается в этой басне.
а) просмотр видеофильма
 Итак, мы просмотрели видеозапись басни.
 Это басня об известных нам птицах, или о чемто ином?
 Ответьте на вопрос, который я вам задавала (в басне осуждается лесть, 
глупость, честолюбие, тщеславие)
 Как автор относится к героям? (лукаво, простодушно; он показывает 
кукушку и петуха самолюбивыми, глупыми, льстивыми, а соловей – 
мудрый, рассудительный)
б) индивидуальное чтение басни
 Познакомьтесь с текстом басни.
 Какие слова вам непонятны? ( куманёк, отколь, на всех ссылаюсь в этом я
лесть, честолюбие, тщеславие) – словарная работа
Физминутка (двигательная)
 Давайте немного отдохнем.
Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту плюх!
г) составление партитуры басни
 выбор тона, темпа чтения, расстановка пауз и логических ударений
д) упражнение в выразительном чтении
 спросить 12 раза
6. Подведение итогов урока
 О чем же басня, прочитанная нами сегодня? Каков подтекст басни? Что 
хотел сказать нам автор?
 Какой поучительный вывод вы сделали?
 Что вы возьмете с урока и запомните на всю жизнь?
 Кому адресованы басни Крылова? (взрослым, но понятны и детям)
7. Домашнее задание Мы составили схему и для сегодняшней басни, но чегото в ней не 
хватает. (пословицы)
 Попытайтесь подобрать к басне «Кукушка и Петух» пословицу.
            
Презентация 
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Памятник Ивану Андреевичу Крылову в СанктПетербурге
Слайд 2
?
Слайд 3
Иван Андреевич Крылов (17691844)
Слайд 4
Путешествие в прошлое Эзоп Древняя Греция Г. Лессинг Германия Жан де Лафонтен 
Франция
Слайд 5
Путешествие в прошлое Л.Н.Толстой И.А.Крылов
Слайд 6
Что такое басня?
Слайд 7
Басня  стихотворное или прозаическое произведение, нравоучительного, сатирического 
характера. Действующими лицами обычно выступают животные. В басне высмеиваются 
пороки людей.
Слайд 8
Что есть в любой басне?
Слайд 9
Словарь: Лесть – неискренняя похвала, притворное одобрение Тщеславие – стремление 
хорошо выглядеть в глазах окружающих Честолюбие  жажда известности; стремление к 
почётному положению Отколь – откуда «На всех ссылаюсь в этом я»  все так говорят и я 
согласна с ними
Слайд 10
Интонация сила голоса темп логические ударения доброжелательный нормальный – н. 
убыстрённый – уб. медленный – м. быстрый – б. По длительности:  короткая – ∕  средняя –
∕ ∕  длинная – ∕ ∕ ∕ замедленный – з. Тон – оттенок речи. Тон выбирают в зависимости от 
чувств и мыслей, которые хотят выразить. тон пауза ласковый равнодушный возмущённыйпобуждающий к действию осуждающий Темп – скорость, быстрота чтения. Пауза – 
остановка речи. В предложении есть одно главное , сильное ударение – оно важно для 
понимания смысла высказывания слов. Более слабые ударения произносятся с меньшей 
силой. сильное – ______ слабое – _ _ _ _ _
Слайд 11
Выразительное чтение художественного текста «инструменты чтеца» текст и задача чтения
интонация дыхание голос дикция задача чтения понимание текста «ви(cid:9) дение», 
представление событий,героев чувства героев и наше отношение к ним подтекст (скрытый 
смысл; то, о чём думают герои и о чём думает автор, показывая своё отношение к героям) 
авторская позиция (отношение автора к событиям) моё отношение Определить задачу 
чтения – значит понять своё отношение к героям, событиям, чтобы передать его 
слушателям. смысл событий Интонация – звуковая картина чтения. Она включает в себя:  
силу голоса  тон  темп чтения  паузы  логические ударения