Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Оценка 5
Мероприятия +2
docx
обществознание
5 кл—6 кл
25.07.2018
Методическая разработка недели финансовой грамотности состоит их пояснительной записки, плана-конспекта, мероприятия, списка литературы (использовано 10 источников) и приложения. Всего 16 страниц.
3 этап недели. "ЦБФ" (Центральный банк фиников). Информирование о роли денег в современном обществе
Для проведения мероприятия используется заранее подготовленная презентация, раздаточный материал.Работу выполнила студента 4 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
ФГ 5-6 кл. 3 этап. Вагина В..docx
1
Министерство образования и науки РФ
Соликамский государственный педагогический институт (филиал)
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра социальных
и гуманитарных дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
НЕДЕЛЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «ФИНГРАД»
Работу выполнили:
Вагина Вероника Витальевна,
Горевских Анна Александровна,
студентки 4 курса
СФ/О ПДВ12014 НБ
Направление:
Педагогическое образование
Профиль: Математика и экономика
Работу проверила:
Попова Ирина Александровна
Соликамск, 2017 2
Оглавление
Пояснительная записка...................................................................................................3
План-конспект..................................................................................................................6
3 этап. «ЦБФ» (Центральны банк фиников)................................................................7
Список литературы........................................................................................................14
Приложения....................................................................................................................16 3
Пояснительная записка
В современном мире деньги управляют миром. Деньги в наше время стали
важнейшей материальной ценностью. Но никто не обучает тому, как надо
обращаться с деньгами. В сегодняшнем потребительском мире, где всё упирается в
деньги, незнание основ управления деньгами может дорого обойтись.
Незнание в области личных финансов (невежество) — причина
всевозможных проблем. Поэтому необходимо повышать уровень финансового
образования, начиная с школьного возраста.
Цель недели: повышение уровня финансовой грамотности у обучающихся 5
– 6 классов Гимназии №2 г. Соликамска.
Задачи недели:
1. Информирование о финансовой грамотности, об образе финансово
грамотного человека.
2. Информирование о бюджете семьи, доходах, расходах, личных финансах.
3. Информирование о роли денег в современном обществе.
4. Информирование о основах бизнеса и предпринимательства.
5. Рефлексия: проведение итогового обобщающего мероприятия.
Целевая аудитория: 5 – 6 классы Гимназии №2 г. Соликамска.
Ключевые темы недели:
1. Финансовая грамотность: финансовая грамотность в России, ее значение
для общества, образ финансово грамотного человека.
2. Финансы семьи: личный бюджет, доход, расход и их виды статей.
3. Деньги: роль денег в обществе, виды денег, обращение с деньгами.
4. Бизнес: основы ведения бизнеса.
5. Обобщение недели.
Результаты обучающихся:
1. Личностные: 4
сформированность познавательных интересов и мотивов,
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.);
формирование знаний основных принципов и правил поведения в
обществе;
умений;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода.
2. Предметные:
применять знания и социальный опыт для выражения и аргументации
собственных суждений, касающихся финансовой грамотности и её значения для
человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с семейным бюджетом;
выполнять несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;
понимать роль денег в современном мире;
понимать основную структуру бизнеса и предпринимательства.
3. Метапредметные:
планирование своей деятельности под руководством учителя;
выявление причинноследственных связей;
понимание критерий для сравнения фактов, явлений;
формирование умений работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках; 5
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Данное мероприятие можно проводить в любое учебное время.
Для проведения мероприятий необходимы компьютер (ноутбук), проектор,
монитор, заранее подготовленная презентация, раздаточный материал. 6
Планконспект
Данное мероприятие разбито на 5 этапов:
1. «Добро пожаловать в Финград!».
2. «Семейный квартал».
3. «ЦБФ» (Центральный банк фиников).
4. «Бизнес площадь».
5. «Парк Финградского периода».
Участники: обучающиеся 5 – 6 классов Гимназии № 2 г. Соликамска.
Атрибутика для ведущих: бабочка (галстук), бэйджик.
Оборудование для мероприятий: финики — денежные единицы,
компьютер (ноутбук), проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Награждение: дипломы, посвящение в финградца, призы с аукциона. 7
3 этап. «ЦБФ» (Центральны банк фиников)
Участники: команды по 6 человек из 5а, 5б, 6а, 6б классов.
Ведущие: Вероника В., Анна А., Ираида Ф.
Оборудование и дидактические материалы: компьютер (ноутбук),
, 12 шт.
проектор, экран, презентация, раздаточный материал (финики (4 шт. 500
, 12 шт. 100
200
набора пазл).
, 40 шт. 50 ), 40 маленьких листочка, 4 листа с пословицами, 4
Место проведения: учебный класс Гимназии №2 г. Соликамска.
Форма мероприятия: виртуальная энциклопедия.
Тип мероприятия: комбинированное (изучение, усвоение нового материала,
обобщение и систематизация знаний, учет и оценка знаний и умений).
Методы мероприятия: просмотр мультфильма, беседа, практическое
задание, соревнование, демонстрация, опрос.
Форма организации мероприятия: групповая.
План:
1. Минилекция
2. Ответы на вопросы
3. Решение упражнений
4. Обсуждение темы следующего этапа
Ход мероприятия
15 мин
10 мин
10 мин
10 мин
Вероника В.: здравствуйте, дети! Как расшифровывается ЦБФ?
Ученики: Центральный банк фиников.
Вероника В.: предположите, что мы сегодня будет обсуждать?
Ответы учеников.
Вероника В.: молодцы! Ведущий включает мультфильм [5]. Сегодня мы
будем говорить о деньгах. Как Вы считаете, что такое деньги?
Ответы учеников.
Вероника В.: Вы называете всё верно. Давайте обобщим. Деньги — это:
1. инструмент обмена товаров и услуг; 8
2. универсальный эквивалент стоимости других товаров и услуг;
3.
удостоверение общественного характера частного труда
товаропроизводителя [2].
Мы заговорили о товарах и услугах. А что это такое и чем они отличаются?
Ответы учеников.
Вероника В.: товар — это любая вещь, которая участвует в свободном
обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи. Услуга — это
продукт труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью,
одновременным производством и потреблением (невозможно отделить процесс
обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации – от
того, кто ее предоставляет) и уникальностью, невозможностью складирования.
А для чего нам нужны деньги?
Ответы учеников.
Вероника В.: верно, давайте по вашим ответам определим функции денег [7]:
1. Деньги — это мера стоимости, т.е. разнородные товары приравниваются
и обмениваются между собой на основании цены.
2. Деньги — это средство обращения, т.е. деньги используются в качестве
посредника в обращении товаров.
3. Деньги — это средство платежа, т.е. деньги используются при
регистрации долгов и их уплаты.
4. Деньги — это средство накопления, т.е. деньги, накопленные, но не
использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего
в будущее.
5. Мировые деньги — это всеобщее платежное средство, всеобщее
покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.
Ираида Ф.: мы Вам предлагаем решить небольшой тест (см. Приложение 6)
[1]. У каждой команды есть по 10 маленьких листочка для ответов. Мы Вам
показываем вопрос, Вы на листочке записываете класс команды, номер вопроса и 9
вариант ответа. Затем приносите этот листочек нам, и мы все вместе проверяем
ответ. И так все 10 вопросов. За каждый правильный ответ Вы получите по 50
.
Ираида Ф. проводит тест с помощью презентации.
Ираида Ф.: молодцы, Вы все хорошо справились. Команды получают по …
.
Как Вы думаете, монеты бывают квадратные, треугольные, весить 3
килограмма?
Ответы учеников.
Анна А.: сейчас мы Вам покажем самые необычные монеты в мире [9].
1. Центральный банк РФ. Трёх килограммовая серебряная монета и
килограммовая золотая.
2. Канада. На монетах нанесены реальные окаменелости динозавров.
Каждая монета индивидуальна.
3. Герои детских сказок. Три Поросенка и Спящая Красавица стали темами
монет острова МЭН.
4. Палау выпускает монету «Падающая Звезда».
5. Эта маленькая (полуграммовая) монетка из золота. Ее форма, в виде
четырехлистного клевера, должна притягивать удачу.
6. Изумительная серия монет от Ниуэ, посвященная великим художникам.
7. Монета, посвященная визиту Папа Бенедикт XVI. Она имеет уникальную
форму в виде карты США, украшена кристаллами Сваровски в цветах
американского флага.
8. Титановые двухцветные монеты. Британские Виргинские Острова.
9. Монеты со вставками драгоценных и полудрагоценных камней.
10. Австралия, 2006 г., серебряная монета с капсулой, внутри которой
находятся миниатюрные копии шести монет, которые были платёжным средством
до введения десятичной денежной системы в Австралии.
11. Уникальный набор, посвященный основным вехам в освоении
космического пространства. В набор, помещенный в металлический чемоданчик
«космонавта», входят пять монет и капсула с частицей лунного метеорита. 10
12. Первая в мире монета в форме пирамиды с капсулой, содержащей песок
из гробницы фараона Тутанхамона, открытой в Долине фараонов известным
английским археологом Картером в 1922 году.
13. Уникальная монета с термическим изображением. В исходном состоянии
монета имеет однородный красный цвет. При нагревании монеты руками
проявляется изображение цыпленка.
14. Острова Кука, Египетские пирамиды. Монетатрансформер. Вкладка
может устанавливаться на монете вертикально.
15. Уникальная монетаволчок.
16. Современные монеты Венгрии.
17. Серебряные 100 долларов из Либерии. Эта монета очень массивная и
изготовлена в форме пазла. Когда все части собраны в одно целое, можно видеть
изображение 12ти апостолов и их имена.
Ираида Ф.: теперь деньги будете зарабатывать Вы. Я буду задавать Вам
вопросы. Отвечает каждая команда по очереди. Если у команды нет ответа или она
дала неправильный ответ, то отвечает другая команда, у которой есть правильный
ответ. За каждый правильный ответ Вы получите 100
.
Итак, начнем. Вопрос для команды 5а класса. Если деньги — это бумажные
купюры и монеты, то как же взрослые расплачиваются ими через Интернет за
покупки?
Ответ учеников команды 5а класса. Если команда дала неправильный
ответ, то право ответа переходит к другой команде.
Подсказка для ведущего: деньги бывают не только бумажные и
металлические, т. е. наличные. Есть ещё и безналичные деньги, т. е. записи в
памяти банковских компьютеров, что у тебя есть право на определённую
сумму денег. И этими безналичными деньгами можно расплачиваться ничуть
не хуже, чем деньгами наличными. Для этого банковский компьютер просто
уменьшает сумму безналичных денег на твоём счёте на потраченную сумму и 11
на эту же сумму увеличивает количество безналичных денег на счёте того,
кому ты заплатил.
Ираида Ф.: второй вопрос для команды 5б класса: а что будет, если сделать
денежную купюру самому?
Ответ учеников команды 5б класса. Если команда дала неправильный
ответ, то право ответа переходит к другой команде.
Подсказка для ведущего: подделка денег — преступление, за которое в
любой стране мира сажают в тюрьму. Мошенники, подделывающие деньги,
называются фальшивомонетчиками. Для затруднения подделки деньги
изготавливают специальным образом, а в банках, кассах магазинов и обменных
пунктах стоят специальные устройства, помогающие отличить поддельные
деньги от настоящих.
Ираида Ф.: третий вопрос для команды 6а класса: кто помогает человеку
сохранять и приумножить деньги?
Ответ учеников команды 6а класса. Если команда дала неправильный
ответ, то право ответа переходит к другой команде.
Подсказка для ведущего: в сохранении и приумножении денег человеку
могут помочь банки и другие специальные организации, но надо знать, как их
правильно выбирать и на что обращать внимание, чтобы не ошибиться. И
этому человек тоже должен научиться, а иначе ему будет очень трудно
разумно обращаться с деньгами и не удастся избежать лишних трат и
проблем.
Ираида Ф.: четвертый вопрос для команды 6б класса: что будет, если среди
купюр, которыми ты расплачиваешься за покупку, оказалась фальшивая?
Ответ учеников команды 6б класса. Если команда дала неправильный
ответ, то право ответа переходит к другой команде.
Подсказка для ведущего: если кассир в магазине обнаружил, что ты
пытаешься расплатиться фальшивой купюрой, то он имеет право вызвать
полицейского, который эту купюру заберёт и составит протокол об 12
обнаружении фальшивых денег. Если эту купюру изготовил не ты, тебя не
накажут, но и денег взамен изъятых фальшивых никто не вернёт.
Ираида Ф.: а теперь супервопрос для всех. Если дадите на него правильный
. Вопрос: кто следит за тем, чтобы деньги не
ответ, то получите 200
обесценивались?
Ответы учеников.
Подсказка для ведущего: денежным хозяйством в России управляет
государство, и делает это оно через две организации: Гознак, который
изготавливает наличные деньги (бумажные купюры и металлические монеты)
и Центральный банк России, который управляет безналичными деньгами и
следит за тем, чтобы в стране не появилось слишком много денег и они не
обесценились.
Вероника В.: молодцы, Вы все хорошо потрудились. Теперь Вам предстоит
выполнить такое задание. Мы взяли 7 пословиц (см. Приложение 7) [8], связанных
с деньгами, разделили их пополам и перемешали. В первом столбце начало
пословицы, во втором — конец. Вам нужно составить пословицу и объяснить её
смысл. За каждую правильно составленную пословицу вы получаете 50
правильное толкование еще 50
.
, а за
Ученики выполняют задание.
Вероника В.: молодцы, команды получают по …
. Давайте разберем.
Ведущий с учениками разбирает, как правильно надо было составить пословицы
и дает их толкование.
Вероника В.: теперь мы Вам предлагаем собрать пазл (см. Приложение 8) и
рассказать, что на нем изображено.
Ученики собирают пазл и видят на нем набор чисел.
Вероника В.: как Вы думаете, что там зашифровано? Попытайтесь сами
догадаться, как можно расшифровать данное послание. Если ученики не смогут
догадаться, то можно подсказать, что каждому числу соответствует своя
буква в алфавите. Что было зашифровано? Ученики: бизнес площадь.
13
Вероника В.: правильно, как вы думаете, о чем мы будем беседовать завтра?
Чем заниматься? Что бы вы хотели узнать?
Ответы учеников.
Ведущие: спасибо Вам за еще один пройденный этап! С нетерпением ждем
завтра! 14
Список литературы
1. Гусельникова И.В. Сборник игр, заданий и ответов по экономике
[Электронный ресурс] // Инфоурок. URL https://infourok.ru/sbornikigrizadaniypo
ekonomike1331821.html (дата: обращения: 23.11.2017).
2. Липсиц, И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7
классы общеобразоват. Орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению»/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. — М.: ВИТА
ПРЕСС, 2014. — 208 с.
3. Мультфильм «Азбука денег 1 сезон 3 серия — Семейный бюджет».
4. Мультфильм «Утиные истории. 1 сезон. Серия 38. Дело о десяти центах»
(Walt Disney Television Animation, 1991).
5. Мультфильм «Утиные истории. 1 сезон. Серия 7. За богатством в страну
гномов» (Luck o' the Ducks).
6. Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи – 2017
[Электронный ресурс] // Проект Министерства финансов Российской Федерации
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации».
URL http://xn22
6kcan3a4afmrzq.xnp1ai/news/material.php?ID=1806 (дата: обращения: 21.11.2017).
7. Основные функции денег [Электронный ресурс] // Studfiles. Файловый
URL
студентов.
предмета.
вуза,
2120
1033
архив
https://studfiles.net/preview/5473865/ page:3/ (дата: обращения: 23.11.2017).
8. Пословицы и поговорки про деньги и о деньгах [Электронный ресурс] //
Сайт о деньгах.
dengax.html (дата: обращения: 23.11.2017).
URL
http://12monet.ru/poslovicyipogovorkiprodengiio
9. Самые необычные монеты со всего мира (85 фото + текст) [Электронный
URL http://trinixy.ru/48200samyeneobychnyemonetyso
ресурс] // Триникси.
vsegomira85foto.html (дата: обращения: 23.11.2017). 15
10. Что значит быть финансово грамотным? [Электронный ресурс] //
Финаграм. Финансовая грамотность. URL https://finagram.com/finansovogramotnyi/
(дата: обращения: 21.11.2017). 16
Приложения
Финики — денежные единицы.
Приложение 1
Тест для 3 этапа.
Приложение 6
1. Молодой длинноносый специалист по выращиванию деревьев с
золотыми плодами – это… Кто?
а) Буратино;
в) Карлик Нос;
б) Барон Мюнхаузен;
г) Комар Комарович.
2. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина до того, как он поймал Золотую рыбку?
б) три года;
а) тридцать лет и три года;
в)30 лет;
г) 33 года.
3. Что сделано из золота у трудолюбивого умельца? а) Пальцы;
в) Зубы;
17
б) Руки;
г) Мозоли.
4. Как называют дело, которое обещает хорошую прибыль?
а) Золотая вена;
в) Золотая жила;
б) Золотая аорта;
г) Золотая артерия.
5. Кто из этих сказочных персонажей периодически нёс золотые яйца?
а) Курочка Ряба;
в) Крокодил Гена;
б) Чёрная курица;
г) Золотой петушок.
6. Кто из указанных героев сказки «Золотой ключик» является куклой?
а) Папа Карло;
в) Мальвина;
7. У кого был золотой петушок?
б) Тортилла;
г) Дуремар.
а) У царя Салтана;
в) У царя Дадона;
б) У князя Гвидона;
г) У королевича Елисея.
8. Как называется известный футбольный приз?
а) «Золотой сапог»;
в) «Золотая бутса»;
б) «Позолоченная туфелька»;
г) «Золотая подкова».
9. Какую медаль вручают за высшее спортивное достижение?
а) Серебряную;
в) Золотую;
б) Медную;
г) Деревянную.
10. Что попросила привезти отца старшая дочка в сказке Аксакова
«Аленький цветочек»?
а) Серебряную ложку;
в) Золотую туфельку;
б) Золотой ларец;
г) Золотой венец.
Ответы: 1а, 2а, 3б, 4в, 5а,6в, 7в, 8в, 9в, 10г.
Приложение 7
Пословицы и поговорки для 3 этапа
Был бы ум, будет и рубль;
Уговор дороже
Деньги — как вода:
За чужим погонишься —
У богатого денег —
Деньги как навоз:
Если хочешь потерять друга —
плывут неизвестно куда.
куры не клюют.
сегодня нет, а завтра воз.
не будет ума, не будет и рубля.
одолжи ему денег.
денег.
своё потеряешь.
Ответы: 18
1. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
2. Уговор дороже денег.
3. Деньги — как вода: плывут неизвестно куда.
4. За чужим погонишься — своё потеряешь.
5. У богатого денег — куры не клюют.
6. Деньги как навоз: сегодня нет, а завтра воз.
7. Если хочешь потерять друга — одолжи ему денег.
Пазл для 3 этапа
Приложение 8
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Методическая разработка по экономике. Неделя финансовой грамотности «ФинГрад». 3 этап. (5-6 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.