Методическая разработка по обучению грамоте: «Звуки [ з ],[ з̕ ]. Буквы З, з»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
24.04.2017
Данный материал представляет разработку урока по обучению грамоте, на котором дети знакомятся со звуками [з ],[ з̕ ] и их буквенным обозначением, учатся анализировать их, отличать от других звуков и букв, читать слоги и слова с новыми буквами и небольшой текст.
Звуки з,з . Буквы З,з.docx
Урок обучения грамоте по УМК «Планета знаний»
Учитель: Маркелова Дина Владимировна, первая квалификационная категория
зз
Тема: «Звуки [ з ],[
]. Буквы З, з»
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости
мягкости) согласными звуками [ з ], [ ] и буквами З, з, обозначающими эти звуки
на письме.
Задачи: Формирование умений различать звуки [ з ], [
буквами З, з.
зз
] и читать слова с
зз
Совершенствование метода звукобуквенного анализа слов.
Развитие фонематического слуха и связной речи, словарного запаса языка,
внимания, памяти.
Воспитание интереса к чтению, чувства сотоварищества, любви к природе.
Оборудование: учебник «Букварь» Т.М.Андрианова, «Рабочая тетрадь к
«Букварю» Т.М.Андриановой»; иллюстрации животных; образец буквы З, з.
I.Организационный момент.
Ход урока
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Актуализация знаний.
II.
На доске напечатаны слова:
малина
Пушок
этажи
майка
Прочитайте слова. (Дети читают слова про себя, затем один ученик вслух).
Какое слово лишнее и почему? (Этажи – начинается с гласного звука, Пушок – с
заглавной буквы, т.к. это кличка).
Прочитайте те слова, в которых:
все согласные звонкие;
все согласные глухие;
есть мягкие согласные;
все согласные твердые;
все согласные не имеют пару по звонкости глухости; все согласные парные по звонкости глухости.
Постановка учебной задачи. Целеполагание.
III.
Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, вывешивается картинкаотгадка
на доску.
В Африке живет, траву жуёт,
Носит матроску в чернобелую полоску. (Зебра)
Рыжая шубка
По веткам скачет,
В дупло орешек прячет. (Белка)
Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. (Жираф)
Живет он в реках и болотах,
Зубов так много, что не счесть
И у него одна забота –
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)
Поймать когонибудь и съесть. (Крокодил)
Одолела вдруг когото
Бесконечная зевота…
Сам большой, а хвостик мал,
Кто в болоте побывал? (Бегемот)
Как назвать одним словом? (Дикие животные).
Где можно увидеть животных всех сразу? (В зоопарке).
Мы отправляемся в зоопарк. Почему сегодня на уроке мы посетим именно
зоопарк? Сформулируйте тему и цели урока.
На доске памятка:
познакомиться с…,
учиться отличать…,
учиться читать…
(Познакомиться со звуками [ з ], [
отличать звуки [ з ], [
буквой, которая их обозначает; учиться
] зз от других звуков; учиться читать слоги и слова с новой
зз
] и
буквой).
IV.
Изучение нового материала.
1. Знакомство с новыми звуками [ з ], [
Что такое «зоопарк»? (Место, где содержится много разных животных).
].зз
Для чего животных помещают в зоопарк? (Чтобы на них смотреть). Иными словами, животных помещают в зоопарк для показа. Значит, Зоопарк –
это место, где содержатся животные для показа.
ЗООПАРК (сокр.) – зоологический парк, ЗООЛОГИЯ – наука о животных.
Какой первый звук слышим в слове «зоопарк»? ([ з ]).
Дайте ему полную характеристику. (Дети произносят звук, анализируют и
делают вывод, что этот звук согласный, звонкий, твердый.).
Произнесите слово «зоопарк» по слогам. Сколько слогов в данном слове? (3).
Какой ударный слог?(3 слог).
Составьте схему слова «зоопарк». (Один ученик работает у доски).
Сколько в слове «зоопарк» звуков?
Сколько гласных в этом слове? Какие?
Сколько согласных? Какие? Дайте характеристику согласным звукам.
В названии какого животного есть звук [ з ]? (Заяц).
Гуляем по зоопарку. Первый вольер африканская лошадка. Зебра. Какой
первый звук слышим в этом слове? ([ ]).зз
Дайте ему полную характеристику. (Согласный, звонкий, мягкий).
Составьте схему слова «зебра» (Один ученик у доски).
Сколько в слове «зебра» слогов?
Сколько в слове «зебра» звуков?
Сколько гласных в этом слове? Какие?
Сколько согласных? Какие? Дайте характеристику согласным звукам.
Физминутка
Игра «Поймай звук». Если в слове слышим звук [ з ], встают мальчики, [ зз ]
девочки.
Змея, зяблик, динозавр, зима, зубр, зебра, фазан, тигр.
Какое слово было лишним? Почему? (Зима – время года, тигр – нет в это слове
звуков [ з ], [ ].зз
Какого животного мы не встретим в зоопарке? Почему? (Динозавра).
2. Знакомство с новой буквой.
Звуки [ з ], [ ] на письме какой буквой будем обозначать? (Если дети не знают,
зз
)
сообщает учитель).
Буква «Зэ»: (учитель вывешивает образец буквы З, з). На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
На что похожа буква З?
Почему их две? (Заглавная и строчная).
Для чего нужна заглавная буква?
3. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.
а) На доске напечатаны слоги:
за
Зо
зи
зы
зу
Чтение слогов: хором, по рядам, по 1 человеку (2 3 человека). С твердыми
согласными.
Дополните слоги до целого слова. (Обратить внимание на слог Зо – с заглавной
буквы – это имя, фамилия или кличка … Возможные варианты: Зоя, Золушка,
Зотов, Золоторёва, Зорро…).
б) Работа с букварём (стр. 70).
Чтение слов в столбиках. (Хором, по рядам, по столбикам 1 человек).
Что особенного в первом столбике? (Это слоги).
Прочитайте 2й столбик. Что можете сказать? (Эти слова однокоренные).
Какой общий корень? (Зим). Аналогично 3й столбик.
Составьте предложение со словом «зимний», «морозный».
Прочитайте 3й столбик. Что это за слова? Какова общая часть? (Зоо).
Что она означает: растение, человек или животное?
Что означает слово «зоосад»? (Зоосад – место, где содержат редких
животных).
Что такое «зоомагазин»? (Зоомагазин – магазин, в котором продают животных).
в) Чтение текста «Зоопарк»
Как вы думаете, животным хорошо в зоопарке?
А что хорошего в их жизни? (Их кормят, за ними ухаживают…).
Слоги и слова читать мы научились. Сейчас будем читать текст. Что вы можете
рассказать о тексте? (Есть название, 5 абзацев).
Учитель (или хорошо читающий ученик) читает текст вслух.
Прочитайте слова с новой буквой.
Прочитайте 1ю часть. О чем сообщается? (Аналогично с остальными частями).
Какие животные встретились в тексте? Прочитайте предложение, что говорится о мартышках?
Прочитайте предложение, что говорится о крокодиле?
Как назвать крокодила и бегемота подругому? (Аллигатор, гиппопотам).
V. Первичное закрепление.
Работа в тетради (стр.34 №1)
По первым буквам названий животных дети составляют слово «Зоопарк».
Какое животное лишнее?
VI. Итог урока. Рефлексия.
Чему учились на уроке?
Что новое узнали, запомнили?
Какое задание было самым сложным?
Какое задание было самым интересным?
Кто после этого урока может оказать помощь товарищу?
Молодцы! Спасибо за урок.
Методическая разработка по обучению грамоте: «Звуки [ з ],[ з̕ ]. Буквы З, з»
Методическая разработка по обучению грамоте: «Звуки [ з ],[ з̕ ]. Буквы З, з»
Методическая разработка по обучению грамоте: «Звуки [ з ],[ з̕ ]. Буквы З, з»
Методическая разработка по обучению грамоте: «Звуки [ з ],[ з̕ ]. Буквы З, з»
Методическая разработка по обучению грамоте: «Звуки [ з ],[ з̕ ]. Буквы З, з»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.