Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."
Оценка 4.6

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика +1
5 кл
07.12.2017
Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."
В данной работе рассматриваются причины введения предмета ОБЖ в учебный план: социальные (проблемы здоровья, особенности трудовой деятельности в различных производствах, увеличение числа асоциальных ситуаций в обществе, чс природного и техногенного характера); педагогические (необходимость профилактических мероприятий по охране здоровья, противодействие вредным привычкам, формирование знаний о проблемах жизнедеятельности, оказание первой помощи). В работе определяются планируемые результаты изучения материала предмета, функции данного учебного курса. Формирование практических навыков - основная задача курса ОБЖ, которую можно решить используя деятельностный подход в обучении. Один из уроков, где используется такой подход является урок - практикум в 5 классе "Безопасность пешехода при переходе дороги". Этот урок рассматривается в моей работе."Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."
Методическая разработка.docx
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Департамент образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 176» Методическая  разработка «Функции и воспитательный потенциал  предмета ОБЖ в свете ФГОС».                                                                                         Выполнила:                                                                           педагог­ организатор – учитель ОБЖ                                                           Красовская Е.Д. Н.Новгород 2017 год Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС. Введение в учебный план предмета ОБЖ вызвано рядом социальных и  педагогических причин. Социальные причины: ­ повышение интереса государства и общества к проблемам здоровья, продолжительности жизни и активной трудовой деятельности населения; ­ рост числа асоциальных ситуаций, которые негативно влияют на людей и социальные объекты; ­ неготовность населения (в том числе и детей) адекватно реагировать на происходящие  чрезвычайные ситуации в природе и обществе. Педагогические причины: ­ целесообразность проведения профилактических мероприятий по охране здоровья,  противодействию вредным привычкам в период активной социализации школьника; ­ необходимость формирования знаний об основных проблемах жизнедеятельности растущего  организма, умений и навыков здорового образа жизни, воспитания способности противостоять  негативным явлениям социума с учётом стремления детей подросткового возраста во всём  подражать поведению взрослых. В соответствии с ФГОС определяются следующие обязательные результаты изучения  предмета: 1 Сформированность современной культуры безопасной жизнедеятельности, осознание  необходимости защиты личности, общества и государства, понимании е значимости  безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и  социального характера; 2 Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении  национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций  природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и  терроризма; 3 Осознание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; 4 Сформированность установки на здоровый образ жизни, исключающий потребление   алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 5 Сформированность  антиэкстремистской и антитеррористической  личностной позиции; 6 Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной  жизни человека; 7 Знание существенных признаков опасных  и чрезвычайных ситуаций природного,  техногенного и  социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их  последствий для личности, общества и государства; 8 Умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях  опасных и  чрезвычайных ситуаций; умение оказывать первую помощь пострадавшим; 9 Умение предвидеть  возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их  проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,  готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости; 10 Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом  природных , техногенных и социальных рисков на территории проживания. С учётом требований стандарта можно выделить следующие функции данного  учебного курса. 1 Образовательная – расширении е знаний обучающихся о проблемах современного  мира в области жизнедеятельности, причинах появления асоциальных явлений;  содержании, способах, средствах и формах охраны и укрепления здоровья и  противодействия вредным привычкам. 2 Развивающая – развитие интеллектуальной деятельности школьников, способности  адекватно воспринимать учебный материал. Осваивать его. Используя различные  умственные процессы и операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.), самостоятельно строить суждения, умозаключения и выводы. 3 Воспитательная – воспитание правильного отношения к своему здоровью,  устойчивого противления вредным привычкам; развитие способности замечать  асоциальные явления в окружающем мире, проявлять устойчивое отрицательное  отношение к ним; осуждать и не принимать их. 4 Рефлексивная – развитие способности анализировать своё физическое и психическое  состояние; ориентироваться в окружающем мире, оценивать происходящие явления и  правильно реагировать на них  , предвидеть возможные негативные последствия своего  поведения и ответные действия окружающих лиц. 5 Поведенческая – применение полученных знаний в практической деятельности: умения действовать в соответствии с правилами поведения в различных природных и  социальных ситуациях;; развитие способности быстро и правильно реагировать на ЧС,  проявлять внимательность, ответственность в ситуациях, угрожающих жизни и  здоровью людей. 6 Коммуникативные – формирование компетенций в общении и сотрудничестве со  взрослыми и сверстниками с учётом характера, особенностей участников  взаимодействия. Функции предмета определяют его общие цели в соответствии  с  процессом обучения, например,  в  5 – 6 классах:  формирование знаний об объектах изучения, воспитание ценностных ориентаций, способности различать негативные и позитивные стороны в жизнедеятельности человека,   осуждать асоциальные явления в окружающем мире; «воспитание социальной активности,   уважения к законам РФ,  личности,  соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями»; развитие способности к рефлексивным действиям, желания и умения укреплять своё здоровье,  вести правильный образ жизни, противодействовать дурным привычкам. Таким образом, реализация функций предмета ОБЖ и его целей даёт возможность выполнить  Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные – освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;  развитие способности и готовности к саморазвитию; формирование системы значимых социальных и межличностных отношений. Метапредметные – сформированность  различных видов деятельности, универсальных учебных  действий, способность их использовать на практике. Предметные – знание способов деятельности,  специфичных для предмета ОБЖ, формирование  научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;  освоение понятий и терминологии; использование методов познания и исследования, принятых в  данной науке. Основные содержательные линии, рассматриваемые  на уроках ОБЖ в 5 – 6 классах выбраны с  учётом актуальности знаний для учащихся данной возрастной группы и преемственности  обучения на последующем этапе (7 – 9 классы): Основы комплексной безопасности Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. В каждой содержательной линии большую роль играет  практическая направленность уроков  ОБЖ. Такие уроки способствуют формированию у обучающихся психической устойчивости в  экстремальных ситуациях. Люди, имеющие опыт преодоления экстремальной ситуации, в дальнейшем относятся к ней как к  неприятной неизбежности. Практика преодоления опасностей способствует повышению  устойчивости психики. Поэтому одной из основных задач в преподавании ОБЖ является формирование практических  умений и навыков, опыта практических действий, развитие способности противостоять  опасностям. Решить эту задачу можно на уроках, используя деятельностный  подход в обучении. Одним из таких уроков является урок – практикум  в 5 классе «Безопасность пешехода при переходе дороги» Вводная часть. Основная опасность для пешехода – переход дороги, особенно в неустановленных местах. Переход дороги по пешеходным переходам или на перекрёстках, движение на которых  регулируется светофорами, разрешает зелёный сигнал светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах или перекрёстках, а также в других, разрешённых  правилами местах, пешеход сам определяет безопасность перехода дороги с соблюдением правил  дорожного движения, то есть ориентируется на своё глазомер, жизненный опыт. В этом случае  основой безопасности пешеходов являются навыки определения дистанции до приближающегося  транспорта, его скорости движения, ширины проезжей части дороги, учёт погодных условий. При  этом надо помнить, что транспорт не может остановиться мгновенно. Поэтому особенно опасно  неожиданное появление пешехода на проезжей части. Цель: формирование понятия об остановочном пути автомобиля и безопасном расстоянии до  движущегося транспорта при переходе дороги. Планируемые результаты: Личностные: осознание и развитие внимания и чувства осторожности при переходе дороги. Предметные: формирование понимания, что транспортное средство (ТС) мгновенно остановить  нельзя. Метапредметные: освоение навыков безопасного передвижения в качестве пешехода в реальных  дорожных ситуациях на основе представлений о движении ТС, а также знаний ПДД. Справочные данные. Остановочный путь – это расстояние, которое пройдёт автомобиль до остановки с момента,  когда водитель заметил препятствие. Величина остановочного пути (Sост.) – основная величина,  которая показывает, как действовал водитель для предотвращения дорожно–транспортного  происшествия (ДТП). Остановочный путь имеет три основные части: S = S1 + S2 + S3; S1 – расстояние, проходимое автомобилем с момента, когда водитель заметил препятствие, до  нажатия на педаль тормоза. Это время называется временем реакции водителя. Оно колеблется в пределах  0,5 с. до 1,5 с. S2 – расстояние, проходимое  автомобилем за время срабатывания тормоза, то есть за время с  момента нажатия на педаль тормоза до достижения полной силы торможения. Это время  составляет от 0,3 с. до 0,6 с.   S3 – расстояние, проходимое автомобилем с момента начала действия тормоза в полную силу до  остановки автомобиля. Примерно определить величину остановочного пути на сухой  горизонтальной дороге можно, разделив скорость движения автомобиля на 10  и умножив результат сам на себя. Так, при скорости движения 60км/час примерная длина остановочного  пути составляет: 60:10=6                   2) 6×6=36 (метров) 1 При скорости 90 км/час остановочный путь составит: 1 2 4 – 5 раз! 3 90:10=9             2) 9×9= 81 (метр) В условиях мокрого и скользкого дорожного покрытия остановочный путь увеличивается в Сумма расстояний S2+S3 составляет тормозной путь. Длину остановочного пути транспортного средства должен представлять не только водитель, но и пешеход! Методические рекомендации. Sторм.=S2+S3 Для проведения практической работы обучающиеся должны знать понятия остановочного пути и  его составляющих, понимать, от каких факторов зависит их величина. Порядок проведения работы. Для формирования навыка по определению длины остановочного пути с целью безопасного  перехода дороги обучающимся предлагается выполнить практические задания. На длину остановочного пути влияют все его три составные части. Рассмотрим их. I.Как зависит величина S1 от действий водителя? Во время движения, чтобы владеть дорожной ситуацией, водитель переключает внимание: на  расположение других транспортных средств, на дорожные знаки, на светофор и др. Поэтому, если пешеход неожиданно окажется на проезжей части, водитель может не сразу его  увидеть. Таким образом, интервал времени (t1) с момента, когда водитель увидел препятствие  (пешехода), до времени, когда он начал торможение (поставил ногу на педаль тормоза), может  меняться в некоторых пределах. За это время автомобиль и проходит путь S1.  Как зависит величина S2 от действий водителя? Величина S2 зависит от того, как быстро водитель нажмёт на педаль тормоза до срабатывания   тормозной системы в полную силу. У водителя с медленной реакцией время (t2) нажатия на педаль тормоза будет больше. Следовательно, автомобиль пройдёт больший путь S2. Нужно помнить, что путь S1 автомобиль проходит со скоростью, с которой он двигался до того,  как водитель заметил препятствие. Приближённо можно считать, что путь S2 автомобиль  движется с той же скоростью, что и путь S1. Задание 1. Определите, какой путь пройдёт автомобиль до момента начала действия тормоза в  полную силу, если время t1= 1с., t2= 2, а скорость движения автомобиля  40 км/час, 60 км/час, 90  км/час. Скорость движения Км/час 40 60 90 м/с 40км/час=11м/с; 60км/час=17м/с; 90км/час=25м/с; S1+S2 метры   S1+S2=11× (1+2) = 33м; S1 + S2 = 17× 3 = 51 м;     S1 + S2 = 25× 3 = 75 м. От чего зависит величина S3? Величина S3 не зависит от быстроты реакции и внимания водителя. Она определяется: массой  автомобиля; скоростью его движения; качеством дорожного покрытия. Задание 2. Заполните таблицу. Вставьте пропущенные слова «больше» или «меньше». Чем больше масса автомобиля Чем больше скорость автомобиля На сухой дороге по сравнению с мокрой   Если первая часть S1 зависит от быстроты действий водителя, то S2 и  S3 определяются в основном действием тормозной системы автомобиля, состоянием протекторов шин, состоянием дорожного  покрытия. Поэтому сумму S2+S3 называют  тормозным путём автомобиля.  Тем … величина пути S3 Тем … величина пути S3 S3 будет… Задание 3. Назовите 4 причины, увеличивающие длину тормозного пути. Тормозной путь автомобиля  будет больше, если… 1. 2. 3. 4. Возможные варианты ответов: больше скорость движения; больше масса автомобиля;  более  скользкое покрытие; водитель медленнее нажимает на педаль тормоза до срабатывания тормозной системы в полную силу. II. Определение расстояния до приближающегося автомобиля, достаточного пешеходу для   безопасного  перехода дороги. Задание 4. Пешеходу необходимо перейти дорогу, по которой слева от него движется автомобиль со скоростью 90 км/час. Расстояние до автомобиля составило 250 м, когда пешеход оценил  обстановку, посмотрев налево и направо. На это у него ушло 3 с.  и ещё 6 с.  на то, чтобы  перейти  дорогу. Пришлось ли  водителю применять торможение? Решение: 1) 3 + 6 = 9 (с).;  2) 90 км/час= 25( м/с)   3) 25×9=225 (м) Следовательно, пешеход правильно оценил дорожную обстановку  и водителю не пришлось  тормозить. Литература: 1. Данченко С.П. Дорожная безопасность: учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движение для учащихся 5 классов общеобразовательных школ /С.П. 2 Дугинов, А.С. Моя улица/А.С. Дугинов, ­ М.,: ДОСААФ, 1981. Данченко, М.Л. Форштат. – СПб. : Лики России, 2011.

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."

Методическая разработка по ОБЖ  "Функции и воспитательный потенциал предмета ОБЖ в свете ФГОС."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017