Методическая разработка учебного занятия по коррекции лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме: «Путешествие морской черепахи» для воспитанников логопедической группы 6-7 лет
Оценка 5

Методическая разработка учебного занятия по коррекции лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме: «Путешествие морской черепахи» для воспитанников логопедической группы 6-7 лет

Оценка 5
Разработки уроков
doc
дефектология
Детсад
11.11.2018
Методическая разработка учебного занятия по коррекции лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме:  «Путешествие морской черепахи» для воспитанников логопедической группы 6-7 лет
КонспектЗанятия.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Методическая разработка

учебного занятия по коррекции лексико-грамматических средств языка

и связной речи

                                                                                                                                                                                                

по теме:  «Путешествие морской черепахи»

для воспитанников логопедической группы 6-7 лет

 

 

 

 

 

Составитель: Хомутская Елена Николаевна - учитель-логопед Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад компенсирующего вида №1 «Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

                                                 г. Лангепас, 2018 год

 

Цель занятия: развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи по теме: «Животный мир морей и рек». 

Вид занятия: Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у воспитанников с общим недоразвитием речи (второй год обучения, подготовительная группа).

Форма занятия: подгрупповое коррекционно-логопедическое.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение, активизация, актуализация словаря по темам: «Животный мир морей и рек», «Рыбы Оби». Развитие навыков   звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов, образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка составления и чтения слов.  Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением. Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие мелкой моторики. Развитие мышления, памяти.

Воспитательные цели:

Воспитание самостоятельности, активности, самоконтроля, воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование и дидактические материалы:

Компьютер, презентация «Путешествие морской черепахи», подготовленная в программе Microsoft PowerPoint, видеофайл «звуки моря», видеофайл «пальчиковая гимнастика», предметные картинки с изображением рыб, контейнеры с карандашами, тетрадь №1 по числу детей,  фломастеры, звуковые и слоговые схемы слов, карточки для выполнения гимнастики для глаз.   

Предварительная работа:

Посещение магазина «Экзотика» (рассматривание аквариумных рыб), просмотр картинок из альбомов «Живая природа». Чтение «Морских сказок» С.Сахарнова, рассказа С.Воронина «Добрая раковина». Разучивание стихов о морских животных. Разучивание пальчиковой гимнастики «Налим».

Использование современных технологий:

Развивающая технология по коррекции общего недоразвития речи  у детей  старшего дошкольного возраста Н.В. Нищевой.

Компьютерные технологии.

Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, пальчиковая гимнастика, координация речи с движением, гимнастика для глаз.

Ход занятия

1.Организационный этап.

(Объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона, развитие слухового внимания  и восприятия).

Учитель-логопед приглашает детей в кабинет, организуя приветствие с ними, предлагает занять места на стульчиках.

Логопед: «Мы  с вами сегодня оказались в гостях у морской черепахи, она предлагает совершить путешествие в морские и речные глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни рыб. Морская черепаха просит послушать вместе с ней звуки моря и рассказать ей о том, какие звуки вы услышите» (слайд №2 презентации «Путешествие морской черепахи», переход на видеофайл «Звуки моря»).

 

 

 

2. Основной этап.

1.    Упражнение №1 «Кто такие рыбы?». Черепаха предлагает детям познакомиться с обитателями морей и рек. Логопед знакомит детей с презентацией: «Кто такие рыбы?» и просит назвать пресноводных и морских рыб (слайд №3).

2.    Упражнение №2 «Чей?Чья?Чье?». Черепаха показывает детям силуэт большой рыбы. Логопед знакомит детей с частями ее тела и просит правильно ответить на вопросы: «Чей плавник?», «Чья голова?», «Чье туловище?». Учитель-логопед предоставляет каждому ребенку возможность ответить не менее двух раз (слайд №4).

3.    Упражнение №3 «Рыбы Оби». Черепаха предлагает продолжить наше путешествие, отправиться на реку Обь и познакомиться с ее обитателями.

Логопед: «Обширны водные просторы Западной Сибири, издавна знамениты они рыбными богатствами. Ни одна из рек нашей страны не имеет такого большого разнообразия ценных рыб, как Обь. Здесь водятся осетр и стерлядь, нельма, муксун, пелядь, ряпушка и другие. Что и говорить, но рыбная ловля - излюбленное занятие множества мужчин, и истинные рыболовы Сибири знают, что река Обь самая насыщенная на рыбу. Поэтому, где бы рыбная ловля не производилась, пусть в близи населенных пунктов, либо же вообще в малопроходимых местах, есть возможность наловить много рыбы везде. Однако, рыболовы ловят рыбу только с разрешения инспекторов рыбнадзора, а также определенные виды, в ограниченном количестве, чтобы сохранить бесценное рыбное богатство Сибирских рек».

Дети рассматривают картинки (слайд №5,6), запоминают названия северных рыб (слайд №5), и пересказывают рассказ, пересказанный учителем-логопедом.

4. Упражнение №4 «Пальчиковая гимнастика «Налим». Черепаха предлагает отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику. Дети поднимаются и вместе с логопедом делают знакомую пальчиковую гимнастику. Логопед нацеливает их на правильное звукопроизношение и предлагает выполнить ее совместно с детьми другой подготовительной группы (слайд №7 презентации «Путешествие морской черепахи», переход на видеофайл «Пальчиковая гимнастика»).

 

 

Жил да был один налим,                  Ладони сложены, имитируют                                      

                                                           движения плывущей рыбки

Два ерша дружили с ним.                Ладони раздвинуты,  

                                                           имитируют

                                                           движения двух плывущих рыбок       

Прилетали к ним три утки               Взмахи сложенными накрест   

                                                          ладонями.

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:                          Кулаки сжимаются и разжимаются.

Раз, два, три, четыре, пять             Пальцы на обеих руках загибаются 

                                                                                         начиная с большого.

5.    Упражнение №5 «Составь схему».

Логопед: «Наша черепашка хочет узнать, умеете ли вы работать со звуковыми схемами слов». Логопед просит  детей составить звуковую схему слов «акула», «скат», «кит» из разноцветных сигналов, разложенных на столах. Дети составляют схемы и проверяют правильность их выполнения на слайде  (слайд №8).

6.    Упражнение №6 «Подбери картинку к схеме». На столе разложены картинки: скат, кит, краб, игла, дельфин, звезда, осьминог, акула, медуза. Логопед просит детей помочь черепашке разложить картинки к нужным слоговым схемам. Дети подбирают картинки к схемам и проверяют правильность выполнения задания (слайд №9). Логопед оценивает работу детей и говорит: «Я горжусь вами! Это было самое сложное задание сегодня!»  

Логопед предлагает выполнить упражнения на снятие зрительного утомления.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

7.    Упражнение №7 «В аквариуме».

Логопед: «Черепаха хочет, чтобы вы, ребята, выполнили упражнение «В аквариуме».  Логопед просит внимательно посмотреть на картинки слайда №10, назвать предметы, которые есть в аквариуме и ответить на вопрос: где находится рыбка? Логопед предоставляет возможность для ответа каждому из присутствующих на занятии детей.

8.    Упражнение №8 «На дне морском».

Логопед предлагает детям рассказать стихи о жителях моря, которые нас окружают (слайд №11). Дети читают стихи, логопед поощряет их.

Логопед: «Расскажите нашей черепашке стихи о жителях моря, которые окружают нас».

1.    Что за звезды в глубине

На песке лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке – морские звезды.

2.    Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты.

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

3.    Краб забился меж корней:

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то?

4.    Ну, что это за рыбы?

По морю ходят толки.

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки.

Кто то? Морской еж.

9.    Упражнение №9 «Составь слова из слогов».

Логопед предлагает детям посмотреть на картинку, прочитать слог и ответить какого слога не хватает, чтобы получилось название рыбы (слайды №12,13,14). Ваши правильные ответы очень порадуют нашу черепаху.

10.         Упражнение №10 «Отгадай кроссворд».

Логопед говорит о том, что черепаха не может отгадать загадки о морских животных. Давайте поможем ей ребята. И отгадаем все загадки (слайд №15).

3. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед организует заключительную беседу с детьми. «Вот и подошло к концу наше путешествие вместе с черепашкой. С какими заданиями мы сегодня встретились? Какие задания вам понравилось выполнять? Какое задание вам показалось трудным? Как в школе вам помогут эти задания? Поднимите руку, кто считает, что у него все получилось».

Логопед: «Вы очень хорошо занимались! Дома расскажите папе и маме, бабушке и дедушке, а потом вместе с ними нарисуйте рыбку (слайд №16). Мы сейчас начнем эту работу, а дома вы продолжите».

Давайте попрощаемся с черепахой!


Методическая разработка учебного занятия по коррекции лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме: «Путешествие морской черепахи» для воспитанников логопедической группы 6-7 лет

Методическая разработка учебного занятия по коррекции лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме: «Путешествие морской черепахи» для воспитанников логопедической группы 6-7 лет

Цель занятия: развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи по теме: «Животный мир морей и рек»

Цель занятия: развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи по теме: «Животный мир морей и рек»

Основной этап. 1.

Основной этап. 1.

Логопед предлагает выполнить упражнения на снятие зрительного утомления

Логопед предлагает выполнить упражнения на снятие зрительного утомления

Поднимите руку, кто считает, что у него все получилось»

Поднимите руку, кто считает, что у него все получилось»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018