Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика +1
7 кл
09.07.2018
Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"
На уроке формируются представления обучающихся о причинах возникновения денег; дети делают самостоятельные выводы об исторической необходимости и значимости появления денег. Развиваются следующие умения: использование своего жизненного опыта и ранее накопленных знаний в решении учебных задач, извлечение информации из печатных и иллюстративных источников, сравнивнение свойств товаров, используемых в качестве денег, умение анализировать, делать выводы. Формируется личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
7 класс Деньги и их функции.docx
Урок обществознания по теме "Деньги и их функции". 7­й класс Цели: Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения  денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный  опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из  печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в  качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и  действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни. Тип урока: урок объяснения нового материала. Эпиграф:  “Деньги – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни  превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем  больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” Ход урока I. Орг. момент. II. Определение темы урока и постановка целей урока. Учитель: ­ Ребята, чтобы определить тему урока, разгадаем кроссворд. т р у а а р о б л с у ц и л о с е н г и п р н к н ф т л ы ц и я д я ь и р 1. Хочешь первым всегда быть, Сытым и здоровым жить? Мой совет: ты не ленись,  А работай и …(труд) 2. На рубль ­ копейки, на доллары ­ центы, Бегут­набегают в банке... (Проценты)  3. В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция) 4.  Говорят про меня: Деревянный я. Но неправда, я — железный, Я тяжелый, полновесный! Ответ: Рубль 5. Журчат ручьи, промокли ноги,  Весной пора платить... (Налоги)  6. За сметану, хлеб и сыр  В кассе чек пробьёт ... (кассир)  Учитель: Отгадайте загадку: Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господа, а подчиняют. Не слуги, а служат. (Деньги) Учитель: ­ Итак , наша тема урока «Деньги» ­ Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться  с их свойствами и признаками. ­ А теперь обратимся к нашему эпиграфу. Какого слова здесь не хватает: . “……(деньги) –  великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек  хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” III. Актуализация опорных знаний. 1. Вступительное слово учителя. ­ Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.  ­ Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей). ­ Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками. Давайте допишем тему нашего урока (дописываю слова «Деньги и их свойства») ­ Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. (Слайд 1) ­ Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания.  Учитель:   ­   Деньги…  А   какие   чувства,   ассоциации   у   вас   вызывает   слово   “деньги”? Напишите   их   на   доске.  (Приём   “Корзина   чувств”:   на   доске   вывешивается   слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.) 2.   Учитель:  Деньги   –   одно   из   величайших   достижений   человечества.   Мы   пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один ­ составляет на доске). Текст: «Что было деньгами».          Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами   был   скот:   коровы,   лошади,   овцы.   Впоследствии   названия   некоторых   денег произошли от слова “скот”.           В   Древнем   Риме   с   наемными   воинами   расплачивались   мешочками   соли,   поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).      У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др. На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. Учитель: ­  Сравните  наши  кластеры,   что­нибудь  в   деньгах  изменилось  по­сравнению   с  прошлым временем? 3. Учитель:  – Ребята,   а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси,   которые   пришли   на   ярмарку.   (Слайд   №3).   Вы   делитесь   на   4   группы:   купцы, ремесленники,   охотники,   крестьяне.   У   каждого   из   вас   есть   карточки   с   изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты. (Карточки   делаются   таким   образом,   чтобы   ученики   смогли   обменять   свой   предмет   на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у  ремесленников:   горшки   и   кувшины,   наконечники   для  стрел,   ножи,   топоры;   им   надо: зерно, ткани, продукты, соль;  у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)  Учитель: – Понравилось ли вам на ярмарке Древней Руси? – Кто не смог произвести обмен? – Какие сложности возникли при обмене?  – Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? – Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? ­ Как называется тот процесс обмена, которым вы сейчас занимались? (БАРТЕР­ обмен товара на товар) 4. Учитель:  ­ Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они  нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами». Сообщение: ­ Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. (слайд №4).   Сначала нужно вещь обменять на какой­то товар­посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар ­ посредник в таком случае выступает в роли эквивалента.   (Карточка   на   доске.)    Это   слово   означает   нечто   равноценное   или соответствующее   в   определенном   отношении   другому   товару.   Так   появились   первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы,   особенно   благородные,   отличались   такими   свойствами,   как   относительно высокая   собственная   стоимость,   связанная   с   тем,   что   их   добыча   трудоемка   и   требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще   одно   преимущество   над   недолговечными   эквивалентами.   Наконец,   металлы   легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а  по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно? ­ Выясним, почему же это произошло?  Начертите в тетради следующую таблицу (слайд 7). В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по­вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «­». Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица Предметы, роли денег   выступающие   в Компактность Делимос ть Долговечнос ть Однородност ь Приемлемос ть Баллы Соль Рыба Золото ­ ­ ­ ­ + Каменные колеса ­ + ­ + + За каждый «+» поставьте товару 1 балл Медные монеты + + ­ + + + + ­ + + ­ ­ ­ + + 2 3 0 4 5 В   ходе   работы   учащиеся   приходят   к   выводу,   что   люди   стали   использовать металлы   в   качестве   товара­посредника   благодаря   их   долговечности   и возможности делить слитки металла на равные части.  Учитель: ­  Так   что   же   означает   термин   «деньги»?   (ответы   учащихся).   Запишите   в   тетрадях определение термина “Деньги”. (Слайд №6). Деньги – особый _____(товар), который принимается всеми в _____(обмен) на любые  другие товары и _____(услуги). Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски. (Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и  услуги). Учитель: А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по­современному? (Слайд №7) ­ Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете   подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета (слайд №8). ­ Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной  чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге,  чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам  термин «деньги» (слайд №9). Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать»  и стало названием новгородской гривны (слитка серебра) (слайд № 10). Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную   в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем (слайд №11).  Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.  8. Учитель: ­ Какие же функции выполняют деньги? Вам придется поработать в парах и определить функции денег. Ваша задача объединить  рисунки в группы по общим признакам.(2 минуты)  ­ Как же называются эти функции мы узнаем, прочитав текст параграфа. Задание –  прочитать текст параграфа стр138 ­140 и составить кластер: «Функции денег».   9. Учитель: ­ А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, заполните таблицы с  ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.  1. Заполнение таблицы. Примеры ситуаций Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под  березой. Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон,  который ему нравится. Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин,  она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по  безработице. Функции денег ?сбережения или  накопления ?стоимость ?обращение ?накопления ?стоимость ?платеж 10. Учитель:  ­ Какие виды современных денег  (какими пользуются ваши родители) вы знаете? (ответы детей:   монеты,   купюры,   карточки,   чеки   –   наличные   и   безналичные;   (слайд   №13   ; обобщение ответов детей ) 11. Практическая работа в парах А) Работа с наличными деньгами.  Учитель: –   У   вас   на   столе   лежат   российские   монеты.   Давайте   рассмотрим   их.   У   монет   есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.  Язык монеты. Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов, Аверс ­ лицевая сторона монеты, Реверс – оборотная сторона монеты, Легенда – надпись на монете.  Номинал  – официально объявленная   стоимость монет, ценных бумаг,   бумажных денег, банкнот.   Гурт ­ боковая поверхность монеты. –   Прочитайте,   какие   названия   у   разных   частей   монеты.   Подпишите   части   монеты   на листочках с заданиями  и у доски. (рисунок монеты) Б) Работа с пластиковыми карточками  ­   А   теперь   рассмотрите   пластиковую   карточку   и   определите,   какую   информацию   о владельце   она   содержит.   Какие   преимущества   карточек   перед   наличными   деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему? 12. Решим задачи:  ­ А теперь побудем немного в роли экономистов и решим несколько задач Задача   №   1.  Зарплату   выдали   11­ю   тысячными,   11­ю   сотенными   и   11­ю   рублевыми купюрами. Чему равна зарплата?(11000+ 1100+ 11=12111 руб.) 2 экона Задача №2. Что дороже: полкилограмма двугривенников  или килограмм гривенников? (Килограмм гривенников. Килограмм любого металла всегда дороже, чем  полкилограмма этого же металла). 3 экона Задача №3. Белоснежка пошла в гости к своим друзьям гномам. По пути она купила  каждому по одной шоколадке и по одной порции мороженого. Определи, сколько денег заплатила Белоснежка, если шоколадка стоит 10 рублей, а мороженое на 4 рубля  дешевле.? (7*10=70р.­шоколад; 7*6=42р.­мороженое; 70+42=112 руб.) 3 экона 5 конкурс. «Интересно узнать!» Ведущий раздает участникам таблички с названиями государств. Затем показывает  название д.е. и тот из участников, кто правильно поднимет табличку с названием  государства , где имеет хождение данная д.е. получает 1 экон. Злотый – Польша, марка­ Германия, доллар – США, лира – Италия, иена – Япония,  юань – Китай, фунт стерлингов – Англия, гривна – Украина, франк – Франция, лит –  Литва. 1. Злотый                         а) Украина 2. Марка                          б)Англия 3. Доллар                         в)Польша 4. Лира                             г)Япония 5. Иена                             д)Германия 6. Юань                            е)США 7. Фунт стерлингов        ж) Италия 8. Гривна                         з) Франция 9. Лит                               и) Китай 10. Франк                         к) Литва 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 конкурс. «Лишнее  понятие».  Выдели из предложенных вариантов на карточках «лишнее» понятие, нарушающее  единство остальных экономических понятий.  1. Мера стоимости – средство обращения – средство накопления – ссуда­ средство  платежа 2. Однородность – редкость­ устойчивость­ красота – легкая делимость­ ценность­  стабильность предложения 3. Рубль – доллар­ евро – франк –деньги 13. Составление синквейна. Учитель: ­ Молодцы. А теперь закрепим полученные знания. ­ Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. (слайд №17)  Примеры: Деньги Бумажные, металлические Обменивают, покупают, торгуют Всеобщий эквивалент обмена Обмен Деньги Металлические, древние Накапливают, платят, стоят Средство товарного обмена Торговля III. Закрепление изученного на уроке: Заполните пропуски в предложениях Любая продукция, чтобы стать     … , должна обладать потребительной и меновой  …   .  При обмене люди не всегда могут сказать, что он был равным, справедливым. Помочь им  может определение стоимости товара, выраженной в денежной форме. В прошлом  человечества обмен был основан на … , господствовали натуральные отношения. С  развитием экономики и переходом на товарное хозяйство обмен стал совершаться с  помощью ….  . IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.  Учитель:   ­   Ребята,   я   предлагаю   вам   опять   вернуться   в   прошлое   и   представить,   что сегодняшний день провели на ярмарке, на ярмарке нашего урока под названием «Деньги и их функции» (слайд №19). Ответьте на вопросы: – Больше всего мне понравилось… – Я бы купил еще этого… – Мне не хватило денег на… – Больше всего я купил… – Самая ценная вещь на ярмарке… – Хотелось бы еще заглянуть в ряды… Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и  обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время  существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это  говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание.  Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в  жизни. (Слайд №20 ). Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную  мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.  Именно так и надо относиться к данной экономической категории. А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. (Слайд №21)  1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах. 2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело. 3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания. 4.Никогда   не   забывайте   о   своих   близких!   Им   не   нужны   дорогие   подарки,   им   нужно внимание. 5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть. 6.Если   у   вас   возникнут   трудности,   приложите   усилия   в   поисках   решения,   не   спешите раздражаться или начинать жаловаться.  ПОМНИ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ. ­ На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали …(выставление оценок). Спасибо! До свидания. (слайд №22) V. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания. Рабочий лист уч­ся ________класса_________________________(ФИО) Тема урока__________________________________________________ 1.Кроссворд 2.Заполни таблицу: «+» и  «­» Предметы, роли денег   выступающие   в Компактность Делимос ть Долговечнос ть Однородност ь Приемлемос ть Баллы Соль Каменные колеса Рыба Золото Медные монеты За каждый «+» поставьте товару 1 балл 3. Заполни пропуски Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и  _____. 4. Заполни таблицу «Функции денег» Примеры ситуаций Функции денег Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под  березой. Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему  нравится. ? ? Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она  удивилась, увидев такую же за 1500 руб. Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. ? ? ? ? 5. Реши задачи Задача   №   1.  Зарплату   выдали   11­ю   тысячными,   11­ю   сотенными   и   11­ю   рублевыми купюрами. Чему равна зарплата?  Задача №2. Что дороже: полкилограмма двугривенников  или килограмм гривенников? Задача №3. Белоснежка пошла в гости к своим друзьям гномам. По пути она купила  каждому по одной шоколадке и по одной порции мороженого. Определи, сколько денег заплатила Белоснежка, если шоколадка стоит 10 рублей, а мороженое на 4 рубля  дешевле.? 6.  «Интересно узнать!» (соотнесите) 1. Злотый                         а) Украина 2. Марка                          б)Англия 3. Доллар                         в)Польша 4. Лира                             г)Япония 5. Иена                             д)Германия 6. Юань                            е)США 7. Фунт стерлингов        ж) Италия 8. Гривна                         з) Франция 9. Лит                               и) Китай 10. Франк                         к) Литва 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.  «Лишнее  понятие».(подчеркните лишнее)  Выдели из предложенных вариантов на карточках «лишнее» понятие, нарушающее  единство остальных экономических понятий. 4. Мера стоимости – средство обращения – средство накопления – ссуда­ средство  платежа 5. Однородность – редкость­ устойчивость­ красота – легкая делимость­ ценность­  стабильность предложения 6. Рубль – доллар­ евро – франк –деньги 8. Составьте синквейн от понятия ­  деньги существительное прилагательное  прилагательное глагол  глагол  глагол, обобщающее предложение существительное 2. Выступление учащихся на тему “История денег”. Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе  выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых  племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых  денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это  слово ранее обозначало скот. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому  появившиеся позже монеты называли “солинусы” ( от этого слова произошло  “солдат”). У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные  раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др. На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные  каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине  имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали  возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы  приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в  карман такие деньги не положишь. И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому  времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и  железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения –  кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их  можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше  сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот  поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются  золотом и серебром. Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали  чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем  Риме при храме богини Юноны ( одно из ее имен – Монета) было создано производство  металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли  собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно  слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон. В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века.  В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны  ( мелкая монета). Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда  была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование  монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все  сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией  2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли  основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г.  Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой,  Ломоносову потребовалось нанять несколько телег. Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII­ XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно  они вытеснили из обращения все остальные. Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов,  соблюдая порядок появления денег: ­ переход от натурального хозяйства к товарному; ­ разделение труда и возникновение специализации; ­ трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками; ­ выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене. ­ Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах? Копейка рубль бережет. Время ­ деньги. Отплатить той же монетой.. Пропадать ни за грош. Принимать за чистую монету.. Легче прожить деньги, чем нажить. Без копейки рубля нет. Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить. Денег ни гроша, да слава хороша. Денежка без ног, а весь свет обойдет. Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет. Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся. Деньги всякого прельстят. Кто до денег охоч, тот не спит и ночь. Лишние деньги – лишние хлопоты. На деньги ума не купишь.  Здоровье дороже денег. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. ­ Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло? (Выступление ученика) Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70­е годы н.э. римского  императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и  изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император  придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит  стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался. Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными  туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч  и бесед. Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный  запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”. В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все  средства хороши. Б) Функции денег. Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача ­  определить, какую функцию играют деньги в каждом случае. Карточка №1 Единственное их занятие­ торговля соболями, белками и другими мехами, которые  они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.­ Средство обмена  ( обращения). Карточка №2 Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках  Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или  рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости). Карточка №3 В руках воинов­ купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.­ Средство накопления (сбережения). Карточка №4 Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые  получил жалованье за свою работу. ­ Средство платежа. V. Закрепление изученного материала. 2. Упражнение “Деньги потерялись”. Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с  помощью исторической карты).   VI. Итог урока. Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и  обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время  существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это  говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое  внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль:  “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо  относиться к данной экономической категории. VII. Рефлексия. VIII. Домашнее задание. Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135­149.

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"

Методическая разработка урока , 7 класс, обществознание "Деньги и их функции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018