Целью занятия является расширение знания о писателе. Углубление представления о сатирической литературе. Развитие навыков анализа композиции, сюжета рассказа и его героев. Подача материала традиционная, используется фронтальный опрос. Учитель по своему усмотрению может добавить другие формы работы. Материал рассчитан на два урока.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «КалугаСоловьевская
основная общеобразовательная школа» Красноармейского района
Челябинской области
Методическая разработка
Тема: А.П.Чехов: слово о писателе. Рассказ «Хамелеон» – живая картина
нравов.
Цель: расширить знания о писателе. Углубить представление о сатирической
литературе. Развивать навыки анализа композиции, сюжета рассказа и его
героев.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения.
Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения
работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение, создавать
устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении
прочитанного.
Литература:
1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват.организаций. В 2 ч.
/В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
2. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для
учителя/ Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2013
3. Поурочные разработки по литературе. 7 класс – Егорова Н.В. –
Москва.: ВАКО, 2017.
Комментарий: Материал рассчитан на 2 урока. Учитель сможет сам в
зависимости от уровня класса разбить материал.Перед первым уроком по творчеству А.П.Чехова необходимо дать задания:
а)прочитать статью о писателе и подобрать тезисы к вопросам.
Тезис из статьи
Вопрос
В какой семье родился Чехов?
Какие невзгоды выпали на долю
Чехова в детстве?
Почему семья переехала в Москву?
Чем занимался Чехов, оставшись
один в Таганроге?
Как началась литературная
деятельность Чехова?
Какую профессию выбрал себе
Чехов?+ вопрос 1 на стр 328
Когда Чехов начал печататься? Когда
стал известен?
Какой образ жизни вёл Чехов в
Мелихове?
В каких жанрах писал автор?
Почему рассказы Чехова всегда
кратки?
В чём проявилось новаторство
Чехова? Каково лексическое значение
слова обыденный?
б) Индивидуальные задания по статье «Из воспоминаний о Чехове»: 1) Что
ценил в рассказах Чехова Л.Н.Толстой? 2) Какую особенность финалов
чеховских рассказов заметил Г.И.Россолимо? 3) Почему И.А.Бунин считал,
что словом Чехов «чрезвычайно дорожил»?
в) Вопросы к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
1.Найти и выписать в тетрадь лексическое значение слов «обыденный»,
«косноязычие или косноязычный».
2.Выпишите главных героев с указанием рода занятий. Какие из героев на
сцене не появляются, но они влияют на развитие действия?
3.Вспомните, из каких частей состоит композиция рассказа. Найдите эти
части в рассказе Чехова.
4. В 1 и 2 абзацах найти и отметить описание площади.5.Найти и отметить портреты героев.
6.Пронумеровать, сколько раз менялось отношение Очумелова к собаке.
Проследите, что и как говорит Очумелов.
7. Из 2 части учебника из словаря выписать определение слова деталь.
8. Повторить определения: сатира, ирония, сарказм.
г) Прослушать рассказ в актерском исполнении.
Слово учителя: А.П.Чехов – это писатель, который навсегда входит в наши
жизни. Такие рассказы, какие писал он, мог создать только человек, любящий
детей, животных, взрослых, любящий жизнь. Он был врачом и помогал
справиться с болезнью, он был писателем, и его книги помогали и помогают
людям посмотреть на себя со стороны. Давайте вспомним, что мы знаем о
Чехове.
Обсуждение статьи учебника, подбора тезисов по таблице.
Вы, конечно, обратили внимание на эпиграф к статье. Это слова М.Горького.
Давайте прочитаем его. В чём Горький видел особенность творчества Чехова?
Что значит «трагизм мелочей жизни?» Как это перекликается с последним
тезисом из таблицы?
(ответы детей)
Анализ текста
Посмотрим, как это работает в рассказе «Хамелеон»
Вы прослушали рассказ в актерском исполнении. Было ли вам смешно? А
грустно?
О каком событии повествует рассказ?
(событие бытовое, обыденное – человека укусила собака)
С какой целью автор пишет о столь незначительном событии?
(Бытовая сцена лишь повод, чтобы поговорить о серьёзных вещах. Чехов
рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей. Он
показывает, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.) Где происходят события? (в маленьком провинциальном городке, на
городской площади.) И это тоже не случайно. Автор показывает нам обычную
жизнь России того времени.
Кто герои? Какие из них на сцене не появляются?
(полицейский надзиратель Очумелов, рыжий городовой Елдырин, золотых
дел мастер Хрюкин, собака, толпа, повар Прохор, генерал Жигалов и его брат
Владимир Иваныч, брат Хрюкина, служащий в жандармерии. Последние три
героя – внесценические персонажи. Но их роль велика. Это вполне обычные
люди. )
Как развиваются события? (Рассказ небольшой, поэтому действия
развиваются быстро. Их немного)
Что в центре внимания автора: внешние события или психологические
изменения в героях? (психологические изменения, как главных, так и
второстепенных героев)
Какова композиция рассказа? Что является экспозицией? Какие
художественные средства использует автор? О чём это говорит?
(Экспозиция – это 1 абзац. Она короткая, но яркая. Автор использует
сравнения, эпитеты. Тропы подчёркивают скуку, однообразность, пустоту
жизни людей)
С какого слова начинается завязка? Как меняются декорации? (2 абзац слово
«вдруг». Завязка происходит мгновенно. Контрастная картина
подчёркивается сравнением. Сонная жизнь нарушена, незначительное событие
собрало толпу народа. Вновь подчёркивается душевная пустота)
А какой эпизод должен был бы стать кульминацией? (Сообщение о том, чья
это собака. Принятие решения Очумеловым).
Почему не стал? (Очумелов в процессе 6 раз меняет своё мнение, то есть
получается 6 кульминаций. ) Следовательно, классическая кульминация
отсутствует. Она развивается бесконечно. Участь Хрюкина неясна, а
участники разошлись. Развязка вынесена за рамки повествования. Этооткрытый финал. Такая композиция подчёркивает комический эффект.
Повторяемость вызывает смех. В рассказе повторяется ситуация выяснения.
Причем не выяснения положения Хрюкина, выяснение, кто хозяин собаки. От
этого зависят участь и собаки и пострадавшего.
А теперь проследим за героями, найдём их портреты, проследим за
действиями и речью. Вы выписали из словаря определение детали. Что такое
деталь? Чехова называют мастером детали. Найдём детали в тексте и
определим их роль.
Вот через базарную площадь шагает полицейский надзиратель Очумелов и
городовой Елдырин. Что несут эти «служители закона»? (узелок и решето с
конфискованным крыжовником) О какой деятельности свидетельствуют эти
детали?
А о чём говорит фамилия Очумелов? Подберите однокоренные слова.
(очумел от всевластия)Как называются такие фамилии? (очуметь, очумевший,
чумной. Это приём «говорящей фамилии», который тоже является
приёмом комического)
У какого ещё героя такая же фамилия? (у Хрюкина.)О каких чертах
характера говорит она? (недалекий человек, пьяница)Найдём портрет героя.
Какая яркая деталь является центром внимания толпы в завязке?
(окровавленный палец, поднятый кверху как свидетельство правоты, как
знамение победы)
А теперь портрет собаки. Какое чувство она вызывает? (Конечно, жалости,
несчастное животное) Если бы она только понимала, какую бурю вызвала.
Каково лексическое значение слов косноязычие, косноязычный? Почему
речь героев можно назвать косноязычной? Подтвердим это примерами.
Проследим, как движется Очумелов, что и как он говорит? О чём это
свидетельствует?(услышав крики, Очумелов делает полуоборот и врезывается в толпу. Грубые
действия. Речь героя тоже груба, резка, категорична. Неправильные обороты
одинаковой структуры. Восклицательные предложения, побудительные. Это
говорит о том, что Очумелов чувствует свою силу и власть. Речь героев
помогает понять их характер. Она тоже является приёмом комического в
тексте)
Проследим за речью Хрюкина. (Он тоже косноязычен, неграмотен, но
требует справедливости, чтобы всё по закону, защищается, упоминая о брате
жандарме)
Мы уже сказали, что решение Очумелова относительно собака меняется 6
раз. От чего зависит решение полицейского? Давайте проследим по тексту,
как это происходит?
Какова первая реакция Очумелова на жалобу Хрюкина? (он предстает как
строгий, грозный представитель власти, который не даёт спуску
нарушителям.)
Почему Очумелов просит снять с себя шинель? (ему жарко) Почему ему
стало жарко? Как меняется его поведение?(Шинель – это деталь, которая
помогает понять состояние героя, он только приказал уничтожить
генеральскую собаку. Надо отступать, но так, чтобы не уронить своего
достоинства. Он начинает рассуждать и обращает свой гнев на Хрюкина. Тем
более, что толпа его поддерживает)
Как ведёт себя, когда городовой утверждает, что это собака не
генеральская? (возвращается в первоначальное состояние. Вновь на стороне
Хрюкина)
Но ему не везёт в полицейском рвении. Что вновь указывает, что Очумелов
переживает? (ему становится холодно, он просит надеть шинель. Снова ругает
Хрюкина.) Что меняется с появлением повара? (казалось бы, всё решено. Он грубо
отдаёт приказание, разговор окончен)
Но, оказывается, поспешил. Что выясняется? (собака принадлежит брату
генерала) Окончательно попал впросак. Смущает ли это теперь Очумелова?
Какова его реакция? (это его не смущает, он весь в умилении)
Почему Очумелову было важно, кому принадлежит собака? (Он не хотел
попасть в неловкое положение перед генералом)
Очумелов – представитель власти. Как он должен был поступить? (Перед
законом все равны. Он должен был повлиять на генерала)
Почему же Очумелов этого не делает? Как его это характеризует? (Он
боится высших чинов. Герой хочет перед ними выслужиться)
Почему рассказ называется «Хамелеон»? Встречается ли это слово в
рассказе? Кого из героев можно назвать хамелеоном?
(Это слово в рассказе не встречается. Оно употребляется в переносном
значении. Так называют людей, которые в угоду обстоятельствам менять свои
взгляды, не испытывая стыда. Хамелеоном является Очумелов. Но в
состоянии «хамелеонства»находятся все участники сценки на базарной
площади, все люди)
Вспомним, что такое юмор?
Только ли смех вызывает рассказ? (Нет, ещё и возмущение)
Значит, каким будет рассказ? (сатирическим) Что такое сатира?
(вспоминают и проговаривают определение)
Над кем и чем смеется автор? Что у него вызывает возмущение?
(Автор за обыденным событием увидел трагизм положения общества. В
героях отразилась система русской жизни того времени. Генерал и его брат не
появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть на то, как
действуют на людей их сила и власть лишь при одном упоминании. Самая
опасная зависимость – психологическая. Внешне свободные люди в рассказе
на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское» всегда право, «прочее» (мелкая сошка) – всегда виновато. Так отдельный
анекдотический случай позволяет Чехову подняться до обобщения, до
сатирического изображения власти, до осмеяния системы.)
Является ли рассказ актуальным для нашего времени?
Домашнее задание: а) Письменно ответить на вопрос: «С помощью каких
художественных средств языка Чехов создает комический эффект в рассказе
«Хамелеон»? б) Прочитать рассказ «Злоумышленник»