Методическая разработка урока "А.П.Чехов: слово о писателе. Рассказ "Хамелеон - живая картина нравов""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью занятия является расширение знания о писателе. Углубление представления о сатирической литературе. Развитие навыков анализа композиции, сюжета рассказа и его героев. Подача материала традиционная, используется фронтальный опрос. Учитель по своему усмотрению может добавить другие формы работы. Материал рассчитан на два урока.
Иконка файла материала Урок Чехов Хамелеон 7 класс учебник Коровиной.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Калуга­Соловьевская основная общеобразовательная школа» Красноармейского района Челябинской области Методическая разработка Тема: А.П.Чехов: слово о писателе. Рассказ «Хамелеон» – живая картина  нравов. Цель: расширить знания о писателе.  Углубить представление о сатирической  литературе. Развивать навыки анализа композиции, сюжета рассказа и   его  героев. Планируемые результаты: Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении  моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного  поведения. Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения  работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы. Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение, создавать  устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении  прочитанного. Литература:  1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват.организаций. В 2 ч.  /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2016. 2. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для  учителя/ Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2013 3. Поурочные разработки по литературе. 7 класс – Егорова Н.В. –  Москва.: ВАКО, 2017.  Комментарий: Материал рассчитан на 2 урока. Учитель сможет сам в  зависимости от уровня класса разбить материал.Перед первым уроком по творчеству А.П.Чехова необходимо  дать  задания:  а)прочитать статью о писателе и подобрать тезисы к вопросам. Тезис из статьи Вопрос  В какой семье родился Чехов? Какие невзгоды выпали на долю  Чехова в детстве? Почему семья переехала в Москву? Чем занимался Чехов, оставшись  один в Таганроге? Как началась литературная  деятельность Чехова? Какую профессию выбрал себе  Чехов?+ вопрос 1 на стр 328 Когда Чехов начал печататься? Когда стал известен? Какой образ жизни вёл Чехов в  Мелихове? В каких жанрах писал автор? Почему рассказы Чехова всегда  кратки? В чём проявилось новаторство  Чехова? Каково лексическое значение слова обыденный? б) Индивидуальные задания по статье «Из воспоминаний о Чехове»: 1) Что  ценил в рассказах Чехова Л.Н.Толстой? 2) Какую особенность финалов  чеховских рассказов заметил Г.И.Россолимо? 3) Почему И.А.Бунин считал,  что словом Чехов «чрезвычайно дорожил»? в) Вопросы к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» 1.Найти и выписать в тетрадь лексическое значение слов «обыденный»,  «косноязычие или косноязычный». 2.Выпишите главных героев с указанием рода занятий. Какие из героев  на  сцене не появляются, но они влияют на развитие действия? 3.Вспомните, из каких частей состоит композиция рассказа. Найдите эти  части в рассказе Чехова. 4. В 1 и 2 абзацах найти и отметить описание площади.5.Найти и отметить портреты героев. 6.Пронумеровать, сколько раз менялось отношение Очумелова к собаке.  Проследите, что и как говорит Очумелов. 7. Из 2 части учебника из словаря выписать определение слова деталь. 8. Повторить определения: сатира, ирония, сарказм. г) Прослушать рассказ в актерском исполнении. Слово учителя: А.П.Чехов – это писатель, который навсегда входит в наши  жизни. Такие рассказы, какие писал он, мог создать только человек, любящий  детей, животных, взрослых, любящий жизнь. Он был врачом и помогал  справиться с болезнью, он был писателем, и его книги помогали и помогают  людям посмотреть на себя со стороны. Давайте вспомним, что мы знаем о  Чехове. Обсуждение статьи учебника, подбора тезисов по таблице.  ­ Вы, конечно, обратили внимание на эпиграф к статье. Это слова М.Горького. Давайте прочитаем его. В чём Горький видел особенность творчества Чехова? Что значит «трагизм мелочей жизни?» Как это перекликается с последним  тезисом из таблицы? (ответы детей) Анализ текста Посмотрим, как это работает в рассказе «Хамелеон» ­ Вы прослушали рассказ в актерском исполнении. Было ли вам смешно? А  грустно? ­ О каком событии повествует рассказ?  (событие бытовое, обыденное – человека укусила собака) ­ С какой целью автор пишет о столь незначительном событии? (Бытовая сцена лишь повод, чтобы поговорить о серьёзных вещах. Чехов  рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей. Он  показывает, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)­ Где происходят события? (в маленьком провинциальном городке, на  городской площади.) И это тоже не случайно. Автор показывает нам обычную  жизнь России того времени. ­ Кто герои? Какие из них на сцене не появляются? (полицейский надзиратель Очумелов,  рыжий городовой Елдырин, золотых  дел мастер Хрюкин, собака, толпа, повар Прохор, генерал Жигалов и его брат  Владимир Иваныч, брат Хрюкина, служащий в жандармерии. Последние три  героя – внесценические персонажи. Но их роль велика. Это вполне обычные  люди. ) ­  Как развиваются события? (Рассказ небольшой,  поэтому действия   развиваются быстро. Их немного)   ­ Что в центре внимания автора: внешние события или психологические  изменения в героях? (психологические изменения, как главных, так и  второстепенных героев) ­ Какова композиция рассказа? Что является экспозицией? Какие  художественные средства использует автор? О чём это говорит? (Экспозиция – это 1 абзац. Она короткая, но яркая. Автор использует  сравнения, эпитеты. Тропы подчёркивают скуку, однообразность, пустоту  жизни людей) ­ С какого слова начинается завязка? Как меняются декорации? (2 абзац слово «вдруг». Завязка происходит мгновенно. Контрастная картина  подчёркивается сравнением. Сонная жизнь нарушена, незначительное событие собрало толпу народа. Вновь подчёркивается душевная пустота) ­ А какой эпизод должен был бы стать кульминацией? (Сообщение о том, чья  это собака. Принятие решения Очумеловым).  ­ Почему не стал? (Очумелов в процессе 6 раз меняет своё мнение, то есть  получается 6 кульминаций. ) Следовательно, классическая кульминация  отсутствует. Она развивается бесконечно. Участь Хрюкина неясна, а  участники разошлись. Развязка вынесена за рамки повествования. Этооткрытый финал. Такая композиция подчёркивает комический эффект.  Повторяемость вызывает смех. В рассказе повторяется ситуация выяснения.  Причем не выяснения положения Хрюкина, выяснение, кто хозяин собаки. От  этого зависят участь и собаки и пострадавшего. ­ А теперь проследим за героями, найдём их портреты, проследим за  действиями и речью. Вы выписали из словаря определение детали. Что такое  деталь? Чехова называют мастером детали. Найдём  детали  в тексте и  определим их роль. ­ Вот через базарную площадь шагает полицейский надзиратель Очумелов и  городовой Елдырин. Что несут эти «служители закона»? (узелок и решето с  конфискованным крыжовником) О какой деятельности свидетельствуют эти  детали? ­ А о чём говорит фамилия Очумелов? Подберите однокоренные слова.  (очумел от всевластия)Как называются такие фамилии? (очуметь, очумевший, чумной. Это приём «говорящей фамилии», который тоже является  приёмом комического) ­ У какого ещё героя такая же фамилия? (у Хрюкина.)О каких чертах  характера говорит она? (недалекий человек, пьяница)Найдём портрет героя.  Какая яркая деталь является центром внимания толпы в завязке?  (окровавленный палец, поднятый кверху как свидетельство правоты, как  знамение победы)  ­ А теперь портрет собаки. Какое чувство она вызывает?  (Конечно, жалости,  несчастное животное) Если бы она только понимала, какую бурю вызвала. ­ Каково лексическое значение слов косноязычие, косноязычный? Почему  речь героев можно назвать косноязычной? Подтвердим это примерами. ­Проследим, как движется Очумелов, что и как он говорит? О чём это  свидетельствует?(услышав крики, Очумелов делает полуоборот и врезывается в толпу. Грубые  действия. Речь героя тоже груба, резка, категорична. Неправильные обороты  одинаковой структуры. Восклицательные предложения, побудительные. Это  говорит о том, что Очумелов чувствует свою силу и власть. Речь героев  помогает понять их характер. Она тоже является приёмом комического в  тексте) ­ Проследим за речью Хрюкина. (Он тоже косноязычен, неграмотен, но  требует справедливости, чтобы всё по закону, защищается, упоминая о брате­ жандарме) ­ Мы уже сказали, что решение Очумелова относительно собака меняется 6  раз. От чего зависит решение полицейского? Давайте проследим по тексту,  как это происходит? ­ Какова первая реакция Очумелова на жалобу Хрюкина? (он предстает как  строгий, грозный представитель власти, который не даёт спуску  нарушителям.)  ­ Почему Очумелов просит снять с себя шинель? (ему жарко) Почему ему  стало жарко? Как меняется его поведение?(Шинель – это деталь, которая  помогает понять состояние героя, он только приказал уничтожить  генеральскую собаку. Надо отступать, но так, чтобы не уронить своего  достоинства. Он начинает рассуждать и обращает свой гнев на Хрюкина. Тем  более, что толпа его поддерживает) ­ Как ведёт себя, когда городовой утверждает, что это собака не  генеральская? (возвращается в первоначальное состояние. Вновь на стороне  Хрюкина) ­ Но ему не везёт в полицейском рвении. Что вновь указывает, что Очумелов  переживает? (ему становится холодно, он просит надеть шинель. Снова ругает Хрюкина.)­ Что меняется с появлением повара? (казалось бы, всё решено. Он грубо  отдаёт приказание, разговор окончен) ­ Но, оказывается, поспешил. Что выясняется? (собака принадлежит брату  генерала) Окончательно попал впросак. Смущает ли это теперь Очумелова?  Какова его реакция? (это его не смущает, он весь в умилении) ­ Почему Очумелову было важно, кому принадлежит собака? (Он не хотел  попасть в неловкое положение перед генералом) ­ Очумелов – представитель власти. Как он должен был поступить? (Перед  законом все равны. Он должен был повлиять на генерала) ­ Почему же Очумелов этого не делает? Как его это характеризует? (Он  боится высших чинов. Герой хочет перед ними выслужиться) ­ Почему рассказ называется «Хамелеон»? Встречается ли это слово в  рассказе? Кого из героев можно назвать хамелеоном? (Это слово в рассказе не встречается. Оно употребляется в переносном  значении. Так называют людей, которые в угоду обстоятельствам менять свои  взгляды, не испытывая стыда. Хамелеоном является Очумелов. Но в  состоянии «хамелеонства»находятся все участники сценки на базарной  площади, все люди) ­ Вспомним, что такое юмор? ­ Только ли смех вызывает рассказ? (Нет, ещё и возмущение) ­ Значит, каким будет рассказ? (сатирическим) Что такое сатира?  (вспоминают и проговаривают определение) ­ Над кем и чем смеется автор? Что у него вызывает возмущение? (Автор за обыденным событием увидел трагизм положения общества. В  героях отразилась система русской жизни того времени. Генерал и его брат не  появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть на то, как  действуют на людей их сила и власть лишь при одном упоминании. Самая  опасная зависимость – психологическая. Внешне свободные люди в рассказе  на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»­ всегда право, «прочее» (мелкая сошка) – всегда виновато. Так отдельный  анекдотический случай позволяет Чехову подняться до обобщения, до  сатирического изображения власти, до осмеяния системы.) ­ Является ли рассказ актуальным для нашего времени?  Домашнее задание: а) Письменно ответить на вопрос: «С помощью каких  художественных средств языка Чехов создает комический эффект в рассказе  «Хамелеон»? б) Прочитать рассказ «Злоумышленник»

Посмотрите также