Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
5 кл—6 кл
03.03.2018
Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа является немедленное его практическое применение в качестве средства решения задач. Контекст практики помогает ребенку видеть свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, ориентированную на далекую перспективу («когда-нибудь пригодится»), а позволяющую уже сегодня, сейчас решать новые практические задачи.
Урок с УУД Мешалкина И.М..doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
НА ТЕМУ « Действия с обыкновенными дробями»
в рамках Педагогического марафона
Выполнила учитель математики МОУ СОШ №12
Красноперекопского района г. Ярославля
Мешалкина Ирина Михайловна
Ярославль УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «Действия с обыкновенными дробями»
Класс: 5
Объем учебного времени на тему: 34часа («Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 6часов)
Место урока в теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями
Цели урока:
обучающие: понимать алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, применять
термины «наименьший общий знаменатель», «дополнительный множитель», моделировать сложение и вычитание обыкновенных
дробей с разными знаменателями;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты
взаимоконтроля, взаимопроверки,
способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта
настойчивости для достижения цели.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер,
Планируемые результаты:
Личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
2 метапредметные:
способность оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и возможности её решения;
умение строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
умение определять цели, распределять функции и роли при учебном сотрудничестве и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты, слушать партнёра,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
предметные:
моделировать сложение дробей с помощью реальных объектов, рисунков, схем , использовать алгоритм нахождения
наименьшего общего знаменателя для приведения дроби к общему знаменателю.
Основной уровень активности: творческая
Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом: Приоритет технологии проблемного обучения
и коллективной мыслительной деятельности, усиление практической, жизненной направленности (развитие + полезность для
жизни). Развитие способности слушать и слышать, открытость, искренность, учет особенностей собеседника. Создание
здоровьесберегающей среды (снятие напряжения, отрицательных эмоций, давления). Перед учащимися не ставится цель
познания, а познание вплетается в решение конкретнопрактических задач. При этом происходит формирование теоретических
подходов к анализу и оценке явлений действительности. Интенсивное усвоение большого объема информации через ее
понимание, а не запоминание.
Тип урока: урок решения конкретнопрактических задач
Используемый УМК (основной и дополнительный):
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 59 классы: проект. – 3е изд., перераб. – М.: Просвещение,
2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Математика. Сборник рабочих программ. 56 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост.
Т.А.Бурмистрова. – 2е изд., доп. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мво образования и науки
Рос. Федерации. – М.: Просвщение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
3 4. Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб.для образоват. учреждений / Е.А. Буминович,Г.В.
Дорофеев, С.Б. Суворова и др.; Просвещение, 2013.
5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. –
М.: Просвещение, 2011. –342 с. – (Стандарты второго поколения).
Материальнотехническое оснащение урока: рабочая тетрадь, часть 2 (для каждого учащегося); компьютерная презентация;
компьютерная техника; «мордашки» для итоговой рефлексии.
Методические комментарии (почему урок организован именно так? обоснование выбора методов и форм обучения,
исходя из места урока в учебной теме, особенностей школы, класса, используемого УМК ): Проведение урока организовано
в форме эвристического диалога. Презентация дополняет содержание урока, дает возможность повторить пройденный материал
и провести изучение нового материала, позволяет применить найденный способ действия через конкретнопрактические задачи.
На следующем уроке целесообразно рассмотреть решения предложенных заданий, найти ответы на оставшиеся с предыдущего
урока вопросы. Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа является немедленное его
практическое применение в качестве средства решения задач. Контекст практики помогает ребенку видеть свою учебную
деятельность не как оторванную от реальной жизни область, ориентированную на далекую перспективу («когданибудь
пригодится»), а позволяющую уже сегодня, сейчас решать новые практические задачи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока.
Деятельность учителя
1.Организационный
момент (мотивация
к учебной
деятельности)
Цель этапа:
Урок начинается с ориентировки
учеников в предстоящей деятельности,
с оценки уже освоенного ими способа
решения. Ученики при этом предельно
4
Деятельность обучащихся
Формы организации урока.
Включаются в деловой
ритм урока.
Диалог: учительученик;
ученикученик.
Ученики перечисляют действия,
УУД
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с включение
обучающихся в
деятельность на
личностнозначимом
уровне.
2. Актуализация
знаний
(Ситуация успеха.)
Цель этапа:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия» нового
знания, выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности каждого
ученика
кратко
должны фиксировать
имеющиеся у них знания об изучаемом
предмете.
Вступительное слово учителя. Мы
уже знаем обыкновенные дроби, умеем
выполнять некоторые действия с ними.
Расскажите, что вы уже знаете об
обыкновенных дробях?
Учитель: Я предлагаю вам тест, в
который включены задания, с которыми
вы можете справиться, если будете
внимательными. Одно задание может
вызвать затруднения, поэтому можно
это
задание представить как
конкретную жизненную ситуацию.
(Слайд №1 и №2)
(при проверке теста проходит
самооценка и самоанализ, ученики
объясняют алгоритмы выполнения
заданий)
5
которые уже умеют выполнять.
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
логические анализ
объектов с целью
выделения признаков,
аналогия, осознанное
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные:
выражение своих
мыслей, аргументация
Повторение и обобщение.
Обобщение и повторение
правильных и неправильных
дробей, сокращение дробей,
приведение дробей к новому
знаменателю, сложение дробей
с одинаковыми знаменателями.
Алгоритма выделения целой
части из неправильной дроби
ученики не знают, но могут
справиться с ситуацией, решая
конкретнопрактическую
задачу.
Диалог: учительученик;
ученикученик (при проверке
теста походит самооценка и
самоанализ, ученики объясняют
алгоритмы выполнения заданий) 3. Проблемное
объяснение нового
материала
(Ситуация разрыва)
Цель этапа:
обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
закрепления новых
знаний
Учитель: А теперь мы с вами
попробуем складывать и вычитать
дроби с разными знаменателями. Будем
работать парами и мини группами
(каждый ряд это мини группа).
Попробуйте разделить все примеры на
три группы по виду их знаменателей.
Почему вы их так разделили? Что надо
сделать, чтобы сложить такие дроби?
Парная работа или работа в
мини группах с целью анализа,
сравнения, классификации,
построения логической цепи
рассуждений.
Ученики должны найти дроби с
кратными знаменателями и
знаменателями, имеющими
общие делители.
Перед учениками поставлена
задача: сложить дроби со
взаимно простыми
знаменателями и с кратными
знаменателями.
Диалог: учительученик;
ученикученик.
(Слайд №3)
6
Регулятивные: волевая
саморегуляция в
ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражение свих мыслей,
Познавательные:
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной цели,
подведение под понятие,
постановка и
формулирование
проблемы;
анализ с целью
выделения признаков,
классификации
объектов;
построение логической
цепи рассуждений;
Личностные:
умение ясно,
точно,
грамотно излагать свои
мысли в устной и
речи,
письменной
понимать
смысл
поставленной
задачи,
выстраивать 4. Выявление
алгоритма
выполнения задания
Цель этапа:
Организация
познавательной
деятельности.
Первичное
закрепление.
Установление
правильности и
осознанности изучения
темы.
5. Конструирование
нового
способа
действия
(моделирование)
Учитель: Послушаем ваши точки
зрения по возможности сложения
дробей с разными знаменателями.
Работа в мини группах для
фиксации алгоритма
выполнения задания. Диалог:
учительученик; ученикученик.
Учитель: Какие этапы решения вы бы
выделили?
7
выбор решения в
зависимости от
знаменателей;
нахождение наименьшего
общего знаменателя;
приведение дроби к
новому знаменателю;
сложение или вычитание
дробей
аргументацию,
приводить примеры
Регулятивные :
прогнозирование
(предвосхищение
результата)
Познавательные:
анализ с целью
выделения признаков,
подведение под понятие,
построение логической
цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их
обоснование.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество,
выражение своих
мыслей, аргументации
Коммуникативные:
постановка вопросов,
инициативное
сотрудничество.
Познавательные:
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной цели; Использование алгоритма с
целью конструирования нового
способа действия.
Диалог: учительученик;
ученикученик.
Соотнесите ваше настроение и
состояние на уроке с «мордашками»
(Слайд 4)
Анализ собственной
деятельности.
Диалог: учительученик;
ученикученик, ученик
собственное Я
6. Итоговая
рефлексия Цель:
Инициировать
рефлексию детей по
поводу
психоэмоционального
состояния, мотивации
их собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
8
формулирование
проблемы, решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений;
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование,
контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и
что еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения;
Коммуникативные:
аргументация своего
мнения.
Познавательные:
рефлексия способа и
условий действия,
контроль и оценка
процессов результата
деятельности,
адекватное понимание
причин успеха и
неуспеха. детьми в классе.
9
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Методическая разработка урока "Действия с обыкновенными дробями" ( с технологической картой)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.