Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
информатика
7 кл
19.03.2017
Урок в форме дидактической игры. Класс разбивается на группы-команды. Каждой группе даётся задание, в соответствии с информационными процессами, такие как поиск информации в Интернет, кодирование и декодирование информации, защита информации, передача информации и т. д. Каждая команда защищает перед классом свою работу, а в конце урока обучающиеся проходят тест по данной теме. Весь дидактический материал, сопровождающий урок, предоставлен в файлах.план урока с приложениями по каждому этапу
План урока Информационные прцессы.rtf
"Утверждаю”
Руководитель ПМК ________ Т.Я. Рублёва
7.10.2013 год
Урок № 6
a. План проведения занятия
b. по дисциплине информатика и ИКТ
Тема: «Информационные процессы»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков на практике.
Вид учебного занятия: деловая игра.
Цели занятия: создать условия для применения кадетами знаний, умений при решении практических задач,
способствовать формированию у кадет навыков решения задач повышенной сложности.
Задачи:
Обучающая: формировать у кадет умения и навыки решать разноуровневые задачи.
Развивающая: развивать регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД учащихся:
планирование деятельности, определение целей, умение структурировать знания, строить логическое рассуждение,
умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном
обсуждении, умение точно выражать свои мысли; развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к
предмету, познавательную активность кадет.
Воспитывающая: воспитывать культуру речи; толерантность: уважительное отношение к позиции другого
человека.
Материальное обеспечение:
интерактивная доска, класс IBM PC, опорный конспект, контрольные вопросы, программное обеспечение
ДубльГис, файлызаготовки, электронный тест в формате ГИА, карточкизадания.
Методы работы:
объяснительноиллюстративный, словесный, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах,
работа с тестом.
Этапы урока
I. Организация и
постановка цели
II. Подготовка кадет к
работе на уроке
Сообщение темы.
Мотивация учебной
деятельности. Целевая
установка.
Актуализация опорных
знаний.
III. Упражнения по
совершенствованию и
закреплению знаний и
умений
IV. Применение
знаний, умений и
навыков
V. Заключительная
часть
Ход занятия:
Содержание
Время
Внешний вид, приветствие, определение отсутствующих, готовность
класса и оборудования.
2 мин
Фронтальная работа.
Опрос по контрольным вопросам:
10 мин
1. Какие процессы называют информационными?
2. Процесс поиска информации. Пример?
3. Методы поиска информации. Пример?
4. Процесс хранения информации. Пример?
5. Перечислите участников в процессе передачи информации.
Приведите пример передачи информации.
6. Что называют обработкой информации?
7. Как называют систему, в которой наблюдателю доступны
лишь входные и выходные величины, а её структура и
внутренние процессы неизвестны?
Работа в группах. Деловая игра.
Решение познавательных и практических задач.
Подведение итогов игры
Индивидуальная работа. Электронный тест
Подвести итоги, отметить наиболее отличившихся кадет.
Задание на с/п: карточказадание (Приложение)
Рефлексия
«На уроке я узнал…»
20 мин
10 мин
3 мин
1 «Мне понравилось…»
« Не получилось…»
«Полученные знания мне пригодятся …»
Преподаватель: О. А. Снегирёва
Приложение №1.
Опорный конспект по теме:
«Информационные процессы в природе, обществе и технике»
Эпиграф: «В жизни очень ценится умение не задавать вопросы, ответы на которые можно найти
самостоятельно в книгах, справочниках, энциклопедиях и других источниках»
Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.
Информационные процессы это процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и
использованием информации.
поиск
сбор
хранение
передача
обработка
использование
защита
1. Поиск информации извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации: наблюдение, общение со специалистами, чтение литературы, просмотр
видео, прослушивание радио, аудиокассет, работа в библиотеках, архивах, запрос к ИПС, банкам
компьютерных данных и др. методы.
2. Хранение информации способ распространения информации в пространстве и времени. Различная
информация требует разного времени хранения, например: Программа TV – неделю, дневник учебный
год, аттестат зрелости всю жизнь.
Основные хранилища информации:
Для человека память. Для общества библиотеки, видеотеки, фонотеки, архивы, музеи и т.д.
Компьютерные хранилища базы и банки данных, ИПС, электронные энциклопедии, медиатеки.
Информационная система хранилище информации, снабжённое процедурами ввода, поиска,
размещения и вывода информации.
3. В процессе передачи информации обязательно участвуют:
Источник
Кодирующие
устройства
Помехи
Канал связи
Защита от
помех
Декодирующие
устройства
Приемник
4. Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, по строгим правилам.
Обработка информации по принципу “Чёрного ящика”, то есть процесс, в котором пользователю
важна лишь входная и выходная информация; но правила, по которым происходит преобразование
информации, его не интересуют.
Входная
информация
Черный ящик
Выходная
информация
Попробуем определить правила, по которым происходит обработка информации в примере:
11, 71, 102,1873, 19954,… Следующее число будет пятизначное, например, 234515, так как второе
число ставится по количеству цифр в первом числе.
5. Защитой информации называется предотвращение:
2 доступа к ней лиц, не имеющих разрешения (нелегальный доступ);
непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.
6. Информация используется при принятии решений:
Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат Вам возможность принять
правильное решение.
Ваша способность излагать ясно и доступно информацию пригодится в общении с окружающими людьми.
Умение общаться, т.е. обмениваться информацией главное умение человека в современном мире.
Приложение № 2.
Задание всем группам (на скорость) – 1 балл
Дидактическая цель: повышение мотивации обучаемых, расширение интеллектуальнопознавательной сферы.
Вид деятельности: анализ, сопоставление, сравнение.
Задание: разгадать кроссворд.
Кроссворд
о
с
т
ь
в
е
р
4 п
о
л
н
о
т
а
3 и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
я
2 н
о
с
и
т
е
л
ь
с
т
н
а
1 о
5 д
б
р
а
б
о
т
к
а
и
л
6 т
а
к
3
4
2
1
5
6
3 1. Информационный процесс.
2. Среда для записи и хранения информации.
3. Сведения, передаваемые с помощью знаков и сигналов.
4. Свойство информации, характеризующее её достаточность для понимания и принятия решения.
5. Свойство информации, отражающее истинное положение дел.
6. Вид информации, которую человек воспринимает кожей.
Приложение №3.
Аналитики (:
1. Решите логические задачи \\Практические работы\ 7 класс\6 урок .
2. Каким информационным процессом вы занимались? Что он собой представляет?
Архивариусы:
1. . Воспользуйтесь геоинформационной системой ДубльГИС, выпишите адрес Тюменского цирка.
2. Воспользуйтесь энциклопедией Википедия, ответьте на вопрос: в каком году в России появился
первый кадетский корпус?
3. Дайте определение хранилищу информации. Приведите примеры информационных хранилищ.
4. Для чего необходимо хранить информацию?
Курьеры:
1. Рассмотрите схему и разрешите предложенные ситуации:
Источник
Кодирующие
устройства
Помехи
Канал связи
Защита от
помех
Декодирующие
устройства
Приемник
Ситуация №1
Объяснение в любви – пример передачи информации. Определите в данном примере источник
информации, кодирующее и декодирующее устройства, канал связи, приемник информации, возможные
помехи, причину их возникновения и как провести защиту от помех.
Ситуация №2
«Мужской разговор» – пример передачи информации. Определите в данном примере источник
информации, кодирующее и декодирующее устройства, канал связи, приемник информации, возможные
помехи, причину их возникновения и как провести защиту от помех.
4 Сыщики
1. Попробуйте определить настроение учителя на уроке? Каким методом поиска информации вы
воспользовались?
2. Воспользуйтесь сетью Интернет. Зайдите на сайт http://num.ukr.net/num.php и определите свое число
судьбы по дате своего рождения, а также число своего имени. Каким методом поиска информации вы
воспользовались?
3. Каким информационным процессом вы занимались? Что он собой представляет, какие методы
использует?
Хакеры:
1. Кто такие хакеры, фрикеры, кардеры?
2. Перечислите какие вы знаете методы защиты информации при работе с компьютером:
a. от сбоев оборудования;
b. от компьютерных вирусов;
c. от нелегального доступа к информации.
3. Каково наказание за преступления в сфере компьютерной информации?
Методы защиты информации в компьютерных системах
Справочная информация для хакеров:
A.
1. Ограничение доступа.
2. Контроль доступа к аппаратуре.
3. Разграничение и контроль доступа к информации вычислительной системы.
4. Разделение привилегий на доступ.
5. Идентификация и установление подлинности объекта (субъекта).
6. Криптографическое преобразование информации.
7. Методы и средства защиты информации от побочного электромагнитного излучения и наводок
информации.
Хакеры и хакерство
Компьютерное пиратство снятие защиты от копирования
8. Методы и средства защиты информации от случайных воздействий.
B.
.
C.
Для современных PC, состоящих из персональных компьютеров, большую опасность представляют
злоумышленники, называемые хакерами. Этот термин, первоначально обозначавший энтузиаста
программиста, в настоящее время применяется для описания человека, который использует свои знания
и опыт для вторжения в ВС и сети связи с целью исследования их возможностей, получения секретных
сведений или совершения других вредоносных действий.
D.
По оценке международной организации, деятельность которой посвящена искоренению "компьютерного
пиратства", индустрия производства и распространения программного обеспечения потеряла в 1994
году более 15 миллиардов американских долларов изза компьютерного пиратства во всем мире, около 6
миллиардов долларов в Европе и более 540 миллионов долларов в России. Процент нелегальных
программных продуктов в России на 1994 год был самым большим в Европе 94%.
Под "компьютерным пиратством" понимается нелегальное использование программных продуктов.
E.
F.
G.
H.
1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на
машинном носителе, в электронновычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это
деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение
5
Нормативная база для борьбы с компьютерной преступностью
Глава 28 УК Российской Федерации. Преступления в сфере компьютерной информации
Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети,
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо
исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до
двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе
ЭВМ или их сети,
наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо
исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
I.
1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо
приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию
информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо
распространение таких программ или машинных носителей с такими программами наказываются
лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух
до пяти месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, наказываются лишением свободы
на срок от трех до семи лет.
J.
1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ,
системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой
законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, наказывается лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти
лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо
ограничением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы
на срок до четырех лет.
Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
6 Приложение № 4.
Дидактическая цель: сконцентрировать внимание учащихся на основных вопросах темы, оценить уровень знаний.
Вид деятельности: индивидуальное тестирование.
Задание:
Тест №1 по теме ”Информация и информационные процессы”
1 вариант.
1. Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
a. информационным процессом передачи информации;
b. информационным процессом обработки информации;
c. информационным процессом хранения информации;
d. информационным процессом поиска информации;
2. Какое из утверждений ЛОЖНО:
a. хранение информации можно осуществлять без компьютера;
b. хранение информации можно осуществлять в библиотеке, видеотеке, архиве и пр.;
c. хранение информации можно осуществить в памяти компьютера;
d. хранение информации можно осуществить без материального носителя.
3. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:
a. достоверной;
b. актуальной;
c. объективной;
d. понятной.
4. Хранение информации — это:
a. распространение новой информации, полученной в процессе научного познания;
b. способ распространения информации во времени;
c. предотвращение доступа к информации лицам, не имеющим на это права;
d. предотвращение непредумышленного или несанкционированного использования, изменения информации;
e. процесс создания распределенных компьютерных баз и банков данных.
5. Какой из следующих сигналов является аналоговым:
сигнал маяка;
a.
b. сигнал 80S;
c. кардиограмма;
d. дорожный знак;
e.
сигнал светофора.
2 вариант.
1. Какое из высказываний ЛОЖНО:
грампластинка может являться носителем графической информации;
a. дискета может являться носителем графической информации;
b.
c. холст может являться носителем графической информации;
d. видеопленка может являться носителем графической информации.
2. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
a. полной;
b. полезной;
c. понятной;
d. достоверной.
3. Расследование преступления представляет собой информационный процесс: a. кодирования информации;
b. поиска информации;
c. хранения информации;
d. передачи информации;
e.
защиты информации.
4. Обработка информации — это процесс ее:
a. преобразования из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;
b. интерпретации (осмысления) при восприятии;
c. преобразования к виду удобному для передачи;
d. преднамеренного искажения;
e. поиска.
5. Измерение на метеостанции температуры воздуха, атмосферного давления, скорости ветра представляет собой
процесс:
a. хранения информации;
b. передачи информации;
c.
защиты информации;
d. получения информации;
e. использования информации.
Приложение № 5.
Самоподготовка.
1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе
c.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Расшифруйте (декодируйте) следующие слова:
.. . .. … . . ..
2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
3.
«Шифр перестановки». Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему
правилу. Восстановите слова и определите правило перестановки: ЛБКО, ЕРАВШН, УМЫЗАК, АШНРРИ,
РКДЕТИ.
4. Зашифруйте по правилу из задачи № 3 свою фамилию.
5. Выяснить что означает слово: а) ранжир; б) карэ. Опишите план действий по поиску нужной информации, какие
методы вы использовали?
6. Является ли поиск решения конкретной математической или физической задачи поиском информации? Почему?
7. Что такое эвристический метод поиска информации?
8. Как люди могут узнать о жизни своих предков, живших много лет назад?
9. Перечислите способы хранения музыкальной информации.
10. Приведите примеры передачи информации в природе.
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Методическая разработка урока "Информационные процессы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.