Методическая разработка урока литературного чтения, 3 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Технологическая карта урока.doc
Предмет ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ        класс  3           УМК «Школа России» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: А.И. Куприн «Слон». Тема урока Тема раздела:   Были­небылицы. Второй урок по произведению. Место урока по теме Предъявление  нового знания Тип урока Цель урока Цели урока: создать условия   для развития  у обучающихся ключевых  компетенций:  общекультурной (умение выбирать целевые и смысловые установки для  своих действий и поступков, принимать решения; умение  самоопределяться   в ситуациях учебной деятельности);  учебно­познавательной (умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к  наблюдаемым фактам, умение работать с инструкциями и алгоритмами,  умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей  деятельности);  коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать  необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение  определенными нормами и «техникой» общения). Формы, приемы, методы Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод  направленного чтения, метод чтения в парах. Задачи урока обучающая – знакомство учащихся с биографией и творчеством А.И.  Куприна и его произведением “Слон”; формирование умения прогнозировать  содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;  развивающая – развития познавательных способностей детей, умения  выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развивать умение  анализировать информацию, содержащуюся в тексте; воспитательная – воспитывать культуру общения, умение слушать друг  друга; воспитывать ответственность за результаты коллективного труда;  воспитание  интереса  к детской литературе,  чувства сострадания к  ближнему, любви к животным. Знать ­ биографию автора (А.И. Куприна); ­ содержание произведения и соотносить его  с пословицей; ­ средства выразительности, с помощью которых создается  художественный образ в произведении; Предполагаемый результат Уметь ­ моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила  поведения в семье. ­ находить средства художественной выразительности; ­ создавать с помощью слова свои картины, придумывать собственные  сравнения.­ слушать собеседника, признавать возможность существования разных  точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Педагогические технологии Проблемно­диалоговое обучение с использованием  стратегий смыслового чтения; личностно  ориентированное развивающее обучение, технология коллективного сотрудничества, технология    развития критического мышления, использование  ИКТ; Оборудование Компьютерная техника, слайдовая презентация  урока, учебник Л. Ф. Климановой  «Литературное чтение» 3 класс, задания для  микрогрупп (приложение 1), презентация с  иллюстрациями (приложение 2),  алгоритм  написания синквейна (приложение 3), лист  самооценки работы в группе (приложение 4). Компетенции/УУД Общекультурная (умение выбирать целевые и  смысловые установки для своих действий и  поступков, принимать решения; умение  самоопределяться   в ситуациях учебной  деятельности);  учебно­познавательная  (умение выдвигать  гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым  фактам, умение работать с инструкциями и  алгоритмами, умение осуществлять  планирование, анализ, рефлексию, самооценку  своей деятельности);  коммуникативная (способность  устанавливать и поддерживать необходимые  контакты с другими людьми,  удовлетворительное владение определенными  нормами и «техникой» общения). ХОД УРОКА Цель/задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/ аспекты компетенции/ Оценивание/ формы контроля Результат УУД I этап:    Создание ситуации успеха ­ 2 мин. Включить  детей в учебную деятельность. 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к учебной  деятельности. 3. Мотивация учебной деятельности: ­Здравствуйте ребята! Всё  ли у вас в  Выполняют самооценку  готовности. Настраиваются на  предстоящую работу общекультурной  (умение ставить цель  деятельности,  оценивать результаты  деятельности);  Контроль,  взаимоконтроль,  самоконтроль,  самооценка,  взаимооценка. Оценка готовности  к деятельности; выполнение  задания.порядке?  Как вы себя чувствуете?  ­К уроку готовы? ­Повернитесь друг к другу, протяните правую руку и поздоровайтесь.  Здороваясь, мы не только  приветствуем, друг друга, но ещё и  желаем здоровья. Так давайте  пожелаем всем здоровья. Оценочное  суждение. учебно­познавательной (нахождение,  использование  информации для  решения учебных  ситуаций),  коммуникативной  (строить понятные  высказывания;    работать в паре,  взаимодействовать с  партнером) II этап: Актуализация знаний учащихся ­ 7 мин. Воспроизвести  знания и  способы  действия. Подумайте и скажите, что на свете  дороже  всего? Слайд № 2 Прозвучали разные варианты ответов,  к этому вопросу мы обратимся в  конце нашего  разговора. Дома вы тоже готовили  вопросы к уроку и работали с  Толковым словарем (толкование  незнакомых слов). Слайды 3,4,5. Высказывают разные  варианты ответов. Задают вопросы к 1 – 5  частям по группам. Представляют  толкование слов,  предложенных для  самостоятельной  работы. Выход на тему  урока в  сотворчестве с  учащимися  через  составление  дерева  предсказаний. С каким произведением связаны ваши  вопросы? Как,  по­вашему,  будут развиваться   события дальше? Назовите самые интересные версии.  Слайд № 6 (дерево предсказаний) Как будут  развиваться  события  дальше? Заполняют дерево  предсказаний. В группе  обосновывают свою точку зрения. Девочка и  слон станут  друзьями Девочка будет  здоровой Слон  развеселит Надю Родители  будут счастливы Прием «Дерево  предсказаний » Оценочное  суждение о  постановке  вопросов и  развёрнутых  ответах  обучающихся Представления  обучающихся о  том, что нового  они узнают на  уроке, чему  научатся. общекультурная (умение   ставить   цель деятельности, определять   пути   ее достижения) учебно­познавательная (нахождение, использование информации постановки цели),  коммуникативная (задавать строить высказывания, высказывать мнение и позицию) вопросы, понятные своё дляIII этап: .  Постановка учебной задачи ­ 9 мин. Сформулиро­ Назовите самые интересные версии. Как сможем их проверить?  вать учебную  Каковы задачи урока? Слайд № 7 задачу и тему  урока. Читать 6 часть будем с остановками.  Выявить  Для чего будем делать остановки?  представления  Слайд № 8 обучающихся о  том, что нового  они узнают на  уроке, чему  научатся. Определяют задачи  урока. Оценочное  суждение о  постановке  вопросов и  развёрнутых  ответах  обучающихся Сформулирован ная и зафикси­ рованная  учебная задача  (в совместной  деятельности с  учителем). общекультурная  (умение ставить цель  деятельности,  определять пути ее  достижения) учебно­познавательная (нахождение,  использование  информации для  постановки цели),  коммуникативная  (задавать вопросы,  строить понятные  высказывания,  высказывать своё  мнение и позицию) IV этап:   Решение   учебной задачи ­ 11 мин. Работать над  решением  учебной задачи  с помощью  выбранного  метода.  Чтение произведения детьми и  учителем. Организация диалога, основанного на  рассуждениях учащихся.  1 часть ­ Почему Надя просыпается чуть  свет? ­ Какие перемены произошли в  настроении  Нади? общекультурная (умение   ставить   цель деятельности, определять   пути   ее достижения,   оценивать результаты   умение деятельности; учебные разрешать   проблемные ситуации);  учебно­познавательная Рассматривание, сравнение, высказывание мнения Оценочное  суждение о  правильности  развёрнутости  ответов  Развитие учебно­ познавательной мотивации.   Способность  анализировать и  действовать с  позиции  содержания  – А что же слон? Он  пришел? ­ Яйцо быстро съедено,2 часть ­ Таким ли она его представляла? ­ Почему не испугалась? молоко выпито. Надю  сажают в ту самую  колясочку, в которой она  ездила, когда была еще  такой маленькой, что  совсем не умела ходить, и  везут в столовую. ­ Слон оказывается  гораздо больше, чем  думала Надя, когда  разглядывала его на  картинке.  ­ Она только немножко  поражена громадной  величиной животного. 3 часть ­ Надя сама протягивает слону руку.  О чём это говорит? ­ Что значит «густо» смеётся? Какой  человек может так смеяться?   ­ Она его не боится. ­ Немец густо смеется.  Он сам такой большой,  толстый и добродушный,  как слон. 4 часть ­ Что необычного узнали о слоне? ­ От чего ещё получает удовольствие  Томми? ­ Он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он  очень любит булки. Он  ловко захватывает булку  своим пальцем и, согнув  хобот кольцом, прячет ее  куда­то вниз под голову,  (нахождение, использование   для информации учебных решения   умение ситуаций,  проводить   сравнение, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи),  коммуникативная (строить высказывания, высказывать своё мнение   и   позицию, учиться   работать   в паре, взаимодействовать   с партнером для получения общего результата) понятные         обучающихся предмета. Самооценка  Взаимооценкагде у него движется  смешная, треугольная,  мохнатая нижняя губа.  Слышно, как булка  шуршит о сухую кожу.  В  знак благодарности  кивает головой, и его  маленькие глазки еще  больше суживаются от  удовольствия. ­ Ей интересно общаться  с ним. У девочки  появилось желание   общаться. ­ Томми находит, что  таких маленьких слонов  никогда не бывает на  свете. Вообще ему эта  картинка  не нравится.  ­ Родители не хотят  огорчать свою дочь,  надеются, что вместе со  слоном девочка  пообедает.    Высказывают  предположения. 5 часть ­ Надя разными способами развлекает слона.  Для чего она это делает? ­ Почему Томми переворачивает  страницу с нарисованным слоном? 6 часть ­ Что вас удивило в этой части? ­ Почему слона посадили обедать за  стол вместе с Надей? 7  часть ­Почему стоит многоточие? Что ещё  могло присниться слону? 8 часть ­ Какое ваше настроение? Какие  предположения сбылись? Слайд № 9­ Что чувствует мама? Почему она  крестится? ­ Хочется ли вам, чтобы встреча  девочки и  слона повторилась.  Возвращаются к вопросу  урока и определяются,  какие предположения  были верными.                                                 Утром девочка  просыпается бодрая,  свежая и, как в прежние  времена, когда она была  еще здорова, кричит на  весь дом, громко и  нетерпеливо: – Мо­лоч­ка! Услышав этот крик,  мама радостно  крестится у себя в  спальне. V этап:   Самостоятельная и  творческая деятельность учащихся ­ 11 мин. Проверить  степень  усвоения  изученного на  уроке  материала. ­  Мы познакомились с 6 главой,  узнали, как прошёл день общения  Нади и слона. Впереди  нас ждёт открытие, что на свете всего  дороже. Хотите узнать? (КОЗ) Выполним задания по группам. ( ПРИЛОЖЕНИЕ №1) ­ Для выполнения заданий группам  №4 и №7 необходимы приложения:  группе № 4 – презентация с  иллюстрациями  ( ПРИЛОЖЕНИЕ № 2), а группе № 7  – алгоритм написания синквейна  (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3). В качестве помощника наблюдает,  советует, следит за соблюдением  временных рамок. Мотивирует  Объединяются в группы, распределяют роли,  осуществляют поиск,  сбор и анализ  информации, составляют ответы на поставленные  вопросы. По мере  необходимости  консультируются с  учителем. Умение  действовать по  правилу общекультурная  (оценивать результаты  деятельности);  учебно­познавательная (использование  информации для  решения учебных  ситуаций),  коммуникативная  (взаимодействовать с  партнером) Работа в группе. Оценка/самооцен­ ка умения  применять  ранее  полученные знания  при решении  практических  задач. Работа с КОЗучащихся, создает чувство успеха. Организует презентацию каждой  группы, обобщает и резюмирует  результаты работы. Оценивает умения: общаться,  слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий  результат. Представляют  выполненные  задания по группам. VI этап:   Рефлексия ­ 3 мин. 1. Организовать  рефлексию  деятельности на уроке. 2. Организовать  процесс  самооценки  учениками   собственной  деятельности на уроке. ­ В рассказе Александра Ивановича  Куприна Надя почувствовала себя  счастливой?  Благодаря кому? (Благодаря  родителям, семье.)  Ради счастья, здоровья детей  родители не  боятся никаких  трудностей. Родительская  любовь способна творить настоящие  чудеса.  ­ Что же дороже всего на свете? ­ Как вы должны отвечать на чувства  родителей, на их любовь к вам? (тоже  любить, беречь, заботиться) Слайд № 10 Что может быть семьи дороже?  Теплом встречает отчий дом,  Здесь ждут тебя всегда с любовью,  И провожают в путь с добром!  Любите! И цените счастье!  Оно рождается в семье,  Что может быть ее дороже  На этой сказочной земле? Общекультур ная (оценивать  результаты  деятельности; учебно­познаватель ная (строить  логические  заключения,  устанавливать  причинно­ следственные связи  коммуникатив ная (строить  понятные  высказывания;  высказывать своё  мнение и позицию) Высказывают свое мнение,  выслушивают мнение  товарищей. Приложение № 4. Умение  соотносить цели и результаты  собственной  деятельности­ Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу. Прочитайте, что вам  следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы  считаете, что заслужили на уроке.  Каждая характеристика работы  оценивается по пятибалльной  шкале. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Заполнение листов  самооценки. Капитаны собирают  листочки и вкладывают в  конверт. ­ Поделитесь своими мыслями. Вам  поможет следующий слайд –  закончите предложения. Слайд № 11 VII этап:    Домашнее   задание ­ 2 мин. Организовать  самостоятель­ ную домашнюю  работу  обучающихся. ­ Хочется ли вам ещё раз перечитать  этот рассказ?  Подготовьте пересказ от другого лица и нарисуйте рисунки к рассказу.     1 гр. – пересказ от имени Нади. 2 гр. – пересказ от имени Слона. 3 гр. – пересказ от имени отца. 4 гр. – пересказ от имени хозяина  зверинца. Дети в свободной форме  высказывают свое  отношение к прочитанному  и выполненному  на уроке, дают оценку  своему поведению и  взаимоотношениям в семье. Фиксируют домашнее  задание в дневнике, делают  первичный выбор задания на основе личных  предпочтений. Презентация  (слайд 11) Умение  соотносить цели и результаты  собственной  деятельности. общекультурная  (умение принимать  решения; умение  самоопределяться   учебной  деятельности);  учебно­ познавательная  (умение осуществлять планирование, анализ,  рефлексию,  самооценку своей  деятельности);  коммуникативная(способность  устанавливать и  поддерживать  необходимые  контакты с другими  людьми).