Предмет ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ класс 3 УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: А.И. Куприн «Слон».
Тема урока
Тема раздела: Былинебылицы. Второй урок по произведению.
Место урока по теме
Предъявление нового знания
Тип урока
Цель урока
Цели урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых
компетенций:
общекультурной (умение выбирать целевые и смысловые установки для
своих действий и поступков, принимать решения; умение
самоопределяться в ситуациях учебной деятельности);
учебнопознавательной (умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к
наблюдаемым фактам, умение работать с инструкциями и алгоритмами,
умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
деятельности);
коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение
определенными нормами и «техникой» общения).
Формы, приемы, методы
Фронтальная, работа в паре, работа в группе.
Метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод
направленного чтения, метод чтения в парах.
Задачи урока
обучающая – знакомство учащихся с биографией и творчеством А.И.
Куприна и его произведением “Слон”; формирование умения прогнозировать
содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;
развивающая – развития познавательных способностей детей, умения
выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развивать умение
анализировать информацию, содержащуюся в тексте;
воспитательная – воспитывать культуру общения, умение слушать друг
друга; воспитывать ответственность за результаты коллективного труда;
воспитание интереса к детской литературе, чувства сострадания к
ближнему, любви к животным.
Знать
биографию автора (А.И. Куприна);
содержание произведения и соотносить его с пословицей;
средства выразительности, с помощью которых создается
художественный образ в произведении;
Предполагаемый результат
Уметь
моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила
поведения в семье.
находить средства художественной выразительности;
создавать с помощью слова свои картины, придумывать собственные
сравнения. слушать собеседника, признавать возможность существования разных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Педагогические технологии
Проблемнодиалоговое обучение с использованием
стратегий смыслового чтения; личностно
ориентированное развивающее обучение, технология
коллективного сотрудничества, технология
развития критического мышления, использование
ИКТ;
Оборудование
Компьютерная техника, слайдовая презентация
урока, учебник Л. Ф. Климановой
«Литературное чтение» 3 класс, задания для
микрогрупп (приложение 1), презентация с
иллюстрациями (приложение 2), алгоритм
написания синквейна (приложение 3), лист
самооценки работы в группе (приложение 4).
Компетенции/УУД
Общекультурная (умение выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения; умение
самоопределяться в ситуациях учебной
деятельности);
учебнопознавательная (умение выдвигать
гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым
фактам, умение работать с инструкциями и
алгоритмами, умение осуществлять
планирование, анализ, рефлексию, самооценку
своей деятельности);
коммуникативная (способность
устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми,
удовлетворительное владение определенными
нормами и «техникой» общения).
ХОД УРОКА
Цель/задачи
этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/
Оценивание/
формы контроля
Результат
УУД
I этап: Создание ситуации успеха 2 мин.
Включить детей
в учебную
деятельность.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к учебной
деятельности.
3. Мотивация учебной деятельности:
Здравствуйте ребята! Всё ли у вас в
Выполняют самооценку
готовности.
Настраиваются на
предстоящую работу
общекультурной
(умение ставить цель
деятельности,
оценивать результаты
деятельности);
Контроль,
взаимоконтроль,
самоконтроль,
самооценка,
взаимооценка.
Оценка
готовности
к деятельности;
выполнение
задания.порядке? Как вы себя чувствуете?
К уроку готовы?
Повернитесь друг к другу, протяните
правую руку и поздоровайтесь.
Здороваясь, мы не только
приветствуем, друг друга, но ещё и
желаем здоровья. Так давайте
пожелаем всем здоровья.
Оценочное
суждение.
учебнопознавательной
(нахождение,
использование
информации для
решения учебных
ситуаций),
коммуникативной
(строить понятные
высказывания;
работать в паре,
взаимодействовать с
партнером)
II этап: Актуализация знаний учащихся 7 мин.
Воспроизвести
знания и
способы
действия.
Подумайте и скажите, что на свете
дороже
всего? Слайд № 2
Прозвучали разные варианты ответов,
к этому вопросу мы обратимся в
конце нашего
разговора. Дома вы тоже готовили
вопросы к уроку и работали с
Толковым словарем (толкование
незнакомых слов).
Слайды 3,4,5.
Высказывают разные
варианты ответов.
Задают вопросы к 1 – 5
частям по группам.
Представляют
толкование слов,
предложенных для
самостоятельной
работы.
Выход на тему
урока в
сотворчестве с
учащимися
через
составление
дерева
предсказаний.
С каким произведением связаны ваши
вопросы?
Как, повашему, будут развиваться
события дальше?
Назовите самые интересные версии.
Слайд № 6 (дерево предсказаний)
Как будут
развиваться
события
дальше?
Заполняют дерево
предсказаний. В группе
обосновывают свою точку
зрения.
Девочка и
слон станут
друзьями
Девочка
будет
здоровой
Слон
развеселит
Надю
Родители
будут
счастливы
Прием «Дерево
предсказаний »
Оценочное
суждение о
постановке
вопросов и
развёрнутых
ответах
обучающихся
Представления
обучающихся о
том, что нового
они узнают на
уроке, чему
научатся.
общекультурная
(умение ставить цель
деятельности,
определять пути ее
достижения)
учебнопознавательная
(нахождение,
использование
информации
постановки цели),
коммуникативная
(задавать
строить
высказывания,
высказывать
мнение и позицию)
вопросы,
понятные
своё
дляIII этап: . Постановка учебной задачи 9 мин.
Сформулиро
Назовите самые интересные версии.
Как сможем их проверить?
вать учебную
Каковы задачи урока? Слайд № 7
задачу и тему
урока.
Читать 6 часть будем с остановками.
Выявить
Для чего будем делать остановки?
представления
Слайд № 8
обучающихся о
том, что нового
они узнают на
уроке, чему
научатся.
Определяют задачи
урока.
Оценочное
суждение о
постановке
вопросов и
развёрнутых
ответах
обучающихся
Сформулирован
ная и зафикси
рованная
учебная задача
(в совместной
деятельности с
учителем).
общекультурная
(умение ставить цель
деятельности,
определять пути ее
достижения)
учебнопознавательная
(нахождение,
использование
информации для
постановки цели),
коммуникативная
(задавать вопросы,
строить понятные
высказывания,
высказывать своё
мнение и позицию)
IV этап: Решение учебной задачи 11 мин.
Работать над
решением
учебной задачи
с помощью
выбранного
метода.
Чтение произведения детьми и
учителем.
Организация диалога, основанного на
рассуждениях учащихся.
1 часть
Почему Надя просыпается чуть
свет?
Какие перемены произошли в
настроении Нади?
общекультурная
(умение ставить цель
деятельности,
определять пути ее
достижения, оценивать
результаты
умение
деятельности;
учебные
разрешать
проблемные ситуации);
учебнопознавательная
Рассматривание,
сравнение,
высказывание
мнения
Оценочное
суждение о
правильности
развёрнутости
ответов
Развитие
учебно
познавательной
мотивации.
Способность
анализировать и
действовать с
позиции
содержания
– А что же слон? Он
пришел?
Яйцо быстро съедено,2 часть
Таким ли она его представляла?
Почему не испугалась?
молоко выпито. Надю
сажают в ту самую
колясочку, в которой она
ездила, когда была еще
такой маленькой, что
совсем не умела ходить, и
везут в столовую.
Слон оказывается
гораздо больше, чем
думала Надя, когда
разглядывала его на
картинке.
Она только немножко
поражена громадной
величиной животного.
3 часть
Надя сама протягивает слону руку.
О чём это говорит?
Что значит «густо» смеётся? Какой
человек может так смеяться?
Она его не боится.
Немец густо смеется.
Он сам такой большой,
толстый и добродушный,
как слон.
4 часть
Что необычного узнали о слоне?
От чего ещё получает удовольствие
Томми?
Он с удовольствием пьет
сахарную воду. Также он
очень любит булки. Он
ловко захватывает булку
своим пальцем и, согнув
хобот кольцом, прячет ее
кудато вниз под голову,
(нахождение,
использование
для
информации
учебных
решения
умение
ситуаций,
проводить сравнение,
обобщать,
устанавливать
причинноследственные
связи),
коммуникативная
(строить
высказывания,
высказывать
своё
мнение и позицию,
учиться работать в
паре,
взаимодействовать с
партнером
для
получения
общего
результата)
понятные
обучающихся
предмета.
Самооценка
Взаимооценкагде у него движется
смешная, треугольная,
мохнатая нижняя губа.
Слышно, как булка
шуршит о сухую кожу. В
знак благодарности
кивает головой, и его
маленькие глазки еще
больше суживаются от
удовольствия.
Ей интересно общаться
с ним. У девочки
появилось желание
общаться.
Томми находит, что
таких маленьких слонов
никогда не бывает на
свете. Вообще ему эта
картинка не нравится.
Родители не хотят
огорчать свою дочь,
надеются, что вместе со
слоном девочка
пообедает.
Высказывают
предположения.
5 часть
Надя разными способами развлекает
слона.
Для чего она это делает?
Почему Томми переворачивает
страницу с нарисованным слоном?
6 часть
Что вас удивило в этой части?
Почему слона посадили обедать за
стол вместе с Надей?
7 часть
Почему стоит многоточие? Что ещё
могло присниться слону?
8 часть
Какое ваше настроение? Какие
предположения сбылись? Слайд № 9 Что чувствует мама? Почему она
крестится?
Хочется ли вам, чтобы встреча
девочки и
слона повторилась.
Возвращаются к вопросу
урока и определяются,
какие предположения
были верными.
Утром девочка
просыпается бодрая,
свежая и, как в прежние
времена, когда она была
еще здорова, кричит на
весь дом, громко и
нетерпеливо:
– Молочка!
Услышав этот крик,
мама радостно
крестится у себя в
спальне.
V этап: Самостоятельная и творческая деятельность учащихся 11 мин.
Проверить
степень
усвоения
изученного на
уроке
материала.
Мы познакомились с 6 главой,
узнали, как прошёл день общения
Нади и слона. Впереди
нас ждёт открытие, что на свете всего
дороже. Хотите узнать? (КОЗ)
Выполним задания по группам.
( ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Для выполнения заданий группам
№4 и №7 необходимы приложения:
группе № 4 – презентация с
иллюстрациями
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 2), а группе № 7
– алгоритм написания синквейна
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3).
В качестве помощника наблюдает,
советует, следит за соблюдением
временных рамок. Мотивирует
Объединяются в группы,
распределяют роли,
осуществляют поиск,
сбор и анализ
информации, составляют
ответы на поставленные
вопросы. По мере
необходимости
консультируются с
учителем.
Умение
действовать по
правилу
общекультурная
(оценивать результаты
деятельности);
учебнопознавательная
(использование
информации для
решения учебных
ситуаций),
коммуникативная
(взаимодействовать с
партнером)
Работа в группе.
Оценка/самооцен
ка умения
применять ранее
полученные знания
при решении
практических
задач.
Работа с КОЗучащихся, создает чувство успеха.
Организует презентацию каждой
группы, обобщает и резюмирует
результаты работы.
Оценивает умения: общаться,
слушать, обосновывать своё мнение,
умение работать в группе на общий
результат.
Представляют
выполненные
задания по группам.
VI этап: Рефлексия 3 мин.
1. Организовать
рефлексию
деятельности на
уроке.
2. Организовать
процесс
самооценки
учениками
собственной
деятельности на
уроке.
В рассказе Александра Ивановича
Куприна Надя почувствовала себя
счастливой?
Благодаря кому? (Благодаря
родителям, семье.)
Ради счастья, здоровья детей
родители не боятся никаких
трудностей. Родительская
любовь способна творить настоящие
чудеса.
Что же дороже всего на свете?
Как вы должны отвечать на чувства
родителей, на их любовь к вам? (тоже
любить, беречь, заботиться)
Слайд № 10
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
Общекультур
ная (оценивать
результаты
деятельности;
учебнопознаватель
ная (строить
логические
заключения,
устанавливать
причинно
следственные связи
коммуникатив
ная (строить
понятные
высказывания;
высказывать своё
мнение и позицию)
Высказывают свое мнение,
выслушивают мнение
товарищей.
Приложение № 4. Умение
соотносить цели
и результаты
собственной
деятельности Наш урок подошёл к концу. Оцените
свою работу. Прочитайте, что вам
следует оценить в работе и обведите в
кружочек тот балл, который вы
считаете, что заслужили на уроке.
Каждая характеристика работы
оценивается по пятибалльной
шкале. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Заполнение листов
самооценки.
Капитаны собирают
листочки и вкладывают в
конверт.
Поделитесь своими мыслями. Вам
поможет следующий слайд –
закончите предложения. Слайд № 11
VII этап: Домашнее задание 2 мин.
Организовать
самостоятель
ную домашнюю
работу
обучающихся.
Хочется ли вам ещё раз перечитать
этот рассказ?
Подготовьте пересказ от другого лица
и нарисуйте рисунки к рассказу.
1 гр. – пересказ от имени Нади.
2 гр. – пересказ от имени Слона.
3 гр. – пересказ от имени отца.
4 гр. – пересказ от имени хозяина
зверинца.
Дети в свободной форме
высказывают свое
отношение к прочитанному
и выполненному
на уроке, дают оценку
своему поведению и
взаимоотношениям в семье.
Фиксируют домашнее
задание в дневнике, делают
первичный выбор задания на
основе личных
предпочтений.
Презентация
(слайд 11)
Умение
соотносить цели
и результаты
собственной
деятельности.
общекультурная
(умение принимать
решения; умение
самоопределяться
учебной
деятельности);
учебно
познавательная
(умение осуществлять
планирование, анализ,
рефлексию,
самооценку своей
деятельности);
коммуникативная(способность
устанавливать и
поддерживать
необходимые
контакты с другими
людьми).