Методическая разработка урока литературы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленная разработка может использоваться для проведения урока в 1 классе, по предмету «Литературное чтение» по УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева, а также и по другим программам при изучении темы «Гласная буква Ёё». На уроке используется информационно-коммуникационные технологии – мультимедиа-продукт (презентация), интерактивная доска. Урок построен по комбинированному типу, так как для младшего школьного возраста это наиболее оптимальный вариант проведения урока, так как в структуре урока предполагается повторение ранее изученного материала. Урок проводится в 1 классе, поэтому большое значение уделяется развитию артикуляционного аппарата и обогащению словарного запаса учащихся, на уроке проводится речевая разминка(работа со скороговорками); через все этапы работы на уроке прослеживается работа над видами речевой деятельности (произносительной, интонационной, грамматической). На уроке проводятся музыкальная физминутка (двигательная).Представленная разработка может использоваться для проведения урока в 1 классе, по предмету «Литературное чтение» по УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева, а также и по другим программам при изучении темы «Гласная буква Ёё». На уроке используется информационно-коммуникационные технологии – мультимедиа-продукт (презентация), интерактивная доска. Урок построен по комбинированному типу, так как для младшего школьного возраста это наиболее оптимальный вариант проведения урока, так как в структуре урока предполагается повторение ранее изученного материала. Урок проводится в 1 классе, поэтому большое значение уделяется развитию артикуляционного аппарата и обогащению словарного запаса учащихся, на уроке проводится речевая разминка(работа со скороговорками); через все этапы работы на уроке прослеживается работа над видами речевой деятельности (произносительной, интонационной, грамматической). На уроке проводятся музыкальная физминутка (двигательная).
Иконка файла материала Методическая разработка урока.doc
1                                             Методическая разработка урока литературы с использованием информационно­коммуникационных технологий (ИКТ)                                            Урок литературного чтения.                                            (обучение грамоте) 1 класс Тема урока:  Гласная  буква Ёё. В чём хитрость этой буквы  ? ТЦУ: знакомство с буквой Ёё,  развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на письме;  развитие фонематического слуха,  устной речи, интереса к чтению, орфографической зоркости,   расширение  активного, пассивного, потенциального словаря детей, используя правильные  начертания букв, воспитание  любви к родному краю, к родной природе.   Оборудование: компьютер, доска starBoard;   музыкальное оформление (песенка про Мамонтенка)  мультфильм «Мама для мамонтёнка»    карточки с буквами Ее,Ёё рисунки детей Р.Н.Бунеев.Азбука  Программное обеспечение: Презентация: «Гласная  буква Ёё. В чём хитрость этой буквы  ?» Ход урока Слайд 1. Организационный момент. Слайд 2. Создание ситуации успеха ­Здравствуйте,  ребята! Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  увлекательное  путешествие вместе с Ёжиком  и   познакомимся  с  удивительным  миром  букв.  Слайд 3. Девиз урока:            Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре     Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Слайд 4. Актуализация знаний.   ­Какие гласные буквы  служат для обозначения  твердости согласных?( а, о, у, ы) ­Какие гласные  буквы  из изученных служат    для обозначения   мягкости согласных? (и, е. ) ­В чем хитрость буквы е? 1(Хитрая  лисичка ­ буква  е   обозначает два звука[ й’э], когда находится в начале слова или  после гласных.  Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего  согласного и звук [э]. Слайд 5. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. Отгадайте загадку: 2 Ну и платье: Сплошь иголки Его носят вечно… ……………….ёлки. ­Какой звук мы слышим вначале слова елки? [й’ о] ­Звуки  [й’ о] на письме обозначаются буквой Ёё. Слайд 6. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. ­Что больше всего на свете любит медведь? Мёд ­Какие звуки мы слышим в этом слове? [м’ о т]  ­Дайте характеристику каждому звуку.              Звук [м’] ­ согласный, звонкий, мягкий. Звук [о] ­ гласный? ударный. Звук [т] ­ согласный, глухой, твердый. Слайд 7. Знакомство с буквой Ё.  ­Объясни наряд буквы Ё. Звук [о] на письме обозначается буквой ё и показывает мягкость предшествующего согласного.  Нарядите букву­человечка и объясните. Работа  с учебником (стр.105) 1.­Как вы думаете, почему гласные е и ё дружат и стоят вместе, взявшись за руки?  (Хитрая  лисичка ­ буква  е   обозначает два звука[ й’ э],, когда находится в начале слова или  после гласных.  Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего  согласного и звук [э]. 2. Чтение слов и слогов с буквой ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё.  ­ Сравните первые звуки (нос ­ нес [н] ­ [н’] ) ­ Какие звуки вы слышите  после этих согласных звуков? [о]   ­ Почему разные гласные буквы в этих словах?  ( Буква ё обозначает после согласных  звук [о]  и  показывает, что этот согласный мягкий. Буква о  обозначает звук [о]   и  показывает,  что согласный твердый) 23 ­ Прочитайте слова следующего столбика про себя, поставьте в словах ударение. ­ На что обратили внимание? (На букву ё падает ударение) ­ Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где  есть эта буква, мы не будем  ставить. 3. Сейчас я прочитаю вам сказку « Почему Ё всегда ударная» Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало  страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от  которых на голове  у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву­ букву  Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. ­ Так почему же буква Ё всегда ударная? Слайд 8. Игра. Моя вообразилия. На что похожи буквы е и ё?                                                                Е и Ё –родные сестры,      Различать сестер не просто, Но у буквы Ё две точки,         Словно в лесенке гвоздочки. Слайд 9. Работа со скороговорками. Повторяя  их,  можно научиться  правильно  произносить звуки.  Их даже рекомендуют взрослым  артистам, так как скороговорки развивают органы речи, развивают активную артикуляцию и  четкую дикцию. ­Какие скороговорки вы знаете? Три сороки – тараторки тараторили на горке. Страшна пушка у опушки. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешен. Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке. Расскажите про покупки , про какие про покупки, Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Собирала Маргарита маргаритки на горе. ­Мы познакомимся с новой скороговоркой. Проворонила ворона  воронёнка. Прочитайте. ­Как вы понимаете эту скороговорку? ­Что вы заметили? (Все эти три слова в скороговорке – однокоренные слова.) ­Давайте произнесем ее сначала медленно, затем умеренно быстро, а потом быстро. Работа в парах. ­ Кто хочет выступить перед классом? Слайд 10. Игра. Что вы знаете об этих буквах?                          ё           ш              р  Составьте  слово. ( ёрш)             ­ Что обозначает это слово? (Это   рыба) Слайд 11. Ёрш.(текст) 3Река Дон  богата рыбой. В  Дону водятся и  ерши. Ерш­ это последняя рыба, о которой мечтает  рыбак, отправляясь на рыбалку. И напрасно. Ерш придает ухе и пикантный  вкус  и нежный аромат   ( ерша для приготовления от чешуи  и слизи не очищают, так как именно в ней кроется секрет  ароматности этой рыбы). ­­Как ласково назвать эту рыбу?( Ёршик). Какое другое лексическое  значение имеет это слово? 4 Слайд 12. Ёршик .Растение. Ёршик– это растение, которое можно встретить на побережье Черного моря. Слайд 13. Ёршик. Ёршик­ это предмет, которым моют бутылки и посуду. Слайд 14. Многозначность слов. Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. Слайд 15. Корень слова.                                                                        ёрш  ёршик  ершистый  ­Прочитайте, что вы заметили? (Корень )            ёрш                    ёршик                      ёршистый ­А что такое корень?( Одинаковая часть родственных слов.) ­А какие орфограммы вы заметили в этих словах? (ШИ пиши с буквой и.)                                       Работа с учебником. ( стр.106)  ­Прочитайте слова и объясните, а эти слова считаются родственными? ­Как вы понимаете слово детеныш? Слайд 16. ИГРА: «Угадай детеныша»  ­Я называю взрослое животное, а вы  называете его  детеныша. слон­ слонёнок корова­телёнок кит­китёнок кот­котёнок мамонт­мамонтёнок ­Прочитайте слова, обозначающие детенышей животных. Слайд 17. Суффикс. ­Что придает этим словам уменьшительно­ласкательное значение? (Суффикс ­ёнок­) ­Кто такой мамонтенок? ( Мамонтёнок­ детёныш мамонта) 45 Слайд 18. Физминутка (музыкальная) ­На какого современного животного похож мамонт?  ­Чем отличается? ­Представьте себе, что мы сейчас перенеслись  на северный полюс, холодно, зябко. Давайте потрём наши ручки, носик, щечки, ушки, попрыгаем на одной ножке, потом на другой. Согрелись? ­А теперь  давайте присядем  на снежок  и  посмотрим и споем песенку про мамонтенка и посмотрим отрывок из мультфильма. ­Понравился вам герой этого мультфильма?  ­А чем он вам понравился? Так полюбился этот герой детям, они стали его рисовать и посылать в Интернет свои  рисунки. Слайд 19. Выставка детских рисунков. Слайд 20.  1.Словарная работа Кайнозойская  эра­эра в геологической истории Земли протяженностью в 65,5 миллионов  лет. Первобытные люди­люди, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Огромное грациозное животное­ большое, красивое животное. Каменные пещеры­ первые жилища первобытных людей. Наскальные  рисунки­ рисунки  на стенах каменных пещер. Интернет­международная (всемирная) компьютерная сеть. Якутия­Дальневосточный федеральный округ (один из самых больших регионов страны). 2.Прогнозирование содержания текста. ­Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, о ком  этот текст? Слайд 21.Текст.   С.Самсонова.  Мамонты. Мамонты  жили в кайнозойскую эру, когда появился первобытный человек. Первобытным людям  нравилось это огромное грациозное животное и они рисовали его на стенах в каменных пещерах.  Вот один из  наскальных рисунков, взятых из Интернета.   Слайд 22. Работа над текстом.   С.Самсонова  «Мамонты» 1. Прочитайте текст  про себя. 2. Подумайте, о ком этот текст? 3. Что вы узнали нового о мамонтах? 4. Прочитайте текст вслух. 5. Найдите слова с буквами е и ё. Слайд 23.Итог урока. Мы путешествовали вместе с Мышонком , как вы думаете чему он научился. ­С какой буквой мы познакомились?  ­Почему эта буква хитрая?  ­Приведите примеры. Слайд 24. Спасибо за урок. 5

Посмотрите также