Методическая разработка урока литературы, 5 класс
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
06.08.2019
Методическая разработка урока литературы, 5 класс
Урок литературы в 5 классе поможет сформировать начальные представления пятиклассников об особенностях изображения приоды и человека в лирических стихотворениях, лирическом герое. Ученики знакомятся с порядком анализа стихотворения, литературными терминами: олицетворение,эпитет, сравнение, гипербола - учатся находить их, использовать для анализа лирического произведения.
Природа и человек в стихотворениях Пушкина.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА  Мурзина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №42 г. Улан­ Удэ Республика Бурятия.  Методическая разработка урока литературы в 5 классе Предмет литература ,5 класс Тема урока: Природа и человек в стихотворениях  А. С. Пушкина Тип урока: урок изучения нового материала. Обучающие цели: на примере стихотворений   А.С.Пушкина показать учащимся, как поэт глубоко чувствовал красоту пейзажей; научить их анализировать лирические произведения; познакомить учащихся с красотой заповедных Пушкинских мест. Развивающие   цели: развивать   умение   школьников   работать   с   книгой,   со   справочной литературой, с компьютером; совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли. Воспитывающие   цели: воспитание   у   учащихся   умения   наблюдать   и   чувствовать   родную природу и бережно к ней относиться; воспитывать любовь к родному краю. Оборудование к уроку:  прзентация к уроку, слайды с изображением Пушкинских мест. Учебник.  Литература, 5 класс, под ред. В.Ф. Чертова.­ 7­е изд.­ Просвещение,2016. Ч.1. Технологии   обучения: интерактивные   технологии,   презентация,   здоровьесберегающие технологии, заочная экскурсия по Пушкинским местам. Ход урока I Организационный момент. II Мотивация. Поэтическая разминка.  Рассмотрите картины. Вспомните авторов.                           И.И. Шишкин «Зима»                                            А.Пластов «Первый снег» Попробуйте сочинить стишок по заданным рифмам: ………………зима, ………………бахрома. ………………льдинок, ………………снежинок. …………      жемчугах, ………………огоньках. Сложно? Природа   вдохновляла   многих   художников,   музыкантов,   поэтов,   а   мы   наслаждаемся   их произведениями искусства  . Об одном из лучших поэтов пойдёт речь сегодня. И пробуждается поэзия во мне… И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут… ­ Узнали поэта? (На слайде портрет А.С. Пушкина) III Проверка домашнего задания. (Ученики изучали дома материалы учебника стр.139­142) [Учебник.  Литература, 5 класс, под ред. В.Ф. Чертова] Проведём экскурсию  по Пушкинским местам.   На слайдах пушкинские места: Москва, Захарово, Царское село, Михайловское, Болдино, Петербург. Ученики рассказывают, как с ними связана жизнь Пушкина. IV. Введение в тему. С  детских  лет   любовь  к  родной  природе  прочно  вошла  в  сердце   Александра   Сергеевича Пушкина. Поэт не раз подчёркивал, что секрет красоты родных мест, волнующих душу, в удивительном   русском   пейзаже,   в   который   можно   «всматриваться   и   вслушиваться» бесконечно,   и   тогда   откроется   «очей   очарованье»,   захочется   рассказывать   и   писать   об увиденном. V.Анализ стихотворений. [Учебник.  Литература, 5 класс, под ред. В.Ф. Чертова.­ стр.142­143.] Читаем комментарий к стихотворению. В   1824г.   Пушкин   был   выслан   в   Михайловское   по   приказу   царя   за   то,   что   в   своих произведениях смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. В Михайловском жил А.С. Пушкин одиноко, без родных и друзей, каждый шаг его был под наблюдением. И только няня Арина Родионовна, добрая, отзывчивая, любившая Пушкина как родного, была с ним рядом. Слайд – портрет няни. С ней он вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал ей только что написанные стихи, слушал её песни, сказки. Слушаем текст стихотворения в записи. Слайд. Словарь трудных слов. Кровля обветшалая – старая крыша Путник запоздалый – человек опоздал Ветхая лачужка – бедная нянина избушка  Утомлена – усталая Анализ стихотворения «Зимний вечер». ­ Какой видим природу? Кто герои стихотворения? (Оформляем таблицей) ­ Какие средства выразительности помогают создать образы природы и человека? На партах справочный материал (литературоведческие термины) Приложение №1[Учебник. Литература, 5 класс, под ред. В.Ф. Чертова.­ стр.294­300.] Внешний мир . Природа. Буря  «мглою   небо   кроет»,   «вихри   снежные крутя», «заплачет». –олицетворение «как   зверь,..   завоет»,   «заплачет,   как   дитя.»­ сравнение «вихри снежные» ­ эпитет «путник запоздалый» ­ эпитет Какое настроение создаётся? Жутко, страшно, беспокойно, тревожно Внутренний мир. Мир дома. Человек. Няня «мой друг», «моя старушка»­ обращения «добрая подружка»­ эпитет Герой   стихотворения  «бедной   юности   моей»   ­ эпитет Тихое, унылое, грустное ­ Как соотнесены мир природы и мир человека? Анализ стихотворения «Зимнее утро» Учебник стр.146. Читаем комментарий к стихотворению. Слайд. Словарь трудных слов. Нега – сон Взоры – глаза Северная Аврора – утренняя заря Вечор ­ вчера Лежанка – теплый выступ у  печки для лежания Велеть – просить Слушаем стихотворение  в записи. Выразительное чтение стихотворения VI. Работа в парах. Заполняем таблицу. Какие два мира открываются перед читателем? Мир природы Образ, характеристика, средства выразительности  чудесный злилась ……… ……… ……… ……… ……… ……… день вьюга мгла луна небеса лес поля берег Какое настроение создаётся? Красота, восхищение, восторг эпитет …….. олицетворение …….. ……… ……… ……… ……… ­ Как соотнесены мир природы и мир человека? Как надо читать стихотворение? Выразительное чтение стихотворения VII.Сопоставление стихов. Сходство 1.В стихах созданы образы природы и человека Мир дома Образ,   выразительности друг характеристика, прелестный, ……….. печальная трещит ……… ……… ………. ты печь треском кобылка конь   средства эпитет …….. …….. …….. оптимистическое 2.Средства создания образов: эпитеты, сравнения, олицетворения 3.Кроме того, средством создания образа человека, его внутреннего мира, эмоционального состояния является природа Отличия 1.Настроение лирического героя VIII.Рефлексия. Моё настроение.           или       IX. Д/з  1.Выучить понравившееся  стихотворение наизусть  2.   По желанию. Написать стихотворение о природе Приложение №1 Словарь литературоведческих терминов Гипербола (греч.­преувеличение)­ художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления («Редкая птица долетит до середины Днепра…» Н.В. Гоголь). Метафора (греч. – перенесение) – один из основных художественных приёмов, перенесение свойств   одного   предмета   (явления)   на   другой   по   принципу   их   сходства   в   каком­либо отношении или по контрасту («Чаша жизни» М.Ю. Лермонтов). Олицетворение –  художественный приём, особый вид метафоры, перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы или явления («Поют деревья, блещут воды…» Ф.И. Тютчев). Сравнение  (лат.) – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим («Французы двинулись, как тучи…» М.Ю. Лермонтов). Эпитет (греч. – приложенное) – художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным («Румяным, громким восклицаньем…» Ф.И. Тютчев) Литература 1. Учебник.  Литература, 5 класс, под ред. В.Ф. Чертова.­ 7­е изд.­ Просвещение,2016. В 2 ч. 2. Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[ В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В.Мамонова]; под ред. В.Ф. Чертова­ М.: Просвещение,2014г.. – 159 с. 3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс» под ред. В.Ф. Чертова.­ 7­е изд.­ Просвещение,2016.

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс

Методическая разработка урока литературы, 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2019