Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
03.01.2018
Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)
Цели и задачи урока: 1.Познакомить учащихся с историей создания песен о войне. 2. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальные выступления (с заранее подготовленными) докладами. Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация. Ход урока (выступление учителя, учащихся, прослушивание песен, исполнение песен учащимися).Материал можно использовать при проведении классных часов.
разработка урока Песни военных лет.doc
Методическая разработка урока литературы в 8 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Манычская средняя общеобразовательная школа»  Казначеева Наталья Алексеевна Тема: «Песни военных лет». Цели и задачи урока: 1.Познакомить учащихся с историей создания песен о войне. 2. Воспитывать  уважительное отношение к историческому прошлому своей страны,  чувства патриотизма. Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальные выступления (с заранее  подготовленными) докладами. Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.  Ход урока 1. Слово учителя: Каждую весну многие люди живут в преддверии самого главного  праздника – праздника Победы. Высокой  ценой досталась она  советскому народу. Не  было семьи, которую не затронула бы война. С судьбами людей тесно переплетались  судьбы песен. Сегодня мы поговорим о некоторых военных песнях, их судьбах. С  первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня  всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения  фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и  близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…  Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней  войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее  окончания. Она помогала народу выстоять и победить. Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня,  потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они, и сегодня в строю. Сколько их...  прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с  собственной жизнью и историей.   Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь  оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война – история. Славной победе  нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем наш урок.  2. Индивидуальные сообщения учащихся, прослушивание аудиозаписей песен  войны. 2.1.Звучит песня «Священная война». Учитель: ­ Какие  чувства  охватывают   вас, когда  вы  слышали эту песню? Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину.  Война против захватчиков оправдана.) Сообщение  учащегося  о памятнике песне «Священная война».    Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи  В.Лебедева­ Кумача  «Священная   война».Стихи   этой   песни   выражают   всю   гамму   чувств   людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду. 24 июня 1941   года   газеты   «Известия»   и   «Красная   звезда»   опубликовали   стихотворение   В.   И. Лебедева­Кумача,   начинавшееся   словами:   «Вставай,   страна   огромная,   вставай   на смертный   бой...»   Стихотворение   в   газете   прочитал   руководитель   Краснознаменного ансамбля   песни   и   пляски   Красной   Армии   А.   В.   Александров,   позднее     писал: «ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ ВЕРОЛОМНОГО ВРАГА НА НАШУ РОДИНУ ВЫЗВАЛО У     МЕНЯ,   КАК   И   У   ВСЕХ   СОВЕТСКИХ   ЛЮДЕЙ,   ЧУВСТВО   ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА… С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ ПРИНЯЛСЯ СО СВЯТЫМ ИСКРЕННИМ ЧУВСТВОМ ЗА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЛАДЕЮ – ПЕСНИ…».     Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:    – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером ­ премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения   гимна.   На   суровых   лицах   видны   слезы,   и   это   волнение   передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».  2.2.Звучит песня «Темная ночь». Сообщение  учащегося  о  песне «Темная ночь». В 1942 году в Ташкенте, куда эвакуировалась Киевская киностудия шли съемки  киноленты «Два бойца». Музыку к фильму писал известный композитор Никита  Богословский. Идея написания «Темной ночи» пришла режиссеру картины Леониду  Лукову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне  Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без  песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее  настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию  «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и  безоговорочно принял музыку ­ видимо, она полностью совпала с его видением будущей  сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал  стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных  съемок, где­то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали  фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму».  После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся страна. Её пели на  передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта. Учитель    : Интересный факт: в далекие 40­е весь первый тираж пластинки с только что написанной   песней   "Темная   ночь"   был   забракован:   отдел   технического   контроля обнаружил  в фонограмме незапланированный  шорох. Оказалось, что одна из  работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу. Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю. Особое   место   в   поэзии   военных   лет   принадлежит  Михаилу   Васильевичу Исаковскому.  Его   безымянная   слава   несравненно   больше   его   известности.   Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».  2.3.Сообщение  учащегося  «М. В. Исаковский» Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, деревня  Глотовка. Где7 января 1900 года родился поэт. Там прошли его детство и юность, там  еще за школьной партой он начал писать стихи. Родители Исаковского были бедняками  из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был  предпоследним ребенком. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты  отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать  самостоятельно.  Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с  просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые  "литературные произведения" десятилетнего мальчика. Уже в школе у Михаила стала  обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи.  Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. В 1921—1931 годах работал в  смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву. Стихи и песни Исаковского в годы  Великой Отечественной войны передавали чувства испепеляющей ненависти людей к  врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому  тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на  него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.      Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина Смоленщина. В  Глотовке был сожжен врагами его отчий дом. Михаил Васильевич пишет не только  стихи, но и прозу.  Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Звучит  песня  «Катюша» Учитель:  Стихотворение   «Катюша»   было   написано   в   1938   году.   Конец   30­х   годов. Сгущаются   тучи   над   нашими   западными   границами.   Становится   ясно,   что,   защищая родную землю, вот­вот примет на себя удар воин­пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? Да, вероятно, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета. 2.4.Сообщение учащегося  «История создания песни «Катюша». Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили   в   редакцию   одного   журнала.   Известный   литератор   Василий   Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего   первого   номера.   «И   вообще,   мне   кажется,   что   вы   должны   работать вместе!» ­ заявил Василий Александрович. Когда Исаковский прочитал Блантеру: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой… Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой…, сразу родилась мелодия, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор решили, что речь в песне пойдёт о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему. Договорились и уехали отдыхать – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. А песня очень была нужна для программы джаз­оркестра, поэтому Блантер приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал ему большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Из них и выбрали строчки, ставшие «Катюшей». Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех,   первой   её   исполнительницей   была   молодая   певица   Валентина   Батищева.   Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли  советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше­партизанке, Катюше­бойце, Катюше­медицинской сестре. Учитель: В сорок пятом году Исаковский написал свое самое пронзительное  стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали  десятки, а может, и сотни тысяч солдат. 2.5.Ученик читает стихотворение «Враги сожгли родную хату…» Учитель:  Почему стихотворение можно назвать повестью? (Ответ: В нем есть сюжет. Это стихотворение о солдате­победителе,  вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина­победителя огромно. Стихотворение было положено на музыку   М.Блантером.   С   душевным   напряжением   пели   исполнители   эту   песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей. У этой песни не простая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз   по   радио,   затем   не   исполнялась   около…   пятнадцати   лет.   В   песне   описывается ситуация возвращения солдата с войны домой. Но дом сожжён, и жена погибла. 2.6.Звучит песня «Растет в Волгограде березка» Сообщение учащегося  «История песни «Растет в Волгограде березка». Песня была   написана в память  о погибших солдатах на полях сражений  в годы Великой Отечественной войны  композитором Григорием Пономаренко. А родилась она именно в Волгограде, на Мамаевом кургане, за который велись ожесточенные бои.           Отгремела война, залечила земля свои раны, но не стихала боль утрат в сердцах вдов,  матерей,  жен,  сыновей   и  дочерей.   И  решили   они   посадить   парк  на  Мамаевом кургане. Сажали деревца и прикрепляли к ним дощечки с именами погибших. Особенно трудно приживались  березки  на этой выжженной снарядами земле.                                     Ее привезли издалека                                   В края, где шумят ковыли.                                    Как трудно она привыкала                                    К огню волгоградской земли.                                    Как долго она тосковала                                    О светлых лесах на Руси.                                    Лежат под березкой ребята,                                    Ты лучше у них расспроси. И сколько было радости у волгоградцев, когда несколько березок  выжило. С какой  любовью  они ухаживали за ними, поливали  знойным летом. И каждой весной   склоняют они в молчаливой грусти  свои  зеленые  ветки  над солдатскими могилами.               Приехав в Волгоград, композитор несколько раз посещал это священное место,  так как у него возникла мысль создать песню­реквием героям Сталинградской битвы. Однажды он пришел  на курган  очень рано, чтобы побыть наедине и  прочувствовать те грозные бои,  которые здесь гремели. Но уже издали он увидел какую­ то женщину. Подошел поближе. Старушка в черном платке сидела  под  березой  возле  солдатской могилы.   С  ветвей  березки   скатывались капли росы и, сливаясь с горючей  материнской слезой, спадали на поросший травой холмик. Позже Григорию Федоровичу  рассказали, что у этой старушки погибли на фронте сыновья. Она не знала, где их  могилы и поэтому ходила на курган и  в стужу,  и в зной. Под впечатлением увиденного  и услышанного  и родилась песня «Растет в Волгограде березка» на стихи местной  поэтессы  Маргариты Агашиной. Но жизнь песне дает певец. Еще вначале работы над  ней Григорий Пономаренко знал, что доверит ее исполнение  Людмиле Зыкиной. Ведь  в  годы войны 12­летней девчонкой   она стала за токарный станок  на заводе, а после   смены помогала матери, которая работала санитаркой в госпитале, ухаживать за  больными. Чтобы хоть как­то приглушить их боль, она пела им   народные песни,  услышанные от своей бабушки. И он не ошибся. Именно Людмила Зыкина сумела  передать все те чувства, заложенные композитором в песню, донести их слушателю.            Вскоре песня облетела всю страну, а затем перешагнула границы Родины и  зазвучала  на подмостках  многих странах мира.  Огромное количество писем  получили  ее авторы, но  в адрес  певицы  их пришло   больше всего. Одно из них особенно дорого  ей: старенькая учительница из­под Киева, единственный сын которой погиб под  Сталинградом, попросила Людмилу Георгиевну: “Можно, чтобы и мой сынок лежал под  Вашей березкой”?  Читала артистка  эти строки и плакала.             Где только не слышали – и на Родине, и за рубежом, как выводит она своим  необыкновенно ласковым, звучным голосом слова берущей за душу песни:                      Ты тоже  родился в России,                      В березовом милом краю.                      Теперь, где ни встретишь березку,                      Ты вспомни березку мою.                      Ее молчаливые плечи,                      Ее молчаливую грусть… И с каким накалом произносит она последние строки песни:                      Растет в Волгограде березка,                      Попробуй  ее позабудь. Она призывает нас, живых, не забывать о  тех, кто не вернулся с полей сражений и благодаря которым  мы  видим  небо голубое и  траву у дома.  Прошли годы,  не один  десяток лет прибавилось этой  песне,  но звучит она и сегодня, волнуя наши сердца.  Учитель: Но Победа – это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотритесь в лица тех, кто уходил на войну (фотографии). Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам  умудренные,  с  ясным  взглядом.  Героическое  поколение   победителей.   Каждый день, задумайтесь, день поминовения – 1418 дней. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали за свободу и независимость нашей Родины. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Эта песня впервые прозвучала на праздновании 30­летия Победы. Ветераны   считают   эту   песню   своей   фронтовой.   Эта   самая   высокая   оценка   работы авторов песни. Учащиеся исполняют песню “День Победы”.  Учитель. Все   дальше   уходит   от   нас   Великая   Отечественная   война.   Уходит   и поколение,   которое   помнит   эту   войну.   Но   не   уходит   память   о   подвиге   народа.   Она остается в книгах, фотографиях, фильмах,  в рассказах прадедов. Но песни хранят не только память – они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им помогали побеждать,   поэтому   песни   –   это   тоже   ветераны   Великой   Отечественной   войны.  3.Итог урока.

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)

Методическая разработка урока литературы на тему "Песни военных лет" (8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2018