Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
08.07.2018
Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"
Данная разработка урока литературы предназначена для преподавателя. Цели урока: раскрыть своеобразие характера Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить читательский интерес к изучению творчества великого писателя земли русской; привлечь внимание к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношения к положительному опыту семейной жизни Толстого.
Л.Н. Толстой.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Вышневолоцкий медицинский колледж» Методическая разработка урока по литературе для преподавателя Тема: «Толстой – это целый мир» (Творческий путь Л.Н. Толстого) Выполнил: преподаватель русского языка и литературы  Ефимова Ирина Валентиновна г. Вышний Волочёк 2018 г. Тема: «Творческий путь Л. Н. Толстого» Цели урока: Методическая: Формирование творческого мышления, методика проведение  тестового контроля. Развивающая: Научить правильно формулировать свои мысли, говорить  правильным литературным языком. Обучающая: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством великого  русского писателя Л.Н. Толстого.  Воспитывающая: На примере жизни Л.Н. Толстого, его Кодекса здоровья,  продемонстрировать актуальность проблем XIX века. Оборудование: репродукция портрета Л.Н. Толстого, презентация «Жизнь и  творчество Л.Н. Толстого», выставка книг «Художественный мир Л.Н.  Толстого». Записи на доске: Тем урока, эпиграф, репродукция портрета  Л. Н. Толстого. Эпиграф:                                                                                                                                     «Толстой – это целый мир»          М. Горький Ход урока. Организационный момент: Проверка явки обучающихся, сообщение о  ходе урока, его целях. Слово преподавателя.    Каким же образом мы прикоснемся сегодня к  жизни и творчеству великого Человека и Великого писателя? Жизнь каждого человека можно разделить на периоды, выделив при  этом наиболее важные и яркие моменты биографии. Сегодня мы (я и мои помощники, заранее предупрежденные и  готовящие материал самостоятельно) попытаемся рассказать всем  присутствующим о наиболее интересных моментах жизни и творчества  великого старца. Ваша задача – внимательно выслушать каждого, поскольку  от этого во многом будет зависеть результат урока. После нашего рассказа  вам будут предложены вопросы тестового характера (ответы на вопросы обязательно прозвучат в рассказах ребят, их только нужно услышать). Обратите ваше внимание на портрет Льва Николаевича Толстого. Это  первый портрет писателя, выполненный с натуры в Ясной Поляне в 1873 году  художником Иваном Николаевичем Крамским. Он был сделан по заказу  основателя Московской художественной галереи Павла Михайловича  Третьякова.  Крамской изобразил Толстого в пору расцвета его физических и  творческих сил. Лев Николаевич, общаясь с Крамским во время сеансов,  поразил и покорил художника. В письме к Илье Ефимовичу Репину Крамской  писал об этих встречах: «…граф Толстой, которого я писал, ­ интересный  человек, даже удивительный…На гения смахивает.» Прозорливому  художнику удалось заглянуть в глубь натуры, и он создал непревзойденный по силе и выразительности портрет. Имя Льва Николаевича Толстого стало легендой ещё при жизни.  Великий писатель ­ реалист, сверстник Федора Михайловича Достоевского,  Николая Гавриловича Чернышевского, Александра Николаевича  Островского, он оказался современником Антона Павловича Чехова, Владимира Галактионовича Короленко, Максима Горького, продолжая  создавать в совершенно новых для себя общественных условиях всё новые  выдающиеся произведения. Ни один из самых крупных мастеров литературы того времени – и  русских и зарубежных – не приобрёл такой известности и славы и такого  влияния как Л. Н. Толстой.  Множество людей, говорящих на разных языках и живших в самых  далёких странах, знали короткий адрес: «Россия. Толстому».  Итак. Слово обучающемуся (демонстрация слайдов) Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому  стилю) 1828 года в имении Ясная Поляна, близ Тулы. В Ясной Поляне  писатель провёл большую часть своей жизни, здесь он писал «Войну и мир»,  «Анну Каренину», «Воскресение»… Он писал: «Без своей Ясной Поляны я  трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней». По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым  дворянским фамилиям Толстых (со стороны отца) и Волконских (со стороны  матери), давших ряд государственных и военных деятелей, известных в  истории России. В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.  Дети рано осиротели: мать – Мария Николаевна умерла в 1830 году (когда  Лёвушке было 18 месяцев от роду), отец – Николай Ильич умер в 1837­м. Тем не менее Л.Н.Толстой писал: «Раннее детство – тот период, в  котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все  хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любя».  После смерти родителей, а потом ещё и бабушки всю заботу об  осиротевших детях взяла на себя Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, дружескую привязанность к которой Толстой сохранил на долгие годы, о ней он говорил, что она была «третье (после отца и матери) и  самое важное лицо в смысле влияния на мою жизнь». Большим событием в жизни мальчика был переезд в Москву в 1837  году. В его ученической тетради этого времени сохранилось сочинение,  названное «Любовь к Родине», где написано: «Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах».  Слово для рассказа предоставляется следующему  обучающемуся.     С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тетушки­опекунши Пелагеи  Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский  университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический  факультет. В эти годы он записывает в дневнике: « Я был бы  несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моёй жизни –  цели общей и полезной». Но вскоре, в 1847 году Толстой оставляет университет (его пытливый  ум не удовлетворяет казенное преподавание) и отправляется в Ясную Поляну. Уезжая, он составляет для себя программу самообразования на два  года. В неё входили занятия математикой, естественными науками,  медициной, историей, географией, сельским хозяйством… И ещё… (в разговор включается ещё один обучающийся) в том же  1847 году 19­летний Толстой разработал для себя правила умственного труда. Кодекс здоровья Л. Н. Толстого. 1. Что нужно непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что; 2. Что исполняешь, исполняй хорошо; 3. Никогда не справляйся в книге, если что­нибудь забыл, а старайся сам  вспомнить; 4. Заставляй постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силой; 5. Читай и думай всегда громко; 6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, сначала дай  почувствовать, а еже ли они не понимают, то извинись и скажи им об этом.  Но и это не всё. Он начал усердно заниматься гимнастикой, записав в  дневнике, что гимнастика «необходима для развития всех способностей».  Толстой любил купаться и хорошо плавал, часто – и зимой и летом –  отправлялся не прогулку верхом (он любил лошадей и знал в них толк).  Отдыхом для Льва Николаевича были поездки на велосипеде, а зимой  любимым развлечением были коньки. Слово преподавателя. Стремясь к самосовершенствованию Толстой  освободился от вредной привычки: перестал курить. Отказался он и от  употребления вина. Давалось ему это нелегко: курить бросал несколько раз.  Когда его спросили: «Вы думаете, что курить во время писания вредно? Чем  же?», ­ ответил категорически: «Ослабляет силу мысли и делает неясным её  выражение». Алкоголь и табак он называл одурманивающими веществами и  подчеркивал, что «освобождение от этого страшного зла будет эпохой в  жизни человечества». Именно Толстым было основано одно из первых в  России обществ трезвости, названное им «Согласие против пьянства». Рассказ продолжают обучающиеся. В 1851 году Толстой с братом  Николаем (к тому времени офицером­артиллеристом) отправился на Кавказ,  чтобы поступить там на военную службу. Но военная служба не могла занять Толстого всёцело и недовольный  собой он записывает в своём Дневнике: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь месяцев я борюсь с  сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность». На Кавказе Толстой сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Именно здесь он написал свою первую повесть ­ «Детство» (показать  книгу с этой повестью), которая под заглавием «История моего детства»  была напечатана в журнале «Современник», которым руководил тогда  Николай Александрович Некрасов, и по желанию автора была подписана  только его инициалами: «Л. Н.» В 1854­1855 годах Толстой участвовал в героической обороне  Севастополя. Он писал: «Надолго оставит в России следы эта эпопея  Севастополя, которой героем был народ русский». Итогом увиденного,  пережитого стали «Севастопольские рассказы». Впервые в русской  литературе писатель избрал своими героями солдат и матросов, сражавшихся  за Родину.  Когда окончилась война Толстой приехал в Петербург. И вскоре вслед  за «Детством» в журнале «Современник»  были напечатаны «Отрочество»,  «Юность», рассказы «Набег», «Рубка леса» (продемонстрировать учащимся книги с выставки).  В начале 60­х годов Лев Николаевич надолго поселился в Ясной  Поляне. Он принял должность мирового посредника, чтобы по  справедливости решать споры между помещиками и крестьянами. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, вслед за тем в  Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26  школ. Лев Николаевич сам обучал ребят грамоте и специально для них в 1870  году создал «Азбуку» и первоначальные книги для чтения. Для этих книг он  написал рассказ «Кавказский пленник» и другие детские рассказы. В 1862  году Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». Вскоре важное событие в жизни Толстого отдалило его от школьных  занятий – в сентябре 1862 года он женится на Софье Андреевне Берс и  молодые уезжают в Ясную поляну, где проживут почти безвыездно 20 лет. Толстой признавался своим друзьям: «Я дожил до 34 лет и не знал,  что можно так любить и быть таким счастливым». Слово преподавателя. «Выбор давно сделан. Литература,  искусство, педагогика и семья» ­ этой записью в Дневнике обозначен новый,  необычайно плодотворный период в жизни писателя.  С 1863 года Толстой работает над новым романом. 7 лет упорного  труда потребовало осуществления его замысла. Завершая работу, уже в  окончательном варианте он озаглавил произведение «Война и мир»  (продемонстрировать книги). В 1873 – 1877 годах Толстой писал роман «Анна Каренина» (рукопись  романа содержит 2500 листов).  Прочитав «Анну Каренину» Иван Сергеевич Тургенев сказал о Толстом «Он теперь первый писатель не только в России, но и во всём мире».   С 1882 года Толстой с семьёй жил по зимам в Москве, так как старшие  сыновья – Серёжа, Илья ­ поступили в университет, а дочь Татьяна – в  Училище живописи, ваяния, зодчества. Дом, купленный Толстым, находился в рабочем районе. На писателя  произвели тяжёлое впечатление противоречия большого капиталистического  города, каким к тому времени стала Москва. Это обострило духовный кризис, приведший Толстого к разрыву с дворянским кругом, к которому он  принадлежал. «Со мной случился переворот, который давно готовился во  мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что  жизнь нашего круга ­ богатых, учёных ­  не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл…» Обо всём, что происходило в его душе и его  сознании, он рассказал в сочинении «Исповедь».  В период с 1889­1899 Толстой работал над романом «Воскресение», в  котором подверг уничтожающей критике все основы эксплуататорского  общества, все виды социального обмана.  На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее  десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений: статьи,  рассказы «После бала», «За что?», повесть «Хаджи Мурат», драму «Живой  труп». На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900­е годы он опять занимался  с крестьянскими ребятишками, как в молодости. Обращение к  своим ученикам Толстой записал на фонограф:                   «Спасибо, ребята,  что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь… А вспомните, когда  меня уж не будет, что старик говорил нам добро…»  В последние годы жизни Толстого барская жизнь в Ясной Поляне  всё  более становится ему в тягость. В маленькой записной книжке, которую  прячет от всех, «Дневнике для одного себя», он записал: «Вид этого царства  господского так мучает меня, что подумаю о том, чтобы убежать,  скрыться». Он мечтает о простой трудовой жизни в деревни, среди крестьян.  Обстановка в Ясной Поляне становится тяжелой. Толстой чувствует  себя одиноким. Слово обучающегося.  Наступила ненастная холодная осень 1910 года  с ранними заморозками и снегом. Ночь с 9­го на 10 ноября (28 октября по  старому стилю) Толстой провёл беспокойно. В пятом часу он разбудил своего  друга, домашнего врача Душана Петровича Маковицкого, и объявил ему, что  принял окончательное решение уехать. Они стали спешно собираться в  дорогу. В своем прощальном письме Софье Андреевне Толстой писал: «Отъезд  мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не могу  поступить иначе». Он взял самые необходимые вещи направился в кучерскую с просьбой,  чтобы кучера запрягали лошадей в экипаж и отвезли его на станцию. Толстой  отправлялся на юг России, где предполагал поселиться у кого­либо из своих  знакомых крестьян. В пути он заболел воспалением лёгких и вынужден был  сойти с поезда на станции Астапово Рязано­Уральской железной дороги. В  доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина, предоставившего  больному писателю приют, несмотря на запрещения и угрозы дорожного  начальства,  Л. Н. Толстой провёл последние 7 дней своей жизни.  Весть об уходе писателя из Ясной Поляны и его болезни на маленькой,  затерянной среди бескрайних русских полей станции облетела весь мир.  Ежедневно газеты печатали сообщения о состоянии здоровья Толстого. А больному становилось всё хуже. И 7 (20) ноября в 6 часов 5 минут  утра Лев Николаевич Толстой скончался. Похоронили Толстого в Ясной  Поляне в лесу Старый Заказ, на месте, которое он заранее указал, на месте  «зелёной палочки», которую искали в детстве и на которой написан секрет  всеобщего счастья для людей.  Слово преподавателя. Итак, рассказ о творчестве и страницах жизни  удивительного писателя, классика нашей литературы Льва Николаевича  Толстого подошёл к концу.  Для закрепления всего ранее сказанного, предлагаю вам ознакомиться с  импровизированным фотоальбомом, в котором запечатлены основные  моменты биографии писателя (обучающиеся рассматривают фотоальбом,  учитель комментирует некоторые фотографии). А теперь настало время поработать нашим обучающимся. Работа с тестовыми вопросами. В чём она заключается?  Каждый  обучающийся получает 10 вопросов (вопросы у всех одинаковые). В каждом  вопросе есть 3 варианта ответов. Выбрав правильный, на ваш взгляд ответ, вы  выделяете порядковый номер (в данном случае букву) и подчеркиваете или  обводите её. На эту работу вам дается 3 минуты, после чего мои помощники  (называю их) собирают ваши работы и помогают мне проверить и подвести  итоги. Критерии оценок                                    10 правильных ответов – «5»                                     8 – 9                                – «4»                                     6 – 7                                ­  «3»    Следующий этап урока работа с тетрадями и доской. Тема урока и эпиграф  записаны в тетрадях в начале урока. Теперь пришло время раздать листы, на  которых зафиксированы краткие биографические сведения о жизни и  творчестве Л. Н. Толстого. Всю информацию обучающиеся записывают в  тетради.    Финальная часть урока.   Домашнее задание проговаривается и записывается на доске.   Подводятся итоги урока («+», «­»), проговариваются результаты теста,  оценивается устная работа обучающихся. Творческий путь Льва Николаевича Толстого 1. Где родился и провёл большую часть своей жизни Л. Н. Толстой?      а) Спасское­Лутовиново      б) Ясная Поляна      в) Москва 2. Сколько детей было в семье Толстых?      а) 5 человек б) 2 человека      в) 7 человек 3. Как называлось первое произведение Толстого?     а) «Война и мир»     б) «Воскресение»     в) « Детство» 4. В каком журнале было напечатано первое произведение?      а) «Современник»      б) «Отечественные записки»      в) «Русский вестник» 5. В каком городе прошли студенческие годы Толстого?     а) Москва     б) Петербург     в) Казань 6. В каком году были написаны «Севастопольские рассказы»?    а) 1854­1855    б) 1830    в) 1869 7. Сколько лет Л.Н.Толстой работал над романам «Война и мир»?     а) 2 года     б) 7 лет     в) 10 лет 8. Как называется книга, написанная Толстым специально для обучения детей  грамоте?     а) Рассказы детям     б) Азбука     в) Букварь 9. Какой педагогический журнал издавал Толстой в 1862 году?     а) «Ясная Поляна»     б) «Время»     в) «Звонок» 10. Каким спортом увлекался Толстой?      а) коньки      б) велосипед       в) верховая езда Л. Н. Толстой Краткие биографические сведения 28 августа (9 сентября) 1828 года – родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в дворянской семье. 1830 – смерть матери 1837, январь – переезд в Москву, июнь  ­ смерть отца; над  несовершеннолетними детьми берут опекунство сестры отца: сначала Т. А.  Ергольская, а после её кончины П. И. Юшкова, жившая в Казани 1841 – переезд в Казань. 1844 – поступление  в Казанский университет на восточный факультет, затем  перевод на юридический факультет. Не закончив, бросает университет. 1851 – отъезд на Кавказ, начало службы в армии. 1852 –  повесть «Детство» 1854­1855 – «Севастопольские рассказы», редактор журнала «Современник» 1859 – открытие школы в Ясной Поляне, для которой в 1870 году будет  создана «Азбука». начало 60­х – общественная деятельность 1862 – женитьба на Софье Андреевне Берс 1863 –  начало работы над романом «Война и мир» 1873­1877 – работа над романом «Анна Каренина» 1882 – переезд в Москву 1889­1899 – работа над романом «Воскресение» 1910, 28 октября – уход из Ясной Поляны 7 ноября 1910 – смерть; похоронен в Ясной Поляне.

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"

Методическая разработка урока литературы на тему: "Толстой — это целый мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018