Методическая разработка урока литературы на тему "Вещее таинство" поэзии В.В. Бородаевского"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок посвящен творчеству курского поэта периода Серебряного века В.В. Бородаевского. В ходе урока студенты получают возможность познакомиться с основными вехами жизненного пути поэта. Творчество Бородаевского рассматривается в общем историко-культурном контексте эпохи Серебряного века. Основное внимание на уроке уделено анализу одного из стихотворений поэта – «Памяти Фета». Концепция предлагаемого урока выстроена на основе анализа поэтического текста методом концептной карты. Основная цель концептного анализа – создание концептной карты, т.е. выделение базовых и вспомогательных концептов и определение связей между ними. В результате проделанной работы читатель должен определить авторскую систему представлений о мире, авторскую концептосферу.
Иконка файла материала Методическая разработка Вещее таинство поэзии Бородаевского.docx
Областное бюджетное профессиональное «Курский электромеханический техникум» образовательное учреждение (ОБПОУ «КЭМТ») ВЕЩЕЕ ТАИНСТВО ПОЭЗИИ В.В. БОРОДАЕВСКОГО Методическая разработка открытого урока по литературе Разработчик: Савчук Ирина Владимировна, преподаватель ОБПОУ «КЭМТ» 2016 г. 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Понятие концептосферы особенно важно тем, что оно помогает понять, почему язык является не просто способом общения, но неким концентратом культуры. Культуры нации и ее воплощения в разных слоях, вплоть до отдельной личности Д.С. Лихачев Предлагаемый урок посвящен творчеству курского поэта периода Серебряного века В.В. Бородаевского. В ходе урока студенты получают возможность познакомиться с основными вехами жизненного пути поэта. Творчество Бородаевского рассматривается в общем историко- культурном контексте эпохи Серебряного века. Основное внимание на уроке уделено анализу одного из стихотворений поэта – «Памяти Фета». Это стихотворение выбрано по нескольким причинам: во-первых, жизненный и творческий путь А.А. Фета также связан с Курским краем; во- вторых, художественная манера Бородаевского в чем-то близка поэтике Фета: в творчестве каждого из поэтов прослеживаются черты импрессионизма; кроме того, стихотворение далеко выходит за рамки памяти-посвящения и перерастает в разговор с читателем на одну из вечных тем в литературе – на тему поэта и поэзии. Стихотворение приоткрывает юному читателю новые грани лирики Фета через восприятие этой лирики В.В. Бородаевским. В то же время стихотворение позволяет познакомиться с творчеством В.В. Бородаевского, приоткрывает дверь в его поэтическую мастерскую, в мир его образов, излюбленных красок и звуков. Концепция предлагаемого урока выстроена на основе анализа поэтического текста методом концептной карты.1 Определение сути этого метода дано его разработчиками И.П. 1Михайлова И.П., Семёнова Л.А. В мире поэзии В.В. Бородаевского: анализ поэтического текста методом концептной карты: учебно-методическое пособие для учителей- словесников, учащихся школ, студентовколледжей, вузов. – Курск: ЮМЭКС, 2013. – 88 с. 2Михайловой и Л.А. Семеновой: «Данный метод направлен на встраивание новых знаний, получаемых при анализе поэтического текста, в существующую концептосферу читателя. Его можно отнести к методам когнитивной визуализации, использующих наши врожденные способности по эффективной обработке визуальных изображений и предназначенных для стимулирования когнитивных процессов в процессе анализа художественного текста, наложением друг на друга концептосфер автора и читателя»2. Любой текст художественного произведения включает в себя различные художественные образы, представления, ассоциации, эмоции, понятия, оценки, иными словами он представляет собой некий набор концептов, наиболее значимых элементов, так называемых «ментальных образований», «сгустков культурной среды в сознании человека»3. Основная сущность концепта не всегда одинакова. Она раскрывается только в определенном культурологическом контексте. Одни и те же концепты в разных ситуациях могут иметь различное толкование. Каждое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации мира, т.е. свой, собственный вариант концептуализации мира. Основная цель концептного анализа – создание концептной карты, т.е. выделение базовых и вспомогательных концептов и определение связей между ними. В результате проделанной работы читатель должен определить авторскую систему представлений о мире, авторскую концептосферу. Очень часто она имеет полное несовпадение с читательской. Особенно уникальна концептная картина мира поэтов. Имен-но она закладывает в читателях систему ценностных ориентаций. В резуль-тате соотнесения особенностей концептосферы автора с собственным восприятием текста и формируется «признание ценностной значимости»4 художественного произведения. поэтического Автором урока в подготовке учебного занятия использовались преимущественно литературоведческие работы 2 Там же. С. 5. 3 Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2005. – Вып. 30. – 260 с. 3курских ученых-филологов И.П. Михайловой, Л.А. Семеновой, М.В. Бабкиной. 4 Михайлова И.П., Семёнова Л.А. В мире поэзии В.В. Бородаевского: анализ поэтического текста методом концептной карты: учебно-методическое пособие для учителей- словесников, учащихся школ, студентовколледжей, вузов. – Курск: ЮМЭКС, 2013. – 88 с. 4ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Тема учебного занятия: Вещее таинство поэзии В.В. Тип урока: урок «открытия» нового знания Вид урока: урок-практикум Место проведения учебный кабинет русского языка и Бородаевского литературы Средства обучения:  технические: мультимедийный проектор и экран, персональный компьютер;  информационно-коммуникационные: компьютерная мультиме-дийная презентация к уроку; видеофрагмент телевизионной передачи «Городские истории. Валериан Бородаевский» телеканала СТС – Курск от 5 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]URL: http: www/youtube. com;  дидактический материал: стихотворение В.В. Бородаевского «Памяти Фета». Цели урока: деятельностная: развитие у обучающихся умения осуществлять концептный анализ поэтического текста путем составления концептной карты художественного произведения (стихотворения), умения выделять в тексте базовые и вспомогательные концепты, тезисы, структурировать их взаимосвязь; умения соотносить особенности концептосферы автора с собственным восприятием поэтического текста; опорные понятия, содержательная: ознакомление обучающихся с основными этапами жизненного пути В.В. Бородаевского; углубление представлений обучающихся о концептном анализе поэтического текста, о концептосфере автора на примере изучения и анализа методом концептной карты стихотворения В.В. Бородаевского «Памяти Фета»; воспитательная: воспитание нравственности, эстетического вкуса и художественного восприятия поэтического слова, развитие культуры речи обучающихся; методическая: применение технологии концептного изучения поэтического текста на уроке литературы для 5развития концептуального мышления обучающихся и их личностной концептосферы. Задачи урока: учебно-практические:  познакомить обучающихся с отдельным фактами биографии В.В. Бородаевского и основными сведениями о его творчестве;  развивать умения и навыки построения концептной карты поэтического текста с целью выявления авторской концептосферы; закреплять умения и навыки выделения основных и вспомогательных концептов стихотворения и определения между ними взаимосвязей;  формировать у обучающихся умение структурировать информацию, полученную в результате прочтения и анализа текста художественного произведения;  развивать стремление приобщаться к мировоззрению автора текста через анализ и интерпретацию имеющейся в тексте информации;  закреплять и совершенствовать навыки пользования  лингвистическими словарями;  обогащать словарный запас, развивать культуру речи  совершенствовать умения и навыки самостоятельной обучающихся; деятельности;  развивать логическое мышление обучающихся, совершенствовать их умения ясно и логично излагать свою точку зрения;  развивать умение грамотно строить речевое высказывание; учебно-познавательные:  развивать познавательную активность обучающихся;  развивать способность самостоятельной к информационно-познавательной деятельности; воспитательные:  формировать бережное отношение к поэтическому слову, а также чувство гордости за поэтическое наследие родного края; 6 содействовать воспитанию положительного отношения к Образовательные технологии: технология концептного знаниям и процессу обучения. изучения поэтического текста Организационные деятельности: фронтальная. формы образовательной Методы обучения и контроля:  вербальные: беседа;  наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;  практические: метод сопоставления и сравнения, метод анализа и структурирования.  методы контроля и самоконтроля: устный контроль, метод концептной карты, самоконтроль. Планируемые результаты: а) предметные:  сформированность представления об основных вехах жизненного пути В.В. Бородаевского;  владение умением учитывать историко-культурный контекст в процессе анализа художественного произведения;  сформированность представления о построении концептной карты поэтического произведения;  сформированность представления о понятиях «концепт», «концептосфера», «авторская концептосфера»; б) метапредметные:  регулятивные:  умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы; умение рационально распределять рабочее время;   умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;  владение навыками познавательной рефлексии;  познавательные:  умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;  умение сопоставлять и анализировать, выделять основное и вспомогательное в работе с информацией;  умение структурировать полученную информацию;  умение анализировать и обобщать информацию; 7 способность к применению метода концептной карты для анализа поэтического произведения;  коммуникативные:  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и в) личностные:  гордость за свой край и его литературное наследие;  готовность и способность к самостоятельной, творческой точностью; деятельности;  осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала. Нормативный документ Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012. Образовательные ресурсы: 1. Александрович Н.В. Концептосфера художественного произведения и средства ее объективации в переводе. На материале романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и его переводов на русский язык [Электронный ресурс]URL: http://lib.rin.ru/book/konceptosfera-hudozhestvennogo-proizvedenija- i sredstva-ee-obektivacii-v-perevode-na-materiale-romana-f-s- ficdzheralda-velikij-getsbi-i-ego-perevodov-narusskijjazyk_ nataljavladimirovnaaleksandrovich/text/ 2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум/ Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин.– М.: ФЛИНТА: Наука, 2004. 3.Бабкина М.В. Импрессионистические средства выразительности в ранней пейзажной лирике В.В. Бородаевского // Авторские миры в художественном тексте XIX- XX веков: материалы международной научной конференции 8(Курск, 28-30 июня 2013 г.) / под ред. Н.З. Коковиной, Г.Л. Ачкасовой, И.П. Михайловой; Курск гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2014. – 316 с. – С. 210-212 4.Бородаевский В.В. Собрание стихотворений. Сост.: Бугров Ю.А., Бородаевский А.Д., Михайлова И.П., Резвый В.А. Послесловие Глуховой Е.В. – М.: Водолей, 2011. «Посох в цвету». 5. Бугров Ю.А. К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского. – Курск, 2006. 6. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие для бакалавров. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 7. Лингвистический анализ художественного текста. URL: Теория и практика http://artip.ru/book/base/ B3571/B3571Part13-55.php; [Электронный ресурс] 8. Михайлова И.П., Семёнова Л.А. В мире поэзии В.В. Бородаевского: анализ поэтического текста методом концептной карты: учебно-методическое пособие для учителей- словесников, учащихся школ, студентов колледжей, вузов. – 1-е изд. – Курск: ЮМЭКС, 2013. – 88 с. 9. Михайлова И.П. Религиозно-философские искания поэта В.В. Бородаевского // Курский край. Науч. -ист. Журнал: № 5 (120) / Курское обл. науч. краевед. общество. –Курск, 2009. 10. Михайлова И.П. «Я землю под ногой жалею и милую» (о творчестве поэта В. Бородаевского) // Курский край. Науч. -ист. Журнал: № 17 - 18 (92 - 93) / Курское обл. науч. краевед. общество. –Курск, 2006. 11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1987. 12. Русские писатели 1800 – 1917: биографический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 13. Чучерова И. Оставил голос поколения // Курская правда, 29 ноября, 2007. 14. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2005. – Вып. 30. – 260 с. 9Основные термины и понятия: концепт, концептный анализ, концептосфера, языковая картина мира. 10Организационная структура учебного занятия Наименования этапов учебного занятия/ регламент (в минутах) 1. Этап мотивации (самоопределен ия) к учебной деятельности (1 мин.) Ключевые учебно- е, учебно- задачи, познавательны практические решаемые на данном этапе Создание деловой атмосферы, пози-тивного настроя на активную работу мысли и познавательную деятельность, пробуждение интереса к уроку Виды деятельност и студента Виды деятельности преподавател я Настраивают ся на продуктивну ю деятельность , проявляют интерес к даль- нейшему раз- говору на уроке Приветствует обучающихся, настраивает их на продуктивную деятельность. Мотивирует про-явление интереса к дальнейшему содержанию урока 11 Средства контроля достижения планируемых результатов/форм ы организации совзаимодействия (интерактивного на данном этапе общения) Введение информации (пролог), настраивающей на изучение творчества одного из поэтов Серебряного века (его имя остается загадкой для студентов) Формируемые УУД Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятель-ности; готовность к саморазвитию. Регулятивные: умение быстро включаться в деловой ритм, настраи-ваться на взаимо-действие с группой и преподавателем. Познавательные: умение воспринимать и осмысливать информацию2. Этап актуали-зации опорных знаний. Целеполагание (8 мин.) Интерактивный диалог, побуждающий к осмыслению ранее приобретенных знаний и подводящий к теме урока и целеполаганию Активация мышления обучающихся, актуализация их знаний по теме «Серебряный век русской поэзии», подведение к формулировани ю темы и целей занятия; Определение темы  урока,  целеполагание Участвуют в игре «Я загадала слово», определяют с помощью созда-ваемой ими логи- ческой цепочки вопросов клю-чевые понятия темы; участвуют в определении темы и целей урока Организует дело-вое общение, инициируя воп- росы обучающихся по изученной теме с целью актуализации опорных знаний, взаимодейству ет с группой во фронтальном режиме; инициирует определение темы урока и целеполагание 12 Коммуникативные: умение слушать, вос-принимать информацию, готовность к активному взаимодействию Личностные: стремление совершенствовать ранее приобретенные знания, развитие способности осознавать себя как личность и в тоже время как часть единого коллектива. Регулятивные: умение ставить цель и прогнозировать результат. Познавательные: умения самостоятельно выделять ключевые понятия изученной темы. Коммуникативные: умениеБеседа, активный подводящий диалог, наблюдение, консуль-тирование 3. Работа над новой темой («открытие» нового знания) (22 мин.) Применение и совершенствова ние навыков построения концептной карты поэтического текста с целью определения концептосферы поэта; закрепление навыков выделения основных и вспомогательны х концептов стихотворения и определения между ними взаимосвязей; развитие и Знакомятся с ви- деофрагмент ом телевизионно й передачи, выде-ляют главную информацию. Выполняют по-строение кон-цептной карты урока. Определяют базовые и вспо- могательные концепты в тексте. Обращаются к толковому сло-варю с При просмотре обучающимися видеофрагмент а акцентирует их внимание на необходимости получения новых для них знаний. Направляет и консультирует обучающихся в случае возник- новения затруд-нений при выпол- нении построения концептной карты поэтического текста 13 высказывать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, строить речевое высказывание развитие в соответствии с граммати-ческими и синтаксичес-кими нормами языка Личностные: ценностно- смысловой и нравственно-эсте- тической ориентации обучающихся. Познавательные: умение работать в коллективе над решением общей познавательной задачи, умений и навыков анализа, сравнения, обобщения, выделения главной и вспомогательной информации, умений устанавливать связи междусовершенствова ние навыков пользования лингвистически ми словарями; развитие умения анализиро-вать, делать выводы; развитие интереса и способности к поиску способов решения поставленной задачи целью определения лексических значений слов. Определяют свя-и между концептами, анализируя информацию, пытаются постичь фило- софский смысл поэтического текста 14 концептами, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, интер-претировать инфор-мацию; умения использовать средства ИКТ; умения строить речевое высказывание. Регулятивные: умение планировать, прогно-зировать, выбирать пути достижения по- ставленной цели. Формирование саморегуляции как способности к моби- лизации сил и энергии, к волевому усилию. Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний (4 мин.) Пытаются самостоятель но (опираясь на полученные знания и выводы), определить философский смысл стихотворени я Организует самостоятельну ю деятельность студентов, направленную на достижение конечного результата построения концептной карты поэтического текста – осмысления глубинного смысла стихотворения Развитие способ-ности к самосто- ятельной инфор- мационно- познава-тельной деятель-ности, создание условий для применения полученных в результате концептного анализа текста знаний при самостоятельно м осмыслении стихотворения, признании его ценностной значимости 15 монологические выска-зывания (создавать собственные тексты), использовать адекват-ные языковые средства обобщающий диалог Личностные: Соотнесение авторского замысла с собственным восприятием поэтичес-кого текста, переосмысление первичного восприятия текста, приобщение к концептосфере поэта Познавательные: способность к самостоятельному осмыслению стихо- творения с опорой на концептную карту; способность понимать ценностнный смысл нового знания и оцениватьвозможности его применения. Регулятивные: оценка имеющихся знаний и их коррекция; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить диалог с преподавателем и студентами Личностные: Осознание значимости творчества поэта, стремление к дальнейшему знакомству с его произведениями. Познавательные: умения обобщать и систематизировать приобретенную на уроке информацию; Беседа, самооценка 5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (4 мин) Обучающиеся находят ассоциации, возникающие у них при упоминании имени поэта Развитие у обуча-ющихся навыков познавательной рефлексии как осознания совер-шаемых ими действий и мыслительных процессов, резуль-татов деятельности, границ своего Организует диало-говое общение, стимулирующе е рефлексивную деятельность обучающихся и оценку ими своей работы. Подводит итоги проделанной работы. 16Оценивает работу обучающихся знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.- 6. Инструктирова- ние о выполнении домашнего задания (3 мин.) Ознакомление с домашним заданием, детализация информации по его выполнению Воспринимаю т и осмысливают домашнее задание, задают вопросы (при необходимос ти) сообщение, инструктирование Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания 17 умение анализировать свою деятельность на уроке. Регулятивные: оценка собственных достижений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: осознание практической и личностной значимости домашнего задания. Познавательные: самостоятельное решение проблем вариативного характера.Регулятивные: планирование, саморегуляция. Коммуникативные: умение формировать и формулировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку взаимосвязанных концептов. Строить речевое высказывание в соответствии с граммати-ческими и синтаксичес-кими нормами языка. 18СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Преподаватель. Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим разговор об одном из ярчайших явлений в нашей литературе – Серебряном веке русской поэзии. В этот период произошел небывалый взлет поэзии, и наша отечественная литература обогатилась замечательными именами мастеров слова, которые в последующем составили славу нашей литературы. В. Брюсов, К. Бальмонт, О. Мандельштам, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский!.. Творчество каждого из поэтов самобытно и уникально, а их судьбы зачастую нелегки и трагичны. Имена некоторых из поэтов Серебряного века, чьим творчеством мы может наслаждаться сейчас, были надолго забыты. Об одном из таких имен мы вспомним сегодня. 2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание Преподаватель. Но сначала давайте вспомним основные течения литературы Серебряного века и некоторых их представителей. Играем в давно знакомую нам игру «Я загадала слово». Условия игры: первый вопрос с вашей стороны в мой адрес – «Это имя поэта или название литературного течения Серебряного века?» После того как ко мне поступят минимум четыре вопроса по загаданному слову, я выслушиваю ваш ответ. Итак, начнем! Я загадала слово. Обучающиеся задают преподавателю вопросы. Приводим ниже описание примерного хода игры. Преподаватель загадала слово «символизм». Примерные вопросы обучающихся: 1) Это поэт или литературное течение Серебряного века? (ответ: течение Серебряного века) 2) Его название переводится с греческого как «цвет», «цветущая сила», «высшая степень»? (ответ: нет) 3) Это течение изначально возникло во Франции? (ответ: да) 194) Для этого течения было свойственно двойственное восприятие действительности, двоемирие? (ответ: да) 5) Одним из ключевых понятий этого течения является 6) Это течение Серебряного века получило название символ? (ответ: да) «символизм»? (ответ: да) Преподаватель загадала имя «Валерий Брюсов». Примерные вопросы обучающихся: 1) Это имя поэта или название литературного течения Серебряного века? (ответ: имя поэта – представителя одного из течений Серебряного века) 2) Это представитель акмеизма? (ответ: нет) 3) Это представитель символизма? (ответ: да) 4) В своем творчестве он соединял основные прозрения символизма и идеи русских классиков? (ответ: да) 5) Он автор однострочного стихотворения «О, закрой свои бледные ноги…»? (ответ: да) 6) Он является лидером и теоретиком символизма»? (ответ: 7) Это поэт Валерий Брюсов? (ответ: да) Преподаватель загадала слово «акмеизм». Примерные вопросы обучающихся: 1) Это имя поэта или название литературного течения Серебряного века? (ответ: название течения Серебряного века) 2) Теоретиками этого течения стали Н. Гумилев и С. да) Городецкий? (ответ: да) культуре»? (ответ: да) (ответ: да) 3) Это течение О. Мандельштам назвал «тоской по мировой 4) Представители этого течения создали «Цех поэтов»? 5) Его название переводится с греческого как «цвет», «цветущая сила», «высшая степень»? (ответ: да) 6) Это течение носит название «акмеизм»? (ответ: да) Преподаватель загадала слово «футуризм». Примерные вопросы обучающихся: 1) Это имя поэта или название литературного течения Серебряного века? (ответ: название течения Серебряного века) 2) Это течение зародилось в Италии? (ответ: да) 203) Представители этого течения – В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк? (ответ: да) 4) Для названия этого течения было придумано слово «будетляне»? (ответ: да) 5) Представители этого течения тесно контактировали с группировками художников «Бубновый валет» и «Ослиные уши»? (ответ: да) 6) Для данного течения были свойственны эпатаж, словотворчество, хлесткие названия? (ответ: да) 7) Его название в переводе с латинского означает «будущее»? (ответ: да) 8) Это течение носит название «футуризм»? (ответ: да) Преподаватель загадала имя «Н. Гумилев». Примерные вопросы обучающихся: 1) Это имя поэта или название литературного течения Серебряного века? (ответ: имя поэта Серебряного века) 2) Это представитель футуризма? (ответ: нет) 3) Это представитель акмеизма? (ответ: да) 4) Он является одним из теоретиков акмеизма? (ответ: да) 5) Он испытывал страсть к путешествиям? (ответ: да) 6) Он ввел в поэзию африканские и восточные мотивы? 7) Он был мужем известного поэта А.А. Ахматовой? (ответ: (ответ: да) да) 8) Это поэт Н.С. Гумилев? (ответ: да) Преподаватель загадала имя «В. Маяковский». Примерные вопросы обучающихся: 1) Это имя поэта или название литературного течения Серебряного века? (ответ: имя поэта Серебряного века) 2) Это представитель футуризма? (ответ: да) 3) Он принимал участие в составлении манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу»? (ответ: да) 4) Он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества? 5) На литературных вечерах он выступал в желтой кофте? (ответ: да) (ответ: да) 6) Он автор поэмы «Облако в штанах»? (ответ: да) 7) Это поэт В.В. Маяковский? (ответ: да) Преподаватель загадала имя «В.В. Бородаевский». Примерные вопросы обучающихся: 211) Это имя поэта или название литературного течения Серебряного века? (ответ: имя поэта Серебряного века) 2) Это представитель футуризма? (ответ: нет) 3) Это представитель символизма? (ответ: да) 4) Для его лирики характерна музыкальность (ответ: да) 5) Для его поэзии свойственно двоемирие? (ответ: да) 6) Он автор цикла «Стихи о Прекрасной Даме»? (ответ: нет) 7) Это К. Бальмонт? (ответ: нет) 8) Это А. Белый? (ответ: нет) 9) Это Вяч. Иванов (ответ: нет) Преподаватель. Я вижу замешательство на ваших лицах. Вы не смогли назвать имя поэта. Речь идет о поэте Серебряного века, нашем земляке В.В. Бородаевском. Слышали ли вы о нем? Дело в том, что, к сожалению, имя В.В. Бородаевского, чье творческое наследие в свое время являлось достойным украшением той эпохи, на долгие годы оказалось несправедливо забытым. Но, к счастью, в настоящее время вновь появился интерес к его личности и его творческому наследию. Все это благодаря кропотливой исследовательской работе ученых, филологов, любителей русской словесности. И нам приятно, что сегодня на уроке у нас присутствует Ирина Петровна Михайлова, кандидат филологических наук, которая занимается изучением творчества В.В. Бородаевского. Пожалуйста, определите тему сегодняшнего урока, т.е. то, о чем мы будем говорить. Предполагаемые ответы обучающихся:  В.В. Бородаевский и его творчество.  Творческое наследие В. Бородаевского. Преподаватель. Вы правильно определили тему занятия. Поскольку мы будем говорить о творчестве поэта, о его стихах, я предлагаю обозначить тему как «Вещее таинство поэзии В.В. Бородаевского». Тема урока отображается на слайде в электронной презентации. Преподаватель. Чем же мы, исходя из обозначенной темы, должны заниматься на уроке? Каковы цели нашего урока? 22Обучающиеся. Познакомиться с биографией В.В. Бородаевского, познакомиться с его творчеством, прочитать его стихотворения, проанализировать их. Преподаватель. Совершенно верно. А теперь сравним цели, озвученные вами, с целями, которые обозначила для себя я, готовясь к данному уроку. Цели урока отображаются на экране презентации, преподаватель предлагает сравнить эти цели с целями, сформулированными самими обучающимися. 3. Работа над новой темой («открытие» нового знания) Преподаватель. Жизненный и творческий путь поэта В.В. Бородаевского, как, впрочем, многих известных поэтов Серебряного века, Предлагаю познакомиться с краткой справкой об основных вехах жизни и творчества поэта, посмотрев видеофрагмент телевизионной передачи «Городские истории» телеканала СТС – Курск от 5 декабря 2014г. Её выпуск был посвящен В.В. Бородаевскому. сложен и трагичен. Обучающиеся смотрят видеофрагмент передачи. Преподаватель. Итак, что интересного узнали вы о поэте В.В. Боро-даевском? Какую информацию о его жизни и творческом пути вы получили? Обучающиеся (предполагаемые ответы).  В. Бородаевский – наш земляк, уроженец Тимского  Его творчество относится к поэзии символизма, уезда. младосимволизма.  С известными поэтами того времени он познакомился благодаря знаменитым средам на «Башне».  Близким другом Бородаевского был Вяч. Иванов, известный поэт-символист.  Своими учителями В.В. Бородаевский считал Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева.  По образованию Бородаевский – горный инженер.  Бородаевский был членом Курского союза поэтов. Преподаватель. Да, В.В. Бородаевский наш земляк. Думаю, вас ещё заинтересует и тот факт, что поэт в свое время закончил Курское реальное училище, которое располагалось в стенах одного из корпусов нашего учебного заведения, 23расположенного на улице Серафима Саровского. Тем ценнее и ближе стало для нас его имя. За ограниченное время одного урока мы не сможем познакомиться со всем наследием творчества Бородаевского, я предлагаю остановиться на анализе всего лишь одного его стихотворения, но стихотворения значимого, философского, в котором отразилось в какой-то степени мировоззрение поэта. Это стихотворение «Памяти Фета», входящее в цикл «Интимные лики» и посвященное 14-летию кончины другого нашего земляка – поэта А.А. Фета. Послушайте стихотворение. Преподаватель читает стихотворение. Гр. Алексею Н. Толстому ПАМЯТИ ФЕТА У парка дремного, где на заре весенней Рокочут горлицы среди зеленых теней; Где в ризе золота, воздушный иерей, Взывает иволга под куполом ветвей, – Просторный, белый дом, уютный и прохладный, Обвитый дикою лозою виноградной, Как бы расцвеченный лирической мечтой, Лелеял бережно твой вдумчивый покой. Белели яблони в расчерченных куртинах, И ранний первоцвет ждал песен соловьиных, И ждали соловьи, когда ты выйдешь к ним, Старик болезненный, но с пламенем живым Неутолимых глаз, влачащий слабо ноги, И станешь, охватив колонну, на пороге... Лениво громоздясь, воздушных облак рой В лазурной высоте проходит над тобой; Сонливый ветерок, дохнув, на кольцах ржавых Натянет полотно – и опадет на травах; И белая твоя взовьется борода От вздоха жаркого, забывшего года... Ты в светлой комнате... Твой профиль хищной птицы Заостренную тень на белые страницы 24Бросал, а зайчиков лучистая игра, Лаская череп твой, скользила у пера; Меж тем, как радуга из песен восставала И вещим таинством два мира сопрягала. Преподаватель. Мы будем производить анализ стихотворения известным нам методом – методом концептных карт. Я просила вас дома поработать с нашим понятийным словарем и вспомнить, что мы называем концептом? Обучающиеся (предполагаемые ответы).  Это основные понятия в нашем сознании, сгустки сознания.  Их содержание может разниться в зависимости от жизненного опыта, культурного уровня его носителя.  Концепты – это наши ментальные образования, сформировавшиеся под воздействием наших культурных ценностей, жизненных ориентиров. Преподаватель. Итак, приступим к анализу стихотворения. На протяжении урока обучающиеся определяют базовые и вспомогательные концепты, рисуют концептную схему стихотворения на листах. Преподаватель. Выделим в тексте базовый, или основной, концепт (Фет).Какие ассоциации возникают у вас при упоминании этого имени? Обучающиеся. Поэт, наш земляк, лирик, сложность характера, безглагольность, природа, заря, импрессионизм, философичность лирики. Преподаватель. Это ваши ассоциации, ваша оценка, ваши знания. Мы знаем, что очень часто наше мировоззрение не совпадает с авторским. Наша совокупность образов, представлений, ассоциаций, понятий или, иными словами, наша концептосфера не совпадает с концептосферой поэта. Наша задача – составить концептную карту данного стихотворения и выявить, насколько это возможно, концептуальную картину мира автора текста, т.е. Бородаевского. Мы постараемся «наложить» друг на друга нашу и авторскую концептосферы для более глубокого понимания содержания стихотворения, его смысла и сравнить авторскую точку зрения с нашим пониманием. 25 Определяем вспомогательные концепты. Кем предстает Фет в сознании Бородаевского? (Болезненным стариком).  Выделим концепты, связанные с чертами внешнего облика Фета (неутолимые глаза, влачащий ноги, белая борода, профиль хищной птицы, череп). концепты, характеризующие черты внутреннего состояния Фета. (Жаркий вздох, вдумчивый покой.) вспомогательные  Определим  Назовем вспомогательные концепты, связанные с вещным миром поэта. (Белые страницы, перо). Остановимся пока на данном этапе составления Проанализируем стихотворения. концептной промежуточный результат. карты  Как вы считаете, почему Фет для Бородаевского в первую очередь «старик болезненный»? Какие ассоциации вызывает у вас слово «старик»? (Мудрость, жизненный опыт).  Что является подтверждением физической немощи старика? (Влачащиеся ноги.)  А почему, с какой целью Бородаевский к слову «старик» добавляет эпитет «болезненный»? (Вероятнее всего, обучающиеся не смогут сразу ответить на этот вопрос; преподаватель предлагает вернуться к этому вопросу позже).  Что в тексте выступает антитезой к понятию «болезненный»? (Неутолимые глаза, жаркий вздох, вдумчивый покой).  Каково значение слова «неутолимый»? (Не может утолить, смягчить). познания).  Как это характеризует Фета? (Испытывает жажду жизни,  Продолжаем построение карты стихотворения. Назовите еще один важный вспомогательный концепт текста. (Дремный парк).  Какие концепты связаны с ним? (Обучающиеся называют: рокот горлиц, иволга, воздушный иерей, белели яблони, соловьиные песни, белый дом, светлая комната). концептной В результате построения концептной карты стихотворения «Памяти Фета» на листах обучающихся появляется следующая схема (рис. 1): 26концептной карты стихотворения В.В. Бородаевского «Памяти Фета» Рис. 1. Слайд с изображением Представьте себе Преподаватель. картину, иллюстрирующую концепты, связанные с концептом «дремный парк» и связями между ними. Что вам это напоминает? (Картину райского парка, некоего Эдема на земле.)  Этому способствуют элементы христианской символики в тексте. Найдите их. (Риза золота, воздушный иерей, купол ветвей.)  Находите ли вы контраст между правой и левой частями нашей схемы? Чем вы можете это обосновать и объяснить? Для этого необходимо вспомнить о тяготении поэтов-символистов к двоемирию, об их двойственном восприятии действительности. (Концептосфера, связанная с болезненным стариком, олицетворяет наш, земной мир, полный несовершенства и трагизма, вместе с тем, как концепт «дремный парк», символизирует мир иной, яркий, совершенный, идеальный).  Почему же Бородаевский добавил эпитет «болезненный» к слову «стариком»? (Еще раз подчеркнуть бренность земного мира, его несовершенство. Здесь нас окружают болезни, 27утраты, недуги, трагедии, а идеальный мир дарит нам совершенство, красоту, гармонию и вечное благо).  Мы замечаем в тексте использование цветописи. Какой цвет чаще всего упоминает поэт? (Белый).  Докажите. (Белый дом, белые страницы, белая борода, белели яблони. Сюда же относятся слова, несущие сходную цветовую нагрузку: светлая комната, воздушных облак рой).  Что в вашем понятии несет с собой белый цвет? (чистоту, непорочность, невинность).  Мы говорили, что символисты особое значение придавали цвету. Вспомним творчество А. Белого и его определение белого цвета. (Белый цвет в результате преломления через призму распадается на весь цветовой спектр, на 7 цветов радуги.)  Обратимся к сюжету стихотворения. (В парке, где на весенней заре слышен рокот горлиц, пение соловьев и виден полет иволги, находится белый дом. В нем живет болезненный старик, слабо влачащий ноги, но испытывающий жажду жизни. Он входит в светлую комнату, берет перо, склоняется над белыми страницами).  Что происходит в этот момент? (Из-под его пера появляется радуга, которая сопрягает два мира).  Как вы объясните появление радуги в конце стихотворения? (Поэт преобразовывает земной мир).  Найдите в словаре толкование слов «таинство» и «сопрягать». (Таинство – обряд, который дарит благодать; сопрягать – взаимно связывать).  Как это помогло вам для объяснения возникновения радуги в финале стихотворения? (Настоящее творчество – это единственный способ изменить земной мир, приблизить его к миру Божественному. Творчество Фета Бородаевский рассматривает как это приближение) 4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний Преподаватель. Мы произвели концептный анализ стихотворения. Изменилось ли ваше восприятие стихотворения по сравнению с его первоначальной трактовкой? 28Предполагаемый ответ обучающихся. Анализ стихотворения методом концептной карты помог глубже понять смысл стихотворения, испытать иные ощущения Преподаватель. Насколько глубже вы поняли смысл что данное стихотворения? Можем ли мы сказать, стихотворение только о Фете? Почему? Предполагаемый ответ обучающихся. Стихотворение посвящено теме поэта и поэзии, оно говорит о предназначении настоящего поэта. Миссия поэта – преображать земной мир, стараться делать его идеальным, приближать хоть на немного к Божественному. В этом его высшее назначение. 5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня говорили о творчестве нашего земляка, поэте Серебряного века В.В. Бородаевском. В одном из своих стихотворений он обозначил высшую задачу поэта – своим творчеством приближать наш земной мир к Божественному. Сегодня большой православный праздник – Великий (Чистый) четверг. В этот день принято наводить порядок в доме, печь куличи и красить пасхальные яйца. Мы тоже своими поступками и помыслами накануне праздника – Вокресения Христова – стараемся как-то стать лучше, чище, возвыситься духом. Бородаевский призывал белый цвет расцвечивать всеми цветами радуги. Мы сегодня говорили, пусть и немного, о его жизни и обращались к его поэтическим строкам. Давайте обобщим все сказанное на уроке. Мы тоже создадим из белого цвета радугу, называя при этом на начальную букву названия каждого цвета радуги ассоциации, связанные с поэтом В.В. Бородаевским. На слайде презентации поочередно появляются цвета радуги (рис. 2), обучающиеся называю возникшие ассоциации. 29Рис. 2. Слайд с изображением цветов радуги К – Курск, Курское реальное училище, красота. О – оригинальность, одухотворенность. Ж – житейские невзгоды, живопись словом. З - загадочность. Г – глубина творчества. С – символизм, серебряный век, самобытность. Ф – философичность. Преподаватель. И все это – Бородаевский! Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки. 6. Инструктирование о выполнении домашнего задания Преподаватель. Я очень надеюсь, что наше знакомство с Бородаевским не ограничится прочтением одного стихотворения «Памяти Фета». Дома вы еще раз соприкоснетесь с таинственным, неповторимым миром его лирики. На столах перед вами тексты трех стихотворений поэта. Прочтите их дома, подумайте, о чем эти стихи, прочувствуйте их. К любому 30понравившемуся стихотворению вам необходимо составить концептную карту и устно произвести анализ выбранного вами стихотворения. Кроме того, одно из стихотворений (по вашему выбору) нужно выучить наизусть. 31

Посмотрите также