Методическая разработка урока литературы по теме "Александр Грин и его феерия "Алые паруса"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературы по теме "Александр Грин и его феерия "Алые паруса"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
24.03.2017
Методическая разработка урока литературы по теме "Александр Грин и его феерия "Алые паруса"
В методической разработке содержится материал, рассказывающий о жизни и творчестве Александра Степановича Грина (Гриневского), писателя необычной судьбы, и его феерии "Алые паруса". Произведение, написанное в трагические для России годы, проникнуто верой в человека и победу добра в человеке. "Алые паруса" - это мечта, претворённая в жизнь, и жизнь, полная чудес.
Система уроков в 7 классе по творчеству А.С.Грина.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Система уроков в 7 классе

по творчеству

Александра Грина

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

                          

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №1

                            Александр Степанович Гриневский

                                                (1880-1932 г.)

 

Слайд 3

 

Тема урока: «Рыцарь мечты» и его феерия «Алые паруса».

 

Слайд 4

 

Цель: 

          познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления.

 

Задачи:

                 1.изучить жизненные источники произведения, особенности композиции;

                 2. проанализировать главу 1 «Предсказание»;

                 3.учить анализировать роль изобразительно-выразительных средств для раскрытия идеи произведения;

                 4. развивать логику, мышление, умения делать выводы.

                      

 Оборудование урока:

- портрет писателя, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина

- на доске – список  известных книг «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Блистающий мир»

-проектор

-экран

 

Иллюстрированный материал:

-компьютерная презентация по творчеству А.С.Грина.

 

Слайд 5

 

     Эпиграф:

                                                               Кто хочет понять поэта,

                                                               Тот должен отправиться

                                                               В страну поэта.

                                                                                                       В.Гете.

                                            Ход урока.

 

Методы урока:

 

·        рассказ учителя и учащихся;

·         аналитическая беседа;

·        эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит «открытие» нового знания)

·         художественное чтение;

·         комплексный анализ текста

 

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

 

I Организационный момент.

1.     Приветствие.

2.     Проверка готовности учащихся к уроку.

 

II А.С.Грин (Гриневский). О писателе.

 

   1 Вступительное слово учителя.

   Сегодняшний урок мы посвящаем замечательному русскому писателю А. Грину и его повести-феерии «Алые паруса».

     Прежде чем говорить о произведении, давайте познакомимся с личностью писателя, с его нелегкой, но полной романтики жизнью.

     Ребята, наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения В.Некипелова «Памяти Грина».

 

Слайд 6

 

    Ученик читает стихотворение.  Звучит мелодия из квартета Бородина «Ноктюрн»

 

     Мне встречи с ним судьба не подарила,

     И лишь недавно поздние цветы

     Я положил на узкую могилу

     Прославленного рыцаря Мечты.

 

     Но с детских лет, с тех пор, когда впервые

     Я в мир чудес, им созданный, проник,

     Идут со мною рядом, как живые,

     Веселые герои его книг.

 

     Они живут в равнинах Зурбагана,

     Где молодая щедрая земля

     Распахнута ветрам и ураганам,

     Как палуба большого корабля..

 

     Где жизнь кипит во всем своем расцвете…

     Они живут вольны, как альбатросы,

     Невинны и бесхитростны, как дети, -

     Поэты, птицеловы и матросы.

 

     …Пускай тот мир, нездешний и старинный,

     От нашей современности далек;

     Читаешь удивительного Грина –

     И  душу греет теплый огонек.

 

     А он идет, веселый, добрый спутник,

     Повсюду с нами в дружеском строю

     И вносит в наши творческие будни

     Романтики певучую струю.

 

Учитель.

 

Слайд 7

 

       Так написал о своем любимом писателе Александре Грине юноша-студент, почитатель его книг, побывав на могиле писателя в Старом Крыму. А знаете ли вы что-нибудь об этом удивительном и загадочном человеке, авторе всем известных книг «Алые паруса», «Бегущая по волнам»», «Золотая цепь», «Блистающий мир»?

        Имя Грина по сей день окружено пестрым венком причудливых и достаточно нелепых легенд. Жизнь его похожа на феерию, на увлекательный приключенческий роман с трагическим концом.

     Это был человек со своим, ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир. Больше всего он любил и ценил в человеке живую душу, в людях – умение до отказа заполнить жизнь мечтами, тревогой.

     Почти сорокалетняя скитальческая жизнь Грина до Октябрьской революции была каторжной в прямом и переносном значении этого слова. Невзгод, которые обрушились на него в молодости, наверное, хватило бы на то, чтобы сделать по-настоящему несчастными добрый десяток людей. Стоит услышать факты его биографии и станешь с трудом верить в том, что та же рука писала заражающие своим жизнелюбием произведения. Ведь жизнь, кажется, сделала все, чтобы очерствить, ожесточить сердце, смять и развеять романтические идеалы, убить веру во все лучшее и светлое.

 

 

                           2.  Рассказ учащегося о жизни и творчестве Александра Степановича Грина.

 

Учитель: биография Александра Грина открывается путем «наведения» внимания школьников на несколько цитат.

Задание: из каждой цитаты школьники выбирают слово, словосочетание, деталь характера, своеобразие облика, которые «зацепили» воображение, выделились из ряда.

 

Слайд 8

 

      «Александра Грина отличали дар могучего воображения, чистота чувств и застенчивая улыбка».

                                               (К.Паустовский «Жизнь Александра Грина»)

«Я любил шум леса, запах  мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить».

                                              (А. Грин  «Автобиографическая повесть»)

Слайд 9

 

    «А. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в обычных людях…», - писал К. Паустовский.

 

      «Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами!»

                                                                           (А. Грин)

Слайд 10

 

      «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось их непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить», - писал К. Паустовский.

 

       Грина иногда называют не романтиком, а «сказочником странным», сказочником, сочиняющим только для сильных и храбрых людей.

   «Было непонятно, как этот замкнутый  и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека, и застенчивую улыбку», - писал К. Паустовский.

 

Учитель:

- Каким же мы узнали Грина?

 (опорные слова появляются на доске)

 

 

Слайд 11

 

Учащиеся (образ Грина):

-мечтатель;

-романтик;

- мыслитель;

-добрый сказочник;

-человек, проделавший большой жизненный путь.

 

Учитель:

     Грин, словно факелом в ночи, высвечивает перед читателем жизненные пути, по которым можно идти.

 

Слайд 12

 

Ученики:

     Глубокое проникновение в сущность творчества А. Грина передает нам

К. Паустовский: «Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку».

       «С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.

       Дома мальчика постоянно били. Даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:

А в неволе

 Поневоле,

 Как собака, прозябай!

   „Я мучился, слыша это, — говорил А. С. Грин, — потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее“.

 

Слайд 13-15

 

      В биографии Грин писал: «Я родился в городе Вятке в 1880 году, 11 августа; образование получил домашнее; мой отец Степан  Евсеевич Гриневский, служил в земстве, а в Вятку попал из Сибири, куда был сослан за восстание в Польше. Мать – русская; умерла, когда мне было 13 лет».

      С мачехой Александр не поладил. Может, поэтому его герой зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери овеян в его произведениях ореолом любви, святости.

 

Слайд 16

      Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" – так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" – была одна из его детских кличек.

Слайд 17

 

    «Летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, я уехал в Одессу, где служил матросом. Я проплавал там три года, затем вернулся домой и через год снова пустился путешествовать. После различных приключений я попал в 1906 году в Петербург, где напечатал первый свой рассказ «В Италию». 

    С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях. Жажду путешествий он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие вызывало у него глубокое волнение.

 

Слайд 18

 

    Уныло и однообразно тянулась вятская жизнь, пока весной 1895 года Грин не увидел на пристани двух штурманских учеников в белой матросской форме. «Я остановился, - пишет об этом случае Грин, - и смотрел как зачарованный на гостей из таинственного, для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. Я испытывал восторг и тоску».

 

Слайд 19

 

      В. Вихров, рассказывая о горьких скитаниях, о голоде, несчастиях будущего писателя и о мечте, и о море, пишет:  «Удивляться надо не житейской неопытности Грина, не тем передрягам, которые претерпевает шестнадцатилетний мечтатель, попавший из тихой Вятки в шумный портовый город, а тому поистине фанатическому упорству, с каким пробивался он к своей мечте, — в море, в матросы».

       Первый раз А. Грина взяли на корабль юнгой: он должен был выполнять всю необходимую работу и при этом платить деньги за продовольствие. Денег у Грина не было, и после второго рейса его списали.

 

Слайд 20

 

       В Одессе произошла первая встреча Грина с морем – тем морем, что залило ослепительным светом страницы его рассказов.

 

Слайд 21-23

 

    Морская жизнь обернулась к Грину изнанкой. Он неделями слонялся по порту и робко просил капитанов взять его матросом на пароход, но ему грубо отказывали. Наконец его взяли без жалованья учеником на пароход. На нем Грин сделал два осенних рейса.  Затем он работал маркировщиком в портовых пакгаузах, совершил заграничный рейс в Александрию, но вскоре его уволили за столкновение с капитаном.

 

Слайд 24

 

Вятка – Баку – Вятка – Урал – Пенза – Киев – Севастополь – Петербург – Остров под Псковом – Петербург – Феодосия – Старый Крым – вот путь скитаний этого человека.

            Грин начал печататься. Годы унижения и голода медленно, но все же уходили в прошлое. Первые месяцы свободного и любимого труда казались Грину чудом. Подпись «А.С.Грин» впервые появилась под рассказом «Случай» 7 апреля 1907 года.

 

Слайд 25

 

     1910 г. Известен в литературных кругах, его замечают Короленко, Горький, Брюсов, Блок, Куприн, с которым его связывает тесная дружба.

     Большую роль в судьбе Грина сыграл Максим Горький. Грин переболел сыпным тифом и вышел из больницы почти инвалидом. В это время спасителем его явился М.Горький. Он узнал о тяжелом положении Грина.

 

Слайд 26

 

По просьбе Горького Грину дали редкий в те времена академический паек и комнату в Доме искусств: теплую, светлую, с постелью и столом. Замученному Грину особенно драгоценным казался этот стол – за ним можно было писать. Кроме того Горький дал ему работу.

          Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни.

 

Слайд 27

 

 Закончив роман "Блистающий мир", весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии – "городе акварельных тонов".

 

Слайд 28-34

 

В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина.

 

Слайд 35

 

        «Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… и каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище».

                                                                              (В.Кетлинская)

 

III История создания произведения.

1 Слово учителя.

Слайд 36

 

     Самая знаменитая книга А. Грина — феерия «Алые паруса» — задумывалась в 1917—1918 годах, в огне революции и войны. Мечтой и верой в прекрасное, подлинно чудесное откликался Грин на грозные события и невиданные преобразования тех лет.

 

2 Слово учащегося о создании поэмы.

 

Слайд 37

 

    Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета». Сделав в 1916 году первые наброски, автор оставил рукопись незавершенной. Во время гражданской войны он начал писать новую повесть под названием «Красные паруса» и закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грей», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.

 

 

IV Художественное своеобразие произведения.

 

 1 Работа над выражением «алые паруса».

 

Слайд 38

 

Учитель.

     «Алые паруса» – произведение, утверждающее  силу человеческого духа, просвеченное  любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.

    Случайно ли это название «Алые паруса»? Как появился такой удивительный образ в воображении писателя?

      Это результат сильного впечатления от увиденного однажды в витрине магазина игрушечного бота, паруса которого показались автору алыми от лучей солнца. Так возникли в воображении писателя алые паруса.

 

- Для Грина алые паруса – символ красоты, символ претворенной мечты, а

какие ассоциации вызывает у вас этот образ?

(опрос учеников)

 

Слайд 39

- Посмотрите на слайде примеры ассоциаций, которые приводит литературовед  В.В.Харчев. (слайд № 3)

“цвет глубокой радости,
- символ любви,
- паруса мечты,
- романтика, ожидание, творчество,
- осуществлённое чудо,
- метафора надежды,
- торжество счастья”,
- это гармония моря и любви,
- это “прелесть духовного отражения”,
- символ победы, веры,
- символ “рая”,
-“свет, ставший теплом, и тепло,ставшее светом”                    
                   (В.В. Харчев).

2 Работа со словарем.

- Найдите в словаре Ожегова значение слова «алый».

 

Слайд 40

-  А.Грин пишет:

      “Разбрасывая  веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль”.
                    

- Какое средство художественной выразительности использует здесь А.Грин?

- С чем сравнивает автор громаду алых парусов? Почему?

Слово об Александре Грине (2 ведущих)

 

 

 

Слайд 41

 

1. Вся жизнь Александра Грина (Александра Степановича Гриневского) была подчинена мечте, он остался верен ей в самых тяжелых жизненных испытаниях, она согревала ему душу и помогла не обозлиться в мелочной суетливости серых будней.

 

 Слайд 42

 

2. Первое слово, которое прочитал будущий писатель в пятилетнем возрасте, было «море».

 

 

1. А в восемь лет у мальчика появилась мечта – увидеть мир, путешествуя на корабле. И эта мечта сбылась…

 

2.  Я приглашаю вас в удивительную страну поэта – его Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг и он сам, писатель-романтик, удивительный человек, человек-легенда.

 

  1.  Да. Он не стал капитаном. Но больше всего на свете он дорожил капитанской фуражкой. А на капитанском мостике оказались его герои. Море осталось для А.Грина прекрасной, недостижимой мечтой. Не то неласковое море Одессы, в котором он побывал, а светлое море, которое покоряют чистые сердцем люди.

 

Слайд 43

 

Мечта сбылась: силой своей могучей фантазии А.Грин создал такое море. Он придумал красивую страну Гринландию, придумал такие города, как Зурбаган, Лисс, Каперна, шумный Гель-Гью, сверкающий маскарадными огнями, “Рыцарем мечты” называли А.С. Грина его современники. “Рыцарем мечты” входит Грин в сознание своих читателей.

 

Слайд 44

2. Но вот что удивительно: Грин с такой точностью описал в созданной им стране города, деревни, дороги, моря, реки, а главное – людей, что мы без труда верим в реальное существование Гринландии.

1. Вот почему Грина иногда называют не романтиком, а «сказочником странным», сказочником, сочиняющим только для сильных и храбрых людей.

 

Слайд 45

 

2.Не ищите на картах эти города, не стройте догадок о странах и морях, где разворачиваются действия гриновских приключений, они остаются в нашем сознании, будят стремление к Красоте, Мечте, Добру, Любви, Вере… «Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом», - писал К.Паустовский.

 

1. Но обязательно побывайте в этих городах!

 

4 Особенности композиции.

 

Учитель:

- В каком из этих городов Гринландии мы побываем сегодня? В каком городе разворачиваются события повести “Алые паруса”?

( Каперна).

 

Слайд 46

 

Учитель:

- Что это за город? Опишите жителей этого города.

 

 (Злые, грубые, жестокие люди. Они могут соврать. Их раздражает необычность Лонгрена и Ассоль, которые мечтают и верят в чудо).

 

Учитель:

     Да, герои верят в чудо, добро, этим они напоминают нам сказочных героев. Повесть фантастична, красочна, язык повести яркий, живой.

- Каков жанр нашего произведения?

(«А́лые паруса́» — повесть-феерия).

 

Учитель:

    Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?

 

Слайд 47

 

Ученики:

Феерия - это

1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами;

2. волшебное, сказочное зрелище.

 

 

Учитель:

- В каком из этих значений А.Грин употребил слово феерия?

 

Учитель:

     Действительно, это что-то сказочное, волшебное. Удивительны и герои этой книги. Они умеют мечтать, любить и верить.

 

Учитель:

- Что же напоминает нам о сказке в повести?

 

(Ассоль – это знакомая нам с детства Золушка, принцесса мечты. Мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит верить и творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.

Сказка об алых парусах, лелеемая в душе девушки Ассоль).

 

 

Учитель:

- Что такое сюжет? Каков сюжет произведения?

 

Слайд 48

 

       (Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было пять месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой Ассоль на жизнь. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. А в один прекрасный день её мечта сбылась).

 

Учитель:

- Что такое композиция?

- Какова композиция феерии?

 

Слайд 49

 

(Феерия состоит из семи глав. Каждая из них имеет свое название и представляет относительно законченный рассказ, со своей экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой).

 

Учитель:

  - В этом нетрудно убедиться, вспомнив содержание первых двух глав.

 С кем нас знакомит автор?

 

Слайд 50

 

     (В них автор знакомит нас с двумя главными героями: Ассоль – дочерью одинокого моряка, и Артуром Греем – сыном богатых аристократов. Именно с этими героями Грин связывает основное содержание произведения – зарождение и осуществление великой мечты. В этих главах мы узнаем о детстве героев, так как Грину важно показать, как формируется характер).

 

Слайд 51

-Рассмотрим элементы композиции.

 

Экспозиция  –  автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена.

 

 Завязка– встреча  Ассоль с волшебником.

 

Кульминация– встреча Грея с Ассоль, появление корабля с алыми парусами.

 

 

Развязка– счастливый финал – торжество любви, осуществление мечты Ассоль.

 

Слайд 52

 

Учитель:

    - Лонгрен рассказывает маленькой Ассоль о чудесном мире, в котором «случайностям,… поразительным и необыкновенным событиям отводится главное место». Но разве не так же и у Ассоль? Разве не случай, не случайность, что Грей увидел спящую девушку?  Но автор готовит читателя к этой встрече. Как? Давайте сопоставим главы «Накануне» и «Грей» и сделаем вывод, какие композиционные приемы использует в них автор?

 

    (Антитезу, противопоставляя Ассоль жителям Каперны и Грея – обществу аристократов, и параллелизм: предсказание Ассоль и предсказание Грею; «чудесная особенность» Ассоль и отличие Грея от общества, к которому по рождению он принадлежал; море, корабль, паруса в мечтах Ассоль и жизни Грея).

 

Учитель:

     Такое сходство в описании судеб героев убеждает читателя в том, что

Грей и Ассоль непременно встретятся и непременно будут счастливы.

- Какой пленительный образ становится символом счастья?

 

(Образ алых парусов)

 

5 Работа над главой «Предсказание».

 

Учитель:

    Следующую остановку мы совершим в лесу, у ручья, который бежит вдоль дороги из Каперны в Лисс. Именно туда спешит Ассоль, чтобы продать лодочки, сделанные отцом. Однажды по дороге в город она пустила игрушечную яхту по ручью. Эта яхта, с пламенными алыми шелковистыми парусами, оказывается в руках старика Эгля, известного собирателя песен, легенд, преданий и сказок.

Слайд 53

 

Учитель:

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля?  Найдите в тексте его описание.

 

- Давайте произнесем имя  главной героини. Необычное имя.  Ас-соль. С чем оно созвучно?

 (С нотой «соль» - его легче спеть, чем произнести).

 

Учитель:

- Что сказал об имени героини собиратель песен?

 

(“Хорошо, что оно такое странное”, “музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины”.)

 

Слайд 54

 

Учитель:

- Почему Эгль заронил в душу девочки такую прекрасную мечту? Почему рад, услышав, что зовут ее необычным именем Ассоль?

 

(Он знает, что предназначение судьбы в ее имени, ведь по латыни «ad solet» - «к солнцу»).

 

Учитель:

      Итак, мы с вами отметили еще одну черту этой сказки – музыкальность. На протяжении всего повествования мы слышим музыку.  Также музыкальна и сказка, которую услышала Ассоль.

 

- Какую судьбу напророчил Ассоль старик Эгль?  Почему  Ассоль поверила в эту сказку?

 

 

Слайд 55

 

    После ответов учеников звучит авторская песня Н.Матвеевой «Предсказание Эгля».

 

Подойди ко мне. Я в твоих глазах вижу капли слёз.

В мире много зла, но не надо всё принимать всерьёз.

Ты не верь земле, чёрствой и сухой, - верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правды в ней.

 

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

 

Это будет бриг из далёких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,

И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,

Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.

 

Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль.

Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живёт Ассоль?»

 

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них  сотри.

Верь моим словам. Чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой!

 

Учитель:

- Какую сказку подарит Эгль Ассоль?

Слайд 56

(Мудрый Эгль подарил девочке мечту, в которую она поверила всей душой. Она поделилась ею с отцом. Отныне она часто обращала свой взор в сторону моря – в надежде увидеть алые паруса).

 

Учитель:

- Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

 

    (Девочка уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с отцом услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни.)

 

Учитель:

- Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах?

 

   ( Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе». Оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй, когда зайдет в таверну Меннерса)

 

 

Учитель:

-  А как воспримет эту историю, рассказанную  в таверне как старую сплетню,   капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне?

 

   ( Он необычный человек. Грэй живет для того, чтобы осуществить мечту; он с детства воспринимает чужую боль как свою; он видел Ассоль, любовался ею, понял ее  одиночество, отверженность и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса)

 

 

Слайд 57

 

Учитель:

Вывод.

       Смысл названия повести «Алые паруса» олицетворяет волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. Алый – это чистый цвет утренней зари. Это, наверное,  и цвет любви, поэтому его разыскивал Грей. Таков и цвет мечты, которую Грин задумал подарить людям. «В нем не было ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения». 

    Итак, «путем погружения» в текст было выяснено, с помощью каких композиционных и стилистических приемов автор приводит читатель к пониманию художественной идеи повести. Читая произведения выдающихся писателей и поэтов, погружаясь в мир, созданный их фантазией и воображением, следуя за мыслями героев и оценивая их поступки, мы не должны забывать, что литература – это искусство слова. «Тогда каждое слово-образ, каждая деталь, подключенная как бы к энергосети художественного целого, загорится ярким светом, осветит изнутри сокровища всего поэтического создания, и произведение предстанет перед читателем во всей художественной полноте».  

 

 

Итог урока.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.  Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

 

Учитель:

     Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. Мы с вами познакомились с жизнью А.Грина, изучили жизненные источники повести, проанализировали особенности композиции, с помощью которых автор противопоставляет мир одних героев другим.

 

Слайд 58

 

    А закончить наш урок мне хочется словами А.Г. Горнфельда: «Он хочет говорить только о важном, о главном, о роковом: и не в быту, а в душе человеческой»

 

Слайд 59

 

Д/З

 

 Заполнить таблицу о главных героях произведения: Ассоль и Грее.

 

 

 

Ученики

Ассоль

Грэй

 

Семья

 

 

Одиночество в детстве

 

 

Любовь в семье  

 

 

Мечта

 

 

                    

 

 

   Первое впечатление от портретов Грина и его фотографий, как первое впечатление от знакомства с новым человеком, рождает поток ассоциаций. Задание: написать мини-сочинение на тему «Воображаемый портрет А.Грина».

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

1 Журнал «Литература в школе» № 1- 2002 года.

К.Паустовский – Сказочник. Стр.1-2.

Е.О.Галицких - Александр Грин. Стр. 3-7.

В.В.Лисовская – Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить. Стр. 8-11.

Л.С.Скепнер – А.С.Грин в школьном изучении. Стр. 12-13.

Б.А.Макарова – Нужна ли юности романтика. Стр. 14-16.

2 Журнал «Литература в школе» № 2 – 2004 г.

Н.Н.Осанова – Александр Грин «Алые паруса». Стр. 40-41.

3 Журнал «Литература в школе» № 4 - 2004 года.

Л.П.Шумилина – Два урока по Грину. Стр. 44-45.

 4 Журнал «Литература в школе» № 10 2005 года.

К. Паустовский – Из книги «Золотая роза». Стр. 3-4.

Е.О.Галицких – А.Грин и К.Паустовский: диалог о поэзии жизни. Стр. 4-7.

5 Журнал «Литература в школе» № 2- 2006 года.

Е.А.Шишкина – В тени алых парусов. Стр. 30-32.

6 Автор и источник заимствования неизвестен.

 

7 Н.В.Егорова - Поурочные разработки по литературе – Москва «ВАКО»

 2009 г.

8 Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова Литература в 8 классе – Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2001 г.


 

Система уроков в 7 классе по творчеству

Система уроков в 7 классе по творчеству

Урок №1

Урок №1

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Где жизнь кипит во всем своем расцвете…

Где жизнь кипит во всем своем расцвете…

Задание: из каждой цитаты школьники выбирают слово, словосочетание, деталь характера, своеобразие облика, которые «зацепили» воображение, выделились из ряда

Задание: из каждой цитаты школьники выбирают слово, словосочетание, деталь характера, своеобразие облика, которые «зацепили» воображение, выделились из ряда

Слайд 11 Учащиеся (образ Грина): -мечтатель; -романтик; - мыслитель; -добрый сказочник; -человек, проделавший большой жизненный путь

Слайд 11 Учащиеся (образ Грина): -мечтатель; -романтик; - мыслитель; -добрый сказочник; -человек, проделавший большой жизненный путь

Слайд 17 «Летом 1896, после окончания четырехклассного

Слайд 17 «Летом 1896, после окончания четырехклассного

Слайд 24 Вятка – Баку – Вятка –

Слайд 24 Вятка – Баку – Вятка –

В.Кетлинская) III История создания произведения

В.Кетлинская) III История создания произведения

Случайно ли это название «Алые паруса»?

Случайно ли это название «Алые паруса»?

Слайд 41 1. Вся жизнь Александра

Слайд 41 1. Вся жизнь Александра

Слайд 45 2.Не ищите на картах эти города, не стройте догадок о странах и морях, где разворачиваются действия гриновских приключений, они остаются в нашем сознании,…

Слайд 45 2.Не ищите на картах эти города, не стройте догадок о странах и морях, где разворачиваются действия гриновских приключений, они остаются в нашем сознании,…

Учитель: - В каком из этих значений

Учитель: - В каком из этих значений

Слайд 50 (В них автор знакомит нас с двумя главными героями:

Слайд 50 (В них автор знакомит нас с двумя главными героями:

Работа над главой «Предсказание»

Работа над главой «Предсказание»

Слайд 55 После ответов учеников звучит авторская песня

Слайд 55 После ответов учеников звучит авторская песня

Девочка уходит, унося свою тайну

Девочка уходит, унося свою тайну

Итог урока. - Прочитайте эпиграф к нашему уроку

Итог урока. - Прочитайте эпиграф к нашему уроку

Используемая литература. 1

Используемая литература. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017