Методическая разработка урока литературы по теме "Своеобразие лирики Н.А. Некрасова"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Методическая разработка урока литературы по теме "Своеобразие лирики Н.А. Некрасова"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
11.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок литературы в 11.docx
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова  Цели урока: 1. Проанализировать  особенности поэзии   Некрасова, её своеобразие и новаторство 2. Рассмотреть основные темы лирики поэта 3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного  содержания. 4. Вырабатывать  умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова 5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова. 6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке. 7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни  и творчества поэта. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок­поиск. Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть. Наглядность: слайды, репродукции  картин, тексты, словари. Ход урока I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. II.  Слово учителя.       Н.А.Некрасов –один из гигантов русской поэзии 19 в. Продолжив традиции своих великих  предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в  истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт­новатор. Его поэтические  произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя. Лирика Некрасова всегда  среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому его поэзия всегда социальна: отражает  вопросы общества, устройства человеческих отношений. Это своеобразие некрасовской лирики  обусловлено ее тематикой, идейностью.  Итак, каковы же основные темы лирики Некрасова? III. Работа по теме.     1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и  поэтому о  детях и для детей написал  много различных произведений. О страданиях детей,  маленьких тружениках,  вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это, наверное, единственное стихотворение  в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных  фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает: Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, В них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей. В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо ­ счастливо живёт», маленькие рабы,  выбиваясь из сил, целыми днями  вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы  остановить это  ужасное, бесконечное кружение: Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит Хоть умри ­ проклятое вертится, Хоть умри ­ гудит­ гудит­ гудит! Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». Для детей он пишет стих­я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие.    2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Эта тема  тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. О бесправном положении  народа рассказывает и стих­е «Размышления у парадного подъезда».    В основу стихотворения положен реальный факт. Из окон своей квартиры Некрасов однажды  увидел, как крестьян­ходоков прогнали прочь от подъезда дома богатого вельможи.       Произведение построено по принципу антитезы, противопоставления картин жизни знатного  сановника и народной жизни. В первом случае Некрасов выступает как обличитель и сатирик, а во  втором — певцом великой скорби и горя народа. В зависимости от того, о чем идет речь, меняется  тон повествования. Если о простых людях автор говорит уважительно и с горячим участием  описывает их страдания и бесправие, то рассказ о праздной жизни владельца палат имеет  обличительный и иронический характер, подчеркивая, что вельможу проклинают все, даже «дорогая  и любимая семья».       Глядя на обездоленных бедняков, ни с  чем возвращающихся домой и заливающих горе вином «в  харчевне убогой», поэт невольно обращается к горьким раздумьям о судьбе своей многострадальной  родины, которую переполнила великая народная скорбь.       Настойчиво повторяя слова «стонал», «стонет», Некрасов стремится подчеркнуть безмерность  народного горя и бескрайность (подобную широкому разливу Волги) страдания народа.       Для автора народ — это «сеятель и хранитель», создающий земные блага. Поэт ласково называет  его «сердечным» и не может спокойно смотреть на страдания народа, его долготерпение и выражает  надежду, что он проснется «исполненный сил». Некрасов не хочет смириться с мыслью, что народ  уже все совершил, «создал песню, подобную стону, / И духовно навеки почил». В этих словах звучит  надежда на то, что народ еще не сказал своего последнего слова и найдет в себе достаточно сил,  чтобы сбросить опутавшие его оковы и обрести свободу.       Заключительная часть стихотворения в течение многих лет была любимой и широко  распространенной среди демократически настроенных кругов русского общества песней.  Правительство усмотрело в произведении Некрасова скрытый призыв к протесту против бесправного  положения народа и запретило его публикацию. Впервые оно было напечатано за границей в газете  «Колокол», издававшейся А. И. Герценом, с редакционным примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». 3 . (Чепова К) Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим  творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов  полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того  чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н.  А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд,  стихотворений поэта — “Элегия”. (чит. стих.)  ­Запишите определение жанра элегии в тетрадь: Элегия – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь,  философские размышления.  3. Анализ стих­я «Элегия». Учащиеся работают с текстом, ведут записи  в тетрадях. ­ О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?  (В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и  определяет высокое назначение поэзии.) Анализ второй строфы.  (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения  народу). ­ Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл  этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический  вопрос, завершающий вторую строфу). ­ Каковы особенности четвёртой строфы?  (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему  вдохновение и как поиск ответов на   «тайные вопросы» выливается  в громкую, широкую песню). Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение  «Элегия»? (Он  человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не  ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания  и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не  себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её  пути в жизни. Наконец, это поэт,  который творит по внутреннему  свободному  побуждению. Некрасовская муза ­ страдающая,  воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (Поэт должен  быть с народом, служить народу). 4. Человек мечтает быть счастливым и не мыслит своей жизни без счастья. И одной из составляющих  его считает любовь. Искусство – зеркало жизни, поэтому тема любви – основная его тема. Красоту  возлюбленного или возлюбленной, состояние человека, охваченного “страстями мятежными”,  психологическую правду любовных переживаний, взлеты и падения души, охваченной этим чувством,  запечатлели на страницах своих произведений гениальные русские поэты 19 века. «По­новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту «прозу», которая «в  любви неизбежна». В его стихах появился новый образ независимой героини». (Солохина)(стих. «Мы с тобой бестолковые люди»)  В стихотворении отразился один из моментов далеко не безоблачных отношений Некрасова и  А. Я. Панаевой. В данном случае, по словам Б. О. Кормана, «любовь предстает перед нами в сложном  переплетении прекрасного и прозаического, возвышенного и обыденного». Сам поэт называет это  «прозой в любви». Он впервые ввел в интимную лирику то, что никогда не было предметом  изображения в лирической поэзии: ссоры, размолвки. Но все это не что иное, как досадные  недоразумения, и в конце концов наступит мир и согласие. Нельзя не почувствовать, что лирический  герой — человек умудренный жизненным опытом, умеющий понять и объяснить поведение своей  любимой, найти путь к ее сердцу, сгладить возникшее между ними непонимание друг друга. Он верит, что они сумеют простить невзначай нанесенную обиду и в горячах произнесенное резкое слово и  наступит мир, а «после ссоры так полно, так нежно / Возвращенье любви и участья...» Уч­ль: Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине,  способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства,  самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова». (Шаповалова) 5. Итог. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря  огромной любви  к народу, своей матери, совместной работе с революционерами­ разночинцами.  Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли  своё отражение  реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени,  следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе  не писал о народе  с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко  и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского  национального характера. Недаром поэт сказал о себе: Я признан был воспеть твои страданья, Терпеньем  изумляющий народ. Домашнее задание. 1. Сделать письменный анализ любого стихотворения. План анализа стихотворения. 1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию  произведения.  2. Тема, идея, композиция, а точнее ­ движение поэтической мысли в произведении.  3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал  во время его написания)?  4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?  5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?  6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами   выражены?  7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным «взять с собою в  жизнь»? План анализа стихотворения. 1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию  произведения.  2. Тема, идея, композиция, а точнее ­ движение поэтической мысли в произведении.  3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал  во время его написания)?  4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?  5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?  6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами   выражены?  7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным «взять с собою в  жизнь»?  План анализа стихотворения. 1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию  произведения.  2. Тема, идея, композиция, а точнее ­ движение поэтической мысли в произведении.  3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал  во время его написания)?  4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?  5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?  6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами   выражены?  7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным «взять с собою в  жизнь»? План анализа стихотворения. 1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию  произведения.  2. Тема, идея, композиция, а точнее ­ движение поэтической мысли в произведении.  3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал  во время его написания)?  4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?  5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?  6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами   выражены?  7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным «взять с собою в  жизнь»?
скачать по прямой ссылке