Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
09.11.2017
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока литературы по теме "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева "Царь - рыба", целью которого стало выявление нравственных законов, определяющих взаимоотношения человека и природы.
По форме - это урок - беседа, где обучающиеся не только размышляют над вопросами преподавателя, но и работают со словарем, выступают с индивидуальными заданиями.
Астафьев урок.docx
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТВОРЧЕСТВУ В.П. АСТАФЬЕВА
Разработчик: Грошева Т.М.,
преподаватель русского языка и литературы Губаха 2017
Модель урока:
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Царь рыба».
Цель урока: выявить нравственные законы, определяющие взаимоотношения
человека и природы.
Тип урока: урок – беседа.
Ход урока:
1. Оргмомент (приветствие, объявление темы, цели и задач урока).
2. Словарная работа: определение лексического значения слов «природа»
и «человек».
Природа – все существующее во Вселенной, органический и
неорганический мир.
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи,
способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе
общественного труда.
3. Учитель: сопоставим словарные статьи и сделаем вывод.
4. Обучающиеся: делают вывод.
5. Учитель: сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и
природа – часть единого целого. Но кто же мы: враги или части целого? Как
нам жить дальше: бороться, медленно уничтожая друг друга, или научиться
сочувствовать, понимать, помогать?
Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора
Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом
месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»
6. Учитель: Таких людей, как В.П. Астафьев, называют совестью нации.
Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная
честность и способность по – новому видеть мир, жесткая требовательность
прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черты неординарной
личности писателя.
В центре нашего внимания рассказ «Царь рыба». Он дал название всему
сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.
Индивидуальное задание: рассказ о композиции книги В.П. Астафьева
«Царь рыба».
7. Беседа по рассказу «Царь – рыба»:
Вопрос
1. Какое впечатление произвел на вас
рассказ?
Примерные ответы
понравился драматическим сюжетом
и неожиданной развязкой;
заинтересовал нравственными
проблемами, которые затрагивает 2. Каков сюжет рассказа?
3. Кто его герой?
Зачитайте
портретную
4.
характеристику героя.
5. Почему главного героя все зовут
Игнатьич?
6.
односельчан?
7. Как жители поселка относятся к
Игнатьичу?
Чем он выделяется среди
8. Почему он не может наладить
отношения с братом?
9. Чем занимается Игнатьич?
10. Кто такие браконьеры? Чем они
опасны?
11.
браконьерствует?
Почему
Игнатьич
автор;
поражает мастерством описания
внутреннего состояния человека.
Пересказывают сюжет.
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич
Утробин, житель поселка Чуш.
Зачитывают.
Уважают.
Лучший в поселке рыбак, лучший
дом, опрятный, работящий, не пьет…
При всех достоинствах Игнатьича
чувствуется
некоторая
отчужденность к нему односельчан.
Его ценят, но сторонятся. Скорее
всего,
потому, что Игнатьич не
похож на односельчан.
О причинах конфликта Командора и
Игнатьича ничего неизвестно, но
вражда у них такая непримиримая,
что выросла до ненависти, до желания
убить. Одна из версий: причина
ненависти Командора заключается в
зависти: у Игнатьича и дом лучший в
деревне, и в семье мир и лад, и в
поселке его уважают, и рыбак он
отменный. Вот и лютует Командор.
Браконьерствует.
Браконьер – человек, занимающийся
браконьерством. Браконьерствовать –
значит охотиться или ловить рыбу в
запрещенных
или
запрещенным способом, а также
заниматься незаконной вырубкой
леса. Браконьеры убивают птиц,
животных, нанося вред природе,
нарушая экосистему.
Хочет побольше наловить рыбы, ведь
на удочку столько не наловишь.
местах 8. Индивидуальное задание: образы браконьеров в рассказах В.П.
Астафьева.
9. Продолжение беседы:
Вопрос
12. Почему писатель так много
внимания уделяет браконьерам?
13. Что происходит с Игнатьичем на
рыбалке?
14. Какой увидел рыбу Игнатьич?
15. Относится ли Игнатьич к людям,
которым свойственно желание быть
значительными, прославиться?
16. Почему тогда он не отпустил рыбу
с крючков? Почему не отправился за
подмогой?
17. Вам известно значение слова
«утроба»?
18. От жадности пострадала душа
Игнатьича. А что стало с его
совестью? Что такое совесть?
Примерные ответы
Браконьерство – страшное зло,
потому
что
превращает человека в зверя, в
хищника, желающего урвать лишний
кусок.
В его сетях запуталась огромная
рыба.
Зачитывают отрывок.
Скорее нет.
обращает
Жадность его обуяла. Это и не
позволили Игнатьичу ни отпустить
рыбу, ни позвать на помощь.
Зачитывают отрывок.
Учитель
внимание
обучающихся на фамилию героя:
Утробин.
Словарная работа: «утроба» живот,
брюхо,
внутренности; ненасытная
утроба – так говорят о прожорливом,
в переносном значении – о жадном,
алчном человеке.
Совесть – это:
признание вины за совершенный
неблаговидный поступок;
самоконтроль человека;
стеснение, стыд, неловкость.
Словарная работа: совесть – это
чувство
нравственной
ответственности за своё поведение
перед обществом, перед людьми
(словарь С.И. Ожегова).
19. Зачем человеку нужна человеку? чтобы проконтролировать свои Какие факты говорят о
20.
пробуждении совести у Игнатьича?
21. О чем он просит бога?
22. Почему несколькими минутами
ранее Игнатьич был уверен в своих
силах, а сейчас нет? Что изменилось?
23. В чём смысл этих слов?
24. Как ведут себя рыба и человек,
оказавшись в одной ловушке?
Находясь между жизнью и
25.
смертью, человек часто осмысливает
свою жизнь. Что теперь понимает
Игнатьич?
26. За что же наказан Игнатьич?
27. Что помогло Игнатьичу и рыбе
освободиться?
поступки, исправлять недостатки;
совесть может предотвратить
плохой поступок.
Он обращается к богу.
Зачитывают отрывок: «Господи! Да
разведи ты нас! Не по рукам она
мне!»
Вспомнил слова деда. Зачитывают.
Царь – рыбу может добыть только
человек с чистыми помыслами, не
запятнавший свою душу ничем, а если
совершил «варначий » поступок,
лучше отпустить царь – рыбу.
Зачитывают отрывок.
вся жизнь прошла только в погоне за
рыбой;
браконьерствует, хапает – а зачем?
для кого?
отстранился от людей, от жизни, а
жизнь поставила на место – погибла
от рук пьяного шофера любимая
племянница.
перед лицом надвигающейся гибели
всплывает постыдное,
горькое
воспоминание – надругательство над
любимой девушкой. И ни время, ни
покаяние перед Глашей не смогли
смыть грязь с души от постыдного
поступка;
смерть настигла человека за его
небрежение к миру природы, за
хищническое её уничтожение, за тот
разбой,
приобрел
неимоверные масштабы.
Раскаяние, душевное возрождение,
осознание
гибельности
браконьерского отношения к жизни,
понимание ответственности
за
который 28. Какова авторская позиция по
отношению к браконьерству?
29. Почему писатель испытывает
острую неприязнь к браконьерам?
30. Давайте вспомним эпиграф к
нашему уроку и попытаемся
объяснить его.
31. В чем смысл конца всей книги
«Царь – рыба»?
играючи,
по птице,
содеянное на земле помогает
чудесным образом освобождению
Игнатьича и рыбы.
«Того и страшусь, когда люди
распоясываются в стрельбе, пусть
даже по зверю,
и
проливают
мимоходом,
кровь. Не ведают они, что, перестав
бояться крови, не почитая её,
горячую, живую, сами для себя
незаметно переступают ту роковую
черту, за которой кончается человек и
из дальних, наполненных пещерной
жутью времен выставляется и глядит,
не моргая, низколобое, клыкастое
мурло первобытного человека».
За отказ признать нравственные
законы, объединяющие людей и
природу, отсутствие ответственности
за все происходящее на земле.
Астафьев убеждает нас,
что
сегодняшний день лишь одна из
веточек на стволе великого древа
жизни, поэтому и думает писатель о
том, как надо жить, чтобы так же, как
и он, слышали мир его сын, дети его
детей, что надо делать, чтобы не
ранить, не повредить, не истоптать, не
исцарапать, не ожечь мир, в котором
мы живем.
Может быть, сегодня наступило
время мучиться и искать. Каждое
время рождает вопросы, на которые
должны ответить именно мы. И
мучиться этими вопросами,
и
отвечать на них мы должны именно
для того, чтобы сохранилась жизнь на
земле.
10. Выводы по уроку: Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения к
ней, он обречен на гибель.
Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном
и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью.
Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность
его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет
цветком.
Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Методическая разработка урока литературы по творчеству В.П. Астафьева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.