Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
04.06.2018
Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Целью данной разработки является усвоение содержания повести (главы 6–7); формирование умения обобщать текстовый материал; развитие умения выборочного пересказа с элементами анализа. Урок включает в себя разные формы деятельности на разных этапах занятия: опрос, беседа, проблемное изложения, словесный портрет и др.
урок 27.doc
М е т о д и ч е с к а я   р а з р а б о т к а   у р о к а   п о   л и т е р а т у р е   в   7   к л а с с е .   У ч и т е л ь :   Е . В . А р т ю х ПУГАЧЁВ И ПЁТР ГРИНЁВ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА  «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Ц е л и : усвоение содержания повести (главы 6–7); формирование умения обобщать   текстовый   материал;   развитие   умения   выборочного   пересказа   с элементами анализа. О ф о р м л е н и е :   иллюстрации С. Герасимова к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». О б о р у д о в а н и е :  распечатка с отрывками из повести. Х о д   у р о к а I. Литературоведческая разминка. Э к с п р е с с ­ о п р о с .   З а д а н и е .  Вспомните   всех   героев   повести,   о которых мы уже прочитали. II. Актуализация знаний, обобщение прочитанного. 1. С л о в о   у ч и т е л я .   В любом литературном произведении есть главные герои,   есть   второстепенные,   они   так   названы   не   потому,   что   их   роль   как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие судьбы   других   героев,   а   эти   помогают   понять   замысел   и   основную   идею автора. Как вы думаете, кто главные герои повести? Запишите в тетради тему урока и подумайте вот над каким  в о п р о с о м : Гринёв является не только героем  произведения, но  и рассказчиком, от  его  лица  идёт  повествование. Значит ли это то, что все события показаны только в его восприятии? Почему вы так думаете? 2. З а д а н и е .   Определите, кто так отзывается о Пугачёве или видит его таким   в   повести,   опишите   ситуацию.   Сделайте   вывод   об   отношении   к Пугачёву разных героев.  Работа оценивается учителем. Р а с п е ч а т к а . 1) …Взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза. (Гринёв, на постоялом дворе после бурана, ещё не зная, что это Пугачёв.) (С. 139.) 2)   …Убежавший   из­под   караула   донской   казак   и   раскольник   Емельян Пугачёв… принял на себя имя покойного императора Петра III… злодей и самозванец. (Из официального письма в Белогорскую крепость.) (С. 152.) 3) Пугачёв сидел на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий   кафтан,   обшитый   галунами.   Высокая   соболья   шапка   с   золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. (Гринёв видит Пугачева после захвата крепости.) (С. 164.) 4)   «Ты   мне   не   государь,   ты   вор   и   самозванец!»  (Капитан   Миронов отвечает на вопрос, почему противился государю.) (С. 165.) 5) «Чуть было не стряслась беда: злодей только что уселся обедать, как она, моя бедняжка, очнётся да застонет!» (Попадья Гринёву о судьбе Маши после казни Мироновых на площади.) (С. 168.) 6)   «Ты   и   позабыл   того   пьяницу,   который   выманил   у   тебя   тулуп   на постоялом дворе?» (Савельич.) (С. 169.) 7) «Великий государь требует тебя к себе».  (Приближенный Пугачёва, передавая Гринёву приглашение.) (С. 170.) 8)   Пугачёв   смотрел   пристально,   изредка   прищуривая   левый   глаз   с  (Гринёв   при удивительным   выражением   плутовства   и   насмешливости. разговоре с Пугачёвым, при разговоре с глазу на глаз.) (С. 172.) 9) Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели. (Гринёв.) (С. 173.) 10) «Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча». (Урядник.) (С. 179.) 11)   «Вот   видишь,   я   недаром   подал   мошеннику   челобитье».  (Савельич, после того как Пугачёв передал лошадь и тулуп Гринёву.) (С. 179.) 3.  П е р е с к а з   с о д е р ж а н и я   глав   8–9   по   цепочке   несколькими учениками. 4. О б с у ж д е н и е   п р о б л е м н о г о   в о п р о с а . З а д а н и е .   Мы несколько раз встречаем описание внешности Пугачёва в повести. Послушайте, что говорил по этому поводу один  из современников Пугачёва:  Рост   его   небольшой,   лицо   имеет   смуглое   и   худощавое,   нос   с горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью». Другой отмечал: «Лицо имеет он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода   и   волосы   на   голове   чёрные;   тонок».  Сравните   эти   описания   с деталями портрета Пугачёва в главах VII, VIII, XI. Чем отличается портрет Пугачёва, воссозданный в повести, от свидетельств современников? Почему, по­вашему, Пушкин (через «посредство» Гринёва) именно такими деталями рисовал внешность героя? 5 .   О б с у ж д е н и е   п р о б л е м н о й   с и т у а ц и и . Каждый   человек   каждую   минуту   стоит   перед   выбором:   как   поступить. Иногда   ситуация   выбора   бывает   судьбоносной.       Перед   разговором   с Пугачёвым Гринёв стоит перед таким выбором: долг и чувство борются в его сознании. О чём размышляет герой? Удаётся ли ему принять самостоятельное решение или судьба всё решила сама? III. Изображение Пугачёва в повести. Мы отметили особенности изображения внешности Пугачёва. Этот герой действует.  З а д а н и е .   Проследите,   как   ведёт   себя   Пугачёв   в   разных   ситуациях   с разными персонажами. Для отбора материала использовать прочитанное дома и главу XI. Номера страниц можно указать только в слабо подготовленном классе. I в а р и а н т  – с Гринёвым. II в а р и а н т  – с соратниками. III в а р и а н т  – с жителями Белогорской крепости. IV в а р и а н т  – с Савельичем. Самостоятельно записать в тетрадь обобщённый ответ на вопрос первого варианта после выслушивания ответов. IV. Чтение повести. Самостоятельное чтение главы X. З а д а н и е .   Сопоставьте   картины   военных   советов,   на   которых присутствовал   Гринёв:   в   Белогорской   крепости  (пирушка   у   Пугачёва)   и   в Оренбурге, отношение  генерала  и Пугачева к любовному чувству  Гринёва. Что даёт такое сопоставление для понимания характера Пугачёва?  Это задание выполняется устно, можно и нужно ссылаться на текст, зачитывать фразы, подтверждающие правильность утверждения. Домашнее задание. Дочитать повесть. Индивидуальное задание: письменно  подготовить ответ на вопрос «Почему Пугачёв освободил Машу

Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2018