Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
04.06.2018
Целью данной разработки является усвоение содержания повести (главы 6–7); формирование умения обобщать текстовый материал; развитие умения выборочного пересказа с элементами анализа. Урок включает в себя разные формы деятельности на разных этапах занятия: опрос, беседа, проблемное изложения, словесный портрет и др.
урок 27.doc
М е т о д и ч е с к а я р а з р а б о т к а у р о к а п о л и т е р а т у р е
в 7 к л а с с е .
У ч и т е л ь : Е . В . А р т ю х
ПУГАЧЁВ И ПЁТР ГРИНЁВ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Ц е л и : усвоение содержания повести (главы 6–7); формирование умения
обобщать текстовый материал; развитие умения выборочного пересказа с
элементами анализа.
О ф о р м л е н и е : иллюстрации С. Герасимова к повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка».
О б о р у д о в а н и е : распечатка с отрывками из повести.
Х о д у р о к а
I. Литературоведческая разминка.
Э к с п р е с с о п р о с . З а д а н и е .
Вспомните всех героев повести, о
которых мы уже прочитали.
II. Актуализация знаний, обобщение прочитанного.
1. С л о в о у ч и т е л я . В любом литературном произведении есть главные
герои, есть второстепенные, они так названы не потому, что их роль как
персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие
судьбы других героев, а эти помогают понять замысел и основную идею
автора. Как вы думаете, кто главные герои повести? Запишите в тетради тему
урока и подумайте вот над каким в о п р о с о м : Гринёв является не только
героем произведения, но и рассказчиком, от его лица идёт повествование.
Значит ли это то, что все события показаны только в его восприятии? Почему
вы так думаете?
2. З а д а н и е . Определите, кто так отзывается о Пугачёве или видит его
таким в повести, опишите ситуацию. Сделайте вывод об отношении к
Пугачёву разных героев.
Работа оценивается учителем.
Р а с п е ч а т к а .
1) …Взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза.
(Гринёв, на постоялом дворе после бурана, ещё не зная, что это Пугачёв.)
(С. 139.) 2) …Убежавший изпод караула донской казак и раскольник Емельян
Пугачёв… принял на себя имя покойного императора Петра III… злодей и
самозванец. (Из официального письма в Белогорскую крепость.) (С. 152.)
3) Пугачёв сидел на крыльце комендантского дома. На нём был красный
казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми
кистями была надвинута на его сверкающие глаза. (Гринёв видит Пугачева
после захвата крепости.) (С. 164.)
4) «Ты мне не государь, ты вор и самозванец!» (Капитан Миронов
отвечает на вопрос, почему противился государю.) (С. 165.)
5) «Чуть было не стряслась беда: злодей только что уселся обедать, как
она, моя бедняжка, очнётся да застонет!» (Попадья Гринёву о судьбе Маши
после казни Мироновых на площади.) (С. 168.)
6) «Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на
постоялом дворе?» (Савельич.) (С. 169.)
7) «Великий государь требует тебя к себе». (Приближенный Пугачёва,
передавая Гринёву приглашение.) (С. 170.)
8) Пугачёв смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с
(Гринёв при
удивительным выражением плутовства и насмешливости.
разговоре с Пугачёвым, при разговоре с глазу на глаз.) (С. 172.)
9) Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели.
(Гринёв.) (С. 173.)
10) «Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча». (Урядник.) (С.
179.)
11) «Вот видишь, я недаром подал мошеннику челобитье». (Савельич,
после того как Пугачёв передал лошадь и тулуп Гринёву.) (С. 179.)
3.
П е р е с к а з с о д е р ж а н и я глав 8–9 по цепочке несколькими
учениками.
4. О б с у ж д е н и е п р о б л е м н о г о в о п р о с а .
З а д а н и е . Мы несколько раз встречаем описание внешности Пугачёва в
повести. Послушайте, что говорил по этому поводу один из современников
Пугачёва: Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и худощавое, нос с
горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные,
борода чёрная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую
малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью». Другой отмечал:
«Лицо имеет он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый;
борода и волосы на голове чёрные; тонок». Сравните эти описания с
деталями портрета Пугачёва в главах VII, VIII, XI. Чем отличается портрет
Пугачёва, воссозданный в повести, от свидетельств современников? Почему, повашему, Пушкин (через «посредство» Гринёва) именно такими деталями
рисовал внешность героя?
5 . О б с у ж д е н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и .
Каждый человек каждую минуту стоит перед выбором: как поступить.
Иногда ситуация выбора бывает судьбоносной. Перед разговором с
Пугачёвым Гринёв стоит перед таким выбором: долг и чувство борются в его
сознании. О чём размышляет герой? Удаётся ли ему принять самостоятельное
решение или судьба всё решила сама?
III. Изображение Пугачёва в повести.
Мы отметили особенности изображения внешности Пугачёва. Этот герой
действует.
З а д а н и е . Проследите, как ведёт себя Пугачёв в разных ситуациях с
разными персонажами. Для отбора материала использовать прочитанное дома
и главу XI. Номера страниц можно указать только в слабо подготовленном
классе.
I в а р и а н т – с Гринёвым.
II в а р и а н т – с соратниками.
III в а р и а н т – с жителями Белогорской крепости.
IV в а р и а н т – с Савельичем.
Самостоятельно записать в тетрадь обобщённый ответ на вопрос первого
варианта после выслушивания ответов.
IV. Чтение повести.
Самостоятельное чтение главы X.
З а д а н и е . Сопоставьте картины военных советов, на которых
присутствовал Гринёв: в Белогорской крепости (пирушка у Пугачёва) и в
Оренбурге, отношение генерала и Пугачева к любовному чувству Гринёва.
Что даёт такое сопоставление для понимания характера Пугачёва?
Это задание выполняется устно, можно и нужно ссылаться на текст,
зачитывать фразы, подтверждающие правильность утверждения.
Домашнее задание. Дочитать повесть. Индивидуальное задание: письменно
подготовить ответ на вопрос «Почему Пугачёв освободил Машу
Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Методическая разработка урока литературы "Пугачев и Петр Гринев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.