Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
06.07.2017
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"
Воспитание патриотизма закладывается с ранних лет, и пятый класс – это оптимальный возраст для того, чтобы ребята осознанно подошли к этому понятию. Методическая разработка данного урока очень понравилась членам жюри конкурса «Мой лучший урок» в Москве, которых восхитило то , что я работаю в сельской малокомплектной школе и распространяю свой педагогический опыт на таком уровне. Данная методическая разработка принесла мне 3 место в этом конкурсе и медаль «За службу образованию».. Ценность этого урока в том, что здесь представлены стихи о ВОВ, сочиненные самими детьми, а сам урок построен на взаимосвязи литературного и местного материалов. В исполнении перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», состоявшегося 25 января 2016году, направленных на массовое вовлечение обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и традиций народов Оренбуржья в 2015-2016у.гг, мой урок, как нельзя кстати, реализует заветы Президента Российской Федерации, который я разработала и внедрила в образовательный процесс в 2012 году, то есть предварила видение В.В.Путина заранее.
дети и война Бархатова Л.П..doc
1 Аннотация.  Воспитание   патриотизма   закладывается   с   ранних   лет,   и   пятый   класс   –   это оптимальный   возраст   для   того,   чтобы   ребята   осознанно   подошли   к   этому   понятию. Методическая   разработка   данного   урока   очень   понравилась   членам   жюри   конкурса   «Мой лучший урок» в Москве, которых восхитило то , что я работаю в сельской малокомплектной школе   и   распространяю   свой   педагогический   опыт   на   таком   уровне.   Данная   методическая разработка   принесла   мне   3   место   в   этом   конкурсе   и   медаль   «За   службу   образованию».. Ценность этого урока в том, что здесь представлены стихи о ВОВ, сочиненные самими детьми, а сам урок построен на взаимосвязи литературного и местного материалов.                В исполнении перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»,   состоявшегося     25   января   2016году,   направленных   на   массовое   вовлечение обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и традиций народов Оренбуржья в 2015­ 2016у.гг,   мой урок, как нельзя кстати, реализует заветы Президента Российской Федерации, который я разработала и внедрила в образовательный процесс в 2012 году, то есть предварила видение В.В.Путина заранее. Тема: «Дети и война. Чтобы помнили.» Цели урока:  Общая характеристика военных лет;  Краткое знакомство с жизнью А.Т.Твардовского;  Работа над выразительным чтением;  Формирование навыков анализа лирического стихотворение;  Война глазами детей как фактор воспитания нравственных качеств человека. Повторение: литературоведческие понятия. Теория литературы: баллада. План урока. 1. Эмоциональный настрой учащихся на урок. 2. Проверка домашнего задания. 3. Сообщение темы урока (запись в тетрадях ). 4. Постановка целей учащимися. 5. Знакомство с личностью А.Т.Твардовского в Интернете. 6. Слово учителя. 7. Прослушивание стихотворения «Рассказ танкиста» по фонохрестоматии. 8. Беседа по первичному восприятию текста. 9. Физминутка. 10. Анализ стихотворения. 11. Работа над выразительным чтением. 12. Фотографы и художники о ВОВ. 13. Чтение стихотворений, написанных сверстниками о ВОВ. 14. Рефлексия. Домашнее задание. Ход урока. 1.Мобилизационное начало урока. 2.Проверка домашнего задания. тест. 1.Лирика­это: А.Род литературы,который требует сжатой выразительной речи. Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области 2 Б.Род литературы, который требует постановки произведения на сцене. В.Род   литературы,   в   котором   изображены   законченные   характеры,   действующие   в различных обстоятельствах. 2.Выберите жанр лирики. А.Рассказ. Б.Сказка. В.Стихотворение. 3.Найдите двусложные размеры стиха. А.Амфибрахий. Б.Анапест. В.Ямб. Г.Дактиль. Д.Хорей. 4.Строфа­это: А.Группа строк, составляющих единство. Б.Расположение, построение произведения. В.Момент наивысшего напряжения в художественном произведении. 5.Рифма­это: А.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления. Б.Созвучие окончаний стихотворных строк. В.Необычный порядок слов. 3.Знкомство с личность А.Т.Твардовского на сайте Интернета. 4.Вступительное слово учителя на фоне музыки военных лет. Течёт река времени. Минуло почти 67 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны.      Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 года остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей ВОВ нашего народа, наших детей.     Дети встретили войну в разном возрасте. Кто­то совсем крохой, кто­то подростком, кто­ то на пороге юности. Война застала их в столичных городах ,маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.        Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражала его чувства, мысли и чаяния, оплакивала утраты и воспевала победы.        Героическое прошлое нашей Родины отражено в фольклоре, литературе и искусстве позднейших эпох. Народ помнит своих литературных стражей – Илью Муромца и Добрыню Никитича.      Судьба России сложилась так, что ей пришлось не однажды защищать свои границы от захватчиков, посягавших на её свободу.     На интерактивной доске изображено : 1610                     1709               1812                 1915                      1941        ­На какие исторические события указывают эти даты? (Дети делятся на пять групп и сообща находят ответ)  1610 – Польская интервенция  1709 – Северная война со шведами  1812 – Отечественная война с французами (в этом году отмечается 200­летие ). Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области 3 1915­ 1 мировая война 1941 – начало ВОВ         М.С.Алигер,   О.Ф.Бергольц,   А.В.Суркова,     4.Тема   нашего   сегодняшнего   урока:   «Дети   и   война.Чтобы   помнили.   (на   примере   Поэтическая   летопись   ВОВ   создавалась   стихотворениями,   поэмами,   песнями   А.Т.Твардовского,        ­ Произведение какого поэта о войне 1812 года мы изучали в этом году и как оно называется? ( М.Ю.Лермонтов «Бородино» ).   М.В.Исаковского, К.М.Симонова и других замечательных поэтов.   стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» (1910­1971).)        Прочитайте статью учебника о Твардовском и выпишите основополагающие даты его жизни и творчества. (1910 – родился на хуторе Загорье в семье кузнеца. С 14 лет начинает писать заметки в газеты. В 20 лет поступает в Смоленский институт. В 26 лет переезжает в Москву. Во время ВОВ – военный корреспондент, писал стихи и поэмы о войне.)       Среди многих его произведений есть уникальное стихотворение «Рассказ танкиста» , в котором рассказывается о мальчике, вашем сверстнике, участнике военных событий.     5.Познакомимся с ним(слушание фонохрестоматии).     6.Беседа после первичного восприятия текста.  Какова тема и идея этого стихотворения?  Как характеризует мальчика автор? «лет10 – 12, бедовый, из тех, что главарями у детей»  Почему именно такой мальчик мог стать участником этого события?  Можно ли поступок мальчика считать геройским? ( Да, ведь он мог погибнуть.)  Как рассказчик поблагодарил мальчика?( «Спасибо, хлопец! – и руку как товарищу пожал.)  Почему рассказчик не может простить себе, что забыл спросить имя мальчика?  А как вы думаете , ребята, во время войны гибли дети? 7.Физминутка (почтим память погибших минутой молчания). 8.Анализ стихотворения.  Как вы понимаете следующие слова и выражения?       «всё нынче как спросонку» «бедовый, из тех, что главарями у детей» «а он гвоздит – не выглянуть из башен» «…за каким домишкой он примостился…» «…заходим в тыл и полный газ даём…» «и эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый , жирный чернозём» 9.Теория литературы. Баллада  –   стихотворение,   в   основе   которого   лежит   чаще   всего   историческое   событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.     ­ Обладает ли это стихотворение признаками баллады? Какими?     10.Работа в парах.  Определите   размер,   которым   написано   стихотворение.   (   Ямб.   «Бородино»   тоже написано ямбом, почему? ) Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области 4  Найдите   и   запишите   в   тетрадях   средства   художественной   выразительности, которыми пользовался автор при создании стихотворения.(Эпитеты – трудный бой, бедовый   парнишка;сравнение   –   как   спросонку   ;   переносное   значение   –   гвоздит; инверсия   –   подбежал   парнишка.   Диалог,   разговорная   лексика,   односоставные предложения, что придаёт динамичность, яркость, образность содержанию.  11.Работа над выразительным чтением.          Из – за диалога стихотворение приобретает удивительное звучание, которое ребята должны воспроизвести. Особое внимание уделяется интонированию.  12.Вторая стадия рефлексии.  На войне имело место для отдыха?  Как отдыхали?  К теме ВОВ обращались не только писатели, поэты, музыканты, но и художники, фотографы.  Это произведения эпохи ВОВ и после неё ( показ иллюстраций ).  Как вы, думаете, ребята, почему художники обращались к теме войны по окончании её?  Нужно ли помнить события и героев тех лет? В подтверждении ваших слов прочитаем стихотворение Д,Самойлова «Я зарастаю памятью» Я зарастаю памятью Как лесом зарастает пустошь. И птицы – память по утрам поют, И ветер – память по ночам гудит, Деревья – память целый день лепечут. Но в памяти моей такая скрыта мощь, Что возвращает образы и множит… Шумит, не умолкая, память – дождь,  И память – снег летит и пасть не может.     ­ Какие образы памяти изобразил поэт в этом стихотворении? 13.Релаксация.     Напишите синквейн по нашему уроку. 14.Домашнее задание. 15.знакомство с творчеством сверстников. Война. Был трудный бой, Всё грохотало, Везде была сплошная кровь. Везде лежали труп на трупе. Горел пожар на поле боевом. Гремели пушки, пули пели, Взрывались бомбы каждый раз. И одного лишь мы хотели, Чтоб выжить в этот трудный час. И вновь стрельба, И снова потемнело. И в бой мы с ружьями бежим. Себя в бою не пожалеем, А Родину не отдадим. Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области 5 Варкова Ольга Сергеевна. Памяти прадедам посвящается. Война – какое далёкое слово, Дай Бог, чтоб никто никогда Не провожал родных своих снова В страшное пекло, как это было тогда… В сорок первом… Мои прадеды все воевали, Долг Родине и близким отдали. В сорок втором Сорокин Фёдор Зимой холодною убит. Лежит в земле чужой. Кряжев Иван, лейтенант. В сорок пятом у дома, в Башкирии, Руки предателя жизнь его прекратили. Иван Ефимович, разведчик. Вся гимнастёрка в наградах, А под гимнастёркой – увечья, Что заставляют боль помнить вечно. Добрым был, До первого внука лишь год не дожил. Данил Терентьевич – связист. На Рейхстаге написал: «Выкуси, фашист!» Три Ордена Славы, медали, А Звезду Героя не дали, И не потому, что не заслужил, А потому, что в партию не вступил. Много чего о войне мне деды рассказали. Александр Иванович, как ранение получил И полгода в госпитале между жизнью и смертью был, А ему было всего восемнадцать… Страшное слово – война. Дай Бог, чтоб не повторилась она НИКОГДА! Вечная память павшим… Ученица МБОУ «Алмалинская СОШ» Варкова Ольга. Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Дети и война. Чтобы помнили"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017