Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Поможет учителю учить обучающихся видению способов передачи душевного состояния лирического героя; выделять признаки элегического жанра. Формировать чуткое внимательное отношение к слову, любовь к поэзии. Развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, умения осмысленного выразительного чтения стихотворений
Иконка файла материала Конспект урока литературы в 9 классе А.С.Пушкин..doc
Аннотация: данный урок показывает объединение метода проектов  и  использование УУД по новым ФГОСам. Класс Предмет Тема: 9 Литература Любовная лирика  А.С.Пушкина Учить видению способов  передачи душевного  состояния лирического  героя; выделять признаки  элегического жанра. Формировать чуткое  внимательное отношение к  слову, любовь к поэзии. Развивать познавательные  интересы, учебную  мотивацию Портрет А.С.Пушкина,  портреты адресатов любви  лирики Пушкина  (презентация) Цели: Оборудование: Ход урока: Коммуникативные УУД: а) формирование  социальной  компетентности;       б) умение слушать 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Эмоционально­ эстетический настрой. В отличии от дружбы, в которой Пушкин  ценил постоянство, верность; любовь  рассматривалась им как чувство  преходящее. Оно, подобно буре властно  захватывало поэта, давало ему мощный  источник вдохновения, лишало его свободы,  подчиняя «страстям мятежным». Но, как  ,всякая буря, угасало, превращаясь в  «погасший пепел», «цветок засохший,  бездыханный». Пушкин не искал вечной  любви, весной для него была только  потребность любить. В жизни поэта были  многочисленные опыты в духе «науки  страсти нежной», ему хорошо знакомо все,  что составляет круг любовных отношений:  признания и клятвы, разуверия и измены,                                                                                                         Бархатова Людмила Павловна 1«могучая страсть» и мягкая нежность.      Любовь для Пушкина – лирика­ предмет  высокой поэзии. Она словно выведена за  пределы быта, житейской  «прозы»,»стихотворения, коих цель горячих  воображение любострастными описаниями, ­ подчеркивал Пушкин, ­ унижает поэзию».  Стихи Пушкина – вовсе не дневник его  любовных побед и поражений. В них мы  находим то, чего не в состоянии дать ни  одно биографическое «разыскание»,  касающееся любовных увлечений Пушкина.  В них запечатлена не только  психологическая правда любовных  переживаний, но и выражены философские  представления поэта о женщине как об  источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он  воспел Женщину.  3. Сообщение темы. Постановка цели  учащимися. 4. Давайте убедимся в этом, прочитав  стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил» Выразительное чтение стихотворения. ­ В стихотворении «Я вас любил»  много  психологических деталей: Какие?(оживает  любовь­воспоминание) ­ Какая это была любовь?(невысказанная,  «безмолвная», не связанная с надеждами на  взаимность) ­ Как поэт подчеркивает силу прошедшей  любви?      ­ тонко, деликатно, желая, чтобы  «другой» любил женщину так же искренне и  нежно, как он) ­ Есть ли описание возлюбленной поэта в  тексте (нет; черты возлюбленных – сквозь  дымку воспоминаний и снов) 4. Сообщение учащихся. (Проект) Впервые Пушкин встретился …  В своих воспоминаниях А.п.Керн пишет … Вспоминая момент … Регулятивные УУД: ­ целеполагание ­постановка и  формулирование проблемы. Логические УУД: ­анализ текста С целью выделения  существенных и  несущественных признаков. ­ разграничение основной и  второстепенной  информации ­рефлексивное чтение ­интерпретация текста                                                                                                        Бархатова Людмила Павловна 2Логические УУД: ­выдвижение гипотез и их  обоснование ­рефлексивное чтение ­интерпретация текста ­ умение произвольно  строить монологическую и  диалогическую  контекстную речь. ­ Что могло стать причиной замешательства  поэта?      Попробуем найти ответ в самом  стихотворении. ­ Как вы можете охарактеризовать  отношение автора послания к своему  адресату? (преклоняется) ­ С кем сравнивает Пушкин героиню?  Найдите сравнения. ­ Как воссоздана в стихотворении духовная  жизнь поэта? ­ в чем смысл «кольцевой» композиции,  повторов? 5. Существует два варианта стихотворения. 1 вариант. М.Н.Раевская­Волконская. 2 вариант. Н.Н.Гончаровой.      Однако до сих пор в разных изданиях мы  найдем сведения о разных адресатах этого  стихотворения ­ Но чего добивался А.С.Пушкин, так  кропотливо работая над стихотворением?  (рукописи)      Мне кажется, ответ нужно искать в  биографии поэта. Обратим внимание на дату написания стихотворения и воспоминания,  какие события в жизни поэта  предшествовали этому.      Стихотворение датировано 15.05.1829 г. 1.5.1829 г. Пушкин сделал предложение  Н.Н.Гончаровой и получив  уклончивый ответ, в смятении  уехал на Кавказ, где в то время  шла война с горцами.      Вот так пишет Пушкин об этом периоде. ­ О чем говорит синтаксический строй  предложений? (взволнованность) (Хотя письмо написано год спустя)      Для нас очевидна автобиографичность  стихотворения «На холмах Грузии»                                                                                                        Бархатова Людмила Павловна 3Уже В.Ф.Вяземская посылая в Сибирь  литературные новинки, написала, что это  стихотворение посвящено Н.Н.Гончаровой.      Итак, печаль поэта полна ею,  Н.Н.Гончаровой. (портрет кисти Брюллова)  ­  Назовите жанр стихотворения (Элегия) ­ Главное настроение (Грусть) ­ Какая именно грусть? (Светлая) ­ С чего начинается стихотворение? (С пейзажа) ­ Какова роль пейзажа? (психологический  параллелизм) ­ Вспомним, в каких известных вам строках из  произведений А.С.Пушкина мгла  ассоциируется с печалью? ­ С чем ассоциируется шумящая Арагва? ­ Назовите состояние лирического героя? ­ Лирический герой сосредоточен: зрением Лежит мгла – метафора Шумом: шумит Арагва. ­ Чем является пейзаж? (Одним из способов  выражения грусти лирического героя) ­ Назовите словесные повторы? ­ Какова их роль? ­ С какой интонацией их нужно читать? (раздумья – спокойно) ­ с интонацией утверждения – взволнованно ­ Назовите синонимы – сущ. В порядке  возрастания чувств (грусть, печаль, уныние) ­ Как называется прием нагнетания? (градация) ­ Как расположены глаголы? (в порядке  убывания чувств) ­ О чем это свидетельствует? (об избавлении от  воспоминаний) ­ Что выявляют повторы и синонимы? (глубину переживаний лирического героя) ­ А какие строки передают состояние души  лирического героя? (мне грустно и легко,  печаль моя светла) ­ Нет ли здесь противоречия? (Есть) ­ Как называется прием совмещение  несовместимого?(……) ­ Какова роль этих смысловых контрастов?                                                                                                         Бархатова Людмила Павловна 4(коротко, метко, афористично)      У каждого из нас, наверное, были в жизни  моменты, когда было трудно определить и  выразить свое состояние души. Трудно это и лирическому герою. В его душе  радость , грусть соседствуют.  ­ Почему радость? (Любовь) ­ Почему грусть? (Воспоминание) Ответ на этот вопрос  содержится в письме  А.С.Пушкина матери Н.Н.Гончаровой. «На коленях ….» ­ Как по­вашему, настроение этого письма  нашло отражение в стихотворении «На холмах  Грузии»? (лучше и не скажешь: «Печаль моя  полна тобою)      Это то главное, что хотел сказать автор,  имея в виду образ «небесного существа» ­  Н.Н.Гончаровой. ­ Найдите в стихотворении примеры инверсии. (лежит мгла, шумит Арагва, печаль моя, унынья моего, не любить оно не может) ­ Какова ее роль? (значение и мелодич.) ­ Посмотрим, а «помогает» ли ритмико­ интонационный строй поэтической речи в  передаче чувств лирического героя? ­ определите стихотворный размер (6­ стоп.ямб;4­стоп.ямб.) ­ Обратите внимание, что четные строки,  короче нечетных на три слога. Почему?  (взволнованность) ­ Не вызывают ли строки с разным количеством  слогов диссонанса в звучании ? (нет) ­ Почему это происходит?(рифма перекрестная ад ад,сд сд + построчное чередование мужской  и женской рифмы: мж мж мж.      В укороченных строках – женская рифма –  большая мелодичность и протяженность в  сравнении с мужской. ­ Какой выбор лексики? (нейтральный) ­ Цель (Приглушение интонации) ­ В стихотворении нет ни одного непонятного  слова.                                                                                                        Бархатова Людмила Павловна 5­ Обратите внимание на строфику  стихотворения (двустишия – классическое  требование жанра элегии)      Ю.Лотман заметил, что длинные нечетные  строки делают как бы экспозицию мысли, а  краткие четные – развивают или поясняют его. ­ Проделанная работа позволяет нам  охарактеризовать композицию этого  стихотворения. Какова она? (3­х частях) 1 часть – пейзаж 1.2 строки 2 часть – размышления лирического героя. (3­6 строки) 3 часть – вывод, к которому приходит  лирический герой. ­ Попытаемся выразить состояние лирического  героя  в цвете (контрастность) ­ А на чем основана музыкальность этого  стихотворения? (аллитерация, ассоциация,  точные рифмы, построчное чередование: м. и ж. рифм и строк с разным количеством слогов)      «Музыкой души» , «мелодией сердца»  назвал В.Г. Белинский стихи Пушкина. Мне  кажется,  эти слова очень подходят именно к  этому стихотворению.      ­ А какую музыку слышите вы? (скрипка,  флейта : тихо – нарастание звука) ( Прослушаем романс Н.Римского­Корсакова  «На холмах Грузии») ­ Насколько, по вашему мнению, музыка и  исполнение отвечают духу стихотворения  Пушкина? ­ А как это стихотворение характеризуют   художники слова ? (это творение мастера в  расцвете творческой силы)      Несмотря на то,  что стихотворение создано  180 лет назад – оно современно, т.к. написано  на вечную тему – любовь!      Любовь облагораживает душу, вызывает  желание самосовершенствоваться.      Хотя стихотворение невелико по объему, его ­ поиск конкретной  информации ­ умение связывать  информацию,  обнаруженную в тексте, со  знаниями из других  источников, уценить ее,  исходя из своих  представлений о мире,  найти доводы в защиту  своей точки зрения.                                                                                                        Бархатова Людмила Павловна 6содержание позволяет узнать много, ход   рассуждения лирического героя, грусть­  радость.  ­ Осталось ли у вас после прочтения  стихотворения тягостное чувство грусти?  Тревоги? Внутреннего дискомфорта? (Нет.­ просто, понятно, изящно и гармонично)      Гармония с миром начинается внутри  каждого из нас.      А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции,  чувств. Именно  поэтому, по словам  Белинского, читая его творения, можно  превосходным образом воспитать в себе  человека Домашнее   задание: выучить стихотворение  наизусть, самим сочинить стихотворение.(мини­ проект)                                                                                                        Бархатова Людмила Павловна 7

Посмотрите также