данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Поможет учителю учить обучающихся видению способов передачи душевного состояния лирического героя; выделять признаки элегического жанра.
Формировать чуткое внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.
Развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, умения осмысленного выразительного чтения стихотворений
Аннотация: данный урок показывает объединение метода проектов и
использование УУД по новым ФГОСам.
Класс
Предмет
Тема:
9
Литература
Любовная лирика
А.С.Пушкина
Учить видению способов
передачи душевного
состояния лирического
героя; выделять признаки
элегического жанра.
Формировать чуткое
внимательное отношение к
слову, любовь к поэзии.
Развивать познавательные
интересы, учебную
мотивацию
Портрет А.С.Пушкина,
портреты адресатов любви
лирики Пушкина
(презентация)
Цели:
Оборудование:
Ход урока:
Коммуникативные УУД:
а) формирование
социальной
компетентности;
б) умение слушать
1. Организационный момент.
2. Слово учителя. Эмоционально
эстетический настрой.
В отличии от дружбы, в которой Пушкин
ценил постоянство, верность; любовь
рассматривалась им как чувство
преходящее. Оно, подобно буре властно
захватывало поэта, давало ему мощный
источник вдохновения, лишало его свободы,
подчиняя «страстям мятежным». Но, как
,всякая буря, угасало, превращаясь в
«погасший пепел», «цветок засохший,
бездыханный». Пушкин не искал вечной
любви, весной для него была только
потребность любить. В жизни поэта были
многочисленные опыты в духе «науки
страсти нежной», ему хорошо знакомо все,
что составляет круг любовных отношений:
признания и клятвы, разуверия и измены,
Бархатова Людмила Павловна
1«могучая страсть» и мягкая нежность.
Любовь для Пушкина – лирика предмет
высокой поэзии. Она словно выведена за
пределы быта, житейской
«прозы»,»стихотворения, коих цель горячих
воображение любострастными описаниями,
подчеркивал Пушкин, унижает поэзию».
Стихи Пушкина – вовсе не дневник его
любовных побед и поражений. В них мы
находим то, чего не в состоянии дать ни
одно биографическое «разыскание»,
касающееся любовных увлечений Пушкина.
В них запечатлена не только
психологическая правда любовных
переживаний, но и выражены философские
представления поэта о женщине как об
источнике красоты, гармонии, неизъяснимых
наслаждений. Пушкин любил женщин, он
воспел Женщину.
3. Сообщение темы. Постановка цели
учащимися.
4. Давайте убедимся в этом, прочитав
стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил»
Выразительное чтение стихотворения.
В стихотворении «Я вас любил» много
психологических деталей: Какие?(оживает
любовьвоспоминание)
Какая это была любовь?(невысказанная,
«безмолвная», не связанная с надеждами на
взаимность)
Как поэт подчеркивает силу прошедшей
любви?
тонко, деликатно, желая, чтобы
«другой» любил женщину так же искренне и
нежно, как он)
Есть ли описание возлюбленной поэта в
тексте (нет; черты возлюбленных – сквозь
дымку воспоминаний и снов)
4. Сообщение учащихся. (Проект)
Впервые Пушкин встретился …
В своих воспоминаниях А.п.Керн пишет …
Вспоминая момент …
Регулятивные УУД:
целеполагание
постановка и
формулирование проблемы.
Логические УУД:
анализ текста
С целью выделения
существенных и
несущественных признаков.
разграничение основной и
второстепенной
информации
рефлексивное чтение
интерпретация текста
Бархатова Людмила Павловна
2Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
рефлексивное чтение
интерпретация текста
умение произвольно
строить монологическую и
диалогическую
контекстную речь.
Что могло стать причиной замешательства
поэта?
Попробуем найти ответ в самом
стихотворении.
Как вы можете охарактеризовать
отношение автора послания к своему
адресату? (преклоняется)
С кем сравнивает Пушкин героиню?
Найдите сравнения.
Как воссоздана в стихотворении духовная
жизнь поэта?
в чем смысл «кольцевой» композиции,
повторов?
5. Существует два варианта стихотворения.
1 вариант. М.Н.РаевскаяВолконская.
2 вариант. Н.Н.Гончаровой.
Однако до сих пор в разных изданиях мы
найдем сведения о разных адресатах этого
стихотворения
Но чего добивался А.С.Пушкин, так
кропотливо работая над стихотворением?
(рукописи)
Мне кажется, ответ нужно искать в
биографии поэта. Обратим внимание на дату
написания стихотворения и воспоминания,
какие события в жизни поэта
предшествовали этому.
Стихотворение датировано 15.05.1829 г.
1.5.1829 г. Пушкин сделал предложение
Н.Н.Гончаровой и получив
уклончивый ответ, в смятении
уехал на Кавказ, где в то время
шла война с горцами.
Вот так пишет Пушкин об этом периоде.
О чем говорит синтаксический строй
предложений? (взволнованность)
(Хотя письмо написано год спустя)
Для нас очевидна автобиографичность
стихотворения «На холмах Грузии»
Бархатова Людмила Павловна
3Уже В.Ф.Вяземская посылая в Сибирь
литературные новинки, написала, что это
стихотворение посвящено Н.Н.Гончаровой.
Итак, печаль поэта полна ею,
Н.Н.Гончаровой. (портрет кисти Брюллова)
Назовите жанр стихотворения (Элегия)
Главное настроение (Грусть)
Какая именно грусть? (Светлая)
С чего начинается стихотворение? (С пейзажа)
Какова роль пейзажа? (психологический
параллелизм)
Вспомним, в каких известных вам строках из
произведений А.С.Пушкина мгла
ассоциируется с печалью?
С чем ассоциируется шумящая Арагва?
Назовите состояние лирического героя?
Лирический герой сосредоточен: зрением
Лежит мгла – метафора
Шумом: шумит Арагва.
Чем является пейзаж? (Одним из способов
выражения грусти лирического героя)
Назовите словесные повторы?
Какова их роль?
С какой интонацией их нужно читать?
(раздумья – спокойно)
с интонацией утверждения – взволнованно
Назовите синонимы – сущ. В порядке
возрастания чувств (грусть, печаль, уныние)
Как называется прием нагнетания? (градация)
Как расположены глаголы? (в порядке
убывания чувств)
О чем это свидетельствует? (об избавлении от
воспоминаний)
Что выявляют повторы и синонимы?
(глубину переживаний лирического героя)
А какие строки передают состояние души
лирического героя? (мне грустно и легко,
печаль моя светла)
Нет ли здесь противоречия? (Есть)
Как называется прием совмещение
несовместимого?(……)
Какова роль этих смысловых контрастов?
Бархатова Людмила Павловна
4(коротко, метко, афористично)
У каждого из нас, наверное, были в жизни
моменты, когда было трудно определить и
выразить свое состояние души.
Трудно это и лирическому герою. В его душе
радость , грусть соседствуют.
Почему радость? (Любовь)
Почему грусть? (Воспоминание)
Ответ на этот вопрос содержится в письме
А.С.Пушкина матери Н.Н.Гончаровой.
«На коленях ….»
Как повашему, настроение этого письма
нашло отражение в стихотворении «На холмах
Грузии»? (лучше и не скажешь: «Печаль моя
полна тобою)
Это то главное, что хотел сказать автор,
имея в виду образ «небесного существа»
Н.Н.Гончаровой.
Найдите в стихотворении примеры инверсии.
(лежит мгла, шумит Арагва, печаль моя, унынья
моего, не любить оно не может)
Какова ее роль? (значение и мелодич.)
Посмотрим, а «помогает» ли ритмико
интонационный строй поэтической речи в
передаче чувств лирического героя?
определите стихотворный размер (6
стоп.ямб;4стоп.ямб.)
Обратите внимание, что четные строки,
короче нечетных на три слога. Почему?
(взволнованность)
Не вызывают ли строки с разным количеством
слогов диссонанса в звучании ? (нет)
Почему это происходит?(рифма перекрестная
ад ад,сд сд + построчное чередование мужской
и женской рифмы: мж мж мж.
В укороченных строках – женская рифма –
большая мелодичность и протяженность в
сравнении с мужской.
Какой выбор лексики? (нейтральный)
Цель (Приглушение интонации)
В стихотворении нет ни одного непонятного
слова.
Бархатова Людмила Павловна
5 Обратите внимание на строфику
стихотворения (двустишия – классическое
требование жанра элегии)
Ю.Лотман заметил, что длинные нечетные
строки делают как бы экспозицию мысли, а
краткие четные – развивают или поясняют его.
Проделанная работа позволяет нам
охарактеризовать композицию этого
стихотворения. Какова она?
(3х частях)
1 часть – пейзаж 1.2 строки
2 часть – размышления лирического героя.
(36 строки)
3 часть – вывод, к которому приходит
лирический герой.
Попытаемся выразить состояние лирического
героя в цвете (контрастность)
А на чем основана музыкальность этого
стихотворения? (аллитерация, ассоциация,
точные рифмы, построчное чередование: м. и ж.
рифм и строк с разным количеством слогов)
«Музыкой души» , «мелодией сердца»
назвал В.Г. Белинский стихи Пушкина. Мне
кажется, эти слова очень подходят именно к
этому стихотворению.
А какую музыку слышите вы? (скрипка,
флейта : тихо – нарастание звука)
( Прослушаем романс Н.РимскогоКорсакова
«На холмах Грузии»)
Насколько, по вашему мнению, музыка и
исполнение отвечают духу стихотворения
Пушкина?
А как это стихотворение характеризуют
художники слова ? (это творение мастера в
расцвете творческой силы)
Несмотря на то, что стихотворение создано
180 лет назад – оно современно, т.к. написано
на вечную тему – любовь!
Любовь облагораживает душу, вызывает
желание самосовершенствоваться.
Хотя стихотворение невелико по объему, его
поиск конкретной
информации
умение связывать
информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников, уценить ее,
исходя из своих
представлений о мире,
найти доводы в защиту
своей точки зрения.
Бархатова Людмила Павловна
6содержание позволяет узнать много, ход
рассуждения лирического героя, грусть
радость.
Осталось ли у вас после прочтения
стихотворения тягостное чувство грусти?
Тревоги? Внутреннего дискомфорта?
(Нет. просто, понятно, изящно и гармонично)
Гармония с миром начинается внутри
каждого из нас.
А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции,
чувств. Именно поэтому, по словам
Белинского, читая его творения, можно
превосходным образом воспитать в себе
человека
Домашнее задание: выучить стихотворение
наизусть, самим сочинить стихотворение.(мини
проект)
Бархатова Людмила Павловна
7