Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
26.04.2018
данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Поможет учителю учить обучающихся видению способов передачи душевного состояния лирического героя; выделять признаки элегического жанра.
Формировать чуткое внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.
Развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, умения осмысленного выразительного чтения стихотворений
Конспект урока литературы в 9 классе А.С.Пушкин..doc
Аннотация: данный урок показывает объединение метода проектов и
использование УУД по новым ФГОСам.
Класс
Предмет
Тема:
9
Литература
Любовная лирика
А.С.Пушкина
Учить видению способов
передачи душевного
состояния лирического
героя; выделять признаки
элегического жанра.
Формировать чуткое
внимательное отношение к
слову, любовь к поэзии.
Развивать познавательные
интересы, учебную
мотивацию
Портрет А.С.Пушкина,
портреты адресатов любви
лирики Пушкина
(презентация)
Цели:
Оборудование:
Ход урока:
Коммуникативные УУД:
а) формирование
социальной
компетентности;
б) умение слушать
1. Организационный момент.
2. Слово учителя. Эмоционально
эстетический настрой.
В отличии от дружбы, в которой Пушкин
ценил постоянство, верность; любовь
рассматривалась им как чувство
преходящее. Оно, подобно буре властно
захватывало поэта, давало ему мощный
источник вдохновения, лишало его свободы,
подчиняя «страстям мятежным». Но, как
,всякая буря, угасало, превращаясь в
«погасший пепел», «цветок засохший,
бездыханный». Пушкин не искал вечной
любви, весной для него была только
потребность любить. В жизни поэта были
многочисленные опыты в духе «науки
страсти нежной», ему хорошо знакомо все,
что составляет круг любовных отношений:
признания и клятвы, разуверия и измены,
Бархатова Людмила Павловна
1 «могучая страсть» и мягкая нежность.
Любовь для Пушкина – лирика предмет
высокой поэзии. Она словно выведена за
пределы быта, житейской
«прозы»,»стихотворения, коих цель горячих
воображение любострастными описаниями,
подчеркивал Пушкин, унижает поэзию».
Стихи Пушкина – вовсе не дневник его
любовных побед и поражений. В них мы
находим то, чего не в состоянии дать ни
одно биографическое «разыскание»,
касающееся любовных увлечений Пушкина.
В них запечатлена не только
психологическая правда любовных
переживаний, но и выражены философские
представления поэта о женщине как об
источнике красоты, гармонии, неизъяснимых
наслаждений. Пушкин любил женщин, он
воспел Женщину.
3. Сообщение темы. Постановка цели
учащимися.
4. Давайте убедимся в этом, прочитав
стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил»
Выразительное чтение стихотворения.
В стихотворении «Я вас любил» много
психологических деталей: Какие?(оживает
любовьвоспоминание)
Какая это была любовь?(невысказанная,
«безмолвная», не связанная с надеждами на
взаимность)
Как поэт подчеркивает силу прошедшей
любви?
тонко, деликатно, желая, чтобы
«другой» любил женщину так же искренне и
нежно, как он)
Есть ли описание возлюбленной поэта в
тексте (нет; черты возлюбленных – сквозь
дымку воспоминаний и снов)
4. Сообщение учащихся. (Проект)
Впервые Пушкин встретился …
В своих воспоминаниях А.п.Керн пишет …
Вспоминая момент …
Регулятивные УУД:
целеполагание
постановка и
формулирование проблемы.
Логические УУД:
анализ текста
С целью выделения
существенных и
несущественных признаков.
разграничение основной и
второстепенной
информации
рефлексивное чтение
интерпретация текста
Бархатова Людмила Павловна
2 Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
рефлексивное чтение
интерпретация текста
умение произвольно
строить монологическую и
диалогическую
контекстную речь.
Что могло стать причиной замешательства
поэта?
Попробуем найти ответ в самом
стихотворении.
Как вы можете охарактеризовать
отношение автора послания к своему
адресату? (преклоняется)
С кем сравнивает Пушкин героиню?
Найдите сравнения.
Как воссоздана в стихотворении духовная
жизнь поэта?
в чем смысл «кольцевой» композиции,
повторов?
5. Существует два варианта стихотворения.
1 вариант. М.Н.РаевскаяВолконская.
2 вариант. Н.Н.Гончаровой.
Однако до сих пор в разных изданиях мы
найдем сведения о разных адресатах этого
стихотворения
Но чего добивался А.С.Пушкин, так
кропотливо работая над стихотворением?
(рукописи)
Мне кажется, ответ нужно искать в
биографии поэта. Обратим внимание на дату
написания стихотворения и воспоминания,
какие события в жизни поэта
предшествовали этому.
Стихотворение датировано 15.05.1829 г.
1.5.1829 г. Пушкин сделал предложение
Н.Н.Гончаровой и получив
уклончивый ответ, в смятении
уехал на Кавказ, где в то время
шла война с горцами.
Вот так пишет Пушкин об этом периоде.
О чем говорит синтаксический строй
предложений? (взволнованность)
(Хотя письмо написано год спустя)
Для нас очевидна автобиографичность
стихотворения «На холмах Грузии»
Бархатова Людмила Павловна
3 Уже В.Ф.Вяземская посылая в Сибирь
литературные новинки, написала, что это
стихотворение посвящено Н.Н.Гончаровой.
Итак, печаль поэта полна ею,
Н.Н.Гончаровой. (портрет кисти Брюллова)
Назовите жанр стихотворения (Элегия)
Главное настроение (Грусть)
Какая именно грусть? (Светлая)
С чего начинается стихотворение? (С пейзажа)
Какова роль пейзажа? (психологический
параллелизм)
Вспомним, в каких известных вам строках из
произведений А.С.Пушкина мгла
ассоциируется с печалью?
С чем ассоциируется шумящая Арагва?
Назовите состояние лирического героя?
Лирический герой сосредоточен: зрением
Лежит мгла – метафора
Шумом: шумит Арагва.
Чем является пейзаж? (Одним из способов
выражения грусти лирического героя)
Назовите словесные повторы?
Какова их роль?
С какой интонацией их нужно читать?
(раздумья – спокойно)
с интонацией утверждения – взволнованно
Назовите синонимы – сущ. В порядке
возрастания чувств (грусть, печаль, уныние)
Как называется прием нагнетания? (градация)
Как расположены глаголы? (в порядке
убывания чувств)
О чем это свидетельствует? (об избавлении от
воспоминаний)
Что выявляют повторы и синонимы?
(глубину переживаний лирического героя)
А какие строки передают состояние души
лирического героя? (мне грустно и легко,
печаль моя светла)
Нет ли здесь противоречия? (Есть)
Как называется прием совмещение
несовместимого?(……)
Какова роль этих смысловых контрастов?
Бархатова Людмила Павловна
4 (коротко, метко, афористично)
У каждого из нас, наверное, были в жизни
моменты, когда было трудно определить и
выразить свое состояние души.
Трудно это и лирическому герою. В его душе
радость , грусть соседствуют.
Почему радость? (Любовь)
Почему грусть? (Воспоминание)
Ответ на этот вопрос содержится в письме
А.С.Пушкина матери Н.Н.Гончаровой.
«На коленях ….»
Как повашему, настроение этого письма
нашло отражение в стихотворении «На холмах
Грузии»? (лучше и не скажешь: «Печаль моя
полна тобою)
Это то главное, что хотел сказать автор,
имея в виду образ «небесного существа»
Н.Н.Гончаровой.
Найдите в стихотворении примеры инверсии.
(лежит мгла, шумит Арагва, печаль моя, унынья
моего, не любить оно не может)
Какова ее роль? (значение и мелодич.)
Посмотрим, а «помогает» ли ритмико
интонационный строй поэтической речи в
передаче чувств лирического героя?
определите стихотворный размер (6
стоп.ямб;4стоп.ямб.)
Обратите внимание, что четные строки,
короче нечетных на три слога. Почему?
(взволнованность)
Не вызывают ли строки с разным количеством
слогов диссонанса в звучании ? (нет)
Почему это происходит?(рифма перекрестная
ад ад,сд сд + построчное чередование мужской
и женской рифмы: мж мж мж.
В укороченных строках – женская рифма –
большая мелодичность и протяженность в
сравнении с мужской.
Какой выбор лексики? (нейтральный)
Цель (Приглушение интонации)
В стихотворении нет ни одного непонятного
слова.
Бархатова Людмила Павловна
5 Обратите внимание на строфику
стихотворения (двустишия – классическое
требование жанра элегии)
Ю.Лотман заметил, что длинные нечетные
строки делают как бы экспозицию мысли, а
краткие четные – развивают или поясняют его.
Проделанная работа позволяет нам
охарактеризовать композицию этого
стихотворения. Какова она?
(3х частях)
1 часть – пейзаж 1.2 строки
2 часть – размышления лирического героя.
(36 строки)
3 часть – вывод, к которому приходит
лирический герой.
Попытаемся выразить состояние лирического
героя в цвете (контрастность)
А на чем основана музыкальность этого
стихотворения? (аллитерация, ассоциация,
точные рифмы, построчное чередование: м. и ж.
рифм и строк с разным количеством слогов)
«Музыкой души» , «мелодией сердца»
назвал В.Г. Белинский стихи Пушкина. Мне
кажется, эти слова очень подходят именно к
этому стихотворению.
А какую музыку слышите вы? (скрипка,
флейта : тихо – нарастание звука)
( Прослушаем романс Н.РимскогоКорсакова
«На холмах Грузии»)
Насколько, по вашему мнению, музыка и
исполнение отвечают духу стихотворения
Пушкина?
А как это стихотворение характеризуют
художники слова ? (это творение мастера в
расцвете творческой силы)
Несмотря на то, что стихотворение создано
180 лет назад – оно современно, т.к. написано
на вечную тему – любовь!
Любовь облагораживает душу, вызывает
желание самосовершенствоваться.
Хотя стихотворение невелико по объему, его
поиск конкретной
информации
умение связывать
информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников, уценить ее,
исходя из своих
представлений о мире,
найти доводы в защиту
своей точки зрения.
Бархатова Людмила Павловна
6 содержание позволяет узнать много, ход
рассуждения лирического героя, грусть
радость.
Осталось ли у вас после прочтения
стихотворения тягостное чувство грусти?
Тревоги? Внутреннего дискомфорта?
(Нет. просто, понятно, изящно и гармонично)
Гармония с миром начинается внутри
каждого из нас.
А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции,
чувств. Именно поэтому, по словам
Белинского, читая его творения, можно
превосходным образом воспитать в себе
человека
Домашнее задание: выучить стихотворение
наизусть, самим сочинить стихотворение.(мини
проект)
Бархатова Людмила Павловна
7
Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Методическая разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.