Методическая разработка урока математики на тему "Умножение на двузначное число" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал содержит конспект урока. Урок составлен на основе системно - деятельностного метода. Урок содержит основные этапы. На уроке учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. В конце урока делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Иконка файла материала Математика 3 класс «Умножение на двузначное число».docx
Математика  3 класс  Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19  Петерсон, Л. Г.  Математика.  3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М.:   Ювента, 2011. Тема «Умножение на двузначное число» Цели: образовательные: –формировать умения выполнять письменное умножение на двузначное число,  используя алгоритм;  –тренировать вычислительные навыки. развивающие: – активизация познавательной деятельности учащихся; – развитие внимания, памяти; – развитие умения выбирать нужную информацию; –совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления; – развитие коммуникативных способностей учащихся; воспитывающие:  –воспитание интереса к предмету; – воспитание трудолюбия, способности к познанию. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Слайд 1) Солнышко. ­ Пусть нам всегда светит и улыбается солнышко. ­ Давайте, ребята,   Учиться считать,   Делить, умножать,   Прибавлять, вычитать.   Запомните все,   Что без точного счета   Не сдвинется  с места   Любая работа. ­ Вы согласны с этим утверждением?Даже сказочные герои осваивают математику.  Выполнив следующее задание, вы отгадаете, какой сказочный герой придет к нам на урок. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. а) Математический диктант. ­ Запишите числа:   8 654, 370 единиц, 1 сотня 2 десятка 8 единиц, 7 сотен 40 единиц, 86 десятков 7 единиц,  5 555. ­ Найдите меньшее число. (128) ­Увеличьте его в 10 раз. Запишите ответ. (1280)  ­ Найдите число, в записи которого используется одна и та же цифра. (5 555) ­ Уменьшите его на 55. Запишите ответ. (5 500) ­ Найдите число, у которого в разряде сотен записана цифра 6. (8 654) ­ Уменьшите его на 8 000. Запишите ответ. (654)  (Запись чисел в тетради 1 280, 5 500, 654) б) Проверка ­ Давайте проверим, какие числа вы записали.  (Слайд 2) (8 654, 370, 128, 740, 867, 5 555, 1 280, 5 500, 654) ­ Посмотрите на числа. (щелчок на слайде)  Каждому числу соответствует буква.  Расположите числа в порядке возрастания и узнайте имя сказочного  героя, которому  также нужна математика. в) (Слайд 3) Угадывание героя.     (Слайд 4) Мультфильм. Матроскин представляется. ­ Что можете рассказать о Матроскине? (деловой, хозяйственный, трудолюбивый, веселый,  успешный)    (Слайд 5)  Матроскин хочет обзавестись хозяйством. ­ Да, молоко и другие молочные продукты полезны, особенно растущему организму, вам.    (Слайд 6) Займемся делом.­ Давайте и мы не будем терять время, займемся делом.  г) Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.    (Слайд 7) ­ Выполните умножение в столбик. 623 * 9 = 615 * 3 = 21 * 56 = д)  Проверка. 3. Выявление причины и места затруднения. ­  В каком примере возникло затруднение? Почему? А чем он отличается от первых двух?  Почему ответы разные? ( Потому что не знаем правила) (щелчок на слайде)   ­ Чему мы должны сегодня научиться? Какова цель урока? (научиться умножать на  двузначное число) (щелчок на слайде)   ­ Определите тему урока. (Умножение на двузначное число)   (Слайд 8) Тема урока «Умножение на двузначное число»     4. Построение проекта выхода из затруднения.  ­ Какие знания нам помогут, чтобы решить новый пример? (таблица умножения, правило  умножения многозначного числа на однозначное, распределительное  свойство умножения) ­ Я предлагаю работать по следующему плану. (Слайд 9)   План­проект. 5. Реализация построенного проекта. а) – Давайте решим пример с помощью распределительного свойства умножения. 1 ученик у доски. На доске: 21*56=       Представим 56 в виде суммы разрядных слагаемых.  21* (50+6)= 21*50+21*6= 1050+126= 1176 ­ В чем заключается распределительное свойство умножения?21 *     50_                                                   6_                                                        126 1050 1176 1050 + 21 *           126 ­ Сначала мы умножили на 5 десятков, а затем на 6 единиц и полученные  результаты  сложили. Итак, мы решили пример.  Ответ: 1176 б) – А теперь решим его в столбик, использовав данное свойство умножения. 2 ученик у доски. ­ Как будем записывать? (по правилу) 21 * 56           ­ Как удобнее решать? С чего начнём умножать? На единицы или на десятки? ( Мы уже  умеем умножать на однозначные числа, значит, начнем умножать на единицы)   (Повесить эталон умножения на однозначное число на доску)   21 *     6           126      ­ На 6 единиц умножили, а что дальше? (Ещё нужно умножить 21 на 5 десятков).  Умножим…        21     *       56          126 +105       5 десятков записываю под десятками,  значит, будем записывать второе неполное  произведение со сдвигом на 1 разряд влево. ­ Складываем полученные результаты.        21       *        56     126   +   1050     1176      ­ Когда мы умножаем на десятки, то всегда в результате получаем какие числа? (круглые)   Это значит, что во втором неполном произведении всегда будет 0 единиц, его можно не  записывать, т.к. если к числу прибавить 0, то всегда получим то же самое число. Значит,  второе неполное произведение будем сдвигать на 1 разряд влево!(Слайд 10) Физкультминутка в) – Составим алгоритм умножения на двузначное число в столбик.  ­ Назовите   ……..   первый множитель,                         второй множитель, (учитель называет)  первое неполное произведение, (учитель называет)  второе неполное произведение,                                     произведение. ­ С чего начинали умножение? (с записи по правилу) (щелчок на слайде) ­ Что выполняли дальше? (умножали первый множитель на количество единиц второго  множителя, записали первое неполное произведение). (щелчок на слайде) ­ Затем что выполняли? (умножали первый множитель на количество десятков второго  множителя; записали второе неполное произведение). (щелчок на слайде) ­ И последнее наше действие? (сложили первое и второе неполные произведения,  прочитали ответ). (щелчок на слайде) г) Вывесить на доску  ­ При умножении на двузначное число, мы будем пользоваться новым эталоном.  справа эталон умножения на двузначное число.    д) Сравним составленный вами алгоритм с правилом в учебнике на стр. 25 ­ Совпадают наши выводы с текстом в учебнике? Молодцы! (Слайд 11)    ­ А теперь вернитесь к своим листочкам  и исправьте  ошибки, если они у вас были. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.   а) – Какой следующий этап нашего урока? (тренировка, закрепление, проговаривание). ­ Откройте стр. 26 №5 (б)  ­ 1 столбик. На доске решают дети с проговариванием. б) – Скажите, ребята, а подойдет ли составленный алгоритм для  умножения трехзначного числа на двузначное?  А четырехзначного на  двузначное? ­ Любое многозначное число можно умножить на двузначное,  пользуясь данным алгоритмом. Вывесить на доску справа эталон умножения трехзначного числа на двузначное. в) – Давайте решим такие примеры: стр. 26 № 5 (б) – 2 столбик        138      *     56  7728       481     *        38   18278       92      *       89     828 +   736     8188       57      *        95      285 +    513    54157. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ­ А теперь решите самостоятельно и проверьте, как усвоили решение новых примеров.  стр. 26 №5 (а) в учебнике ­ 1, 2 примеры. Сравните свои решения с эталоном на экране.  Всё ли у вас получилось? (Слайд 13)    8. Включение в систему знаний заданий на повторение. ­ Ребята, а для чего мы учимся решать примеры нового вида? Где они могут пригодиться?  (в жизни, в решении задач, выражений) ­ Давайте решим задачи. Посмотрите на экран.  (Слайд 14)   (Слайд 15)    Ученик у доски. 1. Задача. В феврале корова мурка давала 19 литров молока в сутки, что на 5 литров меньше,  чем в марте. Сколько литров молока она даст за март месяц? 1) 19+5=24 (л) – за сутки в марте 2) 24*31= 744 (л) – за март 24 *    31    24 +  72  744 Ответ: 744 литра молока даст мурка в марте.   (Слайд 16)    (Слайд 17)     2. Задача (самостоятельно) ­ Посмотрите на экран, как трудятся наши герои. Вычислите площадь огорода, если  его длина равна 25  м, а ширина 15 м. 1) 25*15=375 (м2) – S  огорода. 25   *    15  125 +  25__   375Ответ: площадь огорода 375  м2 3) Резерв: стр. 26 №4 9. Рефлексия учебной деятельности. а)  ­ Какую цель  мы ставили сегодня на уроке? Достигли? ­  Кто запомнил алгоритм умножения на двузначное число?  ­ О чем нужно помнить при умножении первого множителя на десятки второго множителя? (записываем второе неполное произведение со сдвигом на один разряд влево) ­ Кто доволен  сегодня своей работой? ­ Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? ­ Каким словом вы бы оценили свою работу? Почему? (Слайд 18)    б) – Посмотрите на героев мультфильма. Они трудолюбивые, дружные, весёлые. Вместе  работают и отдыхают. Точно, как и мы. ­ Покажите левую ладошку и мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, а  на вторую положите знания, которые вы получили на уроке. Сложите ваши знания. Что вы  чувствуете? (стали умнее, больше знать) Поаплодируйте себе. Молодцы! Я вами довольна! (Слайд 19)    Д/з.: с. 26  №5 (б) дорешать в учебнике, стр.25 (выучить правило)