Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс
Оценка 4.6

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
05.06.2018
Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ С ПРИЕМАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МЕЛОДИИ КРАЯ РОДНОГО» Цели урока: познакомить учащихся с литературными местами Саратовской области, связанными с именами поэтов и писателей; продолжать учить учащихся умению анализировать прочитанное; продолжать развивать навыки выразительного чтения; продолжать воспитывать у учащихся стремление знать и изучать историю своего края.Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс
конспект.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА­ПУТЕШЕСТВИЯ С ПРИЕМАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МЕЛОДИИ КРАЯ РОДНОГО»                                                                                             Цели   урока:   познакомить   учащихся   с   литературными   местами   Саратовской   области, связанными с именами поэтов и писателей;       продолжать учить учащихся умению анализировать прочитанное;       продолжать развивать навыки выразительного чтения;       продолжать воспитывать у учащихся стремление знать и изучать историю своего края.   Оборудование: 1. 2. 3. Литературная карта Саратовской области. Альбомы: «Мелодия Саратова», «Радищевский музей», «По залам Радищевского музея». Выставка  книг саратовских писателей. Мультимедийная презентация к уроку 4. Эпиграф урока: « Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю»                                                                                        Ефремов.                                              ХОД УРОКА. 1. явление ХIV). Фамусов и Софья. Инсценировка отрывка из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».  (Действие IV, Фамусов: Тебя, мой друг, дочка, я не оставлю,                  Ещё дни два терпение возьми:                  Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми,                  Подалее из этих мест,                  В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,                   Там будешь горе горевать,                  За пяльцами сидеть, за святцами зевать. ( Софья плачет) Ученик: Что ж Софья Павловна, не плачьте,           Мы приглашаем  Вас в Саратов,           Зевать за святцами, за пяльцами Вам не позволим!           Все лучшее в «глуши» саратовской мы Вам покажем,           О многих людях Вам расскажем.           Вы приготовьтесь слушать и смотреть.        Учитель: Вас, Софья Павловна, вас ребята и все присутствующих мы приглашаем на урок – путешествие по литературным местам Саратовской области. Помогают мне проводить урок учащиеся 9 класса.                Наш урок называется «Мелодии края родного» (имена писателей и поэтов   на карте Саратовской области).   ( Слайд 1)В ходе нашего урока мы узнаем кто из писателей и поэтов родился   в   нашем   крае,   кто   здесь   бывал   с   удовольствием   и   как   все   это   отразилось   в   их творчестве.           Ученик: (Слайд 2) Саратовская земля! Для нас этот край особенно притягателен, без этой земли нет полной картины природного облика России, её многовековой истории.            Скольких же людей, которых никогда не забудет народ, эта земля родила, вынянчила, дала им силы, впечатления.          Ученица: (Слайд 3)  Многие имена составляющие гордость русской культуры связаны с Саратовским   краем.   Это   ­   Радищев,   Державин,   Афанасий   Столыпин,   Даниил   Мордовцев, Николай   Чернышевский,   Николай   Костомаров,   Павел   Яблочков,   Владимир   Гиляровский, Николай Вавилов, Михаил Булгаков, Константин Федин, Юрий Гагарин, Лев Кассиль и многие, многие другие.                               Улицы узки у нас,                         Широка у нас летопись улиц. Вместе: В добрый путь друзья! 2.ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САРАТОВСКОМУ КРАЮ.  Краевед: Первый адрес, куда мы вас хотели бы пригласить – это трехэтажное здание, архитектурный   памятник   гражданского   зодчества   начала   ХIХ   века.   Бывший   дом   купца Михаила Андриановича Устинова, ныне Областной музей краеведения. (Слайд 4)      Чем же нас заинтересовало это здание?  Как считают краеведы, здесь праздновалась свадьба Афанасия   Столыпина  (Слайд   5)  и   внучки   владельца   дома   Марии   Устиновой,   на   которой присутствовала   старшая   сестра   жениха  (Сайд   6)  Елизавета   Алексеевна   с   внуком   Мишей Лермонтовым. Бородинский ветеран был привязан к своему двоюродному внуку, хорошо знал и ценил его поэзию. Лермонтов часто гостил у него в Москве, Петербурге и, по всей вероятности, в Саратове и Лесной Неёловке – саратовском имении Столыпина. Рассказы «дядюшки», как называл его Лермонтов, послужили одним из источников стихотворений «Поле Бородина» и «Бородино». (Слайд 7)                     ­ Скажи­ка, дядя, ведь недаром                        Москва, спалённая пожаром,                        Французу отдана?                        Ведь были ж схватки боевые,                        Да говорят ещё какие!                        Недаром помнит вся Россия                        Про день Бородина!        Литературовед:  Стихотворения другого дорогого гостя на свадьбе Столыпина – Дениса Васильевича Давыдова «Душенька» и «Бородинское поле» были сочинены и впервые прочитаны в этом же доме. (Слайд 8)                              Я люблю тебя – без ума люблю.                              О тебе одной думы думаю.                              При тебе одной сердце чувствую, Моя милая, моя душечка.                              Ты взгляни молю, на тоску мою                              И улыбкою, взглядом ласковым,                              Успокой меня беспокойного,                              Осчастливь меня несчастливого.                              Если жребий мой – умереть тоской                              Я умру любовь проклинаючи,                              Но и в смертный час воздыхаючи                              О тебе мой друг, моя душечка.          Историк: Прошлое Саратовской губернии богато историческими событиями. История… Она вызывает у нас живейший интерес.           Я приглашаю вас в век ХVIII, в заволжскую немецкую колонию Шафгаузен (ныне село Волково Марксовского района) (С лайд 9) . Здесь на Саратовской земле ярко проявился талант поэта Гаврилы Романовича Державина   Здесь на берегах Волги, занятый поимкой Пугачева, поручик Державин размышлял о судьбе народа и царей, о причинах порождающих кровавые восстания, переводил книги, писал стихи. На нашей земле будущий поэт сумел понять, что причина восстаний – «грабительство», «лихоимство» властей.                Литературовед:  В немецкой колонии Шафгаузен Державин переводит четыре оды Фридриха   Великого,  (Слайд   10)  вошедшие   в   первый   сборник   «Оды,   переведённые   и сочиненные при горе Читалагае» (1776 год).                  Державин писал, что « основание оды «Вельможа» было положено в Саратовских колониях. В этой оде поэт обличает не только вельмож , но и царей.              Нет той здесь пышности одежд,              Царей и кукол что равняет,              Наружным видом от невежд              Что имя знати получает.              Я строю гусли и тимпан;              Не ты, сидящий за кристаллом              В кивоте, блещущий металлом,              Почтен здесь будешь мой болван.      Учитель: Отточенность языка, меткость характеристик, острая сатира – эта ода, по словам профессора Благого, «должна считаться родоначальницей той гражданской поэзии, которой по праву будет гордиться позднейшая  русская литература ХIХ – ХХ веков»       Историк: И ещё немного истории.  Год 1875. Февраль. По Саратову пронесся загадочный слух – будто некий Боголюбов собирается открыть здесь Радищевский музей, который будет общедоступен. (Слайд 11)          В конце жизни Боголюбов писал: «Как странна судьба людей, и как они не ведают, что будет после с их помышлениями и деятельностью. По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева  ( Александр Николаевич  родился и провел свои детские годы в селе Верхнем Аблязове (Преображенском), которое раньше входило в Саратовскую губернию). Он был отцом моей матери. Не думал я тогда, что сделаюсь почётным гражданином этого города и что свяжу навеки радищевское имя со своим, устроив здесь музей и школу рисования».( Слайд 12)                Литературовед:  И.С.Тургенев  (Слайд 13), друживший с Боголюбовым, говорил ему: «Саратов   всегда   был     городом   передовым,   а   потому   передового   человека   он   должен возвеличить   в   лице   вашего   деда   Радищева,   который   всегда   будет   для   России   поборником освобождения крестьян».                Искусствовед:  Музей был открыт 29 июня 1885 года, основу коллекции составило собрание картин Боголюбова – это произведения Сурикова, Поленова, Нестерова, Левитана, Саврасова, Репина, Васильева Шишкина. (Слайд 14).           Перед зданием  ( Слайд 15) музея установлен бюст Н.Н.Радищева: пристальный взгляд устремлен вдаль, рука сжимает перо.        Учитель: А недавно, как сообщает газета «Город» в радищевском музее прошла выставка картин самодеятельных художников «След на земле. И души отражение».          «У стеллажей  стоял мальчуган лет десяти. Он всё и прокомментировал: «добро всегда победит зло».           Это было сказано о русских народных сказках и о баснях Крылова. Проиллюстрировал их Николай Калинович Морозов, известный в Прихоперье поэт, наш земляк, который дружен и с кистью.         Ученица: ( Слайд 16) Николай Калинович Морозов родился и вырос в нашем селе. Здесь окончил школу. Вся его жизнь – трудное военное детство, учеба в Балашовском учительском и Саратовском педагогическом институте, многолетний труд учителя ­   неразрывно связаны с Прихоперьем.   Многие  годы любви и близости к степным  просторам, к Хопру, к речушке Щербидино, к их многочисленным, поросшим зеленью притокам, дали нашему  поэту­земляку ощущение себя как части этой вечноизменчивой, но всегда неизменно стойкой природы.               Я подснежник любить не устану.               Я поля не могу разлюбить.               Удивлен ковылем на поляне,               Что и в засуху может прожить. Как подснежник, я цвел и в морозы,                Как ковыль выживал я и в зной.                Не с того ль я с рожденья – Морозов –                 Цветом глаз, как цветок луговой?!    Увидеть зрением поэта то, что другим недоступно: пробуждение природы, переход одного времени в другое, рождение дня – момент, когда одно угасает, другое притаилось и наступает; желание уловить неуловимое, передать в красках, в ритме, в мелодии – это и есть поэзия Николая Морозова. Может быть, поэтому особенно удается ему передача смены времен года в Прихоперье.(   Слайд   17)  Посмотрите,   сколько   оттенков   находит   поэт   у   каждой   поры,   у каждого месяца и дня!                                             Осень.                   Запахло свежестью грибною,                   С прохладой осень к нам пришла,                    И лес раскрасила зарею,                   И паутины наткала.                   Она смеётся в листозвоне                   И тихо плачет по утрам.                   И словно грустное уронит                   Листом березовым к ногам.                           Она в метельной завирухе              Пройдет остаток скучных дней,              И молчаливою старухой              Под вечер встанет у дверей.    Николай Калинович и поныне частый гость у нас в школе, мы поддерживаем с ним тесную связь,   и   он   не   перестает   удивляться   и   радоваться   жизни,   открывая   для   нас,   читателей, непреходящие прелести её, заставляя разглядывать простое и привычное зрением поэта.         Искусствовед: И снова мы вас приглашаем в Саратов. Наш город не богат памятниками, но есть в городе и значительные произведения монументального зодчества.         Пред входом в сад Липки с площади Чернышевского стоит памятник Н.Г.Чернышевскому работы   Кибальникова.(   Слайд   18)  Писатель   изображен     в   молодом   возрасте:   откинута   в сторону   прядь   волос,   в   глазах   –   напряженная   мысль,   тонкая   кисть   сжимает   рукопись. Бронзовая фигура на постаменте из красного гранита стала одним из символов Саратова. Литературовед: «В родной мой край да летит мой привет, ­ писал Чернышевский. – Волга юга. Многолюдный город на ней…»            Саратовская действительность послужила богатым материалом для его литературных произведений.   В   романах   «Что   делать?»,   «Пролог»,   «Арефьев»,   «Автобиографических отрывках»   мы   находим   штрихи   биографии   автора,   места   действия,   в   которых   легко угадывается   родной   город,   образы   героев,   прототипами   для   которых   служили   саратовские знакомые Николая Гавриловича.           Литературовед:  «Автобиографические отрывки» Чернышевского открываются главой «Корнилов дом»  ( Слайд 19)  :  «…из частных домов он был тогда самый большой в нашем городе, ­ в два этажа, 18 окон на нашу улицу и 7 окон на Московскую. Угол дома был закруглен и поднят куполом, выкрашенным зеленой краскою, между тем как остальная, тоже железная кровля   была   красная».   В   детстве   Чернышевский   побывал   однажды   в   этом   доме, принадлежавшем купцу Степану Корнилову, о богатстве которого ходили легенды.            Искусствовед: Хорошо знакомы были Чернышевскому Старо­Соборная площадь (Слайд 20)  ,   книжная лавка купца Вакурова  (Слайд 21), Троицкий собор  ( Слайд 22), в тишине которого слышно:                                    ­ Господи, помилуй!                                      Странники стоят.                                      Молится народ.                                      Русь ещё жива.                                      Русь ещё поёт.                                    ­ Господи, помилуй.                                      Схимники в крестах,                                      Бороды как снег,                                      Потупив глаза,                                       Молятся за всех.                                    ­ Господи помилуй!                                      Братский хор умолк,                                      Снова перезвон.                                      Только слышно мне,                                      Как со всех сторон:                                    ­ Господи, помилуй.                                      Твой черед настал,                                      Молодой звонарь, Посильней ударь.                                    ­ Господи, помилуй.                 Краевед:  В   Саратове   сохранилось   немало   зданий,   связанных   с   биографией Чернышевского:   дом,   где   он   родился   и   долгие   годы   жил(Слайд   23);   духовная семинария(Слайд 24), где он учился; «Татарская гостиница»  (Слайд 25). Здесь в июне 1889 года     состоялась   его   встреча   с   писателем   В.Г.   Короленко(Слайд   26).   В   одной   из   комнат верхнего этажа беседовали два больших писателя.        Учитель: О многом можно вспомнить, поразмышлять, останавливаясь возле этого дома на улице Первомайской. О взаимном уважении двух выдающихся сограждан, о поисках истины и поворотах истории, о благородстве и смелости русского писателя и патриота, о последних письмах Короленко.           22 сентября 1920 года он писал Луночарскому: « не создав почти ничего, вы разрушили очень многое. Иначе сказать, вводя немедленный коммунизм. Вы надолго отбили охоту от простого социализма…Инстинкт вы заменили приказом и ждете, что по вашему приказу изменится   природа   человека.   За   это   посягательство   на   свободу   народа   вас   ждет расплата».                Создавая   талантливые   произведения   публицистики   и   прозы,   защищая   крестьян Саратовской губернии от истязаний чиновников, откровенно и с болью в душе высказывал свои мысли лидерам новой власти  ­ всегда Короленко исходит из высоких духовных принципов и справедливости.          Литературовед: Город Саратов вошел в биографию ещё одного замечательного писателя, автора   романа   «Мастер   и   Маргарита».   Дом   55   на   углу   Вольской   и   бывшей   Большой Кострижской. Если будете в Саратове остановитесь около него и представьте себе студента­ медика Киевского университета Михаила Булгакова. В конце 1911 года он приехал в Саратов на рождество и остановился в этом доме, где в квартире 65 жила с семьей его любимая девушка – саратовсакая гимназистка Татьяна Лапа. (Слайд 27)          В апреле 1913 они повенчались, а летом 1914 молодые супруги приезжают в Саратов.           Они любили гулять по «Невскому проспекту» Саратова – Немецкой улице (Слайд 28), взбираться на Соколову гору, любоваться волжскими пейзажами – всё это надолго сохранит в душе Михаил  Афанасьевич. Имя Саратова часто встречается в его письмах и произведениях.         Краевед: Вглядываешься в изящное окно статского советника Николая Лапы, и кажется: появится   сейчас   из­за   занавески   худощавое   мужественное   лицо   Булгакова.   И   вот   слышны торопливые шаги по чугунной лестнице, ухает тяжёлая дверь – и Булгаков выходит на улицу, идет по ней. Сворачивает он на Вольскую, затем, по Немецкой шествует своим излюбленным маршрутом   –   к   консерватории.   У   театральной   афиши,   напротив   кинематографа   «Гранд­ Мишель», Булгаков не без удивления останавливается: надо же, на подмостках Саратова идут пьесы по его произведениям: «Зойкина квартира», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».           Литературовед: Видишь Булгакова – и вспоминаешь его жизненное правило: « нужно искать   сердцевину,   самое   средоточие   человеческого   в   человеке»;  его   первые   строки,   в которых угадывается описание квартиры в Казенной палате(Слайд 29): «Я заснул и увидел гостиную со старенькой мебелью красного плюша. Уютное кресло с треснувшей ножкой. В раме пыльной и черной портрет на стене. Цветы на подставках. Пианино   раскрыто   и   партитура   «Фауста»   на   нем…»  (Звучит   музыка   Гуно   к   опере «Фауст»).           Учитель: Говоря о Саратове, о всех великих людях, которые здесь родились и бывали, мы не можем не сказать о Саратовских писателях и поэтах. Мы, читатели, гордимся своими писателями­земляками и любим их лучшие произведения.            Ученица: Готовясь к этому уроку, мы с удовольствием читали произведения К.Федина «Первые   радости»   и   «Города   и   люди»,   Мухиной­Петринской   «Корабли   Санди»,   «Планета Харрис»,   Галины   Ширяевой   «Возвращение   капитана»,   Николая   Палькина   «Последняя   ночь одинокой рябины» и «Окрасился месяц багрянцем», стихи Исая Тобольского.           Ученик: Я вас приглашаю в село Большой Мелик Балашовского района(Слайд 30). Здесь в   1927   году   родился   Николай   Егорович   Палькин(Слайд   31)    –   прозаик,   поэт.   Мне   очень нравятся стихи этого поэта своей простотой, напевностью, лиричностью, они мне нравятся ещё за то. Что у них русское лицо. Из всех стихов Палькина мне нравится стихотворение «Ты».                      Куда ни гляну: ты и только ты,                      И нет мне от тебя нигде спасения.                      Напоминают о тебе цветы,                      И теплый дождь, и облака весенние.                     Едва проснусь – ты снова надо мной                     Склоняешься, моя неотразимая.                     Взойдет заря – ты светишься зарей,                     Зима придет – ты словно сказка зимняя.                      Тем и живу, о том и говорю,                    Леча свои тревоги и сомнения.                    И уже за то судьбу благодарю, Что нет мне от тебя спасения.        Ученица: Палькин живет на Волге(Слайд 32), в Саратове. Это город вольных традиций и голосистой,   как   окрик   речного   капитана,   гармони.   С   Саратовом   связано     имя   великой Руслановой,   голос   которой   несет   в   себе   Россию,   её   широту,   её   грусть,   её   бурлачью выносливость и певучесть.         Поют и поэта Палькина. В песне он остается лириком, женственным и нежным. На березе Палькина петь может только соловей, ворона не осмелится сюда залететь.  (Звучит песня «У моей России очи голубые).        Учитель: Россия… Русь… Нам до боли дорого эти слова. Произнося их, мы не всегда задумываемся   о   том,   почему   именно   так   названа   наша   страна.   Существует   много   версий. Рассуждать   на   эту   тему   можно   долго.   Мне   же   хочется   предложить   вашему   вниманию стихотворение Л. Татьяничевой  на эту тему.                           Я у старого дуба спросила,                           Долгожителя отчих полей:                           ­ Кто распевное имя Россия                           Дал Отчизне твоей и моей?                           Дуб ответил,                           Вершину склоняя:                           ­ Это было ещё до меня…                           Отыскала я древний курган:                            ­ Хочешь, в ноги тебе поклонюсь,                           Ты скажи мне, степной великан,                           Кто придумал название Русь? ­                           Услыхала я тихий ответ:                       ­ Здесь стою с незапамятных лет,                            Но не помню рожденья Руси,                            Ты об этом у Волги спроси! –                            Я пришла предрассветной порой                            На откос, где растет краснотал:                            ­ Волга­матушка, тайну открой,                            Кто Россию Россией назвал? ­                            Волга звезды качает в горсти,                            А в глазах – доброта,                            Не упрек: Дал могучее имя Руси                            Тот, кто Волгою Волгу нарек!            Краевед: Я вас приглашаю на Волгу. Быть в Саратове и не побывать на Волге – грех! Волга.   Царица   –   река.   Мать   рек   российских.   Седая   история   и   сегодняшний   день   –   всё объединяет Волга.              (Слайд 33)  Бугристые мышцы крутого берега; ручейки зеленой травы и кустарников, стекающие с откосов; пряди соки, окунающиеся в тихую утреннюю воду; солнечная блестящая накидка на летней Волге; бакены, строгие, как старинные шлемы; парусник, как детская мечта о чуде и любви – всё это Волга.                           Поспешаю к реке поутру­                           Пусть душа насладится покоем.                           Парус флагом дрожит на ветру,                           Волга солнечной плещет волною.     Волга прекрасна  всегда. Но утром Волга особенно вдохновенна и музыкальна(Слайд 34). Не известно, какой она будет через мгновение, но в эти мгновения река завораживает красотой и таинственностью.                               Вначале в воздухе – лишь трепет,                               Вот звук, как мотылек, вспорхнул­                               И все увереннее крепнет                               Предувертюрный, пестрый гул.                                    Потоки красок и звучаний                               Заворожили слух и взор.                               Гремит оркестр величальный                               От Волги до обрывов Гор.                   Литературовед: (Слайд 35)   «Песенная река». Это не только метафора. Сколько музыкальных и поэтических произведений навеянных Волгой! На волжских берегах рождались великие строки, чудесные мелодии, вдохновенные замыслы.                  (Слайд 36)  «Ночи лунные, тихие, очаровательно поэтические ночи! ВОЛГА, как бесконечное   зеркало,   подёрнутая   прозрачным   туманом,   мягко   отражает   в   себе очаровательную бледную красавицу ночи и сонный обрывистый берег, уставленный группами темных деревьев. Восхитительная картина!» эти строки занёс в свой дневник Т.Г.Шевченко неподалёку от Саратова.              Волжские картины, найдя отголосок в душе, образуют цельный образ, сливаются в одну мелодию. О Волге много песен сложено. И мне хочется рассказать вам о Бурыгине Вениамине Петровиче,   о   поэте­песеннике,   о   нашем   земляке,   который   много   лет   проработал   в Государственном Волжском народном хоре. (Слайд 37)                Вениамин Петрович родился и вырос в нашем селе. На берегах речки Щербедино прошла его юность. И всегда с ним рядом была гармошка. Вся бурыгинская родня певучая. Пели они всегда: и когда работали, и когда отдыхали, и в радости, и в горе. А маму Вениамина Петровича называли местной Руслановой.                  Окончив семилетку, уехал Вениамин Петрович в Саратов, где учился и работал, а гармошка   была   рядом   и   иногда   посещала   его   муза.   Крутой   поворот   в   судьбе   Вениамина Петровича   произошёл   в   1951   году.   Для   концерта     в   Большом   театре   искали   достойных кандидатов, Бурыгин попал в их число. Всем понравилось выступление молодого паренька, который лихо наяривал на саратовской гармошке «Саратовские переборы». Вскоре после этого концерта вызвали его в город Куйбышев, где создавался Волжский народный хор и приняли в штат в качестве артиста хора и солиста оркестра духовых инструментов. Здесь и начал цвести талант поэта – песенника. Самой известной песней В.П.Бурыгина является песня – «Расцвела под окошком белоснежная вишня». Но гордостью Вениамина Петровича всегда  была – Волга.                                    Приволжские просторы,                                    Широкие поля,                                    Играет Волга морем                                    Красавица моя.                                    Берёзки здесь и ёлки                                    Со мною с юных лет –                                    Милей родимой Волги                                    Реки на свете нет.                                    Проходят теплоходы,                                    Уносятся года,                                    Бегут на Каспий воды,                                    А Волга молода.                                    И песни, как и прежде                                    Звенят над Волгой вновь, ­                                    Она – моя надежда,                                    Она моя – любовь. Или вот ещё:                                   Встают над Волгой зори расписные,                                    Повсюду песни волжские звучат.                                   Река моя – судьба моей России                                   Ты окрылила в юности меня!                                    Ой, Волга, ты Волга!                                    Простор  голубой.                                    Народы России                                    Годятся тобой!                                    Российским рекам                                    Ты родная мать,                                      Ну, как твою                                     Красу не величать! К 70­летию В.П.Бурыгина вышел в свет литературно­музыкальный сборник «Россия… Волга… И Любовь…»           Краевед: Мы с вами прошли по Саратову, побывали на Волге. А теперь я приглашаю вас в наше село – Шепелёвку, которому уже более трехсот лет(Слайды 38, 39 40, 41). Посмотрите на   виды   нашего   села,   запечатленные   художником­земляком   В.М.Крысиным.(Демонстрация видов села и его окрестностей). Богата история у нашего села, жили и живут здесь славные люди. Рассказать хочется о многих. Но я расскажу вам о Сидорове Вячеславе Сергеевиче. Он давным­давно живет в Саратове. Там его дом, семья. Волосы посеребрила седина, прибавляется с   каждым   годом   возраст,   но   городская   родина   никак   не   может   заставить   его   забыть сокровенное. И когда совсем невмоготу, бросает дела Вячеслав Сергеевич и берет курс – на Шепелёвку.           (Слайд 42)  В нашем селе он родился, учился, взрослел. Тут родные косогоры и речка, друзья и соседи, здесь живет самый дорогой человек – мама. Всему этому Вячеслав Сергеевич и посвящает свои стихи, написанные искренне, задевающие за живое. В них – душа напевшая, открытая, русская.                                   Разбуди меня, мать, на рассвете,                                   Чтоб совсем  ещё не рассвело.                                   Пока солнечный луч не осветит                                    Ещё сонное наше село.                                    Я приехал к тебе ненадолго И хотел бы услышать, поверь,                                    Петуха, что поет без умолку,                                    Да ещё как скрипит наша дверь.                                     И увидеть туман, что над речкой,                                    По росе осторожно пройтись.                                    И мне кажется, так было вечно,                                    Как течет по утрам наша жизнь.                                    Вот струя молока зазвенела                                    О подойник, и вздохи коров,                                    Воробей закричал несмело,                                    Стук дверей из соседних дворов.                                    Мне до боли знакомые звуки!                                    Я приехал как будто бы в рай!                                    Протяни ко мне, мать, свои руки                                    И скажи мне: «Сыночек, вставай!»                                    Солнца луч, никого не обидев,                                    Заглянул и в окошко моё,                                    Но меня в том окне не увидев,                                    Убежал обогреть воробьёв.    Ученица: А я вам расскажу о Проводиной Валентине Александровне. Она родилась в нашем селе, окончила Саратовский университет, работала учителем русского языка и литературы и увлекалась краеведением. Итогом  почти 30 лет работы стало открытие в 1994 году историко­ краеведческого   музея,   руководителем   которого   и   по   настоящее   время   является   Валентина Александровна. Но помимо своего увлечения краеведением дружит Валентина Александровна и с музой. Стихи её напевны, дышат теплом и несказанной нежностью. (Слайд 43)                                  У красивой реки,                                  Что зовется Хопром,                                  Есть поселок Турки,                                  В нем родной, милый дом,                                  Здесь качала волна                                  В колыбели меня,                                  Сказки леса сосна                                  Мне шептала, маня. Здесь весной всё бело                                  От цветущих садов,                                  Птичьи песни без слов                                  Пробуждают любовь.                                  Не наслушаться мне                                  Соловьиную трель                                  И в небес синеве                                  Жаворонка свирель.        Краевед:      Лесов незримое пространство.                               Полей немереную ширь                              Рассек, стремясь из дальних странствий,                              Хопер – неловкий богатырь.          Так пишет о нашей реке наш земляк Шилин Андрей – выпускник нашей школы, учитель русского языка и литературы.              И мне хочется   пригласить вас на берег красавца Хопра. Послушайте одну из легенд о любви славянского юноши Хопра и дочери половецкого хана прекрасной Вороны.            В одном племени вятичей жил молодой, ловкий и смелый юноша Хопер. А у половецкого хана Токая была дочь ­  прекрасная Ворона. Стремительная и ловкая, красивая и стройная, с голубыми глазами и иссиня­черными волосами, она нравилась многим парням, часто снилась половецким   и   мордовским   юношам.   Но,   когда   с   востока   пришли   орды   татаро­монгол,то пленили они и молодых и старых. Лишь одна Ворона сумела убежать.Но погнались за ней татарские воины: Чембер, Важдя и Карай. Бросилась Ворона на север в густые леса, поближе к красавцу Буртасу. Хотел Буртас бросится ей навстречу, но увидев погоню, повернул на север и ушёл в тёмные мордовские леса. А погоня всё ближе… И устремилась тогда Ворона на запад, к мордовскому силачу Ломовасу Большому. Ломовас Большой давно заглядывался на красивую Ворону и не прочь был взять её в жены,  но  испугавшись погони, юркнул в непроходимые дебри мордовских лесов.     А погоня все ближе и ближе. Увидел Ворону ловкий и смелый юноша Хопер, на всем скаку подхватил её, усадил на коня и помчался к седому Дону, ища защиты. А преследователи настигают беглецов. Дон взмахнул речным покрывалом и превратил беглецов и преследователей   в   речки.   В   те   далекие   времена   слово   «хопить»     означало   «захватить», «ухватить», «поймать».          Из поколения в поколение передается и другая легенда. Давным­давно в степи богатырь по имени Хопер набрел на холм, из подножия которого били двенадцать ключей. Богатырь соединил русла ручейков в один, построил небольшую мельницу и заставил воду работать на себя. Назвали эту речку по имени её создателя Хопром.          А вот лирические строки Антона Пришельца о Хопре:                                       Где ты, юность моя?                                       Оглянусь назад –                                        Над Хопром над рекой                                       Огоньки горят!                                       Ах, забыть я не мог,                                       Всюду помню я:                                       Что Хопер – богатырь                                        И речка моя!        Учитель: На берегах красавца Хопра мы заканчиваем наше путешествие.         Мы, современные люди, захваченные ритмом времени, должны напоминать себе, что мы не Иваны не помнящие родства. Все ценное, что имеется в нашей местной культуре и что так или иначе   связано   с   историей   нашего   края,   должно   нами   собираться,   изучаться   и   сберегаться. Только   так   мы   сможем   сделать   себя   достойными   своих   отцов   и   дедов.   Автор «Интернационала»   Эжен   Потье   призывал   нас   «оставить   от   прошлого   гладкое   место», уничтожить его, чтобы затем создать новый мир. Результаты его призыва мы испытываем на себе. И теперь все острее понимаем: не уничтожать надо свое прошлое, а ценить и беречь его.           Всякому человеку должно быть присуще желание знать свой край, свой отчий дом, место, где   ты   живешь,   учишься   и   трудишься.   Это   не   только   простое   любопытство,   но   и   святая обязанность и как сказал поэт(Слайд 44):                     Люблю и знаю. Знаю и люблю.                     И тем полней люблю, чем глубже знаю.    Звучит «Хоперский вальс» Бикташева.                                              Использованная литература 1. Альманах «Памятники Отечества» № 39 (1­2/1998) 2. Альманах «Памятники Отечества» № 40 (3­4/1998) 3. Грибоедов А.С. Сочинение в двух томах. Т.1. М.: «Правда», 1971. 4. Короленко В.Г., Воспоминания, М.: «Детгиз»,  1947. 5. Ланщиков А. Н.Г. Чернышевский, М.: «Современник», 1982.­ 399 с. – (Б­ка «Любителям русской словесности»). 6. Максимов Е., Валеев В., Саратов на старых открытках, Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. 7. Морозов Н.К. Лунный вечер: Сборник стихов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2003. 8. «Мелодия Саратова». ­  Саратов, «Детская книга», 1995 9. Палькин   Н.Е.   «Окрасился   месяц   багрянцем».   –   Саратов:Регион.Приволж.   изд­во «Детская книга», 1999.  10. «По залам Радищевского музея». ­ Саратов, «Детская книга», 1989. 11.Поэты пушкинского круга. ­  М.: «Правда», 1983. 12.«Радищевский музей». – Саратов: «Детская книга», 1991 13.Русские поэты. Антология в четырех томах. Т.2. ­ М.: «Детская литература», 1966. 14.Сидоров В.С. Испытательный срок: Стихотворения и песни. ­ Саратов: АНО «Журнал «Волга – XXI век», 2007

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс

Методическая разработка урока "Мелодии края родного" 9 класс
Скачать файл