В ходе данного урока был реализован системно-деятельностный подход. На различных этапах урока происходило формирование и развитие широкого спектра универсальных учебных действий. Учащиеся активно работали в течение всего урока. Использовались индивидуальная, фронтальная работа с учащимися, работа в парах, формировались навыки самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. В ходе урока  учащихся изучили основные методы решения показательных уравнений.
            
        
        
        
                    
                
                    МОУ СШ №111 города Волгограда
«Методы решения показательных уравнений»
                                              УМК Алгебра и начала анализа 1011
                                              под редакцией  А.Г. Мордковича
Дурникина Надежда ИвановнаОсновные цели урока: 
 Организовать деятельность учащихся по анализу и осмыслению основных методов 
решения показательных  уравнений. 
 Усвоить алгоритм решения показательных  уравнений.
 Развитие мыслительной деятельности, математической речи, потребности к 
самообразованию, творческой деятельности учащихся, умения находить наиболее 
рациональный способ решения. 
Оборудование:
компьютер, проектор, экран.
1. Организационный момент. 
2. Актуализация знаний. 
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление материала. 
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия; 
7. Домашнее задание.
Структура урока:
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверяет 
готовность учащихся к уроку. 
При решении алгебраических задач, довольно часто 
приходится отыскивать показатель степени, в которую 
нужно возвести число, чтобы получить результат. Не 
Учащиеся записывают число и
тему урока в тетради.всегда это возможно сделать устно, поэтому 
необходимо знать методы решения показательных 
уравнений, т. e. уравнений, неизвестные которых 
представляют собой показатели степеней. С методами 
решения таких уравнений мы и познакомимся на 
сегодняшнем уроке.
Сообщается тема, цели урока. На экран выводится тема 
«Показательная функция» (слайд № 1)
2.  Актуализация знаний учащихся:
Учитель: «Если вы хотите плавать, смело входите в 
воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте
их», – советовал учащимся известный американский 
математик Джордж Пойа. Решение любой задачи это 
труд. И сегодня нам придется немало потрудиться
Вопросы для повторения: 
а) Что называется уравнением?
б) Что значит решить уравнение?
в) Что называется корнем уравнения?
г) Способы решения любого уравнения.
Учащиеся отвечают на 
вопросы
3. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации:
По графикам, построенным на доске определить 
абсциссы точек их пересечения:  (слайд № 2)
Слушают учителя, отвечают 
на вопросы.
а)y = 2x и y = 0; б)y = (2)x  и  y = 2
Абсциссы точек пересечения графиков функций y = аx и 
y = b являются решением простейших показательных 
уравнений. 
 Записывают в тетрадях.
Вводится определение простейшего показательного 
уравнения как уравнения вида аx = b, где а>0 и а≠1.
 При b < 0 уравнение корней не имеет, 
при b > 0 показательное уравнение имеет единственныйкорень. 
Вводится определение показательных уравнений вида: 
(слайд № 3)
аf (x) = аg (x) 
Приводятся примеры: 22х4 =64; (2)2х+5 = (4)1; 5х3 = 53х8. 
Простейшие показательные уравнения.
Простейшие показательные уравнения решают либо с 
помощью графика, либо способом приведения к общему 
основанию. Рассмотрим функциональнографический 
метод решения простейших показательных уравнений аx
= b. 
Ученик выходит к экрану, на 
который спроектировано 
решение уравнений и 
поясняет их решение: 5х=1 и 
5х=5; 0,3х=1 и 0,3х=3
Кроме графического существует и аналитический 
метод решения простейших показательных уравнений – 
уравнивания показателей  (слайд № 4).
а) Уравнения вида аf(х)=1   
Уравнение a f(x) = 1 равносильно уравнению a f(x) = a 0, а 
оно в свою очередь равносильно уравнению f(x) = 0, 
б) 8x – 5 = 1, 
в) 23x = 1.  
г) (3)х2– 5x + 6 = 1 
б)Разбор с места: 8x – 5 = 1, 
в) самостоятельно 23x = 1.  
г)  Ученик решает на доске 
 (слайд № 5)
Для решения уравнения 49x+0,5 • 7x2 =1 воспользуемся 
свойствами степеней : 
72х+1•7х2 = 1; 73х1 = 1; 3х1 = 0; х =
1
3 . 
  При b ≠ 1. Уравнения вида a  x  = b решают способом
приведения к общему основанию.
Метод уравнивания показателейСформулируем теорему: (слайд № 6)
показательное уравнение a f (x) = a g (x) (где a >0, a ≠1) 
равносильно уравнению f (x) = g(x). 
Учащимся предлагается с применением теоремы решить 
уравнения (слайд № 7)
(2)3х1 = (4)5х9 и (3)2х
 + х  0,5 =9. 
(слайд № 8)
Показательные уравнения вида a f (x) = b f (x) можно 
привести к к виду     a f(x) = 1. Для этого выражение, 
стоящее в левой части, надо разделить делиться на 
правую часть (или наоборот). 
а)2 0,5x = 3 0,5x  
2е учащихся решают 
уравнения на доске
а) Учащийся решает у доски 
уравнение 2 0,5x = 3 0,5x  а): 
Учащимся предлагается: а) самостоятельно решить 
уравнение, записанное на доске: 
б) самостоятельно решают 
уравнение 5x5 = 3x5. Ответ: х 
= 5. Взаимопроверка в парах.
б)5x5 = 3x5. Ответ: х = 5. 
б) оформить на доске и тетрадях решение следующего 
в) (слайд № 9)
Учитель  поясняет решение уравнения: 
4х+1 + 4х = 320, 4х
 (4 + 1) = 320, 4х = 64, х = 3. 
Затем учащихся решают уравнения 
1)   2• 3х+1  4• 3х2 = 150
       3х2 (2• 33 – 4) = 150
         3х2•50 = 150  3х2 = 3 
          х=3
2)    7х+2 + 4• 7х1 = 347
     7х1 (73 + 4) = 347
Один учащийся решает 
уравнение на доске
1)2• 3х+1  4• 3х2 = 150 на 
доске
2)    Уравнение 7х+2 + 4• 7х1 = 
347
учащиеся решают7х1• 347 = 347
      7х1 = 1
        х = 1
самостоятельно. 
Взаимопроверка в парах.
Вывод: при решении уравнений методом уравнивания 
показателей, необходимо привести обе части уравнения 
к одному основанию.
Метод введения новой переменной (слайд № 10)
а) Уравнения вида Аa 2х + Вa х + С = 0. Эти уравнения 
сводятся к квадратным путем замены выражения a х 
новой переменной. После решения получившегося 
квадратного уравнения возвращаются к старой 
переменной и решают простейшие показательные 
уравнения. 
4х + 2х+1 – 24 = 0,   22х +2 • 2х 24 = 0. 
Учащийся комментирует 
решение на приготовленном 
им слайде: Сделав замену 2х 
на t, где     t > 0, получим t2 + 
2t – 24 = 0. Корни 
полученного квадратного 
уравнения 4 и 6. 6  
посторонний корень. Решив 
уравнение      2х = 4, имеем 
х=2. 
Один ученик разъясняет 
решенное им уравнение. 
Сначала преобразуем 
уравнение, чтобы выделить 
выражение 
3х + 33• 3х = 12. 
Обозначим у = 3х (у>0), 
получим что 3х = (
1
3 )х. 
у2 – 12у +27 =0. 
3х = 3 и 3х = 9. 
Отсюда х1 = 1 и х2 = 2. 
№40.1, 40.240.13,40.14а), б)
б) 3х + 33х = 12.  
4.Закрепление материала. 
5. Подведем итоги: (слайд № 11)
Можно выделить три основных метода решения 
показательных уравнений.
Функционально – графический. 
Уравнивания показателей.
Введения новой переменной.6. Рефлексия.
С каким настроением вы покидаете сегодня урок?
Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания 
в жизни?                                                                                  
Поблагодарите друг друга за помощь, которую вы 
оказывали друг другу.
7. Домашнее задание 
Говорят желающие.
Записывают домашнее 
задание №40.1, 
40.240.13,40.14в), г).