Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
21.06.2018
В ходе данного урока был реализован системно-деятельностный подход. На различных этапах урока происходило формирование и развитие широкого спектра универсальных учебных действий. Учащиеся активно работали в течение всего урока. Использовались индивидуальная, фронтальная работа с учащимися, работа в парах, формировались навыки самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. В ходе урока учащихся изучили основные методы решения показательных уравнений.
Методическая разработка урока.docx
МОУ СШ №111 города Волгограда
«Методы решения показательных уравнений»
УМК Алгебра и начала анализа 1011
под редакцией А.Г. Мордковича
Дурникина Надежда Ивановна Основные цели урока:
Организовать деятельность учащихся по анализу и осмыслению основных методов
решения показательных уравнений.
Усвоить алгоритм решения показательных уравнений.
Развитие мыслительной деятельности, математической речи, потребности к
самообразованию, творческой деятельности учащихся, умения находить наиболее
рациональный способ решения.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление материала.
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия;
7. Домашнее задание.
Структура урока:
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверяет
готовность учащихся к уроку.
При решении алгебраических задач, довольно часто
приходится отыскивать показатель степени, в которую
нужно возвести число, чтобы получить результат. Не
Учащиеся записывают число и
тему урока в тетради. всегда это возможно сделать устно, поэтому
необходимо знать методы решения показательных
уравнений, т. e. уравнений, неизвестные которых
представляют собой показатели степеней. С методами
решения таких уравнений мы и познакомимся на
сегодняшнем уроке.
Сообщается тема, цели урока. На экран выводится тема
«Показательная функция» (слайд № 1)
2. Актуализация знаний учащихся:
Учитель: «Если вы хотите плавать, смело входите в
воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте
их», – советовал учащимся известный американский
математик Джордж Пойа. Решение любой задачи это
труд. И сегодня нам придется немало потрудиться
Вопросы для повторения:
а) Что называется уравнением?
б) Что значит решить уравнение?
в) Что называется корнем уравнения?
г) Способы решения любого уравнения.
Учащиеся отвечают на
вопросы
3. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации:
По графикам, построенным на доске определить
абсциссы точек их пересечения: (слайд № 2)
Слушают учителя, отвечают
на вопросы.
а)y = 2x и y = 0; б)y = (2)x и y = 2
Абсциссы точек пересечения графиков функций y = аx и
y = b являются решением простейших показательных
уравнений.
Записывают в тетрадях.
Вводится определение простейшего показательного
уравнения как уравнения вида аx = b, где а>0 и а≠1.
При b < 0 уравнение корней не имеет,
при b > 0 показательное уравнение имеет единственный корень.
Вводится определение показательных уравнений вида:
(слайд № 3)
аf (x) = аg (x)
Приводятся примеры: 22х4 =64; (2)2х+5 = (4)1; 5х3 = 53х8.
Простейшие показательные уравнения.
Простейшие показательные уравнения решают либо с
помощью графика, либо способом приведения к общему
основанию. Рассмотрим функциональнографический
метод решения простейших показательных уравнений аx
= b.
Ученик выходит к экрану, на
который спроектировано
решение уравнений и
поясняет их решение: 5х=1 и
5х=5; 0,3х=1 и 0,3х=3
Кроме графического существует и аналитический
метод решения простейших показательных уравнений –
уравнивания показателей (слайд № 4).
а) Уравнения вида аf(х)=1
Уравнение a f(x) = 1 равносильно уравнению a f(x) = a 0, а
оно в свою очередь равносильно уравнению f(x) = 0,
б) 8x – 5 = 1,
в) 23x = 1.
г) (3)х2– 5x + 6 = 1
б)Разбор с места: 8x – 5 = 1,
в) самостоятельно 23x = 1.
г) Ученик решает на доске
(слайд № 5)
Для решения уравнения 49x+0,5 • 7x2 =1 воспользуемся
свойствами степеней :
72х+1•7х2 = 1; 73х1 = 1; 3х1 = 0; х =
1
3 .
При b ≠ 1. Уравнения вида a x = b решают способом
приведения к общему основанию.
Метод уравнивания показателей Сформулируем теорему: (слайд № 6)
показательное уравнение a f (x) = a g (x) (где a >0, a ≠1)
равносильно уравнению f (x) = g(x).
Учащимся предлагается с применением теоремы решить
уравнения (слайд № 7)
(2)3х1 = (4)5х9 и (3)2х
+ х 0,5 =9.
(слайд № 8)
Показательные уравнения вида a f (x) = b f (x) можно
привести к к виду a f(x) = 1. Для этого выражение,
стоящее в левой части, надо разделить делиться на
правую часть (или наоборот).
а)2 0,5x = 3 0,5x
2е учащихся решают
уравнения на доске
а) Учащийся решает у доски
уравнение 2 0,5x = 3 0,5x а):
Учащимся предлагается: а) самостоятельно решить
уравнение, записанное на доске:
б) самостоятельно решают
уравнение 5x5 = 3x5. Ответ: х
= 5. Взаимопроверка в парах.
б)5x5 = 3x5. Ответ: х = 5.
б) оформить на доске и тетрадях решение следующего
в) (слайд № 9)
Учитель поясняет решение уравнения:
4х+1 + 4х = 320, 4х
(4 + 1) = 320, 4х = 64, х = 3.
Затем учащихся решают уравнения
1) 2• 3х+1 4• 3х2 = 150
3х2 (2• 33 – 4) = 150
3х2•50 = 150 3х2 = 3
х=3
2) 7х+2 + 4• 7х1 = 347
7х1 (73 + 4) = 347
Один учащийся решает
уравнение на доске
1)2• 3х+1 4• 3х2 = 150 на
доске
2) Уравнение 7х+2 + 4• 7х1 =
347
учащиеся решают 7х1• 347 = 347
7х1 = 1
х = 1
самостоятельно.
Взаимопроверка в парах.
Вывод: при решении уравнений методом уравнивания
показателей, необходимо привести обе части уравнения
к одному основанию.
Метод введения новой переменной (слайд № 10)
а) Уравнения вида Аa 2х + Вa х + С = 0. Эти уравнения
сводятся к квадратным путем замены выражения a х
новой переменной. После решения получившегося
квадратного уравнения возвращаются к старой
переменной и решают простейшие показательные
уравнения.
4х + 2х+1 – 24 = 0, 22х +2 • 2х 24 = 0.
Учащийся комментирует
решение на приготовленном
им слайде: Сделав замену 2х
на t, где t > 0, получим t2 +
2t – 24 = 0. Корни
полученного квадратного
уравнения 4 и 6. 6
посторонний корень. Решив
уравнение 2х = 4, имеем
х=2.
Один ученик разъясняет
решенное им уравнение.
Сначала преобразуем
уравнение, чтобы выделить
выражение
3х + 33• 3х = 12.
Обозначим у = 3х (у>0),
получим что 3х = (
1
3 )х.
у2 – 12у +27 =0.
3х = 3 и 3х = 9.
Отсюда х1 = 1 и х2 = 2.
№40.1, 40.240.13,40.14а), б)
б) 3х + 33х = 12.
4.Закрепление материала.
5. Подведем итоги: (слайд № 11)
Можно выделить три основных метода решения
показательных уравнений.
Функционально – графический.
Уравнивания показателей.
Введения новой переменной. 6. Рефлексия.
С каким настроением вы покидаете сегодня урок?
Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания
в жизни?
Поблагодарите друг друга за помощь, которую вы
оказывали друг другу.
7. Домашнее задание
Говорят желающие.
Записывают домашнее
задание №40.1,
40.240.13,40.14в), г).
Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Методическая разработка урока «Методы решения показательных уравнений» (11 класс, алгебра и начала анализа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.