Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
4 кл
17.02.2019
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)
Методическая разработка урока ОПК Как христианство пришло на Русь 4 класс Плотникова М.С..docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА «СОДРУЖЕСТВО» ______________________________________________________________ 111250, Москва, Красноказарменная улица, дом 11                 тел. 8­495­361­14­72 «КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ» Методическая разработка по предмету: Основы православной культуры Возраст детей: 10­11 лет Разработчик:  Плотникова Марина Сергеевна, учитель начальных классов Москва, 2019 г. Цели урока Образовательные:  углубить   и   расширить   знания   о   православной религии,   повторить,   что   такое   «церковь»,   «покаяние»,   «христианин», познакомить   с   тем,   как   на   смену   языческой   вере   пришло   христианство, познакомить учащихся с жизнью древних славян, сформировать представления о Великом князе земли Русской ­ Владимире, о принятии Русью христианства. Познакомить   с   такими   историческими   событиями   как   Крещение   Руси   и появление на Руси Славянской письменности.  Развивающие:  развивать   наблюдение,   мышление,   учить   сравнивать, рассуждать,   развивать   творческое   изображение,   логическое   мышление. Развивать умение анализировать ­ устанавливать причинно­следственные связи, обобщать. Развивать умение работать в коллективе и в малых группах. Воспитательные:  воспитывать   эстетические,   нравственные   и патриотические     чувства,   любовь   и   гордость   к   своей   стране.   Воспитывать интерес к изучению истории своего Отечества.  Воспитывать   воображение,   уравновешенность.   Добросовестность. Воспитывать   способность   к   самооценке   и   взаимооценке.   Воспитывать требовательность,   чувство   товарищества.   благородство,   критичность, Воспитывать   самостоятельность   самого   учебного   процесса.   Воспитывать культуру   речи.   Воспитывать   положительные   мотивы   обучения.   Формировать умения осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь. Основные термины и понятия: христианство, язычество, великий князь, крещение, письменность.  Межпредметные связи: в   области   школьного   применения   (начальные   классы)   тема   крещения Руси может являться связующим звеном между образовательными областями «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство»  Оборудование  У учителя: компьютер, проектор, наглядные пособия, языковый материал писателей и поэтов, дополнительный материал (карточки для работы в группе). У учеников: учебник, рабочая тетрадь.  Предварительная подготовка Учитель   готовит   презентацию,   подбирает   литературу   для   работы   на уроке.   Некоторым   детям   предварительно   раздаются   стихи   и   тексты   для подготовки к уроку в целях самоподготовки и экономии времени на уроке. Ход урока I. Организационный момент На доске  слайд №3 со словами: Церковь, князь Владимир, язычество, Крещение, Святая Русь, вера в единого  Бога, Кирилл и Мефодий. Постановка темы и цели урока У. Ребята, прочтите слова на доске и предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Ответы детей.) У.  Что   бы   вы   хотели   узнать   на   уроке,   на   какие   вопросы   ответить? (Выслушать ответы детей. Вопросы, относящиеся к теме, учитель может записать на доске.) Слайд № 4 с вопросами урока. Что было на Руси до принятия христианства?  Почему Владимир отказался от язычества? Почему было выбрано именно христианство? Что такое двоеверие (многобожие)? Что такое Церковь? Что такое крещение? Кто такие Кирилл и Мефодий? В чём историческое значение Крещения Руси? У. ­ Что мы будем сегодня с вами изучать на уроке? ­ На какие вопросы мы знаем ответы? ­ На кие вопросы мы не смогли ответить? ­ Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. Введение в тему урока У. Послушайте, пожалуйста, одну притчу.  Однажды   молодой   христианин   зашел   в   храм   к   старому   священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит: ­ Отче, Ты не прав! Старый священник не соглашается: ­ Я молюсь так, как меня учили. Если бы я был не прав, Бог не посылал бы мне ангелов, которые часто молятся вместе со мной. Юноша попросил священника спросить ангелов, кто же из них прав. На следующий день священник сказал ему: ­ Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей. У. Найдите главную мысль в этой притче?  (Дети находят в тексте и зачитывают: «Бог так устроил, что люди должны научаться от людей».) У. Да, действительно, так много лет назад люди от других людей узнали о новой вере, поняли свою ошибку и исправили её. Т.е. все люди зависят друг от друга. У.  А в чем мы зависим друг от друга?  (Дети отвечают. Примерный ответ:   люди   из   поколения   в   поколение   копят   жизненный   опыт   и   так создают  культуру.   Вне   культуры   человек   не   будет   отличаться   от животных.) У.  Как   называется   передача   накопленного   опыта   от   поколения   к поколению? (Опыт поколений передается через традиции, в русском языке этому понятию соответствует слово «предание».) У.  Что передают традиции?  (Правила и поведение, жизненные опыт, культуру и ценности.) У. Как, по­вашему, вера может определять поведение и культуру? (Дети отвечают.) У.  Да.   Вера   формирует   внутренний   мир   человека,   направляет   его   в сторону добра. Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди (а не ангелы) веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди Евангельского учения христиане использовали те же средства, что и любая развитая культура использует   для   связи   людей   и   поколений:   книгу,   школу,   музыку,   живопись, беседы.   Люди,   ставшие   христианами,   объединяются   в   общество,   которое называется Церковь.  Когда Церковью называют общество верующих людей, то слово пишется с заглавной буквы. II. Актуализация опорных знаний У.  Давайте   вспомним,   что   такое   покаяние?  (Изменение   той   оценки, которую человек дает своим поступкам.) У. Как вы считаете, что еще может изменить человека, кроме покаяния? (Ответы детей.) У.  Вспомните, что такое христианство?  (Христианство – это учение Иисуса Христа.) У. Кто такой христианин? (Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. Православный человек.) У.  Как   вы  думаете,  всегда  ли   было  христианство  на   Руси? (Ответы детей.) У.  Что   вы   слышали   о   князе   Владимире,   крестившем   Русь?   (Ответы детей.) У.  Почему   его   называли   «Владимир   Красно   Солнышко»?   (Дети отвечают.) III. Изучение нового материала Работа по теме урока  У. Итак, исторические события далекой древности люди записывали на папирусах. Об истории древней Руси мы узнаем из летописей. Одной из первых летописей была «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором.   Мы сегодня с вами побудем историками и выясним, какое же значимое для всей Руси событие произошло в далеком 988 году. Для   этого   нам   предстоит   поработать   в   группах.   (Класс   делится   на группы, и каждая группа получает задание.) Работа в группах. Дети в учебниках и в дополнительной  литературе находят ответы на вопросы и готовят  мини­сообщения по своей теме. Первая группа:  «Какой была Русь до принятия христианства»? Вторая группа: «Что такое Крещение?» Третья группа: «Кто такой Владимир Красное Солнышко, что он сделал для Руси и за что он получил такое прозвище»?  Четвертая  группа: «Кто такие Кирилл и Мефодий». Их вклад в развитие культуры на Руси?»  Слайд № 5, №6. Выступление   1   группы.   Тема:   «Какой   была   Русь   до   принятия христианства»? Слайд 5. Языческие боги. До   Крещения   племена   и   народы,   населявшие   Русь,   были   язычниками. Главной   особенностью   языческой   религии   является   многобожие.   Славяне­ язычники   обожествляли   живую   природу   и   поклонялись   богам   ветра,   грома, молнии, домашнего очага и другим. Чтобы умилостивить богов люди приносили им в жертвы животных и даже людей, но языческие боги не помогали людям. Слайд 6. Федор и Иоанн. Так в первой русской летописи – «Повести временных лет» – отмечено, что   в   983   году   киевляне   собрались   устроить   большой   праздник   по   случаю установления мира и порядка на Руси и, ради обретения прочного мира, решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и отдадим в жертву богам". В те времена жребий пал на молодого юношу Иоанна из христианской семьи.   Когда   за   ним   пришли,   его   отец   Феодор   наотрез   отказался   отдать   на заклание своего сына, назвав заблуждением языческий обычай приносить людей в жертву деревянным идолам. Киевляне разъярились, и убили отца и сына – первых на Руси мучеников за веру, почитаемых Православной Церковью. «Сказали ему: «Дай сына своего, да принеси его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы то, зачем совершаете им требы?» И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили». ( Фрагмент «Повесть временных лет») У.  В то время на Руси правил Великий князь Владимир. Он мог этому восприпятствовать, но не стал этого делать. Но слова отца он вспоминал все чаще. И решил князь отправить своих послов по миру, посмотреть, какие еще есть веры.  У. В те давние времена большая часть Европы, в т.ч. наши соседи с юга – болгары   и   греки,   к   тому   времени   уже   стали   православными   христианами. Киевская   Русь   не   признавалась   великим   государством,   потому   что   была языческой.  Работа   над   фрагментом   из   «Повести   временных   лет»,   который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру: Заранее подготовленный ученик  Слайд №7    .   Софийский собор. В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли  посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам,   смотрели,  как   они   молятся   в   храме…  И   пришли   мы   к   немцам,  и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…».   После   этого   князь   Владимир   решил   принять   православие   в   городе Корсунь, ныне Херсонес. В этом же  988 году от Рождества Христова он призвал жителей Киева креститься в реке Днепре.  Слайд №8. Великий князь Владимир выбирает веру. У.  Летописец Нестор сообщает подробно, как была крещена Русь. При выборе   веры   князь   Владимир,   выслушав   представителей   разных   религий: иудейской, магометанской и христианской, сделал выбор в пользу христианства, учитывая,   что   это   давало   выход   как   в   Византию,   так   и   в   Рим.   Владимир учитывал,   что   православный   константинопольский   патриарх   признавал определённую   зависимость   церкви   от   государства,   допускал   использование различных   языков   в   богослужении.   Была   учтена   и   географическая   близость Византии,   давние   торговые   и   культурные   связи,   и   принятие   христианства родственными русичам болгарскими племенами. Слайд №9. Софийский собор. У.   Именно   в   греческой   столице   Константинополе,   ныне   Стамбуле, высится этот прекрасный храм Святой Софии. «София» в переводе с греческого языка   означает  «Мудрость».  Мудрость –  одно   из   свойств   Христа,  и,  значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.  Так   в 988  году  – более  тысячи  лет   назад  – князь  Владимир  Красное Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство.  Слайд № 10. Князь Владимир решил принять православие.  В   те   времена   христианская   религия   –   вера   в   Иисуса   Христа   –   была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь   тоже   станет   христианской,   ей   будет   гораздо   удобнее   договариваться   с соседними странами. Это была одна из причин выбора этой веры. Слайд № 11. Выбор веры. Принятие христианства на Руси:  давало выход как в Византию, так и в Рим;  православный константинопольский патриарх признавал определённую зависимость церкви от государства, допускал использование различных языков в богослужении;  географическая   близость   Византии,   давние   торговые   и   культурные связи;  развитие культуры, архитектуры, письменности. Слайд №12. Крещение Руси. У. Итак, вслед за Владимиром, его семьей и дружиной крестился весь киевский люд от мала до велика. У. А что же такое «Крещение». (Предположения детей.) У. Об этом нам расскажут представители второй группы. Выступление 2 группы с темой:  «Что такое Крещение?»   Дети   поработали   со   статьей   в   учебнике   и   с   рубрикой   «Это интересно» и подготовили сообщение на тему «Что такое Крещение?». Слайд №13. Крещение человека. Крещение   –   это   одно   из   церковных   таинств,   которое   символизирует присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель) с призыванием Бога и надеждой на Его помощь. Вода   в   купели   для   крещения   воспринимается   как   вода,  обновляющая человека. Входит в воду человек со своими грехами, а выходит уже без них. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во имя Святой Троицы. Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает   свое   согласие   жить   по   велению   совести,   по   учению   Христа. Креститься   можно   один   раз   в   жизни.   Если   есть   нужда   обновить   душу,   это возможно уже через покаяние, которое называют вторым крещением. У.  Во   время   крещения   на   тело   человеку   надевают   крест.   Как   вы понимаете смысл ношения человеком креста? (Крест – это знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.) Физкультминутка У.  Мы   много   говорили   о   князе   Владимире.   В   народе   его   называли Владимир   Красное   Солнышко.   Кто   знает,   благодаря   чему   он   получил   такое прозвище? (Заслушать ответы.) У. Более подробно нам об этом расскажут представители 3­ей группы историков. Группа 3. Тема выступления: «Кто такой князь Владимир и за что он получил прозвище Красно Солнышко?» Слайд №14. Князь  Владимир Красное Солнышко. Князь Владимир Святославович был одним из первых русских князей. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком за то, что он был умелым воином и мудрым   правителем.   Превратил   Русь   в   огромную   державу,   о   которой   с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.  Но Великий князь заботился о русском государстве и о русском народе. Главная   заслуга   Владимира   в   том,   что   он   вошел   в   историю   как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию – христианскую. В   народной   памяти,   в   былинах   князь   остался   как   Владимир   Красное Солнышко. А в Церкви он считается Святым. Слайд№ 15 с иконой Св.Владимира За   свои   заслуги   Владимир   причислен   к   лику   Святых   и   назван равноапостольным,   ибо,   подобно   апостолам,   приобщил   к   христианской   вере целую страну. С 988 г. Православное христианство стало распространяться по Руси, преображая   жизнь   людей   в   их   культуру.   Вера   в   единого   Бога   собирала славянские племена и помогала им ощутить себя единым народом. У.  На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелие и богослужебных книг. Великий вклад в развитие русской культуры внесли равноапостольные Кирилл и Мефодий. Сообщение об этих святых подготовила для вас 3 группа историков. Выступление 4 группы:  «Кто такие  Кирилл  и  Мефодий». Их  вклад  в развитие культуры на Руси?» Слайд № 16. Св. Кирилл и Мефодий. В  IX  веке   жили   в   Византии   монахи   –   Кирилл   и   его   старший   брат Мефодий. Кирилл славился своей учёностью, он знал несколько иностранных языков.   Правитель   Византии   поручил   Кириллу   и   Мефодию   познакомить   с христианством   славянские   народы.   А   для   этого   надо   было   перевести   на славянский язык христианские книги. Но как это сделать? Ведь у славян нет письменности. Тогда Кирилл создал славянскую азбуку – глаголицу (от слова «глаголить» ­ говорить). Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. Позднее азбуку упростили их ученики. Она была названа кириллицей. Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства.   О   развитии   просвещения   заботились   многие   князья.   Князь Владимир велел отдавать на учение детей киевлян, а затем стали учится во всей Руси. Слайд  № 17. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. В Москве Святым Кириллу и Мефодию был воздвигнут памятник.  У.   Как   вы   думаете,   все   ли   люди   легко   отказались   от   религии   своих предков и стали жить по законам Христа? (Выслушать мнения детей.) Работа по учебнику У. Прочтите материал в учебнике на с.60. У. Посоветуйтесь с вашим соседом по плечу и попытайтесь ответить на вопрос: «Как же изменилась Русь с принятием христианства?».  Выскажите свои мнения. (Дети отвечают.) У.  Прочтите текст в учебнике на с.60 и скажите, верны ли были ваши выводы. (Заслушать несколько ответов. Главная мысль всех ответов детей в том, что люди стремились к святости.) Слайд №18.  У. Что же  дало Руси принятие христианства? Учитель подводит детей к следующему содержанию ответов:    Русь сплотилась и стала единой. У разных племен появилась общая вера;   соседние страны признали Киевскую Русь. До крещения большинство стран не хотело даже торговать с язычниками­варварами, а тем более вступать с ними в союзы;   обогатились культура и ремесла. Русь сблизилась с Византией, самым развитым   государством   того   времени.   И   из   Византии   вместе   с   греческими мастерами  пришли  живопись, архитектура, ремесла.  На  Руси  начали  строить каменные храмы;    на   Руси   распространилась   письменность.   Появились   первые рукописные   книги,   летописи.   Еще   в   княжении   Владимира   при   Десятинной церкви в Киеве открылась первая школа;    изменились   нравы   людей,   церковь   запрещала   человеческие жертвоприношения, убийство рабов и слуг, само рабство, кровную месть. У.  Крестившись,   наши   предки   стали   православными   христианами.   А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. А смысл этот православные видели в спасении своей души. Работа в рабочей тетради Слайды № 19,20. Задания из рабочей тетради. Чтобы закрепить все,  о чем мы сегодня говорили, предлагаю выполнить задания №1 и №2.  (Дети выполняют задания. №1­ взаимопроверка, №2 – самопроверка по эталону на доске.) IV. Рефлексия  Слайд 21. Подведем итоги. Какому историческому событию был посвящен сегодняшний урок?  Когда и где произошло это значимое для всех событие? В чем смысл крещения для православных христиан? Каково было значение принятие христианства для Руси? Если остается время на уроке учитель может детям предложить разгадать кроссворд. 1. Как называется страна, в которой жил Иисус Христос? Израиль 2. Какое имя носит храм в Константинополе, куда приезжали русские послы? София 3. Как наша страна называлась в древности? Русь 4. Как назывался город, где крестился князь Владимир? Корсунь 5. Как называется город, где прошло первое крещение россов? Киев 6. Какой называют Русь? Святая Ключевое слово –  Россия, 25 секунд звучит колокольный звон «Вальс колоколов» (Русский Север). У. Закончить урок хотелось бы стихами. Стихи читают заранее подготовленные ученики. Святая Русь С.Бехтеев. Ученик 1: Наша Русь святая ­ кротость и смиренье, У икон столетних жаркие молитвы, Жажда покаянья, сладость всепрощенья, Жертвенная доблесть бескорыстной битвы. Ученик 2: Наша Русь святая ­ говор колокольный, Средь боров дремучих древних келий срубы, Радость и веселье встречи хлебосольной, О любви заветной шепчущие губы. Ученик 3: Наша Русь святая ­ это быт былинный, Это лад семейный, это строй свободный, Наш язык могучий, наш уклад старинный, Удаль и отвага пляски хороводной. Ученик 4: Наша Русь святая ­ вера в подвиг ратный, В торжество и славу мудрого правленья, Небом данный свыше жребий благодатный Родине великой честного служенья. Ученик 5: Наша Русь святая ­ вера и свобода, Без конца, без края большака дорога. Наша Русь святая ­ как душа народа, Та, что ищет правду, та, что верит в Бога. У.   Так   почему   же   Русь   называют   Святою?  (дети   отвечают)  Русь называют Святою за ее стремление к святости. V. Домашнее задание Дать   учащимся   возможность   выбрать   и   выполнить   задания различного уровня сложности. 1. Выполнить задания № 3, №4 в рабочей тетради. 2. Учебник с. 58­61 читать, ответить на вопросы. 3. Подготовить рассказ о крещении Руси,  используя материал  урока. 4*.   Подготовить   сообщение   на   одну   из   тем:   «Историческое   значение принятия   христианства   на   Руси»,   «Святые   Кирилл   и   Мефодий.   Создатели славянской письменности».  Использованная литература.  1. Воскобойников В. Владимир Креститель. – СПБ.: ЗАО «Торгово­ издательский   дом   «Амфора»,   2014.   –   63   с.:   ­   (Серия   «Святые.   Семейная коллекция»); 2. Кураев   А.В.   Основы   духовно­нравственной   культуры   народов России. ОРКСЭ. ОПК. 4­5 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.; 3. Плешаков   А.А.   Окружающий   мир.   Учебник.   Ч.2.   –   М.: Просвещение, 2013. – 224 с.; 4. Комарова Т.В. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 2 / Т.В. Комарова. – М.: Изд­во ПСТГУ, 2014. – 79 с.  Иллюстративный материал из интернет – ресурсов 2. ( http: //hristianstvo.ru).

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуля ОПК "Как христианство пришло на Русь" (4 класс, ОПК)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019