Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
Взрослым
01.02.2017
Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»
Жизнь в современных условиях невозможна без прочных экономических знаний, которые необходимо применить и в профессиональной деятельности и в личной жизни. Кроме того, знания экономики служат основой для достижения высоких результатов в области бизнеса. Учебная дисциплина «Экономика», одна из основных дисциплин, изучаемых студентами социально – экономического профиля, она, безусловно связана с изучением таких дисциплин как: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Экономика организации», «Бухгалтерский учет», «Статистика», «Обществознание» и многие другие. Современная молодежь должна ориентироваться в современной экономической и политической ситуации, а для этого им необходимо знать экономические явления, происходящие в стране. Для изучения данной темы выбран урок освоения новых знаний, целесообразность которого заключается в результативности изучения новой темы, студенты имеют возможность полученные знания сразу же закрепить на практике в ходе деловой игры. Для раскрытия новой темы и активизации мыслительной деятельности студентов использованы такие педагогические технологии как «погружение в ситуацию» - игра аукцион, мозговой штурм, технология ситуационного обучения, технология проблемного обучения, деловая игра. Занятие проводится в виде урока-диалога, лекции, беседы, самостоятельной работы студентов. Форма проведения урока: групповая, фронтальная. Изучение темы «Инфляция», закрепление знаний в виде деловой игры «Суд над инфляцией» позволит студентам стать экономически грамотными, профессионально подготовленными людьми.Методическая разработка открытого урока по экономики на тему: "Инфляция"с закреплением в форме деловой игры "Суд над инфляцией"
Открытый урок Инфляция.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский техникум отраслевых технологий» Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция» Выполнила преподаватель экономики первой квалификационной категории Захарова Валентина Леонидовна г. Болгар, 2017 год. ПЛАН ЗАНЯТИЯ           Дисциплина «Экономика» Тема: «Инфляция» Преподаватель: Захарова В.Л. Группа: 6415 Специальность: 43.02.11 «Гостиничный сервис» Вид занятия: урок­диалог, лекция, беседа, самостоятельная работа  Тип занятия: урок усвоения новых знаний Форма проведения: групповая, фронтальная.  Педагогическая   технология:  погружение   в   ситуацию   ­   игра   аукцион, мозговой   штурм,   технология   ситуационного   обучения,   технология   проблемного обучения, деловая игра.            Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа); наглядные (наблюдение); практические (ситуационный анализ); эвристический метод, кейс­метод.          Цели занятия: 1. Образовательная:   ­  сформировать   и   закрепить  системные   экономические   знания   по   теме: «Инфляция», применяя самостоятельную деятельность в области экономики; ­   владеть   приемами   работы   со   статистической,   фактической   экономической информацией;  ­   уметь   оценивать   и   аргументировать   собственную   точку   зрения   по экономическим проблемам по теме: «Инфляция»; 2. Воспитательные:   способствовать воспитанию коммуникативной компетентности через работу ответственности за принятое решение;  развитию экономического мышления. в группах,    3. Развивающая:    развивать  умения работы с различными видами схем, документов; развивать умение выбирать нужную информацию, синтезировать ее и делать анализ;  развивать умение давать аргументированные ответы на основе  полученных знаний.            Задачи: личностные: 2  способствовать  развитию  личностных,   в   том   числе   духовных   и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;  способствовать  расширению   системы   знаний   об   экономической   жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве.  метапредметные: активизация  умений   формулировать   представления   об   экономической науке   как   системе   теоретических   и   прикладных   наук,   изучение   особенности применения   экономического   анализа   для   других   социальных   наук,   понимание сущности основных направлений современной экономической мысли; развивать   умения   обучающихся   самостоятельно   определять   свою жизненную   позицию   по   реализации   поставленных   целей,   используя   правовые знания,   подбирать   соответствующие   правовые   документы   и   на   их   основе проводить   экономический   анализ   в   конкретной   жизненной   ситуации   с   целью разрешения имеющихся проблем;  побуждать   обучающихся   воспринимать   и   перерабатывать   информацию, полученную   в   процессе   изучения   общественных   наук,   вырабатывать   в   себе качества   гражданина   Российской   Федерации,   воспитанного   на   ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;  предметных:   формировать систему знаний об экономической сфере в жизни общества как   пространстве,   в   котором   осуществляется   экономическая   деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;    формировать экономическое мышление: умение принимать рациональные решения   в   условиях   относительной   ограниченности   доступных   ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; побуждать   овладевать   навыками   поиска   актуальной   экономической информации   в   различных   источниках,   уметь   различать   факты,   аргументы   и оценочные   суждения;   преобразовывать   и   использовать экономическую   информацию   для   решения   практических   задач   в   учебной деятельности и реальной жизни.   анализировать,   Квалификационные требования: Студенты должны знать: ­ ­ ­ уметь: ­ определение, типы и виды инфляции;  причины возникновения инфляции; последствия   инфляции; определять вид инфляции; 3 ­ применять   полученные   знания   в   практической   и   профессиональной деятельности; ­ делать выводы по результатам работы. Межпредметные связи: «История», «Право», «Обществознание». Средства проведения:  1.Мультимедийный комплекс: ПК, мультимедиапроектор, экран.  2. Презентация к уроку в программе MS Office PowerPoint 2007. 3. Раздаточный материал: шоколадка для аукциона, сказочные деньги, задания для   работы   в   группах,   сценарий   суда   над   инфляцией,  карточки результативности работы групп. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент (2 мин.)  приветствие присутствующих;   проверка наличия студентов, готовности группы к занятию;  знакомство с темой и структурой урока. II. Мотивация деятельности студентов (3 мин.).  формулировка цели и задач урока;  мотивация учебной деятельности;  подведение к определению инфляции. III. Актуализация опорных знаний (10 мин.)  подведение к определению инфляции;    погружение в ситуацию для понимания причины возникновения  инфляции. IV.Изучение нового материала (30 мин.)   Осмысление сущности инфляции через пословицы.   Формирование определения инфляции.  Путём анализа схем выяснить причины и типы инфляции.  Путём анализа текста определить виды инфляции. V. Закрепление изученного материала (40 мин.)  Проверка освоения изученного материала в ходе деловой игры  «Проведение судебного разбирательства над инфляцией». VI. Рефлексия и подведение итогов занятия и сообщение домашнего  задания  и оценок за урок (5 мин.)  Рефлексия,  Подведение итогов урока о выполнении намеченной цели. 4 Этапы учебного Элемент занятия, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Метод обучения (контроля) Задачи обучения и воспитания Деятельность преподавателя Деятельность студентов 4 Психологический  настрой группы на  активную работу 5 Проверяет явку и  готовность группы и  аудитории к занятию,  знакомит со структурой  урока. 6 Приветствуют  преподавателя, слушают и записывают тему  урока. содержание учебного материала 2 Приветствие  присутствующих;  проверка наличия  студентов, готовности  группы к занятию; знакомство с темой и  структурой урока. формулировка цели и  задач урока; мотивация учебной  деятельности. подведение к  определению инфляции;   погружение в ситуацию  для понимания причины  возникновения инфляции. занятия 1 I.Организационный  момент  (2 мин.) II. Мотивация  деятельности  студентов (3 мин.) III. Актуализация  опорных знаний (10 мин.) IV.Изучение нового  материала  (30 мин.) 3 Диалог Беседа ­Приём игра «Аукцион»  ­Приём «Мозговой штурм» Знакомство с планом урока, концентрация внимания   студентов на значимости темы. Подвести   студентов понятию к «Инфляция» и основной причины её возникновения.       Осмысление   сущности инфляции через пословицы.  Формирование определения инфляции. Путём анализа схем  выяснить причины и типы  инфляции. Путём анализа текста  определить виды  Работа в группах. Приём «Мозговой штурм»; Эвристический­  самостоятельно  формулируют определение  инфляции. Показ презентации в  программе MS Office  PowerPoint 2007. Технология ситуационного  обучения –самостоятельная Обобщение  имеющихся и  усвоение новых  знаний, развитие  мыслительных  способностей  студентов;  формирование  познавательной  активности,  логического  Формулирует тему и  учебные цели     Слушают и записывают  цели и задачи урока. Проводит аукцион. Ставит   проблемный   вопрос «Почему   ручка   за   5   рублей была   продана   намного дороже?»  Направляет   студентов   к решению проблемы. Контролирует ход изучения. Организовывает   контроль полученных знаний. Демонстрирует презентацию. Участвуют   в   аукционе, пытаются найти ответ на поставленный вопрос.   Объясняют   смысл пословиц. Формулируют определение инфляции.  Работают   в   группах­ объясняют схемы, читают   отрывки   из произведений и определяют вид инфляции.  Делают   записи   в       5 инфляции. V. Закрепление (40 мин.) Проверка освоения  изученного материала.   Рефлексия, Подведение итогов урока  о выполнении намеченной цели. VI. Рефлексия и  подведение итогов  занятия и  сообщение  домашнего задания   и оценок за урок (5 мин.) работа со схемами. Технология проблемного  обучения. Кейс­метод.  Деловая игра «Проведение  судебного разбирательства  над инфляцией». Технология опережающего  обучения­ речь прокурора о причинах инфляции. Рефлексия. Беседа. мышления.   Обобщение и  закрепление новых  знаний. Контролирует ход игры.  Умение  самостоятельно  ставить цели  занятия, находить  нужную  информацию,  изучать её,  самостоятельно  оценивать знания,  делать выводы. Совместно со студентами  делает выводы о  достижении поставленных  целей урока. Поясняет выполнение  домашней работы, проводит  награждение участников  игры, выставляет оценки за  1 и 2 этапы урока. тетради. Участвуют в игре в  качестве участников  судебного процесса:  судьи, прокурора,  адвоката, секретаря,  свидетелей, судебного  пристава (100 % участие)  Отвечают на вопросы о  выполнении целей урока и методе освоения  учебного материала. Записывают домашнее  задание. Лидеры групп  выставляют оценки. 6 Ход урока: 1 ЭТАП 1)   Организационный момент (1 минута)  ­ слайд 1 Преподаватель: Добрый день! Староста, кто отсутствует на занятии?  Тема нашего урока «Инфляция». Работать будем в трёх группах. Каждая группа должна выбрать лидера, который организует её работу и в конце оценит работу   каждого   в   группе   по   заданным   критериям   (раздать   карточки результативности). Урок  будет  состоять  из  двух  этапов:  на  первом  мы  с вами разберем теоретические аспекты проблемы, а на втором этапе в ходе деловой игры закрепим   полученные   знания.   Я   уверена,   что   у   нас   все   получится.   Вы   готовы сделать наш урок интересным и запоминающимся? Хорошо. Я желаю всем нам хорошего урока.   2) Мотивация деятельности студентов (1 минута) слайд 2          Цель нашего занятия ­ сформировать и закрепить системные знания по теме «Инфляция» и ответить на такие вопросы:  1. Сущность инфляции. 2. Причины и типы инфляции. 3. Виды инфляции. 4. Последствия инфляции.                   Кроме   того,  в  конце   занятия   вы   должны  будете  ответить   на   вопрос: «Инфляция это зло или благо?»         Итак, тема «Инфляция» является одной из значимых тем курса Экономики, так как с этим понятием сталкиваются абсолютно все, но не все понимают, что это такое. Знания, полученные при изучении данной темы, во­первых, помогут вам лучше адаптироваться в быстро изменяющихся условиях экономической среды. Во ­ вторых, вам нужно понимать, что образование не должно быть узкопрофильным и специализированным, потому что только широкое образование позволяет нам быть вариативными,   мобильными   и   успешными.  Запишите   тему   урока   и   вопросы, которые мы должны разобрать.  3) Актуализация знаний, через погружение в ситуацию ­ (5 минута)  слайд 3  Приём: игра «Аукцион»          Прежде чем приступить к изучению сегодняшней темы мы проведём аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег ­ Что это такое? (выпуск денег в обращение) (раздать произвольно «деньги»).                 На аукцион выставляется единственный товар (шоколадка).  Она стоит 5 сказочных рублей.  Однако, я продам её тому, кто даст большую цену (могут купить сообща). Желающий купить поднимает руку и называет цену.  Итак, ручка стоимостью в 5 сказочных рублей была продана за ???? рублей.  Почему так произошло? Приём «Мозговой штурм» Наводящие   вопросы:   сколько   было   шоколадок?   Сколько   было   денег?   (ответы) (Произошло обесценивание денег ­ инфляция)         7 3) Изучение новой темы Слайд 4        Перед Вами 2 пословицы. В чем их смысл? Приём «Мозговой штурм» «Инфляция ­ это когда карманы рвутся от денег, а на новый пиджак всё ещё не хватает». «Мешок денег ­ символ либо бешеного богатства, либо бешеной инфляции» Сформируйте определение инфляции.  Слайд 5   Инфляция  —   это   обесценивание   денег,   снижение   их   покупательской способности, которое проявляется в росте цен.   Т.е. если раньше вы могли купить сахар по цене 25 руб. за кг, то теперь на эту сумму вы приобретете только 500 г точно такого же товара. Проще говоря, покупательская способность денег сократилась в два раза (или на 50%). Получается, что количество товаров и услуг в стране остается неизменным, а количество   денег   для   их   покупки   требуется   большее.   Как   правило,   в   такой ситуации уровень доходов населения не изменяется, именно поэтому мы так остро ощущаем скачки цен. Запишите определение в тетрадь. А теперь мы переходим ко второму вопросу темы: «Причины и типы  инфляции» Слайд 6                 Этот   вопрос     на   протяжении   всего   20   века   был   в   центре   внимания экономической   науки.   Поначалу   причиной   инфляции   считали   повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что   такие   деньги   можно   напечатать   в   любом   количестве.)   Вспомним Германию после первой мировой войны, там цены выросли в триллион раз (12 нулей), а денежная масса составила 496 квинтиллионов марок (18 нулей).        Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция  не  исчезла.  И тогда экономическая  наука взялась за  более  глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами.        Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3 минуты.) Работа в группах Слайд 7 Задание 1.  Из­за чего возникает инфляция?  Технология ситуационного обучения 8 Рисунок 1. ______________________________  Рисунок 2._____________________________________ Студенты объясняют схемы. Преподаватель поправляет:  На   этих   схемах   изображены   типы   инфляции:   на   1   рисунке   ­   инфляция спроса, когда слишком большое количество денег охотится за малым количеством товара, на втором ­ инфляция издержек, когда рост зарплаты вызывает рост затрат на производство и, как следствие ­ рост цен на произведённые товары, что ведёт к требованиям населения снова повышать зарплату. Подпишите в схемах названия .Схемы оставьте себе. Третий вопрос темы «Виды инфляции» Слайд 8 Перед вами определения видов инфляции и выдержки из различных  источников, определите, о каком виде инфляции идет речь в каждом из них.  (3 минуты.) Технология проблемного обучения 9 Ползучая инфляция – цены растут менее чем на 10 % в год, покупательная способность денег практически сохраняется. Галопирующая   инфляция  –   рост   цен   происходит   скачкообразно   и стремительно – 10­200% в год.  Гиперинфляция   –  разновидность   инфляции,   характеризующаяся чрезвычайно быстрым (более чем на  1000 %  в год) ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому   обесцениванию   денег,   нарушению   нормальных   хозяйственных   связей   и пропорций развития промышленности, усиливает спекуляцию. Стагфляция­  наряду   с   огромным   ростом   цен   наблюдается   закрытие производства, развал предприятий. (Россия середина 90­х годов)  Приложение 1 Слайд 9                             Работа в группах      Кейс­метод Отрывок № 1. Прочитайте отрывок и определите вид инфляции.  Ничего.   Клиентов   не   было.   Но   я   вынужден   настоятельно   просить   о повышении моего оклада.  – Опять? Ведь тебе только вчера повысили!  – Не   вчера.   Сегодня   утром   в   девять   часов.   Какие­то   несчастные   восемь тысяч марок! И все­таки в девять утра это было еще кое­что. А потом объявили новый курс доллара, и я теперь уже не могу на них купить даже галстук, только бутылку дешевого вина. А мне необходим именно галстук.  – Сколько же стоит доллар сейчас?  – Сегодня в полдень он стоил тридцать шесть тысяч марок! А утром всего тридцать тысяч!  Георг Кроль рассматривает свою сигару.  – Уже тридцать шесть тысяч! Дело идет быстрее кошачьего романа! Чем все это кончится?  – Всеобщим банкротством, господин фельдмаршал, – отвечаю я. – А пока надо жить. Ты денег принес?  – Только   маленький   чемоданчик   с   запасом   на   сегодня   и   завтра.   Тысячные   и стотысячные билеты и даже несколько пачек с милыми старыми сотенными. Около двух с половиной кило бумажных денег. Инфляция растет такими темпами, что государственный банк не успевает печатать денежные знаки. Новые банкноты в сто тысяч   выпущены   всего   две   недели   назад,   а   теперь   скоро   выпустят   бумажки   в миллион. Когда мы будем считать на миллиарды?  (Гиперинфляция) Отрывок № 2. Прочитайте отрывок и определите вид инфляции.  Может   считаться   позитивным   явлением,   если   сопровождается   ростом деловой   активности   и   отражает   процессы   инвестирования,   внедрения   новых технологий и выпуска новых видов продукции. Действительно, в период введения 10 новой   технологии   большинство   предприятий,   пользуясь   приобретённым конкурентным преимуществом и неэластичного спроса на продукцию, практикуют маркетинговую стратегию «снятия сливок», а также следуют политике ускоренной амортизации.   В   результате   в   первые   годы   внедрения   новшеств   отношение цена/качество,   как   правило,   растёт.   Этому   также   способствуют   высокие предельные   издержки   вследствие   низкой   степени   освоенности   рынка   и невозможности полноценного использования эффекта масштаба. Инфляцию такого рода удачно объяснил в начале ХХ века австрийский экономист Й.Шумпетер ­ в период развития, «созидательного разрушения», индуцированного инновационного процесса   происходит   эмиссия   кредита   (в   том   числе   за   счёт   лучшего   освоения потенциального   значения   денежного   мультипликатора),   а   инфляция   является способом перераспределения покупательной способности.  Подобный   темп   инфляции   характерен   для   многих   стран   Запада.   Эта инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом   рыночной   экономики.   Более   того,   экономисты   считают,   что относительно   невысокий,   «трёхпроцентный»   темп   инфляции   может   быть использован  для стимулирования производства. Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных; он неодинаков для различных стран. (Ползучая) Отрывок № 3. Прочитайте отрывок и определите вид инфляции.  Инфляция   сопровождается,   как   правило,   опережающим   ростом   цен   по сравнению с повышением заработной платы. В большинстве случаев повышение заработной   платы   является   реакцией   на   рост   цен.   При   заключении   трудовых контрактов фирмы и профсоюзы исходят из того уровня цен, который имеется на момент   заключения   договора.   Возможен   и   такой   вариант,   когда   в   контракте предполагается, что будет продолжаться повышение цен и в будущем. Но в расчет при этом берется темп роста цен, который наблюдался до заключения контракта. В этом случае договор предусматривает повышение заработной платы в будущем, ориентируясь на рост цен в прошлом. Инфляция характерна именно ускорением роста   цен.   Поэтому   хотя   она   и   сопровождается   повышением   номинальной заработной платы, но реальная заработная плата в ходе ее развития снижается. В то   же   время   если  нормальная   инфляция  стимулирует   инвестиции,  рост  ВВП   и увеличение занятости, то эта инфляция, ослабляя стимулы к инвестициям, тормозя технический прогресс и снижая темп роста ВВП, влечет за собой существенное замедление   роста   занятости   и   рост   безработицы.   Поэтому   ухудшение благосостояния   наемных   работников   происходит   и   вследствие   снижения   их реальных доходов, и вследствие роста безработицы. Инфляция чревата поэтому обострением социальных конфликтов и политической нестабильностью.  (Галопирующая) 11 Молодцы, с заданием справились хорошо.    Слайд 10 ЭТАП 2.  Теперь   переходим   ко   второму   этапу   и   проведём   деловую   игру «ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА НАД ИНФЛЯЦИЕЙ».   «Последствия   инфляции»   и   закрепить  разобрать   тему   4   Цель: полученные на уроке знания.  Вторая   группа   будет   обыгрывать   роль   присяжных   заседателей.   (им выдаются листы для записи) Уважаемые присяжные заседатели вы должны будете выбрать старосту. Из числа присяжных заседателей выбирается староста. Господа   присяжные   заседатели,   в   ваши   обязанности   входит   внимательно следить за судебным разбирательством и по его завершению дать в письменной форме ответ на вопросы:   Доказана ли вина Инфляции? 1. Имели ли место, инкриминируемые инфляции преступления?  2. Староста   обязан   будет   также  следить  за   ходом  разбирательства,  вынести свое решение, собрать решения присяжных заседателей, ознакомиться с итогами и огласить результат.   Подсудимую, её адвоката, прокурора, секретаря и судебного пристава (у двери) прошу занять свои места.    Свидетели и судья  находятся вне зала судебных заседаний. Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!  (В зал суда входит судья занимает свое место за столом) Судья: Слушается гражданское дело против «Инфляции» по обвинению её в  нанесении  экономического  ущерба  как  юридическим  так  и физическим лицам. Судебное разбирательство будет проводится судом присяжных, под  председательством судьи Закирова Максима Рашидовича, секретарь судебного заседания Хохлова Анна Владимировна,  сторону обвинения поддерживает прокурор  Алексеев Александр Вячеславович,  защиту подсудимой будет осуществлять адвокат Семёнова Елена Алексеевна.  Начинаем судебное заседание. Слово для обвинения предоставляется прокурору  Алексееву Александру Вячеславовичу  (технология опережающего обучения) Слайд 11 Прокурор:  Ваша   честь,  Уважаемый  суд, Хотелось  бы  отметить, что  инфляция существует уже длительное время и появилась она чуть ли не с возникновения денег. Я внимательно изучил дело и пришёл к выводу, что именно с тех самых пор она портит нам жизнь и создаёт определённые проблемы: ­ падает спрос, потому что все цены растут быстрее чем   номинальная  заработная плата; 12 ­ наблюдается диспропорция между внутренними и  мировыми ценами; ­ падает объем производства, некоторые предприятия даже закрываются; ­ страна испытывает дефицит наличных денег; ­ наблюдается повышенный спрос на рынке безналичных денег и кризис  взаимных неплатежей предприятий друг другу. И поэтому мне бы хотелось задать   инфляции вопрос:        Инфляция, назовите основные причины вашего появления? Судья: Госпожа «Инфляция» встаньте. (Опережающее обучение) Инфляция: Уважаемый суд, я не виновна!  Да,   действительно   впервые   обо   мне   заговорили   в   Северной   Америке   в   период гражданской войны 1861­1865 г.г. В 19 веке это понятие уже употреблялось в Англии и Франции. Есть две основных причины моего появления: ­  Дисбаланс  между денежной  и товарной массой.  Со  временем  у людей появляется   больше   денег,   они   могут   больше   покупать   товаров   и   услуг,   и   это вызывает рост уровня цен. Неравенство этих составляющих может происходить и из­за   уменьшения   товарной   массы.   В   этом   случае   денег   в   обращении   остается столько же, а количество товаров и услуг снижается. Это приводит к дефициту, и, соответственно, росту цен. ­ Нарушение процессов в производстве и увеличение издержек. Затраты на производство единицы продукции увеличиваются, и происходит их подорожание. Люди   сами   виноваты   во   всем,   что   с   ними   происходят:   их   потребности безграничны и им с каждым годом нужно всё большее количество денег, для этого они проводят эмиссию денег, то есть печатают их вновь и вновь, нарушая основной закон   денежного   обращения,   который   гласит:  «Масса   денег   для   обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг , а также   уровню   цен   товаров   и   тарифов     и   обратно   пропорциональна скорости обращения денег». А вы, господин прокурор, не правы говоря, что при инфляции     все цены обязательно растут. Да, одни резко взлетают, но  другие­то остаются стабильными, а некоторые даже снижаются. Судья: (спрашивает у прокурора и адвоката) Есть ли вопросы к «Инфляции».  Вопросов нет.  Александр Вячеславович, есть ли свидетели по делу со стороны обвинения? Прокурор: Да, уважаемый суд. Стороной обвинения заявлено три свидетеля.  Судья: Секретарь, пригласите первого свидетеля!  Секретарь: В зал суда приглашается первый свидетель обвинения – пенсионерка Кипрова Диана Николаевна. (Судебный пристав приглашает в зал суда 1 свидетеля) Судья: Здравствуйте свидетель. Вы Кипрова Диана Николаевна?  1­й свидетель: Да. Уважаемый суд! Я хочу сказать, что инфляция виновата в том, что мы, пенсионеры, плохо живем. Цены постоянно повышаются, а пенсия у нас и 13 так   маленькая.   Мы   не   в   состоянии   покупать   дорогие   вещи   длительного пользования. Мы покупаем только дешевые продукты. Мясо и фрукты нам просто «не по карману». Иногда даже не на что купить лекарство. Судья: Есть ли вопросы к свидетелю? Адвокат: У меня вопрос: Скажите, как часто вам повышают пенсию?  1­й свидетель: Часто, милая часто, да всё равно не хватает ни на что. Детям надо  помочь, внучатам. Судья: У вас все свидетель? Займите место в зале суда. Секретарь пригласите  следующего свидетеля. Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения многодетная мать  Шипицина Виктория Дмитриевна. (Судебный пристав приглашает в зал суда 2 свидетеля) Судья: Здравствуйте свидетель. Вы Шипицина Виктория Дмитриевна? 2­й свидетель: Да. Уважаемый суд! Инфляция виновата в том, что у моих детей нет   компьютера   и   они   плохо   одеваются,   потому   что   она   неблагоприятно воздействует на экономику моей семьи. У меня трое детей, я не работаю. Зарплата мужа, который работает учителем в техникуме, постоянно обесценивается, т.е. на ту же зарплату, что и год назад наша семья может приобрести меньше товаров и услуг,   чем   прежде.   Все   деньги   уходят   на   питание,   которое   мы   не   можем разнообразить соками и сладостями. Детей жалко! А всё эта инфляция виновата. Судья: Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю. Прокурор, Адвокат: Нет!   Судья: Свидетель займите место в зале суда. Секретарь пригласите следующего  свидетеля. Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения – предприниматель  Хитова Диана Александровна. (Судебный пристав приглашает в зал суда 3 свидетеля) Судья: Здравствуйте свидетель. Вы Хитова Диана Александровна? 3­й свидетель: Да. Уважаемый суд! Наше предприятие выпускает дорогостоящие товары   длительного   пользования.   В   период   инфляции   возникают   большие трудности   в   сбыте   нашей   продукции.   Предприятие   переживает   кризис,   т.е. производство   из­за   неустойчивости   цен   остановилось.   Инвесторы   боятся вкладывать   деньги   в   развитие   производства,   т.к.   боятся   обесценивания   денег. Коллеги­предприниматели вкладывают деньги в торговлю, потому что там быстрее можно получить прибыль. Вот так и мучаемся. Судья:  Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю. Свидетель займите место в зале суда. Есть ли ещё свидетели со стороны обвинения? Прокурор, Адвокат: Нет!  Судья: Слово для защиты предоставляется адвокату подсудимой. Адвокат: Ваша честь, господа присяжные заседатели! Инфляцию нельзя судить.  Она может приносить пользу и в этом вы сейчас убедитесь.. Стороной защиты  представлено 3 свидетеля. 14 Судья: Секретарь! Пригласите свидетеля защиты. Секретарь: В зал суда приглашается свидетель защиты – заёмщик Малова  Виктория Валерьевна (Судебный пристав приглашает в зал суда 4 свидетеля) Судья: Здравствуйте свидетель. Вы Малова Виктория Валерьевна? 4­й свидетель: Да. Уважаемый суд! Инфляция помогает тем, кто берёт кредиты. Я тоже   часто   беру   кредиты.   Зарплата   моя   невысокая,   а   кредит   позволяет приобретать современную бытовую технику, мебель. Во время инфляции цены на товары   растут   и   трудно   накопить   нужную   сумму   на   покупку,   и,   взяв   товар   в кредит,   мне   не   приходится   платить   повышенную   сумму.   Разве   это   плохо?   А кредитов   у   нас   люди   стали   брать   очень   много,   значит   многих   людей   такое положение устраивает. Судья: Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю.  Прокурор, Адвокат: Нет!  Судья: Свидетель займите место в зале суда. Секретарь! Пригласите следующего  свидетеля защиты. Секретарь: В зал суда приглашается следующий свидетель защиты – бизнесмен   Мещанина Кристина Александровна. (Судебный пристав приглашает в зал суда 5 свидетеля) Судья: Здравствуйте свидетель. Мещанина Кристина Александровна? 5­й свидетель: Да, Господин судья! Инфляцию судить никак нельзя. Небольшой уровень   инфляции   стимулирует   наше   производство,   т.к.   растут   цены,   значит, растут и доходы нашей фирмы. С повышенного дохода у меня есть возможность повысить зарплату моим работникам. А раз доходы и зарплата растут, то и налоги, поступающие в бюджет, тоже растут.  Поэтому инфляция приносит всем пользу. Судья: Уважаемые участники процесса есть ли вопросы к свидетелю? Прокурор, Адвокат: Нет!  Судья: Свидетель займите место в зале суда. Секретарь! Пригласите свидетеля  защиты. Секретарь: В зал суда приглашается свидетель защиты – владелец недвижимости  Морюхова Дарья Александровна. (Судебный пристав приглашает в зал суда 6 свидетеля) Судья: Здравствуйте свидетель. Вы Морюхова Дарья Александровна? 6­й свидетель: Да. Уважаемый суд! Я тоже хочу защитить инфляцию, потому что она приносит нам, владельцам недвижимости, как и владельцам акций, большую прибыль. Ведь во время инфляции те люди, у которых есть крупные суммы денег, стараются вкладывать их в приобретение земельных участков, жилья, гаражей, в акции. Мы получаем прибыль, платим больше налогов государству. Судья: Все ли свидетели выслушаны?  Прокурор, Адвокат: Да. 15 Судья:  Приступаем   к   судебным   прениям.   Слово   предоставляется   прокурору Алексееву Александру Вячеславовичу 1. Прокурор: Ваша честь, господа присяжные заседатели! Вы, вероятно, убедились, каким вредным явлением является инфляция. Во­первых, когда повышаются цены, то страдают большинство семей: обесцениваются зарплаты бюджетников, коих в нашей стране немало, страдают студенты и многодетные семьи, ухудшается и без того бедственное положение пенсионеров. Во­вторых, растущие цены наносят урон производству.   Из­за   неустойчивости   цен   производства   иногда   останавливаются, потому   что   никто   не   знает,   что   сколько   стоит.   Предприниматели   перестают вкладывать   деньги   в   производство,   вкладывая   их   в   торговлю,   где   они   просто проедаются людьми. Прошу Вас признать инфляцию виновной и осудить по всей строгости закона – деноминацией рубля ­ о   бменом  денежных знаков на новые, с одновременным пересчетом цен, тарифов, заработной платы.  У меня всё. Судья:  Слово   для   защиты   предоставляется   адвокату   Алексеевне. Адвокат:  Ваша   честь,   господа   присяжные   заседатели!   Я   считаю   что   моя подзащитная   не   виновна.       Пословица   гласит:   «Не   так   страшен   чёрт,   как   его малюют».   Это   про   инфляцию.   Инфляция   приносит   хороший   доход   владельцам недвижимости. Растут налоги, которые бизнесмены платят в бюджет. Инфляции благодарны заёмщики, коих в нашей стране немало, т.к. сейчас люди предпочитают всё больше жить в кредит. Господа присяжные заседатели, уверена, что и у вас есть   кредиты.     А   пенсионерам   регулярно   повышают   пенсии,   что   покрывает расходы на рост цен. Так, в 2017 году для сглаживания темпов инфляции всем пенсионерам были выплачены единовременные пособия в 5 тысяч рублей. Кроме того,   если   предприниматели   производят   нужные   людям   товары,   то   инфляция помогает повысить зарплату работникам на его предприятии, а разве это может быть   плохо?   Ваша   честь,   господа   присяжные   заседатели!!   Вы   не   могли   не убедится, что инфляция может приносить пользу, а, значит, её нужно оправдать, ведь не судим же мы соль за то, что она солёная.  У меня всё. Судья: Господа присяжные заседатели, перед вами были поставлены два вопроса,  на которые вы посовещавшись, должны дать ответы:  Семёновой   Елене 1. Имели ли место, инкриминируемые инфляции преступления? 2. Доказана ли вина Инфляции?  Судья: Прошу присяжных заседателей пройти в комнату для принятия решений.  Суд удаляется для вынесения приговора.  Секретарь: Встать, суд идёт!(Из зала выходит судья и присяжные заседатели). Пауза 15 секунд. Входят присяжные и судья Секретарь: Встать, суд идёт!(В зал входят судья и присяжные заседатели). Судья:  Староста прошу предоставить вердикт. Староста: Из 5 присяжных на вопрос: Имели ли место, инкриминируемые  инфляции преступления? 16 Да, ответили – __?__ (называется количество голосов), нет, ответили ___?__  (количество голосов).  На вопрос Доказана ли вина Инфляции? Да, ответили – _______ (называется  количество голосов), нет, ответили __________ (количество голосов).  Судья: в зависимости от ответов присяжных судья выносит приговор. Суд, рассмотрев дело по обвинению Инфляции постановил:  На основании вердикта присяжных заседателей Инфляцию в инкриминируемых ей  деяниях (Выбрать нужное) 1.          ОПРАВДАТЬ и признать за ней право на реабилитацию.     2.ПРИЗНАТЬ ВИНОВНОЙ и наказать     Судебное разбирательство окончено. (стукает молотком)  ДЕНОМИНАЦИЕЙ  Преподаватель:  Итак,   закончился   суд   над   инфляцией.   Суд   вынес   свое решение – (по результатам голосования присяжных заседателей).  4. РЕФЛЕКСИЯ Слайд 12 ­   Как   вы   считаете,   справедливое   решение   вынес   суд   и   почему?  Приём Мозговой штурм (Предположительный   ответ   ученика:   наверное,   это   справедливое   решение,   т.к. держателей   акций,   владельцев   недвижимости   слишком   мало,   а   людей,   работающих   в бюджетной   сфере,   где   очень   редко   поднимают   зарплату   –   слишком   много.   Во   время инфляции страдают большинство предприятий, банковская деятельность, увеличивается безработица, может наступить общий кризис). Сейчас лидеры групп   проанализируют работу каждого из вас, и пока они выставляют вам оценки я прошу вас ответить на мои вопросы.  Скажите   уважаемые   студенты,   кто   помнит   цели   нашего   сегодняшнего занятия? Студенты вспоминают и называют цели занятия. Скажите, достигли ли мы поставленных целей? Ответ студентов. На столах у вас лежат карточки с вопросами, дайте на них ответы. 1. Как   «Я»   чувствовал(а)   себя,   с   каким   настроением   работал(а), Слайд 13 доволен(на) собой? 2. Комфортно   ли   было   «НАМ»   работать,   какие   затруднения   были   в общении? 3. Достиг(ла) цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы? 5.Домашнее задание: Слайд  14 Домашнее задание:  1.написать   эссе   по       теме   «Деньги   портят   человека,   а   инфляция   портит деньги» 2. подготовиться к устным ответам по изученным вопросам темы. 17 Лидеры   групп,  озвучьте   оценки,  полученные   студентами     на  первом   этапе 6.Подведение итогов Слайд  15 урока. Спасибо. Всем хочу сказать, что сегодня, не было пассивных слушателей, работая в группах,  каждый из вас внес свой вклад для достижения общего результата урока. Всем Спасибо, молодцы!  Отдельно хочу поблагодарить студентов, которые приняли активное участие в «Суде над инфляцией», всем выставляю оценку «отлично».            Прошу лидеров озвучить выставленные оценки.             Со своей стороны, хочу вам дать  такой совет: Никогда не превращайте деньги   в   единственную   цель   в   жизни.   Английский   экономист   Френсис   Бекон высказал   замечательную   мысль   «Деньги   –   очень   дурной   господин,   но   весьма хороший   слуга».   Именно   так   и   надо   относиться   к   данной   экономической категории.                 Желаю вам успехов в   изучении   экономических дисциплин,   и освоении выбранной специальности. Спасибо за внимание! До новых встреч!   18 Приложение  1 Итого ФИО Критерии для оценивания работы обучаемых в группе Критерии Культур а изложен ия материа ла (1 балл) Дополне ния других групп (1 балл)   Поведени е в группе, умение сотрудни чать (1 балл) Правильн ость изложения материала (1 балл) Логика изложе ния матери ала, чёткост ь (1 балл) 19 20 Приложение  2 ОБЪЯСНИТЕ СХЕМУ Рисунок 1. ______________________________  ОБЪЯСНИТЕ СХЕМУ 21 Рисунок 2._____________________________________ Приложение  3 Прочитайте отрывки и определите вид инфляции. Отрывок № 1. Прочитайте отрывок и определите вид инфляции.  Ничего. Клиентов не было. Но я вынужден настоятельно просить о повышении моего оклада.  – Опять? Ведь тебе только вчера повысили!  – Не вчера. Сегодня утром в девять часов. Какие­то несчастные восемь тысяч марок! И все­таки в девять утра это было еще кое­что. А потом объявили новый курс доллара, и я теперь уже не могу на них купить даже галстук, только бутылку дешевого вина. А мне необходим именно галстук.  – Сколько же стоит доллар сейчас?  – Сегодня в полдень он стоил тридцать шесть тысяч марок! А утром всего тридцать тысяч!  Георг Кроль рассматривает свою сигару.  – Уже тридцать шесть тысяч! Дело идет быстрее кошачьего романа! Чем все это кончится?  – Всеобщим банкротством, господин фельдмаршал, – отвечаю я. – А пока надо жить. Ты денег принес?  – Только маленький чемоданчик с запасом на сегодня и завтра. Тысячные и стотысячные билеты и даже несколько   пачек   с   милыми   старыми   сотенными.   Около   двух   с   половиной   кило   бумажных   денег. Инфляция  растет   такими  темпами,  что  государственный  банк  не  успевает   печатать  денежные  знаки. Новые банкноты в сто тысяч выпущены всего две недели назад, а теперь скоро выпустят бумажки в миллион. Когда мы будем считать на миллиарды?  (Гиперинфляция) Отрывок № 2. Прочитайте отрывок и определите вид инфляции.  Может   считаться   позитивным   явлением,   если   сопровождается   ростом   деловой   активности   и отражает процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции. Действительно,   в   период   введения   новой   технологии   большинство   предприятий,   пользуясь приобретённым   конкурентным   преимуществом   и   неэластичного   спроса   на   продукцию,   практикуют маркетинговую   стратегию   «снятия   сливок»,   а   также   следуют   политике   ускоренной   амортизации.   В результате в первые годы внедрения новшеств отношение цена/качество, как правило, растёт. Этому также   способствуют   высокие   предельные   издержки   вследствие   низкой   степени   освоенности   рынка   и невозможности полноценного использования эффекта масштаба. Инфляцию такого рода удачно объяснил в   начале   ХХ   века   австрийский   экономист   Й.Шумпетер   ­   в   период   развития,   «созидательного разрушения», индуцированного инновационного процесса происходит эмиссия кредита (в том числе за счёт   лучшего   освоения   потенциального   значения   денежного   мультипликатора),   а   инфляция   является способом перераспределения покупательной способности.  Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада. Эта инфляция не сопровождается кризисными   потрясениями.   Она   стала   привычным   элементом   рыночной   экономики.   Более   того, экономисты   считают,   что   относительно   невысокий,   «трёхпроцентный»   темп   инфляции   может   быть использован для стимулирования производства. Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных; он неодинаков для различных стран. (Ползучая) Отрывок № 3. Прочитайте отрывок и определите вид инфляции.  Инфляция сопровождается, как правило, опережающим ростом цен по сравнению с повышением заработной платы. В большинстве случаев повышение заработной платы является реакцией на рост цен. При заключении трудовых контрактов фирмы и профсоюзы исходят из того уровня цен, который имеется на момент заключения договора. Возможен и такой вариант, когда в контракте предполагается, что будет продолжаться повышение цен и в будущем. Но в расчет при этом берется темп роста цен, который наблюдался до заключения контракта. В этом случае договор предусматривает повышение заработной 22 платы в будущем, ориентируясь на рост цен в прошлом. Инфляция характерна именно ускорением роста цен.   Поэтому   хотя   она   и   сопровождается   повышением   номинальной   заработной   платы,   но   реальная заработная плата в ходе ее развития снижается. В то же время если нормальная инфляция стимулирует инвестиции,   рост  ВВП   и   увеличение   занятости,   то  эта  инфляция,   ослабляя   стимулы   к  инвестициям, тормозя технический прогресс и снижая темп роста ВВП, влечет за собой существенное замедление роста занятости и рост безработицы. Поэтому ухудшение благосостояния наемных работников происходит и вследствие снижения их реальных доходов, и вследствие роста безработицы. Инфляция чревата поэтому обострением социальных конфликтов и политической нестабильностью.  (Галопирующая Приложение  4 Вердикт присяжных заседателей 1 вопрос:  Имели ли место, инкриминируемые инфляции преступления? Да, ответили – _______ (называется количество голосов), нет, ответили  __________ (количество голосов).  2 вопрос Доказана ли вина Инфляции?  Да, ответили – _______ (называется количество голосов), нет, ответили  __________ (количество голосов).   Староста:_________________(_____________________) Дата   «_____»______________2017 г. 23 1. Как «Я» чувствовал(а) себя, с каким настроением работал(а), доволен(на) Рефлексия собой? 2. Комфортно   ли   было   «НАМ»   работать,   какие   затруднения   были   в Приложение  5 общении? 3. Достиг(ла) цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы? 1. Как «Я» чувствовал(а) себя, с каким настроением работал(а), доволен(на) Рефлексия собой? 2. Комфортно   ли   было   «НАМ»   работать,   какие   затруднения   были   в общении? 3. Достиг(ла) цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы? 1. Как «Я» чувствовал(а) себя, с каким настроением работал(а), доволен(на) Рефлексия собой? 2. Комфортно   ли   было   «НАМ»   работать,   какие   затруднения   были   в общении? 3. Достиг(ла) цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы? 1. Как «Я» чувствовал(а) себя, с каким настроением работал(а), доволен(на) Рефлексия собой? 2. Комфортно   ли   было   «НАМ»   работать,   какие   затруднения   были   в общении? 3. Достиг(ла) цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы? 24 1. Как «Я» чувствовал(а) себя, с каким настроением работал(а), доволен(на) Рефлексия собой? 2. Комфортно   ли   было   «НАМ»   работать,   какие   затруднения   были   в общении? 3. Достиг(ла) цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы? 1. Как «Я» чувствовал(а) себя, с каким настроением работал(а), доволен(на) Рефлексия собой? 2. Комфортно   ли   было   «НАМ»   работать,   какие   затруднения   были   в общении? 3. Достиг(ла) цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы? Приложение 6 25 Приложение 7 26 СУДЬЯ ПРОКУРОР АДВОКАТ СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ СЕКРЕТАРЬ ИНФЛЯЦИЯ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция   Российской   Федерации.   Принята   всенародным голосованием 12.12.1993 г. //СЗ РФ. № 4. Ст. 445; 2. Гражданский Кодекс части 1, 2, 3, 4 с изм., внесенными Федеральными законами от 17.05.2007 N 82­ФЗ (в ред. от 29.12.2010), от 24.07.2008 N 161­ФЗ, от 18.07.2009 N 181­ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15­П, Федеральным законом от 13.10.2008 N 173­ФЗ (ред. от 21.07.2014)) 3. Пястолов С. М. Экономика: учеб.   для студентов учреждений сред. проф.   образования   /   С.   М.   Пястолов.   ­   М.:   Академия,   2012.   ­   288   с. ­URL:http://www.academia­moscow.ru/catalogue/4831/38588/. 4. Терещенко   О.Н.   Основы   экономики:учеб.для   студ.учрежд. СПО/О.Н.Терещенко.­5­е   издание.,стер.­М.:   Издательский   центр   «Академия», 2014­192 с. 5. Яковлева,   Н.   А.   Экономика:   учебно­практ.   пособие   для   студентов спецальности  «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) / Н. А. Яковлева ; АНО   ВПО   «Омский   экономический   ин­т»,   СПО,   Каф.   учетно­экономических дисциплин. ­ Омск: Изд­во Омского эконом. ин­та, 2012.  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.  http://school­ collection.edu.ru/ 7. Единое   окно   доступа   к   образовательным   ресурсам. http://window.edu.ru/window 28

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока по экономике на тему «Инфляция»

Методическая разработка урока   по экономике на тему «Инфляция»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017