Методическая разработка урока по обществознанию
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по обществознанию

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
31.03.2017
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию для 5 класс на тему "Семья и семейные отношения." Тип урока : открытие нового знания. Используются современные образовательные технологии: групповая работа,проблемное обучение, теория развития критического мышления,информационно коммуникативные технологии, проектная деятельность ("Моя семья", " Дом счастья"), игровые технологии.
открытый урок толстикова.docx
Тема урока: «Семья и семейные отношения»   Цель: совместно   с   детьми   сформировать   представление   о   семье   как   ячейке   общества,   особой   малой   группе,   в   которой рождаются, растут и развиваются будущие граждане страны. 1.  обучающие:  дать определение понятию «семья», ознакомить с функциями семьи,  способствовать формированию правовых знаний учащихся в вопросах брака и семьи. 2. развивающие:  способствовать формированию умения формулировать  определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение 3. воспитывающие:  формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека Планируемые результаты: Предметные:   учащиеся   овладеют   целостными   представлениями   о   семье;   научатся   объяснять   ключевые   слова понятия семья,   поколение;   научатся   понимать   побудительную   роль   мотивов   в   формировании   семьи;   проводить сравнительный   анализ   семейного   уклада;   существовавшего   в   прошлом   и   современного;   применять   социальные   и нравственные   нормы   правила,   анализируя   и   оценивая   реальные   ситуации;   объяснять   значение   коммуникации   в межличностном общении; Метапредметные: самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе;   определять   собственное отношение   к   явлениям   современной   жизни;   формулировать   свою   точку   зрения;   определять   последовательность промежуточных   целей   учетом   конечного   результата;   составлять   план   действий;   осуществлять   расширенный   поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека. Тип урока: Открытие нового знания Основные понятия, изучаемые на уроке: семья, родство, семейные отношения, брак, кодекс.    1 Вид используемых на уроке ИКТ­средств: интерактивное оборудование. Оборудование урока: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.  Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015, пакет с рабочим материалом. Образовательные Интернет­ресурсы:  http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/raznoe/urok­druzhby­po­kursu­orkse;   http://semyarossii.ru   Используемые на уроке современные технологии обучения и воспитания:  ИКТ, ТРКМ, проблемное обучение.  Задания опережающего характера: Обучающимся заранее дается задание принести на урок с разрешения родителей семейные фотографии.  ,   http://constitution.kremlin.ru/ Ход урока I. Оргмомент – 1 мин Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Васильевна, и сегодня в вашем классе я проведу  урок обществознания.  ­ Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Ответить на  этот вопрос и определить настроение вам помогут смайлики, которые лежат перед вами. Поднимите вверх тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Молодцы!  Вывод: Большинство из вас пришли с хорошим и отличным  настроением и готовы  к работе на уроке. А ученикам без  настроения  я предлагаю    вместе с нами отправиться в поход за знаниями и поиском   настроения. II. Мотивация к учебной деятельности и создание условий для осознанного восприятия нового материала ­ 2 мин ­ Ребята,   при входе в класс,   вам       было предложено взять предмет   и   сесть за стол, где находится аналогичный предмет. ­ Таким   образом,   у нас получилось  4 рабочих группы.  В каждой группе самостоятельно  определён  координатора. Координаторы  представьтесь,   пожалуйста. (Координатор   первой группы­ ___________________, второй группы ­ _________,  третьей группы __________,  четвёртой группы ___________.)  Спасибо. 2 (Учитель определяет роль координатора) Координатор на  нашем уроке  открывает конверты с заданием, озвучивает задание, в конце урока оценивает работу  каждого члена  своей группы.    ­ Обратите внимание у вас на столах лежат конверты, дополнительный материал,  который нам   поэтапно  понадобиться  в течение урока.     Для того чтобы работа в группе прошла успешно, нужно соблюдать определённые  правила. А вы их знаете?     Молодцы!  Правила работы в группе (слайд) 1 Работать в группе дружно, помнить ­ мы одна команда. 2 Выслушать    задание и подумать   о решении самостоятельно. 3 Выслушать  мнение каждого и найти общее решение. 4 Не  выкрикивать ответ, а выбрать  выступающего. 5 Отвечать    громко,  чётко. ­ Замечательно!  Теперь можно приступать к решению заданий. ­ Координаторы возьмите   конверт    №  1 и ознакомьтесь  группу с заданием и приступить к выполнению..  Задание: Собрать пазл. Кто задание выполнил, поднимет руку. ­ Что изображено на картинке? (ребус)   ­ Какое слово зашифровано? (семья) ­  Какие вы все  молодцы! III. Актуализация знаний ­2 мин. ­ Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 – Я?   3 (Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем­то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом)  ­ Ребята, существует много пословиц о семье. ­ Какие пословицы о семье вы знаете? ­ Давайте поиграем в игру, которая называется «Восстанови пословицу» (слайд) Внимание   задание   для   всего   класса:   на   интерактивной   доске     вставьте   пропущенные   слова   в   пословицы .Восстановим пословицу. 1. Не нужен клад, когда в семье ____________. 2. В семье _________да совет, так и нужды нет. 3. __________ семья и землю превращает в золото.   (лад, любовь, дружная) ­Какая пословица вам понравилась и почему? (ответы хорошие отношения в семье ­ залог ее процветания во всем).  Давайте сделаем вывод  какие отношения должны быть в семье? (дружные, доброжелательные, заботятся друг о друге,  внимательно относиться к друг другу) III. Изучение нового материала. ­ 35 мин ­Как вы думаете,  какую тему  урока мы будем сегодня изучать? ­ Обратите внимание на слайд, откройте тетради, запишите число и тему урока.  ­ Как вы думаете, какую цель занятия мы поставим перед собой? Чего мы хотим достичь? (углубить наши знания по  теме Семья). ­Верно! ­ Опираясь на ваши ответы я составила  план урока. (cлайд) План: 1. Что такое семья. 4 2. Какие бывают семьи.  3. Семья и государство. 4. Семейные традиции.      Обратите внимание на высказывание  известного писателя 19 века Л.Н. Толстого, который  сказал «Крепка  семья – крепка держава!», еще раз внимательно каждый про себя прочтите и в конце урока выскажете свою точку зрения по данному высказыванию.  1. Что такое семья. ­  Итак, обратимся к первому пункту нашего плана и попробуем ответить на вопрос – Что такое семья?  ­ Координаторы групп  возьмите   конверт    № 2  и ознакомьтесь  группу с заданием и приступайте к работе.  На выполнение задания отводится 2  минуты. 1 группа: работа с кроссвордом 2. группа: поработать со словарем в учебнике и объяснить понятие «семья» стр. 3 группа: составить из слов определение семья 4 группа: что означает слово «брак» (работа с доп. материалом) ­ Слушаем внимательно ответы групп  № 1,2,3, обобщим их ответы.  Вывод: Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве.  ­ Подумайте и назовите особенности, которые отличают семью от другого коллектива, например, трудового?                Признаки: (слайд)  Малая группа  Кровное родство  Брак 5  Совместное хозяйство  Взаимная ответственность ­ Чтобы ответить на вопрос как рождается семья, давайте поиграем в игру, которая называется «Этапы рождения  семьи».   ­ Координаторы возьмите   конверт    №  3 и ознакомьтесь  группу с заданием. На выполнение задания отводится 1 мин. Задание: Расставьте этапы рождения семьи  в нужной последовательности. 1. Встреча мужчины и женщины. 2.Брак. 3. Обязанности по отношению друг к другу. 4. Рождение детей. 5. Обязанности по отношению к детям. ­ Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи  является взаимное чувство  любви, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. ­ Что такое брак? Внимательно  послушаем  ответ группы №4  ­ А на каких условиях заключается брачный союз?  Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите видеоролик, (ответы) ­ Молодцы, вы дали правильные ответы на вопрос, вы были очень внимательны!  ­А как вы считаете можно ли назвать семью состоящая из бабушки и внучки?  ­ Да, бывают и другие семьи. Когда семью объединяют родственники, например, одинокие сестры, тети и их  племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых и стариках. Я думаю, что все вы помогаете бабушкам и дедушкам, заботитесь о младших сестрах и братьях. 6 ­ Семья выполняет ряд основных функций в обществе. Вот некоторые из них: Репродуктивная:  семья обеспечивает продолжение человеческого рода. Хозяйственная: круг хозяйственно­бытовых обязанностей по дому. Воспитательная: воспитание детей. Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.   ­Сейчас я вам предлагаю интересное задание «определи функцию семьи»,  координаторы возьмите   конверт    №  4 и  ознакомьтесь  группу с заданием. На выполнение задания отводится 1 мин. Задание: Работа в группах группа№1 выбирает из списка карточки, относящиеся к  воспитательной функции группа№2  выбирает из списка карточки, относящиеся к  психологической функции  группа №3 выбирает из списка карточки, относящиеся к  хозяйственной функции  группа №4  выбирает из списка карточки, относящиеся к  репродуктивной функции 1. Уборка квартиры. (х.)  2. Проверка домашнего задания у ребёнка. (в) 3. Мытьё посуды.  (х.) 4. Обсуждение с членами семьи событий дня. (п.) 5. В семье Ивановых родился сын. (р) 6. Игры с ребёнком. (в) 7.. Чтение книги (сыну, дочери). (в) 8. Доставка продуктов. (х) 9. Разговор с членами семьи о взаимоотношениях со сверстниками. (в) 10. Сочувствие тому, у кого неприятности.(п) 7 11. Уход за домашними животными. (х) 12. Рождение младенца. (р) 2. Какие бывают семьи  ­ Чтобы  получить ответ на вопрос  все ли семьи одинаковые и чем они отличаются, вы найдете в учебнике на стр. 29.  Задание: Самостоятельно работают с учебником, и каждая группа даёт характеристику определенному типу семьи. Тип семьи Двухпоколенная Трехпоколенная Четырехпоколенная Полная    ­ Сделаем перерыв в работе. Характеристика Группа№1 Группа№2 Группа№3 Группа4 Физминутка  Потрудились ­ отдохнем Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед Влево, вправо поворот Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили 3. Семья и государство. ­ А  как вы считаете, кто выполняет особую роль в защите семьи?  Тест: А) дом культуры Б) государство В) банк Как называется главный закон нашей страны?        Игра «Юные юристы» У вас  на партах – раздаточный материал, Конституция РФ.  8 Задание:  работая с 38­й ст. Конституции РФ, заполнить пропуски.  Вносятся коррективы, и еще раз проговаривается, что и как защищено государством.   ­ Как вы считаете, должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте. ­  Используя  свои   знания,    постарайтесь  назвать   те  виды   помощи,  которую   государство   оказывает   семьям. (После беседы, высвечиваются фото)  ­ Посмотрите на слайд Строит детские сады Материально обеспечивает школы Заботится о благополучии семей Выплачивает материнский капитал Осуществляет помощь многодетным семьям Помогает семьям приобрести жилье ­ Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи. (слайд) 4. Семейные традиции. ­ Семью объединяют не только права и обязанности, но и взаимоотношения в семье.    У   меня   есть   волшебный   сундук,   в   котором   находятся   предметы,   символизирующие   традиции   в   ваших   семьях. Расскажите, как проводится каждая традиция в вашей семье. Нам всем очень интересно. 9 Предмет Традиция Вопросы учащимся Елочная  игрушка Цветы Празднование Нового года Как проходит встреча Нового года в вашей семье? ­ Дарение цветов   Кто и кому в вашей семье дарит цветы? По какому поводу? Отдыхать всей семьей Листок  календаря  (воскресенье) Ещё есть одна семейная традиция это собирать и хранить фотографии.  Ребята, скажите, пожалуйста, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы? Где и когда вы отдыхаете всей семьей ­ Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.  ­Расскажите о своей семье и семейных традициях.  В нашем государстве существует традиция отмечать День семьи. Когда в России отмечается День Семьи? (8 июля) Праздник был создан благодаря инициативе Государственной Думы РФ того, чтобы общество обращало внимание на главные проблемы семьи. Ведь очень трудно сохранить полноценную счастливую семью, тем более в настоящее время. 10 Немного об истории праздника                                                                  Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. Эту пару считают образцом супружеской верности, семейного счастья, взаимной любви. У нового семейного праздника уже есть памятная медаль «За любовь и верность», выполненная в форме ромашки – нежного и трепетного цветка, символа семейного благополучия и любви. Именно она, в честь семейного праздника, вручается счастливым семьям  ­ Есть еще много традиций, которым следуем в семье, часто они передаются из поколения в поколение Итак, семьи бывают разные, но все хотят жить в мире и счастье.  И сейчас  каждый из вас  построит  свой «Дом счастья». Задание: Напишите на кирпичиках ценности,  которые   укрепляют  семью. (показ проектов всей группы)Каждый называет самую важную  ценность в «Доме Счастья »  ­ Я  искренне желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи. Вернемся к мудрому высказыванию Л.Н. Толстого «Крепка семья ­ крепка держава», согласны ли вы с этим  утверждением. (Крепкая семья ­ надежный тыл для тех, кто служит на границе, кто защищает нашу Родину. В таких семьях каждый всегда сможет найти поддержку и опору. В крепкой семье действует правило:"один за всех и все за одного".Если у нас будут крепкие семьи, то они будут трудиться на благо державы, все будут защищать свою страну. Поэтому говорят: «Крепка семья ­ крепка держава") 11 V. Первичное осмысление и закрепление.­ 2 мин. Задание: составьте синквейн по изученной теме Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­ 2 мин. Давайте посмотрим, какое настроение у вас сейчас. Поднимите вверх тот смайлик, который соответствует вашему  настроению.  Оцените свою работу на уроке, для этого предлагаю вам заполнить оценочный лист. VI. Домашнее задание. ­ 1 мин. п.3.  Выполнить задание «В классе и дома» с. 32­33 Спасибо за урок! Желаю вам крепкого здоровья, благополучия, мира и согласия вашим семьям! 12 Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по обществознанию по теме «Семья и семейные отношения» 1. Ф.И.О. 2.Место работы 3. Должность  4. Предмет 5. Класс 6. Тема урока 7.Средства  обучения 8. Цель урока   Толстикова Валентина Васильевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа c.  Ольховец Учитель истории и обществознания Обществознание 5  «Семья и семейные отношения» Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов М.: Просвещение, 2014; Конституция РФ Образовательная: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов:   двухпоколенная, многопоколенная семья, функции семьи.   Воспитательная:  формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье; учить  способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.  Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие  универсальных коммуникативных учебных действий: умение договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения,  эффективно сотрудничать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие  со сверстниками и взрослыми, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. 13 9. Задачи 10.Планируемые  результаты Формируемые УУД:  Предметные:  Научить применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения семьи в  прошлом  и настоящем. Метапредметные: научить использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни,  формировать навыки рефлексии  разными формами представления результатов своей деятельности.  Личностные:  формировать и развивать творческие  способности детей через активные формы  деятельности. Научатся понимать ключевые понятия темы, называть и характеризовать типы семей; характеризовать  отношения между родителями и детьми; описывать праздники; объяснить сущность и особенности  семейных ценностей и традиций; применять социальные и нравственные нормы и правила при анализе и  оценке реальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении.  Овладеют  принципами работы с учебником; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять  навыки работы в группе.  Урок «открытия ­ нового знания». ИКТ, ТРКМ, проблемное обучение. Работа с учебником, раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах, групповая и  коллективная работа. 11.Тип урока 12. Технологии 13.Формы и виды  работы учащихся 14. Оборудование Учебник, пакет с рабочим материалом.  15.План изучения  нового материала Что такое семья (Особенности семьи как социальной группы ) Какие бывают семьи Семья и государство Семейные традиции 14 Этапы урока Задачи этапа I.Мотивация к учебной  деятельност и Создать   благоприятный  психологический  настрой на работу Деятельность учителя Создает условия для  возникновения у  обучающихся внутренней  потребности включения в  учебную деятельность. Организация фронтальной  работы с классом. Деятельность учащихся УУД Формирование  внутренней потребности  включения в учебный  процесс Рассматривают  картинки. Готовят ответы на  вопросы. Личностные:  формируется понимание  необходимости создания семьи Коммуникативные УУД: планируют общие  способы работы,  проявляют инициативу,  распределяют функции  между членами группы,    II.Актуализа ция знания; Актуализация  опорных знаний и  способов  действий Организует беседу по  обсуждению картинок к  уроку. Проводит игру «Восстанови  пословицу» Работа с пословицами. Аргументировано  отвечают на вопросы,  рассуждают,  высказывают  собственное мнение III. Изучение Обеспечение  Подводит детей к выводу,  Предлагают свои  Познавательные:  осуществляют поиск  необходимой  информации;  Коммуникативные:  высказывают  собственное мнение;  слушают друг друга Регулятивные:  15 варианты темы и цели  урока.  Записывают тему урока:  «Семья и семейные  отношения».       Ответы уч­ся    1.Что такое семья?    2. Какие бывают  семья?    3. Семья и  государство.    4. Семейные традиции. нового  материала. мотивации учения детьми, принятия  ими целей урока  предлагает назвать варианты  темы и цели урока,  организует обсуждение. Обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  запоминания   детьми изучаемой темы:  ­ Как вы думаете на какие  вопросы мы должны ответить в течении урока? Озвучивание плана урока. План: 1. Что такое семья. 2. Какие бывают семьи  3. Семья и государство. 4. Семейные традиции 1 Что такое семья.  Работа в группах  ­На основании определения  выделите характерные  Отвечают на  самостоятельно  формулируют тему и  цель урока после  предварительного  обсуждения  Коммуникативные:  высказывают  собственное мнение;  слушают друг друга Познавательные УУД:  умение  классифицировать.  выявить различия  понятий, давать их  определение,; освоение  приёмов работы с  социально значимой  информацией, её  осмысление, постановка  и формулирование  проблемы,  самостоятельное  создание алгоритмов  16 признаки семьи.  Проводит игру «Этапы  рождения семьи»  ­ Что такое брак?     ­Каковы условия  заключения брака?   Организует просмотр ролика  «Условия заключения брака» ­Какие функции выполняет  семья?       Организует работу в  группах.        2. Какие бывают семьи. ­А все ли семьи  поставленные вопросы,  формулируют  определение.  Определяют признаки  семьи. Самостоятельная работа в группах, презентуют  результаты своей   работы Формулируют  определение. деятельности Коммуникативные:  высказывают  собственное мнение;  слушают друг друга Внимательно  слушают,  аргументировано  отвечают на вопросы.   Анализируют схему,  Приводят примеры. Познавательные:  проявляют умение  работать с информацией 17 одинаковые? Чем они  отличаются?  Организует работу с  учебником. Физминутка. 3. Семья и государство. А  как вы считаете, кто  выполняет особую роль в  защите семьи?  Каким образом государство  защищает семью?  Как называется главный  закон нашей страны?  Игра «Юные юристы» Самостоятельная работа с учебником, каждая  группа даёт  характеристику  типам  семей. Личностные УУД:  понимать значение  семейных традиций для  укрепления семьи,  гордость за свою семью Отвечают на вопросы,  выдвигают  предположения Должно ли государство  заботиться о благополучии  семей? Используя свои знания,   постарайтесь назвать те виды помощи, которую  государство оказывает  семьям. Работают с документом,  осуществляют поиск  информации,   воспроизводят статью 38 Конституции РФ в  правильной форме.  Проводят   самопроверку.   18 IV.  Первичное  осмысление  и  закрепление V.  Рефлексия  учебной  деятельност и на уроке. Дать  качественную  оценку работы  класса и  отдельных  учащихся  Инициировать  рефлексию детей  по их  собственной  деятельности и  взаимодействия с  учителем и  другими детьми в классе 4. Семейные традиции. Организует работу над  индивидуальном проектом  «Дом счастья» Синквейн.  Высказывают свое  мнение, приводят  примеры. Рассказывают о  семейных традициях. Работают над проектом. Составляют синквейн по  изученной теме.  Проводят рефлексию­  выявляют, что  получилось, что­ нет. Организует рефлексию.  было трудно…  я научилась (научился)…  меня удивило …  мне захотелось …  мне понравилось (не  понравилось) …  мне было интересно… Поднимите вверх тот  смайлик, который  соответствует вашему  настроению. Организует самооценку и  Познавательные:  проявляют умение  работать с информацией Регулятивные: проводят  взаимопроверку Регулятивные:  оценивание своей работы Коммуникативные:  высказывают  собственное мнение Личностные:  самоопределение,  корректировка личности Заполняют оценочный  лист 19 даёт комментированную  оценку результатов  коллективного и  индивидуального труда  обучающихся  на уроке Дает домашнее задание  (исходя из того, как дети  выполнили базовую часть  заданий): п.3.  Выполнить задание «В  классе и дома» с. 32­33 VI.  Домашнее  задание Обеспечение  понимания  детьми цели,  содержания и  способов  выполнения  домашнего  задания Слушают, задают  вопросы, записывают  домашнее задание Регулятивные УУД:  ориентироваться на  успех в учёбе. Личностные УУД:  сохраняют мотивацию к  учебной деятельности 20 21

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию

Методическая разработка урока по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017