Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)
Оценка 5

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
11.06.2017
Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)
Данная методическая разработка урока по окружающему миру создана в помощь учителю к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Экологические связи". Разработка поможет учителю сделать урок интересным, сформировать целостное представление об экологических связях в природе и роли человека в их сохранении или разрушении; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.Данная методическая разработка урока по окружающему миру создана в помощь учителю к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Экологические связи". Разработка поможет учителю сделать урок интересным, сформировать целостное представление об экологических связях в природе и роли человека в их сохранении или разрушении; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.
урок Дуб.doc
Экологические связи. Дуб и все вокруг него 3 класс урок окружающего мира (спиралевидная структура урока) Интегрированный урок Учитель: Плешакова Евгения Александровна. Тема: Экологические связи. Дуб и все вокруг него. Цели: формирование целостного представления об экологических связях в природе и роли человека в их сохранении или  разрушении; воспитание экологической культуры младшего школьника. Задачи: Образовательные: «Окружающий мир» ­ познакомить с понятием «экологические связи»; показать целостность экологической системы в природе. «Литературное   чтение»   ­   прочитать   отрывок   из   «Лесной   азбуки»,   Н.И.   Сладков  «Дуб»   определение   главной   мысли текста; «Русский   язык»   ­   работа   над   лексическим   значением   слов   (лесоводы,   суховеи,   делянка,   дубрава,   саженцы,   подбор однокоренных слов). «Технология»   ­   закрепить   умения   и   навыки   в   выполнении   аппликации,   и   умения   выполнять   работу   композиционно правильно. Развивающие: развитие толерантности учащихся, развитие умения работать с художественным и научным текстами; развитие умения воображения, фантазии, творчества. Воспитательные: воспитание   бережного   отношения   к   природе   родного   края,   воспитание   любви   к   Родине,   воспитание   экологической культуры Оборудование:  заготовки под аппликацию, рисунки (личинок насекомых, жуков, гусениц, птиц, белок, ежей, оленей, волка, сойки, ястреба, куницы, белки, кабана, мыши, совы, лисы). Текст отрывка из «Лесной азбуки», Н.И. Сладков «Дуб», индивидуальные карточки, итоговый тест для каждого ученика, компьютер, проектор, презентация. Тип урока:  комбинированный (по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс). Этапы урока Ход урока Слайд №1 . Ι Организацион ный момент. Прозвенел звонок веселый Начинаем наш урок. Любознательные  дети Знать хотят про все на свете. Звучат в записи звуки леса. ­ Ребята, где можно услышать такие звуки? (В лесу, в парке) Слайд№2 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные  УУД: 1) развиваем умения  извлекать  информацию из схем,  иллюстраций,  текстов; 2) представлять  информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность, особенности  объектов; 4) на основе анализа  объектов делать  выводы; 5) обобщать и . ΙΙ Актуализация  знаний.  Постановка  проблемы. ­ Скажите, приходя в лес, должны ли мы соблюдать правила поведения? Прочитайте правила в карточке. ­Все ли правила подходят для правильного поведения в лесу? ­ На какие две группы можно распределить эти правила? Слайд №3 2 группа 1 группа В лесу ходи по тропинкам, не шуми Не лови бабочек, насекомых и шмелей в лесу  бесцельно Если встретишь муравейник, не трогай,  обойди его, чтобы не нарушить жизнь его  обитателей Если повстречаешь зверька, остановись, стой  тихо, чтобы не напугать его Нельзя близко подходить к гнездам птиц, так  как по следам человека к гнезду могут  подойти хищники Придя в лес, ты увидишь много красивых  цветов, полюбуйся ими, сфотографируй. В лесу можно шуметь, громко разговаривать Найди в лесу красивых бабочек, поймай их и  засуши Если на пути тебе встретится муравейник или гнездо, развороши его, посмотри, что там  внутри. Это интересно! Если встретишь в лесу какого­либо зверька,  напугай его! Это весело! Подойди к гнезду поближе, рассмотри все,  потрогай руками. Это так интересно! Придя в лес, ты увидишь много красивых  цветов. Нужно собрать огромный букет и  подарить маме! ­ Правил, какой группы мы будем придерживаться, находясь в лесу. ­ Человека, соблюдающего правила поведения за столом, в обществе, называют   культурным. ­ А что можно сказать о человеке, соблюдающем правила поведения в природе? (Что  он обладает экологической культурой). ­ А что такое экология? классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться в  тексте; 7) находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Коммуникативные  УУД: 1) развиваем умение  слушать и понимать  других; 2) строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами; 3) оформлять свои  мысли в устной  форме; 4) умение работать в  паре. Личностные  результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; ­При соблюдении каких правил нарушится равновесие в лесу? ( См. таблицу). ­ Докажите. ­ Что такое  «равновесие в природе»? (Связи в природе).  ­ Кто догадался,  как называется тема нашего урока? (Экологические связи в  природе).  Слайд №4 Ребята, в лесу много разных деревьев. 1. Отгадайте загадку, и узнаете,  на примере какого дерева  мы рассмотрим  экологические связи в природе: III. Открытие  нового знания. Слайд№5 Я из крошки­бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок­ Ничего, что плод мой мелок. Об этом величавом дереве написал свой рассказ Сладков. Давайте прочтем его, и  определим основную мысль текста. 2. Чтение текста рассказа Н.И. Сладкова «Дуб» с объяснением лексического  значения слов (лесоводы, суховеи, делянка, дубрава, саженцы).   Н. И. Сладков                      Дуб Дуб есть дуб: могучий, суровый, величественный. И верный… Задумали как­то лесоводы посадить в голой степи дубраву, чтобы укротить суховеи.  Ну и для людей тень живительная, свежесть и красота. Привезли из дальнего леса  2) оценивать поступки в соответствии с  определённой  ситуацией; 3) формируем  мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника; 2) оценивать учебные  действия в  соответствии с  поставленной задачей; жёлуди, зарыли в лунки. Но жёлуди не проросли. Удивились лесоводы: в лесу глупая сойка рассуёт жёлуди куда вздумается, и они  прорастают. А они, знатоки­специалисты, сажали по всем правилам, а ничего  не вышло. А если не жёлуди, а саженцы дубовые высадить? Вырастили на лесной  делянке саженцы, осторожно их выкопали, высадили в степи. Но и саженцы пропали.  Может, им в степи слишком сухо, дождей не хватает? Стали саженцы поливать, охаживать. Молодые дубки всё равно завяли. Может, после тенистого леса им не перенести горячего степного солнца? Прикрыли саженцы  от солнца – саженцы не прижились. Наверное, нежные саженцы глушат свирепые сорняки, подумали лесоводы.  И выдрали весь бурьян, выпололи сорняки. А саженцы снова погибли! Прямо как  в сказке про золотое яичко: дед бил­бил – не разбил, баба била­била – не разбила.  На счастье, прибежала мышка – осенила лесоводов мысль. А что, если?.. Так  и сделали. И снова привезли из далёкой дубравы жёлуди, снова для них – как в первый раз! –  лунки выкопали, да попросту, без хитрых затей – по­соечьи! – рассовали в них  жёлуди. Яичко упало и разбилось: жёлуди проросли! Не потому проросли, что сойка умней лесоводов, а потому, что на этот раз лесоводы  в каждую лунку вместе с жёлудем положили и горсть родной земли. Из той самой  дубравы, где эти жёлуди выросли! И поднялись дубки в степи – крепкие, красивые, стройные. А потом и лес зашумел  и заслонил посевы от суховеев. Встала дубрава – могучая и величественная. Как и та, из которой жёлуди брали. А вместе с ними и горсти родной им земли. Задание: ­ Какими прилагательными автор характеризует дуб.   Слайд №6 ­ Найдите и подчеркните в тексте однокоренные слова к слову дуб. ­ Почему дубы не прорастали? ­ Какова главная мысль этого рассказа? ­ Какими прилагательными автор характеризует дуб? (Могучий, суровый,  величественный, верный, крепкий, красивый, стройный). ­ Найдите и подчеркните в тексте однокоренные слова к слову дуб. ­ Почему дубы не прорастали? ­ Какова главная мысль этого рассказа?  (Для того, чтобы молодые дубочки  прижились и окрепли, надо было сажать желуди вместе с родной землей). ­ О какой связи мы можем сказать? 2.  ­ Кто знает, есть ли в нашей Ростовской области дубравы? Есть, но, к сожалению, лесов в нашей области не так уж много, наша область  является одной из наиболее безлесных областей страны. А те места, которые  являются уникальными, которые нуждаются в охране и защите, объявляют  памятниками природы. И в нашей области есть такой памятник природы. Слайд №7,8,9 Дуб-великан произрастает в восьми километрах севернее станицы Вешенская Шолоховского района Ростовской области на территории Шолоховского лесничества. Дерево раздваивается и образует два самостоятельных ствола. Высота первого - 25 метров, второго - соответственно - 25,2 метра. А чтобы обхватить ствол дерева у основания, восемь человек должны взяться за руки. Этот дуб великан - уникальный объект природы - дерево- долгожитель. Считается, что ему более 400 лет. Это настоящий лесной патриарх, шумевший своей листвой еще во времена царствования Ивана Грозного. По преданию, где-то в этих местах татарский хан закопал клад и, чтобы обозначить его, посадил дуб. Под этим дубом часто бывал Михаил Александрович Шолохов – слайд №10 замечательный писатель, наш земляк. Много туристов побывало под сенью дуба великана. Людям интересно посмотреть на величественное дерево, прикоснуться к 400-летней истории. Слайд №11 Постановлением администрации Ростовской области дуб и прилегающая к нему территория объявлены памятником природы областного значения "Дуб- великан". А в сентябре 2012 года дереву присвоен всероссийский статус "Памятник живой природы". Слайд  №12.  И сегодня на уроке мы выясним, для кого же дуб является домом и пищей и какие  экологические связи возникают вокруг него. Работа в парах. ­ Давайте рассмотрим наш дуб и скажем: Слайд №13 ­ Чем покрыт  ствол? (Корой). ­ Кто из животных использует кору в своей жизни в лесу?(Личинки, жуки). Давайте оживим нашу картину и поселим в коре дуба личинок и жуков. ФИЗМИНУТКА под песню «Жук­дровосек» Слайд №14 ­ А кто не дает расплодиться жукам и поедает их (насекомоядные птицы, белки,  ежи). Давайте подселим к нашему дубу белку, ежа. И на карточках стрелочками покажем цепи питания. Слайд №15 ­ Для  каких животных лист дуба может стать пищей? (Гусеницы, олени). Давайте  поселим их на свои места. А на карточке составим цепи питания. ­ Как  называются плоды дуба? (Желуди). Давайте наклеим желуди, и подумаем, для  кого они служат пищей. (Сойки, белки, кабаны, мыши). Давайте и  их поселим. ­ А кто питается сойками? (Хищные птицы). ­ А кто питается белками? ( Куницы). ­ Кто ест кабанов? (Волки). ­Кто ест мышей? (Совы, лисы). Давайте их поселим и составим следующие цепи  питания. Глядя на цепи питания, можно ли сказать, что все эти животные связаны с дубом? (Да). Слайд №16 А так как они связаны значит как по­ другому можно назвать цепи питания?  (Экологические связи) ­Посмотрите на эти связи и скажите, какие животные напрямую связаны с дубом. Понятие  прямой и косвенной экологической связи.  (Вызываются три ученика,  им предлагается взяться за руки.  Кто рядом стоит  ­ прямая связь, третий –  косвенно связан с первым). ­ Кто напрямую связан с дубом? ­ Кто косвенно связан с дубом? 6. Вторичное закрепление. 1. «Высаживание» дубравы – выставка детских работ. Отмечаются лучшие.) 2. Решение логической задачи ­  выполнение теста. ­ Что может произойти в цепях питания, если из них исключить  части дуба? Варианты ответов: IV.  Первичный  итог работы. 1. Погибнут личинки насекомых. 2. Ничего не произойдет. 3. Из леса уйдут кабаны. 4. Куницы найдут себе другую пищу. 5. Исчезнут сойки. 6. Исчезнут белки. 7. Дятлы смогут выжить и без личинок насекомых. 8. Нарушатся экологические связи в этом лесу. (Правильные ответы:1,3,5,6,8) Слайд №17 V. Итог урока. Рефлексия. –­ На примере какого дерева мы сегодня рассмотрели цепи питания и узнали, что такое экологические связи? ­ Назовите животных, которые связаны с дубом напрямую. ­ Назовите животных, которые связаны с дубом косвенно. Ребята, вы сегодня все отлично поработали, узнали много нового и повторили то, что уже знаем. Вы молодцы! За активную работу на уроке и правильные ответы пятерки получили: Четверки получили:….  Что нового узнали? – Где пригодятся знания? 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? Деятельность учеников:  наблюдение за цепями питания и выявление экологических связей;  прогнозирование будущей деятельности.

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Экологические связи" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017