Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Откуда берется и куда девается мусор?" (1 класс, окружающий мир)
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Откуда берется и куда девается мусор?" (1 класс, окружающий мир)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
17.02.2019
Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Откуда берется и куда девается мусор?" (1 класс, окружающий мир)
Методическая разработка урока. Окружающий мир. Откуда берется и куда девается мусор. 1 класс.docx

Методическая разработка по окружающему миру

для 1 класса

учителя Плотниковой Марины Сергеевны

 

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?

 

 

Цели урока: создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся узнают о возникновения мусора о способах его утилизации;

Узнают о необходимости раздельного сбора мусора;

Имеют возможность научиться понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе;

Метапредметные:

 Учатся понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;

извлекать информацию из иллюстраций учебника или презентаций; вступать в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение;

выполнять практическую работу в паре: договариваться об общем варианте выполнения;

группировать объекты по заданному признаку.

Личностные:

Дети имеют возможность научиться бережно относиться к ценностям окружающего мира и понимать ответственность за свои поступки.

 

 

 

 

 

 

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

В школу мы пришли учиться, 
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. 

Дети настраиваются на работу.

2. Самоопределение к деятельности

5 мин.

(СТУК в дверь)

- Ребята, мне послышалось или кто-то на самом деле стучит к нам в дверь?

Учитель открывает дверь и ему передают конверт с письмом. Он берет письмо и заходит в класс.

- Какое-то письмо принесли…Все грязное….Измятое…

  Открывает. Читает.

«Нужна помощь!  Срочно! Помогите! У нас поселилась Злючка-Грязючка! Помогите! Помогите!»

- Ребята, мне кажется, что случилось что-то очень серьезное! Если где-то поселилась Злючка-Грязючка,  значит - жди беды.

- А давайте посмотрим, что же там случилось.

  СЛАЙД 2

- Ой, ребята, посмотрите, наш старый знакомый, Муравьишка.Он, счастливый, шагает с коробкой конфет к своим друзьям. Все хорошо.

СЛАЙД 3

- А это что?!... Муравьи съели все конфеты, а мусор разбросали!

 

Появляется на экране Злючка - Грязючка,

(СЛАЙД 4 )

- Вот и наша старая знакомая. Ребята, а вы догадались, почему появилась Злючка-Грязючка?   

.

- Вот что она говорит, прочтите.

 

 

 

-  Кто-то уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? 

 СЛАЙД 5

- Тема урока «Откуда берется и куда девается мусор?»

 

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой, прочитайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Предположения детей любит беспорядок, любит ребят, которые бросают мусор,  где попало)

Ученик читает: “Какой прекрасный мусор!” Люблю ребят, которые бросают мусор”

 

 

(О мусоре)

 

 

 

 

 

 

(Узнаем, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую нужно решать всем людям. Научимся сортировать мусор из разного материала).

 

3. Работа по теме урока.

 

20 мин.

- Для начала давайте вместе разберемся, что такое мусор.

СЛАЙД 6 

- Посмотрите, какой мусор образуется после использования этих продуктов.

СЛАЙД 7 

- Во многих странах жители, прежде, чем выбросить мусор сортируют его: пластик отдельно, бумагу отдельно, металл и стекло тоже складывают в разные контейнеры..

- Ребята, а кто знает, для чего это нужно делать? 

 

 

. - Давайте и мы поучимся сортировать мусор в наши контейнеры.

- Посмотрите, что для нас приготовила Злючка-Грязючка.

СЛАЙД 8 (Приложение 1)

Работа в парах

Поработаем в парах. У вас на столах лежат большие карточки. Со своим соседом по плечу выполните задание. Вам надо при помощи стрелочек распределить мусор по контейнерам. Прочтите, как называется 1 контейнер, 2, 3 и 4.        

 

- Назовите предметы, которые вы убрали в контейнер со стеклом…,

 

с пластиком,

 

 

с бумагой,

 

 

 с бытовыми отходами.

 

Проблемный вопрос:

- Все ли предметы на этой карточке можно назвать мусором?

- С этим нам сегодня предстоит разобраться.

 

-  В каждом доме каждый день появляется много мусора.

- А дома вы также сортируете мусор?

СЛАЙД 9

 

-А куда вы выбрасываете мусор?

 

- Давайте проследим его путь.

Перед вами лежат буклеты.

СЛАЙД 10

Разверните их. Найдите вот такое задание.  СЛАЙД(Как на слайде)

 

- Покажите стрелкой, как мусор попадает в мусоровоз.

СЛАЙД с верным ответом

- Мусор из ведра попадает в мусорный контейнер, затем мусор попадает в мусоровоз.

 СЛАЙД 11

 

- А куда должна ехать машина с мусором?

- Предлагается три варианта ответа:

·         На свалку.

·         На речку.

·         На завод по переработке мусора.

- Отметьте в буклетах, какой вариант вам больше всего нравится и объясните, почему.

 

- Поднимите карточки  те,  кто выбрал вариант «На речку».

- А почему же вы его не выбрали, ведь так хорошо, выбросил мусор в реку и понесло его течением далеко от вас и ничего не останется.  

- Конечно, после такой «уборки» в реке погибнет много живущих  в воде существ.

- Кто считает, что следует отвезти мусор на свалку?

 

- Кто отметил, что правильнее всего вывозить мусор на заводы по переработке мусора?

- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора,  где из него сделают новые упаковки.. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.

(Слайд 7)

 

- Где организуются свалки?

 

- Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.

Площадь такой свалки должна быть достаточной для размещения мусора в течение длительного времени.

Доставленный на свалку мусор не сваливают в кучу. Бытовой мусор разравнивают, уплотняют и укрывают слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоеный пирог.

Но мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.

 

СЛАЙД 13

 

ТАБЛИЦА РАЗЛОЖЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ  НА ДОСКЕ (более крупно):

 

Пищевые отходы

Перерабатываются в земле. Удобрение.

Дерево, картон, бумага

Быстро

Полиэтиленовые пакеты, резина

10 – 20 лет

Металл

80 – 100 лет

Стекло

Сотни лет

Пластмассовые бутылки

Не разлагаются!

 

Комментарии учителя или заранее подготовленные ученики:

- Опасным являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются.

Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет.

- Поэтому, если вы отдыхаете в лесу, все это нужно уносить с собой.

 Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили вид природы.

Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железная банка  из-под тушенки, напитка, бумажная упаковка от молока и т.д.,

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы лучше перерабатывать и уничтожать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют

 

Бутылки, пузырьки

 

Стакан из-под йогурта, стакан из-под сметаны, пластиковые бутылки.

 

 

Картонная коробка, газеты, пакеты из-под молока.

 

 

Затрудняются, но некоторые дети могут догадаться, что: очистки от мандаринов,  огрызок от яблока.

 

 

Предположения детей.

Учитель выслушивает все ответы (они будут разными), но не объясняет , какой верный.

 

 

 

Ответы.

 

 

 

 

 

 

В мусорное ведро, урну или контейнер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание: проводят стрелки от ведра к контейнеру, а от контейнера к мусоровозу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети отмечают на индивидуальных карточках в буклетах. Проверка.)

 

 

(Ответы детей)

 

 

Дети поднимают руки. Учитель может выслушать мнение 2-3 человек.

 

 

Дети поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

4. Физкультминутка.

 

4 мин.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! 
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, 
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. 
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. 
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?

 

Зарядка для глаз.

 

 

5. Закрепление материала

 

5 мин.

СЛАЙД 14

 

-А сейчас посмотрите на следующую картинку. Видите, семья отдыхает на лесной лужайке? Давайте научим их бережному отношению к природе. Зачеркните те предметы, которые ни в ком случае нельзя оставить в лесу, чтобы не загрязнять природу.

 

- Какие предметы остались незачеркнутыми. Почему.

СЛАЙД 15

- Рассмотрите нижний рисунок в учебнике на стр.63. (или на слайде)

- Ребята, что хотят сделать Муравьишка с Черепахой?

 

 

- Что обозначает этот знак?

 

 

 

- Ребята, давайте и мы нарисуем знаки, предупреждающие людей о чистоте.

 

Резервный материал

 

Практическая работа. Задание повышенной сложности.

Работа в парах.

- А сейчас, вспомните, о чем мы говорили и попробуйте распределить мусор по скорости их разложения в природе. Проведите стрелки от названия вещей к группе скорости разложения.

 

 

Вещи

Скорость разложения

Газета

Стекло

Консервная банка

Шкурка от колбасы

Картон

Полиэтиленовый пакет

Кожура от апельсина

Пластиковая бутылка

 

Быстро разложатся с почвой

 

Разложатся не скоро

 

Разлагаются очень долго или не разлагаются вообще

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два человека выполняют задание на доске. Объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Поставить знак около мусора.)

 

 

(Не бросать мусор где попало, охранять природу и соблюдать чистоту).

 

Дети в буклетах выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель открывает на доске запись. Дети в парах выполняет задание на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Итог урока.

 

7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

- Для охраны природы создана целая наука - экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

СЛАЙД 18

Чтецы

В природе нет мусора, нет и отходов, 
Давайте учиться, друзья, у природы.

Девочка. Мы на планете вместе живем:

Мальчик. Эта планета наш общий дом:

Девочка. Быстрые реки и синее море:

Мальчик. Лес и поляны, и дальние горы:

Девочка. Дом для зайчонка, дом для оленя...

Мальчик. Дом для дельфина, кита и тюленя.

Вместе.

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!

 

СЛАЙД 

И чтобы было чисто в нашем классе, школе, городе нужно выполнять совсем несложные правила:

·         Быть настоящим хозяином дома, улицы, города!

·         Не разбрасывать мусор!

·         Выбрасывать мусор в ведра, контейнеры!

·         Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим!

 

Подведение итогов урока.

- Вспомните, какие цели мы ставили вначале урока.

- Что же такое мусор?

 

 

 

 

 

 

- Какие виды мусора вы знаете.

 

 

- Можем ли мы пищевые отходы считать мусором?

 

 

 

 

- Докажите, что за обычным мусором, скрывается большая проблема.

 

 

 

- Что мы можем делать каждый день для решения этой проблемы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают заранее подготовленные дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают правила хорошо читающие дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей.

 

 

Пластиковые отходы, стеклянные, металлические, бумажные.

 

 

Нет, так как пищевые отходы не представляют опасности для природы, а служат естественным удобрением, но выбрасывая пищевые отходы, их следует закапывать, чтобы не нарушать красоту природы.

 

 

Примерные ответы:

мусор  наносит огромный вред природе. Он достаточно долго разлагается, нанося непоправимый вред окружающей среде.

 

Ответы детей.

 7. Рефлексия учебной деятельности.

 

3 мин.

СЛАЙД

- Перед вами в буклетах таблички достижений. Давайте отметим, что вы узнали  сегодня на уроке. Если узнали, поставьте +, если не узнали – поставьте -. 

 

 

Я знал

Я узнал

1

Откуда берется мусор

 

 

2

Какой бывает мусор, как его сортировать

 

 

3

Куда увозят мусор

 

 

4

Сколько хранится мусор в природе

 

 

 

- Оцените свою работу на уроке по шкале.

Самое верхнее положение – я очень доволен своей работой на уроке. Нижнее положение – я совершенно не доволен своей работой .

Наш урок подошел к концу. Прошу вас встать и кивком головы поблагодарить наших гостей за то, что посетили наш урок.

Урок окончен. Всем спасибо! Вы были большие молодцы!

 

Рекомендации для занятий дома.

Изготовить различные поделки из предметов, которые обычно выбрасывают.

По желанию, подготовить сообщения о том, как сортируется и утилизируется мусор в разных странах.

 

 


 

Методическая разработка по окружающему миру для 1 класса учителя

Методическая разработка по окружающему миру для 1 класса учителя

Этап Время Деятельность учителя

Этап Время Деятельность учителя

СЛАЙД 2 - Ой, ребята, посмотрите, наш старый знакомый,

СЛАЙД 2 - Ой, ребята, посмотрите, наш старый знакомый,

Кто-то уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Кто-то уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Во многих странах жители, прежде, чем выбросить мусор сортируют его: пластик отдельно, бумагу отдельно, металл и стекло тоже складывают в разные контейнеры

Во многих странах жители, прежде, чем выбросить мусор сортируют его: пластик отдельно, бумагу отдельно, металл и стекло тоже складывают в разные контейнеры

Проблемный вопрос: - Все ли предметы на этой карточке можно назвать мусором? -

Проблемный вопрос: - Все ли предметы на этой карточке можно назвать мусором? -

Перед вами лежат буклеты. СЛАЙД 10

Перед вами лежат буклеты. СЛАЙД 10

Отметьте в буклетах, какой вариант вам больше всего нравится и объясните, почему

Отметьте в буклетах, какой вариант вам больше всего нравится и объясните, почему

Слайд 7) - Где организуются свалки? -

Слайд 7) - Где организуются свалки? -

СЛАЙД 13 ТАБЛИЦА РАЗЛОЖЕНИЯ,

СЛАЙД 13 ТАБЛИЦА РАЗЛОЖЕНИЯ,

Закрепление материала 5 мин

Закрепление материала 5 мин

Ребята, давайте и мы нарисуем знаки, предупреждающие людей о чистоте

Ребята, давайте и мы нарисуем знаки, предупреждающие людей о чистоте

Газета Стекло Консервная банка

Газета Стекло Консервная банка

СЛАЙД - Для охраны природы создана целая наука - экология

СЛАЙД - Для охраны природы создана целая наука - экология

СЛАЙД - Для охраны природы создана целая наука - экология

СЛАЙД - Для охраны природы создана целая наука - экология

СЛАЙД - Для охраны природы создана целая наука - экология

СЛАЙД - Для охраны природы создана целая наука - экология

Оцените свою работу на уроке по шкале

Оцените свою работу на уроке по шкале
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019