Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". По форме проведения - это урок-размышление личностно - ориентированной направленности, состоящий из трёх частей: работа в группах, применение диалоговых технологий сотрудничества и творческая письменная работа, предполагающая развернутые ответы на вопросы.
Министерство образования и науки Пермского края
ГБОУ СПО «Уральский химико – технологический колледж»
Методическая разработка урока по теме
«ФИНАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ
РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Методическую разработку урока выполнила
Грошева Татьяна Михайловна,
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категорииГубаха 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 1930е годы М. Булгаков много размышляет о миссии писателя, о
смысле жизни, о цели и задачах творчества. Эта тема традиционна для
русской литературы. Столкновение двух исторических персонажей романа
позволило автору поставить вопросы о добре и зле, о мужестве и трусости и
затронуть главную проблему — деспотической власти и личности.
Все планы книги объединены проблемой добра и зла, темами поисков
истины и творчества.
В романе есть
свои идеальные герои,
их антагонисты (Пилат, Берлиоз),
предатели (Иуда, Алоизий Могарыч),
ученики (Левин Матвей. Иван Понырев),
толпа обитателей.
Роман вобрал в себя богатый опыт художника и соединил мотивы,
звучавшие в разных его сочинениях.
В «Мастере и Маргарите» представлены три основных плана:
исторический,
реальный,
фантастический.
Анализ проблем «двойной жизни» в романе показывает, что эпохи,
изображенные в нем, выбраны не случайно: их объединяет тиран, держащийся
у власти посредством нагнетания страха, всеобщей подозрительности, путем
развертывания массовых репрессий.
Данный урок состоит из трех частей.
Первая часть — проверка домашнего задания, работа в группах. Каждаягруппа готовит развернутый ответ из текста с примерами по одному из
проблемных вопросов, предложенных преподавателем.
Вторая часть урока — самая главная. В её основе лежат диалоговые
технологии сотрудничества.
Третья часть урока предполагает творческую письменную работу
(развернутый ответ на вопрос).
По форме проведения — это урокразмышление личностно
ориентированной направленности.
Основной задачей преподавателя является создание условий для
проявления познавательной активности и индивидуальных особенностей
студентов.
Личностно ориентированный урок:
позволяет пополнить опыт творческой деятельности и развивает
эмоциональнооценочный мир через сопереживание, сочувствие героям в ходе
чтения и анализа текста художественного произведения;
обучает студентов внимательному, вдумчивому, творческому чтению
благодаря организации процесса чтения как воображаемого диалога читателя
с писателем;
погружает каждого в атмосферу рождения мысли, выражения
чувства, ощущения творческого вдохновения, помогает осмыслить тему через
речевой тренинг, выполнять задания творческого характера.
Такая форма,
вышеизложенных целей.
как урокразмышление,
способствует достижению
Урок проводится с опорой на работу творческих групп и индивидуальные
задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.
Урок проходит с использованием элементов дискуссии.
Материалы распределяются следующим образом:
работа с текстом (по группам),
чтение текста по группам,
обобщение.Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом
текста, творческой работой. При выполнении заданий студенты должны не
только активно выступать со своими минисообщениями, но и дополнять
выступления других студентов или спорить с выдвинутыми в них тезисами,
демонстрируя умение рассуждать, строить свои высказывания так, чтобы
слушателям было понятно.
ПЛАН УРОКА
Тема: Финальные сцены романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели:
Обучающие:
организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации
знаний в рамках темы «Он не заслужил света, он заслужил покой» (размышление над
финальными сценами романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»);
создать условия для усвоения философских идей, в частности о границах
между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
обеспечить
установление
студентами
внутрипредметных
и
межпредметных связей;
содействовать развитию умений общаться, строить диалог;
способствовать развитию коммуникативных, общекультурных компетенций.
Ориентированные на развитие личности студентов:
создать условия для развития у студентов умений формулировать проблемы,
предлагать пути их решения; находить в произведении непонятное для себя,
задумываться над художественным значением произведения;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку
зрения, высказывать и аргументировать её;
помочь студентам осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:
проследить, как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
развиваются сюжетные линии; сделав художественный анализ текста, прийти к выводу о художественных
особенностях романа «Мастер и Маргарита»;
прояснить авторскую позицию относительно философских размышлений
в романе;
обозначить особенности создания образов Мастера и Маргариты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урокразмышление.
Время: 90 минут.
Ход урока
:
I. Организационный момент.
II. Вопросы для обсуждения:
1. Почему Воланд изображён так привлекательно? Добро или зло он несёт?
2. Покой это наказание или награда? Почему суд творит не только Бог, но и
Сатана?
3. В главе «Прощение и вечный приют» обратить внимание на сцену
разговора Воланда с Маргаритой о Понтии Пилате. Чем Воланд
предлагает Мастеру закончить роман о пятом прокураторе Иудеи?
4. Обратить внимание на эпиграф урока. Как соотносится он с финалом
романа? Тема справедливости, милосердия и раскаяния, свободы и
зависимости.
5. Какой смысл имеет финал романа?
П ервая часть урока : проверка домашнего индивидуального задания.
Деятельность преподавателя: возвращает студентов к вопросу: «Почему
он «не заслужил света, он заслужил покой? На самом деле Воланд — носитель
добра или зла?»
Деятельность студентов: высказывают свои суждения по поводу
заданных вопросов. Защита собственной точки зрения. Умение выдвинуть
аргументы.
Вторая часть урока — работа в группах. Выступление с презентациями.
Привлечение художественного текста (цитирование).
Р абота с текстом художественного произведения:
способствует выработке у студентов умения анализировать текст,проводить сравнительную характеристику литературных героев;
учит чувствовать особенности стиля писателя;
развивает эмоциональноценностную сферу личности через
сопереживание,
учит сопереживать героям в ходе чтения и анализа художественного
произведения.
Защита групповых проектов:
I группа. Тема: «Покой это наказание или награда?»
II группа. Тема: «Почему суд творит не только Бог, но и Сатана? Можно
ли считать торжеством добра наказание злодеев, совершённое руками
Воланда?»
III группа. Тема: «Почему Воланд изображён М. Булгаковым столь
привлекательным? Добро или зло он несёт?»
Третья часть урока: творческая работа.
Деятельность студентов: отвечают письменно на следующие вопросы:
1. Если человек пишет то, что считает важным, верным, истинным,
что будет с ним?
2. Даёт ли ответ на этот вопрос судьба Мастера и его роман? Что
сломило Мастера?
3. Кто в романе понастоящему свободен, независим, а кто только
глупосамоуверенно убежден в собственной независимости, тогда
как на самом деле является игрушкой в чужих руках и не в
состоянии предсказать, что с ним будет даже через несколько
минут?
4. Действительно ли зло необходимо в мире?
Выводы: добро и зло должны быть уравновешены справедливостью.
Справедливость — это первая ступень Истины, а высшая ступень —
милосердие, порождаемое добром.
ДоброМилосерд
Земля, люди
Бог
Сатана
Зло
Свет
Справедливость (Страшный суд)