Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
16.06.2017
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". По форме проведения - это урок-размышление личностно - ориентированной направленности, состоящий из трёх частей: работа в группах, применение диалоговых технологий сотрудничества и творческая письменная работа, предполагающая развернутые ответы на вопросы.
Урок Булгаков.docx
Министерство образования и науки Пермского края ГБОУ СПО «Уральский химико – технологический колледж» Методическая разработка урока по теме «ФИНАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»                                         Методическую разработку урока выполнила                  Грошева Татьяна Михайловна,                                         преподаватель русского языка и литературы                                                    высшей квалификационной категории Губаха 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   1930­е   годы   М.   Булгаков   много   размышляет   о   миссии   писателя,  о смысле   жизни,   о   цели   и   задачах   творчества.   Эта   тема   традиционна   для русской   литературы.   Столкновение   двух   исторических   персонажей   романа позволило автору поставить вопросы о добре и зле, о  мужестве и трусости и затронуть главную проблему — деспотической власти и личности. Все планы книги объединены проблемой добра и зла, темами поисков истины и творчества.  В романе есть  ­ свои идеальные герои,  ­ их антагонисты (Пилат, Берлиоз),  ­ предатели (Иуда, Алоизий Могарыч),  ­ ученики (Левин Матвей. Иван Понырев),  ­ толпа обитателей. Роман   вобрал   в   себя   богатый   опыт   художника   и   соединил   мотивы, звучавшие в разных его сочинениях.  В «Мастере и Маргарите» представлены три основных плана:  ­ исторический,  ­ реальный,  ­ фантастический.  Анализ   проблем   «двойной   жизни»   в   романе   показывает,   что   эпохи, изображенные в нем, выбраны не случайно: их объединяет тиран, держащийся у власти посредством нагнетания страха, всеобщей подозрительности, путем развертывания массовых репрессий. Данный урок состоит из трех частей.  Первая часть — проверка домашнего задания, работа в группах. Каждая группа   готовит   развернутый   ответ   из   текста   с   примерами   по   одному   из проблемных вопросов, предложенных преподавателем.  Вторая   часть   урока   —  самая   главная.  В   её   основе   лежат   диалоговые технологии сотрудничества.  Третья   часть   урока   предполагает   творческую   письменную   работу (развернутый ответ на вопрос). По   форме   проведения   —   это   урок­размышление   личностно   ­ ориентированной направленности. Основной   задачей   преподавателя   является   создание   условий   для проявления   познавательной   активности  и   индивидуальных   особенностей студентов.  Личностно ­ ориентированный урок: ­  позволяет   пополнить   опыт   творческой   деятельности   и   развивает эмоционально­оценочный мир через сопереживание, сочувствие героям в ходе чтения и анализа текста художественного произведения; ­  обучает студентов внимательному, вдумчивому, творческому  чтению благодаря организации процесса чтения как воображаемого диалога читателя с писателем; ­  погружает   каждого   в   атмосферу   рождения   мысли,   выражения чувства, ощущения творческого вдохновения, помогает осмыслить тему через речевой тренинг, выполнять задания творческого характера. Такая   форма, вышеизложенных целей.   как   урок­размышление,   способствует   достижению Урок проводится  с опорой на работу творческих групп и индивидуальные задания студентов, самостоятельно работающих с текстом. Урок проходит  с использованием элементов дискуссии. Материалы распределяются следующим образом:  ­ работа с текстом (по группам),  ­ чтение текста по группам,  ­ обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста,   творческой   работой.   При   выполнении   заданий  студенты   должны   не только   активно   выступать   со   своими   мини­сообщениями,   но   и   дополнять выступления   других   студентов   или  спорить   с   выдвинутыми   в   них   тезисами, демонстрируя   умение   рассуждать,   строить   свои   высказывания   так,   чтобы слушателям было  понятно. ПЛАН УРОКА   Тема: Финальные сцены романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Цели:   Обучающие:   ­  организовать   деятельность   студентов   по   обобщению   и   систематизации знаний в рамках темы «Он не заслужил света, он заслужил покой» (размышление над финальными сценами  романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»); ­  создать условия для усвоения философских идей, в частности о  границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием; ­  обеспечить     установление     студентами       внутрипредметных       и межпредметных связей; ­ содействовать развитию умений общаться, строить диалог; ­способствовать развитию коммуникативных, общекультурных компетенций. Ориентированные на развитие личности студентов: ­ создать условия для развития у студентов умений формулировать проблемы, предлагать   пути   их   решения;   находить   в   произведении   непонятное   для   себя, задумываться над художественным значением произведения; ­  создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; ­ помочь студентам осознать ценность совместной деятельности. Задачи:   ­  проследить,   как   в   романе   М.   Булгакова   «Мастер   и   Маргарита» развиваются сюжетные линии; ­ сделав художественный анализ текста, прийти к выводу о художественных особенностях романа «Мастер и Маргарита»; ­ прояснить авторскую  позицию относительно  философских размышлений в романе; ­ обозначить особенности создания образов Мастера и Маргариты. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма проведения: урок­размышление. Время: 90 минут.        Ход урока  :   I. Организационный момент. II.       Вопросы для обсуждения:   1.   Почему Воланд изображён так привлекательно? Добро или зло он несёт? 2.  Покой ­ это наказание или награда? Почему суд творит не только Бог, но и Сатана? 3.  В   главе   «Прощение   и   вечный   приют»   обратить   внимание   на   сцену разговора   Воланда   с   Маргаритой   о   Понтии   Пилате.   Чем   Воланд предлагает Мастеру закончить роман о пятом прокураторе Иудеи? 4.  Обратить внимание на эпиграф урока. Как соотносится он с финалом романа?   Тема   справедливости,   милосердия   и   раскаяния,   свободы   и зависимости. 5.  Какой смысл имеет финал романа? П   ервая  часть урока  : проверка домашнего индивидуального задания.  Деятельность преподавателя:  возвращает студентов  к вопросу: «Почему он «не заслужил света, он  заслужил покой? На самом деле Воланд — носитель добра или зла?» Деятельность   студентов:  высказывают   свои   суждения   по   поводу заданных вопросов. Защита собственной   точки зрения. Умение выдвинуть аргументы. Вторая часть урока  — работа в группах. Выступление с презентациями. Привлечение художественного текста (цитирование). Р  абота с текстом художественного произведения:  ­  способствует   выработке   у   студентов   умения   анализировать  текст, проводить сравнительную характеристику литературных героев; ­ учит чувствовать особенности стиля писателя;  ­развивает   эмоционально­ценностную   сферу   личности   через сопереживание,  ­ учит сопереживать героям в ходе чтения и анализа  художественного произведения. Защита групповых проектов:   I группа. Тема: «Покой ­ это наказание или награда?» II группа. Тема: «Почему суд творит не только Бог, но и Сатана? Можно ли   считать   торжеством   добра   наказание   злодеев,   совершённое   руками Воланда?» III  группа.   Тема:   «Почему   Воланд   изображён   М.   Булгаковым   столь привлекательным? Добро или зло он несёт?» Третья часть урока: творческая работа. Деятельность студентов: отвечают письменно на следующие вопросы: 1. Если человек пишет то, что считает важным, верным, истинным, что будет с ним? 2. Даёт  ли   ответ   на  этот  вопрос   судьба  Мастера  и  его  роман? Что сломило Мастера? 3. Кто   в   романе   по­настоящему   свободен,   независим,   а   кто   только глупо­самоуверенно убежден в собственной независимости, тогда как   на   самом   деле   является   игрушкой   в   чужих   руках   и   не   в состоянии   предсказать,   что   с   ним   будет   даже   через   несколько минут? 4. Действительно ли зло необходимо в мире? Выводы:  добро   и   зло   должны   быть   уравновешены   справедливостью. Справедливость   —   это   первая   ступень   Истины,   а   высшая  ступень   — милосердие, порождаемое добром. Добро Милосерд Земля, люди Бог Сатана Зло Свет Справедливость (Страшный суд)

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2017