Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
16.06.2017
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". По форме проведения - это урок-размышление личностно - ориентированной направленности, состоящий из трёх частей: работа в группах, применение диалоговых технологий сотрудничества и творческая письменная работа, предполагающая развернутые ответы на вопросы.
Урок Булгаков.docx
Министерство образования и науки Пермского края
ГБОУ СПО «Уральский химико – технологический колледж»
Методическая разработка урока по теме
«ФИНАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ
РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Методическую разработку урока выполнила
Грошева Татьяна Михайловна,
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Губаха 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 1930е годы М. Булгаков много размышляет о миссии писателя, о
смысле жизни, о цели и задачах творчества. Эта тема традиционна для
русской литературы. Столкновение двух исторических персонажей романа
позволило автору поставить вопросы о добре и зле, о мужестве и трусости и
затронуть главную проблему — деспотической власти и личности.
Все планы книги объединены проблемой добра и зла, темами поисков
истины и творчества.
В романе есть
свои идеальные герои,
их антагонисты (Пилат, Берлиоз),
предатели (Иуда, Алоизий Могарыч),
ученики (Левин Матвей. Иван Понырев),
толпа обитателей.
Роман вобрал в себя богатый опыт художника и соединил мотивы,
звучавшие в разных его сочинениях.
В «Мастере и Маргарите» представлены три основных плана:
исторический,
реальный,
фантастический.
Анализ проблем «двойной жизни» в романе показывает, что эпохи,
изображенные в нем, выбраны не случайно: их объединяет тиран, держащийся
у власти посредством нагнетания страха, всеобщей подозрительности, путем
развертывания массовых репрессий.
Данный урок состоит из трех частей.
Первая часть — проверка домашнего задания, работа в группах. Каждая группа готовит развернутый ответ из текста с примерами по одному из
проблемных вопросов, предложенных преподавателем.
Вторая часть урока — самая главная. В её основе лежат диалоговые
технологии сотрудничества.
Третья часть урока предполагает творческую письменную работу
(развернутый ответ на вопрос).
По форме проведения — это урокразмышление личностно
ориентированной направленности.
Основной задачей преподавателя является создание условий для
проявления познавательной активности и индивидуальных особенностей
студентов.
Личностно ориентированный урок:
позволяет пополнить опыт творческой деятельности и развивает
эмоциональнооценочный мир через сопереживание, сочувствие героям в ходе
чтения и анализа текста художественного произведения;
обучает студентов внимательному, вдумчивому, творческому чтению
благодаря организации процесса чтения как воображаемого диалога читателя
с писателем;
погружает каждого в атмосферу рождения мысли, выражения
чувства, ощущения творческого вдохновения, помогает осмыслить тему через
речевой тренинг, выполнять задания творческого характера.
Такая форма,
вышеизложенных целей.
как урокразмышление,
способствует достижению
Урок проводится с опорой на работу творческих групп и индивидуальные
задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.
Урок проходит с использованием элементов дискуссии.
Материалы распределяются следующим образом:
работа с текстом (по группам),
чтение текста по группам,
обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом
текста, творческой работой. При выполнении заданий студенты должны не
только активно выступать со своими минисообщениями, но и дополнять
выступления других студентов или спорить с выдвинутыми в них тезисами,
демонстрируя умение рассуждать, строить свои высказывания так, чтобы
слушателям было понятно.
ПЛАН УРОКА
Тема: Финальные сцены романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели:
Обучающие:
организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации
знаний в рамках темы «Он не заслужил света, он заслужил покой» (размышление над
финальными сценами романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»);
создать условия для усвоения философских идей, в частности о границах
между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
обеспечить
установление
студентами
внутрипредметных
и
межпредметных связей;
содействовать развитию умений общаться, строить диалог;
способствовать развитию коммуникативных, общекультурных компетенций.
Ориентированные на развитие личности студентов:
создать условия для развития у студентов умений формулировать проблемы,
предлагать пути их решения; находить в произведении непонятное для себя,
задумываться над художественным значением произведения;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку
зрения, высказывать и аргументировать её;
помочь студентам осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:
проследить, как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
развиваются сюжетные линии; сделав художественный анализ текста, прийти к выводу о художественных
особенностях романа «Мастер и Маргарита»;
прояснить авторскую позицию относительно философских размышлений
в романе;
обозначить особенности создания образов Мастера и Маргариты.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урокразмышление.
Время: 90 минут.
Ход урока
:
I. Организационный момент.
II. Вопросы для обсуждения:
1. Почему Воланд изображён так привлекательно? Добро или зло он несёт?
2. Покой это наказание или награда? Почему суд творит не только Бог, но и
Сатана?
3. В главе «Прощение и вечный приют» обратить внимание на сцену
разговора Воланда с Маргаритой о Понтии Пилате. Чем Воланд
предлагает Мастеру закончить роман о пятом прокураторе Иудеи?
4. Обратить внимание на эпиграф урока. Как соотносится он с финалом
романа? Тема справедливости, милосердия и раскаяния, свободы и
зависимости.
5. Какой смысл имеет финал романа?
П ервая часть урока : проверка домашнего индивидуального задания.
Деятельность преподавателя: возвращает студентов к вопросу: «Почему
он «не заслужил света, он заслужил покой? На самом деле Воланд — носитель
добра или зла?»
Деятельность студентов: высказывают свои суждения по поводу
заданных вопросов. Защита собственной точки зрения. Умение выдвинуть
аргументы.
Вторая часть урока — работа в группах. Выступление с презентациями.
Привлечение художественного текста (цитирование).
Р абота с текстом художественного произведения:
способствует выработке у студентов умения анализировать текст, проводить сравнительную характеристику литературных героев;
учит чувствовать особенности стиля писателя;
развивает эмоциональноценностную сферу личности через
сопереживание,
учит сопереживать героям в ходе чтения и анализа художественного
произведения.
Защита групповых проектов:
I группа. Тема: «Покой это наказание или награда?»
II группа. Тема: «Почему суд творит не только Бог, но и Сатана? Можно
ли считать торжеством добра наказание злодеев, совершённое руками
Воланда?»
III группа. Тема: «Почему Воланд изображён М. Булгаковым столь
привлекательным? Добро или зло он несёт?»
Третья часть урока: творческая работа.
Деятельность студентов: отвечают письменно на следующие вопросы:
1. Если человек пишет то, что считает важным, верным, истинным,
что будет с ним?
2. Даёт ли ответ на этот вопрос судьба Мастера и его роман? Что
сломило Мастера?
3. Кто в романе понастоящему свободен, независим, а кто только
глупосамоуверенно убежден в собственной независимости, тогда
как на самом деле является игрушкой в чужих руках и не в
состоянии предсказать, что с ним будет даже через несколько
минут?
4. Действительно ли зло необходимо в мире?
Выводы: добро и зло должны быть уравновешены справедливостью.
Справедливость — это первая ступень Истины, а высшая ступень —
милосердие, порождаемое добром.
Добро Милосерд
Земля, люди
Бог
Сатана
Зло
Свет
Справедливость (Страшный суд)
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Методическая разработка урока по теме "Финальные сцены романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.