Методическая разработка урока по теме: «Окружность и круг»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка рекомендована для проведения урока математики по теме: «Окружность и круг» для учащихся 5 класса (базовый уровень) и разработана на основе Примерной программы по математике для 5-6 классов и Рабочей программы по математике для 5-6 классов. (Математика. Предметная линия учебников Виленкин Н. Я. И др. Математика 5. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2014.)
Иконка файла материала 1.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского муниципального образования «Смоленская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока по теме: «Окружность и круг»  Бабкина Анастасия Валентиновна, учитель математики Данная методическая разработкарекомендована для проведения урока  математики по теме: «Окружность и круг» для учащихся 5 класса (базовый  уровень) и разработана на основе Примерной программы по математике  для 5­6 классов и Рабочей программы по математике для 5­6 классов.  (Математика. Предметная линия учебников Виленкин Н. Я. И др.  Математика 5. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.  М., «Мнемозина», 2014.) 1с.Смоленщина, 2016г. Содержание Пояснительнаязаписка…………………………………………………………3 Технологическая карта изучения темы………………………………………6 Список литературы…………………………………………………………….20 Приложение 1 (Презентация)…………………………………………………21 Приложение 2 (Исследовательский лист)………………...…………………24 Приложение 3 (Наглядный материал)………………………………………26 Приложение 4 (Самоанализ проведенного урока)…………………………27 2Пояснительная записка      Математическое образование играет важную роль в практической жизни общества,   которая   связана   с   формированием   способностей   к   умственному эксперименту. Практическая   полезность   предмета   обусловлена   тем,   что   происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности. Без   базовой   математической   подготовки   невозможно   стать   образованным человеком,   так   как   овладение   математическими   знаниями   и   умениями необходимо   для   продолжения   образования,   изучения   смежных   дисциплин, применения в повседневной жизни. Обучение математике дает возможность формировать у учащихся качества мышления,   необходимые   для   адаптации   в   современном   информационном обществе. [1] В  основе построения данного урока лежит идея обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое   внимание   личности   ученика,   его   интересам   и   способностям. Предлагаемый   урок   позволяет   обеспечить   формирование   как предметныхумений,  так   иуниверсальных   учебных   действий   школьников,   а также   способствует   достижению   определённых   во   ФГОС   личностных результатов,   которые   в   дальнейшем   позволят   учащимся   применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. 3Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности   воображения,   арифметика   развивает   нравственные   черты личности   (настойчивость,   целеустремленность,   творческую   активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а   также   способность   принимать   самостоятельные   решения.   Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.     Изучение математики в 5 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения,   критическую   оценку   результатов.   В   процессе   изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.[2]     При   разработке   данного   урока  использовалась   рабочая   программа   по математике   основного   общего   образования   для   5   классов общеобразовательной школы (базовый уровень),составленнаяв соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273­ФЗ;  Федеральным   государственным   образовательным   стандартом основного     общего   образования,   утвержденного   приказом Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации от17.12.2010 г. №1897;  Примерной программой по математике для 5­6 классов и Рабочей  программой по математике для 5­6 классов.  (Математика.Предметная линия учебников ВиленкинН. Я. И др.  Математика 5. Учебник для 5 класса общеобразовательных  учреждений. М., «Мнемозина», 2014.) 4Выбранная тема урока относится к разделу  «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».На данный раздел выделено 30 часов. В нем изучаются такие темы как: Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники   и   четырехугольники.   Прямоугольный   параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы   объема, площади, арифметическими методами.   массы,   времени.   Решение   текстовых   задач Основные   цели   ­   систематизировать   знания   учащихся   о   геометрических фибрах   и   единицах   измерения   величин;   продолжить   их   ознакомление   с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией. Цели урока:  ­обучающие: ознакомить учащихся с понятием окружность и круг,  «видеть»  радиус, диаметр и хорду, уметь находить их; научить пользоваться циркулем  для построения окружности любого радиуса; применять изученные понятия  для решения задач практического характера. ­ развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать,  делать выводы, развивать внимание; ­ воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты   взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели. Урок сопровожден презентацией: в среднем на 20 минут 56Предмет Класс Тип урока Технология  построения урока Тема Цель  Технологическая карта изучения темы математика 5 Урок открытия нового знания (1 час) Проблемно­диалогическая Окружность и круг Создание условий для получения обучающимися  теоретического и практического  представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах. Основные термины,  понятия  Окружность,  круг;  центр окружности и круга;  радиус окружности и круга; диаметр  окружности; дуга окружности;  циркуль.     Предметные умения иметь ­ представление   о понятиях круг, окружность,   центр окружности и круг, радиус   окружности   Планируемые результаты  Личностные УУД: ­ устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;  ­ определять общие для всех правила поведения ;  ­ определять правила работы в группах;  ­ оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);  ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: 7уметь и   круга,   диаметр окружности,   дуга окружности. ­ пользоваться чертежными инструментами  ­уметь   построить окружность   и   круг любого радиуса ­   уметь   измерять радиус   окружности и круга  ­   уметь   сравнивать отрезки  одинаковой и разной длины  ­ определять и формулировать цель деятельности на уроке;  ­ проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;  ­ высказывать свое предположение на основе учебного материала;   ­ отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;   ­ осуществлять самоконтроль;   ­ совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике, тетради;  ­ ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);  ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;  ­ проводить анализ учебного материала;  ­ проводить классификацию, указывая на основание классификации;   ­ проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.   Коммуникативные УУД:  ­  слушать и понимать речь других;  ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;   ­владеть     диалогической   формой   речи   в  соответствии   с  грамматическими   и   синтаксическими нормами родного языка. Формы работы Фронтальная Групповая Индивидуальная Самостоятельная работа Организация пространства Ресурсы Учебник Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс.  Технические средства обучения: Компьютер, медиапроектор Исследовательские листы ПРИЛОЖЕНИЕ 2,  Печатные материалы к уроку ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Презентация «Как стать исследователем?»ПРИЛОЖЕНИЕ 1 8Дидактические задачи этапов урока Этапы урока Дидактические задачи   опорных Организационный (этап мотивации) Актуализация   знаний и умений Постановка проблемы Формулирование   проблемы, планирование деятельности Открытие нового знания учебной     Первичная понимания Применение новых  знаний проверка Рефлексия деятельности   учебной Подготовка   учащихся   к   работе   на   уроке:   выработка   на   личностно   значимом   уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Активизация   соответствующих   мыслительных   операций   классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Обеспечение   мотивации   для   принятия   обучающимися   цели   учебно­познавательной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.   (анализ,   обобщение, Обеспечение   восприятия,   осмысления   и   первичного   запоминания   знаний,   связей   и отношений в объекте изучения. Установление   правильности   и   осознанности   усвоения   учебного   материала,   выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Обеспечение   усвоения   новых   знаний   и   способов   действий   на   уровне   применения   в измененной ситуации. Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Технология изучения Этапы урока Организацион ный Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся Метапредметные 1. Подготовительный этап. Приветствует учащихся, настраивает на работу, Учащиеся   приветствуют 9(2 мин) (УУД): регулятивные: ­осуществлять самоконтроль; ­   овладевать   умением прогнозировать; коммуникативные: предлагает проверить готовность рабочего места. Объединяющий «ритуал»: Ребята,   возьмитесь   за   руки.   Когда   мы вместе, мы с вами сможем многое. Осилим все.   Давайте   пожелаем   друг   другу   удачи, прекрасного   настроения,   новых   знаний   и хороших   оценок.   И   скажем   «Вместе   мы   ­ сила»   учителя, проверяют готовность   к   уроку, берутся   цепочкой   за руки   и   желают   друг другу удачи на уроке ­  слушать   и   понимать речь других; ­  уметь   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли  ­ владеть диалогической   формой речи   в   соответствии   с грамматическими   и синтаксическими нормами языка. родного     10Актуализаци я знаний (4 мин) Предметные: ­   выполнять   изменения свойства   фигуры   в зависимости от указанного признака.   Метапредметные (УУД): познавательные:   в ­ориентироваться своей   системе   знаний (определять   границы знания/незнания); регулятивные: ­высказывать предположение;   свое коммуникативные: ­точно   и   полно выражать свои мысли  Личностные: ­  устанавливать   связь между   целью   учебной деятельности   и   ее мотивом,  (зачем?). [3] 2. Мотивационный этап ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ! Слайд 1 Постановка   проблемы,   используя   при   этом наглядно оформленные в презентации стихи. Ребята у меня для вас загадка:  Слайд 2 У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность, Она идет по краю круга, И называется окружность. Молодцы!   Окружность.   А   сейчас   я   хочу рассказать вам одну историю! Послушайте! Слайд 3.1­3.5 Встретились окружность с кругом, Спорить стали вот о чем: Кто главнее всех в округе? Кто сначала, кто потом? Круг сказал, что он главнее: «Я большой и, посмотри, Весь заполнен в середине И по краю, и внутри» Тут воскликнула окружность: «Жить не сможешь без меня! Я не просто загогулька –  А граница я твоя! 11 Отгадывают загадкуДолго спорили фигуры, Кто из них кого главней, И соседей опросили, И знакомых, и друзей. Но закончить этот спор Не смогли и до сих пор, В чью же пользу и без ссор Разрешится этот спор? Ребята, как вы думаете? Чем отличается круг от окружности? И кто по­вашему главнее? Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос! Давайте поставим цели и задачи урока: сегодня на уроке…..  3. Ориентировочный этап У вас на партах лежат исследовательские листы  (ИЛ). Сегодня мы работаем по ним Слайд 2 Запишите тему урока: Окружность и круг Проводит фронтальный опрос по чертежам с  ИЛ 12     Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сравнивая фигуры:   окружность   и круг. Сами   ставят   цели   и задачи урока! Отвечают на вопросы,  записывают ответы в  исследовательский лист. 1.Все!  2.Ломаные – 2,4 Постановка учебной проблемы (4 мин) Открытие нового знания  (10 мин) Предметные: ­   знать   отличительные особенности   ломанной и   кривой   линий, окружности и круга; ­ иметь представление о понятиях круг, центр окружность,окружности   и   круг, радиус   окружности   и круга, диаметр   окружности, дуга   окружности; ­   уметь     пользоваться чертежными инструментами;  Личностные: ­ определять общие для всех правила поведения ; ­  содержание усваиваемого материала     (исходя личностных ценностей). оценивать Метапредметные (УУД) регулятивные: ­ работать по плану;   выдвигать   свои ­ гипотезы   на   основе учебного материала;   отличать   верно ­ выполненное задание от ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ! (затрачено  8 минут) Задание 1 с ИЛ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3): 1.Какие из нарисованных фигур можно назвать  линиями? кривые – 1,3,5­9 3.Замкнутые – 3,6­8 незамкнутые ­1,5,9 2.Какие из них являются ломаными, какие –  кривые?  3.Разделите кривые линии на замкнутые и  незамкнутые.  4.В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки,  можно ли утверждать, что расстояние от точки О  до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое?  Работа в парах: измерьте расстояние и сравните  фигуры 6 и 8. 5.Как вы думаете, почему фигура 8 является  окружностью, а фигура 6 не является  окружностью?  6.Назовите существенные признаки окружности!  Запишите определение окружности 4. В парах с помощью  циркулей сравнивают  расстояния в фигурах.  Остальные – находят  сходство и отличие  фигур 6 и 8. Сходство:  это замкнутые кривые  линии, внутри отмечена  точка О, а на линиях  отмечены точки А,В,С,D. Отличие: расстояние от  точки О до точек  А,В,С,D  в фигуре 6 – разные, в  фигуре 8 – одинаковые 5.Потому, что в фигуре 8 расстояние от точки О  до точек А,В,С,D –  одинаковые, а в фигуре  13неверного; ­ самоконтроль;   осуществлять познавательные: ­   ориентироваться   в своей   системе   знаний (определять   границы знания/незнания); ­     овладевать   умением поиска   и   выделения необходимой информации; ­ уметь  сравнивать,  объясняя  выбор  критерия для  сравнения; коммуникативные: ­  слушать   и   понимать речь других; ­  умение с достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли ; ­ владеть диалогической   формой речи   в   соответствии   с грамматическими   и синтаксическими   7.Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9? 6– разные  8.Чем отличаются окружности 3 и 8?  9.Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра  окружности – до этой точки, сделайте вывод!  Запиши вывод в тетрадь!  Это расстояние от центра окружности до любой  точки на окружности называется радиусом Запишите определение радиуса 4. Этап применения понятия. 10. Задание 2 с ИЛ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3): Предлагает учащимся, не нарушая  закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях.  Затем к доске выходит ученик и расставляет  правильно построенные радиусы на магниты  картинки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) А для чего нам необходимо данное понятие мы узнаем далее: у меня для вас еще одна загадка  6.Окружность ­ это  кривая замкнутая  линия; расстояние от  точки О, называемой  центром, до всех точек  на окружности  одинаковые.  7. НЕТ! Фигуры 9 и 5 не  являются замкнутыми  кривыми, а фигура 7 не  имеет центра,  расстояния от которого  до всех точек на  окружности одинаковые. 8.Расстоянием от точки  О до точек на  окружности!  9.Расстояние от центра  окружности до любой  точки на окружности  одинаковое!  14нормами языка. [3]   родного в стихах: Подготовка обучающихся к следующему этапу  урока.  ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ! Слайд 5 Загадка о циркуле в стихах: Танцевальное движенье Совершеннейшей ноги И круги, круги, круги Вызывают восхищенье. Балерина создавала Точный круг в один момент, Подивился ей немало  Достославный геометр. О прекрасной балерине Вспоминал частенько он Не по этой ли причине ... был изобретён.  Слайд 6­7 Техника безопасности работы с циркулем и  ножницами. С помощью слайдов презентации  наглядно показывает строение циркуля и его  назначении.  Слайд 8 Физминутка:  Просит  учащимся встать и  15   10.Строят   радиусы   и какую объясняют   закономерность они выявили.   Проверяют правильность.Отгадываю т загадку­ «Циркуль».  Находят все элементы на своем циркуле, тренируются в построении окружностей,   дуг   на цветной   бумаге,   одну окружность   вырезают ножницами,   получая круг.Проговаривают технику   безопасности   с острыми предметами     Следят глазами за  бегающими по экрану  фигурами.Первичная проверка понимания (5 мин) проследить глазами за фигурами на экране (для  глаз) ИЛИ видеофизкультминутка: http://portall.zp.ua/video/razminka­s­muzykojj­dlja­ detejj­ulybnis­vmeste­s­nami/id­wfw5Vg­_7k4.html Слайд 9 Просит учащихся представить, что они оказались в   далеком   прошлом   и   где   циркуль   еще   не изобрели.  Ставится задача: как вы нарисуете окружность? Выслушивает   способы   построения,   которые предлагают обучающиеся, и показывает еще один из возможных на слайде. Слайд 10 Слайд 11 Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ! (затрачено  4 минуты) Задание 3 с ИЛ (ПРИЛОЖЕНИЕ  3):Предлагает выполнить практическое  задание: используя циркуль, постройте в  тетради две окружности с одинаковым  радиусом, равном 2 см, закрась внутреннюю  область одной окружности. Задает вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? 16 Предлагают способы  построения окружности,  и знакомятся с  предложенным способом учителя. Перечисляют предметы. Выполняют построение  фигур в  исследовательском  листе, и называю  получившиеся фигуры. Отвечают на  поставленный вопрос:  Первая фигура  закрашена, т.е. ей  принадлежат все точки,    Предметные: ­ иметь теоретическое и практическое представления об окружности   и   круге, как   о   геометрических фигурах, их элементах. ­уметь построить окружность   и   круг любого радиуса; ­ радиус, окружности и круга;  ­   уметь   сравнивать отрезки   одинаковой   и разной длины;   уметь   измерять диаметр     Метапредметные (УУД)регулятивные: ­   отличать   верно выполненное   задание от неверного; ­ самоконтроль; осуществлять   познавательные: ­   осуществлять   анализ учебного материала; коммуникативные: ­  слушать   и   понимать речь других; ­  умение с достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли. [3] Предметные: ­   умение   применять новые знания   в типичных условиях;   Метапредметные (УУД) регулятивные: ­   отличать   верно выполненное   задание от неверного; Предлагает обучающимся потренироваться в построении   окружностей,   дуг   и   вырезании круга. находящиеся внутри  этой фигуры, и она  называется кругом Высказывают свои  мнения Давайте ответим на главный вопрос урока: Кто  главнее? Задание 4 с ИЛ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3): Предлагает обучающимся сделать  самостоятельное исследование: Постройте окружность с радиусом 3 см и  отметьте ее центр.  Выполняют задание в  исследовательских  листах, делают вывод,  затем проверяют и  исправляют свои  ошибки. Соедините две точки окружности, таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр  окружности. Записывают определение диаметра в справочник. Напишите выражение, по которому можно найти  17 Применение новых  знаний (10 мин)осуществлять ­ самоконтроль; [3] Самостоятельное  решение и  самоконтроль детьми типовых заданий на  новый способ  деятельности. длину этого отрезка.  Затем просит учащихся проверить выполненное  ими исследование, используя плакат на доске, а  также записать определение диаметра в  справочник:. Предлагает ответить на следующий вопрос: что  делает диаметр с окружностью? Одобряет  обучающихся: правильно, он делит её на две  части, которые называются дугиПредлагает  учащимся выбрать на рисунке те окружности,  в которых проведен диаметр. Сколько диаметров можно провести в  окружности?” РАБОТАЮТ В ПАРАХ: Ставит перед  учащими следующую задачу: “Витя  Верхоглядкин провёл 11 диаметров  окружности. Потом он сосчитал радиусы. Их  оказалось 21. Правилен ли его ответ?”  Задание 5 с ИЛ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3): У вас изображены окружности, измерьте их  радиусы и диаметры 18 Отвечают: диаметр  делит окружность на две части. Записывают ответ  в исследовательский  лист. Записывают в  справочник определение  хорды, и диаметра через  хорду. Отвечают на  вопрос: “Диаметров в  окружности можно  построить много” Отвечают: “Нет,  радиусов будет в два  раза больше, чем  диаметров, то есть 22”.Создание мотивации успеха для каждого  ребенка. ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ! Слайд 12.1 Предлагает заключительное задание первого  урока, которое развивает вычислительные  навыки и позволяет перейти к следующему  этапу урока: “Узнайте, как называется наука,  занимающаяся изучением происхождения  слов. Для этого решите примеры и заполните  таблицу Слайд 12.2 Задает задание на дом: Используя  этимологический словарь, выясните верно ли  высказывание: “Слова “цирк” и “циркуль” имеют  одинаковое этимологическое происхождение”. Запишите   домашнюю   работу   (на   слайде). Объясняет непонятные моменты Слайд 13 Слайд 14 и ИЛ Подводит итоги урока: Поделитесь  впечатлениями об уроке, что нового сегодня  узнал каждый на уроке?  “Благодаря исследовательской деятельности вы  узнали много нового, как настоящие  19 Устно решают примеры  и узнают новое для них  понятие:  ЭТИМОЛОГИЯ Записывают домашнее  задание в дневник. Описывают в  исследовательских  листах о проведенной  Личностные: ­   устанавливать   связь между целью деятельности   и   ее результатом.   Метапредметные Рефлексия учебной деятельности (5 мин)(УУД): регулятивные:   осуществлять ­ самоконтроль; ­ совместно с учителем и   одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; ­ выделять и осознавать то,   что   уже   усвоено   и что нужно еще усвоить;   коммуникативные: ­  умение с достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли. [3] исследовательской  деятельности, о своих  впечатлениях и своем  эмоциональном  состоянии. Выполняют  задании рефлексии исследователи вы выполнили отчет, который  позволит оценить вас!” Сдайте мне  его Предлагает  описать свои  впечатления о  сегодняшнем  уроке:  Ребята,  посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами  лесная школа. Ученики в ней — лесные  человечки. У каждого из них разное настроение,  каждый занят своим любимым делом, каждый  занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен Возьмите  коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте  ствол и ветки дерева. А когда будете  раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети  раскрашивают дерево).  А теперь возьмите  красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож  20на вас, ваше настроение в школе и ваше  положение. Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.  [4] ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ! (затрачено  8 минут) 21Список литературы 1. Нешков, К. И. Некоторые вопросы преемственности в обучении  математики [Текст] /  К. И. Нешков // Преемственности в обучении  математики: сб. / отв. ред. К. И. Золотарева. ­ М. , 1978. ­ С. 27 ­ 36. 2. Туркина, В. М. Различные подходы к осуществлению преемственных  связей в обучении математики [Текст] / В. М. Туркина //  Математический вестник. ­ 2001. ­ Вып. 3. ­ С. 218 ­ 224.  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной  школе. От действия к мысли: пос. для уч. / А. Г. Асмолов.­ М.:  Просвещение, 2008. 4. ФГОС—Глоссарий [электронный ресурс].   – Режим доступа:  http   ://   standart      .  edu   .  ru   /  catalog  .  aspx    ?  CatalogId  =313. – Загл. с экрана.   22ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23Презентация «КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ?» Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3.1 Слайд 3.2 Слайд 3.3 Слайд 3.4 Слайд 3.5 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 24ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Исследовательский лист ученика 5_ класса Ф.И._________________________________________________________________________ Тема_______________________________________________________Число_____________ Задание №1 Какие фигуры являются линиями______________ ломаными_________кривыми_________________, замкнутыми___________,незамкнутыми__________ Сходство фигур №6 и  №8________________________________________________________ Отличие фигур №6  №8__________________________________________________________, Существенные признаки  окружности:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _ Радиус­______________________________________________________________________ Диаметр­_____________________________________________________________________ 25Задание №2 Не нарушая закономерностей, нарисуй радиусы в последних окружностях. Задание №3 Используя циркуль постройте две окружности с одинаковым радиусом, равным 2 см, закрась внутреннюю область одной окружности. Запиши, чему равны диаметры каждой из фигур.____________________________________ Запиши, какие выводы ты сделал? ________________________________________________ Задание №4 Проведи математическое исследование: Задание №5 Измерь радиусы окружностей 26ПРИЛОЖЕНИЕ 3 27ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Самоанализ урока Класс: 5б Тема урока: Окружность и круг Тип урока: изучение нового материала Урок по данной теме входит в состав раздела «Измерение величин». На  последующих уроках эта тема необходима для обозначения долей, для  вычисления, для решения геометрических задач и т.д. Материал урока подобран разноуровневый, с ним смогут справиться как  сильные, так и слабые ребята.  Цели урока:  ­обучающие: ознакомить учащихся с понятием окружность и круг,   «видеть» радиус, диаметр и хорду, уметь находить их; научить  пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса;  применять изученные понятия для решения задач практического  характера. ­ развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы, развивать внимание; ­ воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые  моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать  пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного  обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения  цели.  В объяснение нового материал использовались: проблемный метод  обучения и исследовательская работа. Время, отведенное на каждый этап, было рационально распределено. Связи  между этапами были выстроены логически. 28Отбор дидактических материалов и наглядных пособий был произведен в  соответствии с поставленными целями. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная Контроль усвоения знаний организован заданиями на закрепления Домашнее задание дано для закрепления изученного материала. На данном уроке все поставленные цели были реализованы.  Время презентации выдержано в соответствии со стандартом. 29