Методическая разработка урока по теме "Типы речи: описание"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по русскому языку и культуре речи, целями которого являются систематизация и обобщение и расширение имеющихся у студентов знаний о тексте и его типах, совершенствование навыков конструирования текста и речевых умений обучающихся, так как для понимания смысла текста важно правильно определить тип речи.
Иконка файла материала Урок Описание.docx
Министерство образования и науки Пермского края ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ  «ТИПЫ РЕЧИ: ОПИСАНИЕ» Разработчик: Грошева Т.М.,  преподаватель русского языка и литературы Губаха 2017 Тема: Типы речи: описание. Цели: систематизировать   и   обобщить   на   качественно   новом   уровне   имеющиеся   у студентов знания о тексте и его типах;  расширить знания студентов о тексте, совершенствуя навыки конструирования текста;  совершенствовать речевые умения студентов;  углубить знания по культуре речи. Ход урока: 1. Беседа со студентами  Для понимания смысла текста очень важно определить тип речи, использованный в нём, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли.  Вспомним особенности каждого типа речи.  Основная цель описания  – помочь более внимательно всмотреться в предмет. Предметом описания могут быть одушевлённые и неодушевлённые объекты, явления природы,   действия,   состояния   человека.   Описывая   предмет,   мы   находим   его интересные подробности: детали и их свойства. Главный вопрос, задаваемый к тексту, ­ какой? При описании мы отвечаем на вопрос каков предмет? При описании состояния человека –  каково ему? При описании состояния природы –  каково вокруг?  Важной частью работы над описанием является работа с текстами, в которых представлено деловое (научное) и художественное описание. Предложения в тексте можно поменять местами, не разрушая текст. Часто используется параллельная связь предложений. Основная цель повествования  – рассказать о важном или интересном событии, показать его героев и развитие во времени, выделяя составляющие его более мелкие события.   Обязательно   соблюдается   логическая   последовательность   в   развитии событий, они «цепляются» друг за друга, подчёркивается динамизм ситуации. Главный вопрос повествования –  что произошло? Повествовательный текст бывает в форме разговорного   и   художественного   стилей.   Композиция   повествования   содержит наиболее характерные элементы: завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка.   Перестановка   предложений   разрушает   текст.   Используется   цепная   связь между предложениями.Основная цель рассуждения – рассмотреть самые важные свойства предметов и явлений   и   обосновать   их   причинно  –  следственные   взаимосвязи.  Главный   вопрос  – почему?  Бывает   в   форме   научного   стиля   и   его   разновидностях.   В   рассуждении обязательно   выделяются:   тезис   (основная   мысль,   требующая   доказательства   или объяснения),   доводы   (суждения,   обосновывающие   истинность   тезиса),   вывод, заключение.   Необходимо   соблюдение   логической   и   причинной   связи.   Перестановка предложений разрушит текст.  Таким образом, каждому типу речи соответствует определённый способ связи между предложениями.  В описании  связь  предложений  параллельная:  предложения характеризуют   разные   стороны   описываемого   явления.  В   повествовании   и рассуждении   связь   цепная:   каждое   предложение   связано   с   последующим   либо повтором ключевого слова, либо синонимами, либо антонимами, либо местоимениями.  Средства   связи   могут   быть  лексические   (употребление   слов   одной   темы, оправданные повторы),  грамматические  (союзы, местоимения, наречия, соотношение видовременных   форм   глаголов),  синтаксические  (порядок   слов   в   предложении   – прямой или обратный, инверсия, вводные  слова, обращения, риторические вопросы, диалог,   прямая   речь,   ССК,   односоставные   предложения,   восклицательные предложения).  2. Составление таблицы в процессе беседы Описание Повествование Рассуждение Словесное изображение явлений Рассказ, сообщение о событии во Объяснение,   доказательство действительности. природы   (пейзаж),   Описание   человека временной   последовательности (сначала,   наконец).   потом, мысли,   положения.   Выдвигаются тезисы, приводятся   (портрет), убранства     внутреннего помещений Соблюдение   логической   и временной   последовательности. доказательства,   формулируется вывод. Главный вопрос – почему? (интерьер).   Параллельная   связь предложений. Главный вопрос – какой? Главный вопрос – что произошло? 3. Анализ текстовЗадания: 1. Прочитайте тексты. 2. Обоснуйте, какой тип речи использован в каждом тексте. 3. Какие характерные признаки присущи данным текстам? 4. Какой текст более эмоционален? Что делает его таковым? Текст №1 Самая   большая   ценность   народа   –   его   язык,   на   котором   он   пишет,   говорит, думает. Думает!.. Это значит, что вся сознательная жизнь  человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формулируются на определённом языке. Важнейший способ узнать человека – его умственоое развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться   к   тому,   как   он   говорит.   Язык   человека   –   точный   показатель   его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Текст №2 В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях   раненых.   Какой   –   то   генерал   со   свитой   вошёл   на   курган   и,   поговорив   с полковником,  сердито  посмотрел   на   Пьера,  сошёл  опять  вниз,  приказав   прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан. Командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд. Текст №3 Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил   хлопьями.   Ветер   завыл;   сделалась   метель.   В   одно   мгновение   тёмное   небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.4. Практическая работа с текстами Задания 1. Какой тип речи использован в тексте? 2. Укажите особенности текста, характерные для данного типа речи. 3. Какое это описание – научное или художественное? Текст №1 Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает жаром: она разливает кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло – багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман.                                                                                                     И.С. Тургенев «Отцы и дети» Текст №2 Подорожник   большой.   Мелкое   многолетнее   травянистое   растение   с   розеткой прикорневых   длинночерешковых   листьев.   Листья   цельные,   широкоовальные, цельнокройные, голые. Длинный сочный цветонос несёт соцветие – густой колос из невзрачных буроватых цветков. Плод – двугнездовая коробочка, содержащая по 8 – 13 семян.                                               А.Ф. Гаммерман «Дикорастущие лекарственные растения» Текст №3 Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза   так   и   бегали.  Лицо   его   имело   выражение   довольно   приятное,  но   плутовское. Волосы   были   обстрижены   в   кружок;   на   нём   был   оборванный   армяк   и   татарские шаровары.                                                                                         А.С. Пушкин «Капитанская дочка»Текст №4 Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, ­ всё было как в обыкновенной избе.                                                                                     А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 5. Работа над составлением текстов описательного характера Задание Расположите предложения так, чтобы получился текст (1) По – видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. (2) Если вы когда – нибудь выздоравливали от тяжёлой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. (3) Земля холодна, грязь со снегом хлюпают под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! (4) С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже проситсявесна. (5) Да, всё хорошо в это счастливое время года.                                                                                                                            А.П. Чехов Домашнее задание 1. Выписать из произведений русской литературы примеры различных описаний. 2. Найти научное и художественное описание предметов. 3. Написать сочинение – миниатюру, используя различные виды описаний.  (Задания №1 и 2 – по вариантам)

Посмотрите также