Урок 4
План проведения занятия
по дисциплине информатика
Тема Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Цели занятия: создать условия для формирования у кадет умений и навыков перевода целых десятичных
чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и наоборот.
Задачи:
предметные:
систематизировать и расширить ЗУН кадетов при изучении тем «Общие сведения о системах
счисления», «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»;
повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему
счисления, из десятичной системы счисления, перевод целых чисел из десятичной в восьмеричную,
шестнадцатеричную систему счисления и обратно.
метапредметные:
развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и
логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
развивать коммуникативные способности при работе в команде, формировать умение самооценки.
личностноориентированные:
повышать уровень информационной культуры, мотивации кадет путем использования нестандартных
заданий;
формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать
свою деятельность и деятельность своих одноклассников;
воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Формируемые компетенции:
ценностносмысловые компетенции:
умение формулировать собственные учебные цели данной темы, принимать решение, брать
ответственность на себя (быть лидером в группе, принимать решение в случае нестандартной ситуации,
нести ответственность за выбор).
общекультурные компетенции:
понимание места информатики в системе других наук: математики, физики, истории; применение
знаний, полученных в данной теме, в другой деятельности, в повседневной жизни;
учебнопознавательные:
знание определений изучаемых понятий системы счисления, видов систем счисления, основание,
алфавит, цифра, базис, разряд; умение задавать вопросы к изучаемым фактам, выбирать необходимые
алгоритмы для перевода из одной системы счисления в другие
информационные:
самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения
учебной задачи информацию; владеть навыками использования технических устройств ПК и программного
обеспечения для отбора информации
коммуникативные:
уметь организовываться, представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать
этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
компетенции личностного самосовершенствования:
владеть навыками оценки и самооценки
Планируемые результаты:
кадеты владеют умениями принимать решения в нестандартной ситуации, всеми вышеперечисленными
понятиями (системы счисления, основание, алфавит, цифра, базис, разряд) и оперируют ими; знают
алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, умеют переводить целые числа из одной системы
счисления в другие, используя алгоритмы перевода, решают примеры и задачи в других позиционных
системах счисления, занимательные задачи.
Формы и методы обучения:Методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский,
практический.
Методы контроля: устный, самопроверка, взаимопроверка
Приемы: проблемные вопросы, решение занимательных задач
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины:системы счисления, виды систем счисления, основание системы
счисления, алфавит системы счисления, цифра, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие,
связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.
Этапы урока
I. Организационный
момент
II. Подготовка кадет
к работе на уроке
1. Сообщение темы.
2. Мотивация учебной
деятельности.
Целевая установка.
3. Проверка д/з
III. Изучение нового
материала
Ход занятия:
Содержание
Внешний вид, приветствие, определение отсутствующих,
готовность класса и оборудования.
1. Сообщение темы: «Восьмеричная и шестнадцатеричная
система счисления»
2. Постановка проблемного вопроса для последующего
формулирования цели урока: зачем нужны системы счисления,
отличные от двоичной, если ПК «знает» только двоичную
систему?
3. Разбивка на команды.
4. Проверка д/з (самопроверка).
1. Продолжаем формирование понятия «алфавит системы
счисления», расширив его для 8ой и 16ой систем счисления
2. Выполнение упражнений на правила перевода чисел из одной
системы счисления в другую, связь систем счисления
IV. Упражнения по
совершенствованию и
закреплению знаний
и умений
1. Решение познавательных и практических задач.
2. Выполнение письменных и устных заданий
V. Заключительная
часть
1. Подвести итоги, выставить оценки каждой команде
2. Задание на самоподготовку: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова стр. 14
задание 7 (а,б); стр.15 задание 14,15
3. Рефлексия
интересным?
Какое
Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
Какие задания вы считаете самыми интересными и
какие задания можете предложить по данной теме?
самым
задание
было
Время,
мин.
1
7
12
20
5