Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
26.02.2018
Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"
Методическая разработка урока- семинара "Поэзия серебряного века" выполнена по методике Д.В. Шадрикова и может быть использована при проведении уроков литературы в 11 классе средней школы или на 1 курсе колледжа или техникума. На уроке представлены результаты групповой работы студентов "Основные направления поэзии серебряного века". завершается урок проведением проверочного тестирования.
Поэзия серебряного века.docx
План – конспект урока общеобразовательной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» Специальность  19.01.17 Повар, кондитер группа П 17/9  Методическая разработка преподавателя ГАПОУ РС(Я) регионального технического колледжа в г.Мирном МООР МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ Тема занятия: Поэзия серебряного века Цель урока: раскрыть понятие «серебряный век» русской поэзии; отметить особенности литературных течений поэзии русского модернизма:  символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений); развивать навыки анализа поэтического текста.  Задачи: 1. Образовательные:   расширить   представление   об   основных   течениях   модернизма   (символизм,   акмеизм,   футуризм),   раскрыть   суть теоретических положений данных течений Серебряного века, мировоззрение поэтов­представителей символизма, акмеизма, футуризма, выявить особенности поэтики основных течений модернизма, закрепить понятия «модернизм», «декадентство».  2. Воспитательные: воспитывать у студентов интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство эстетического отклика на произведения искусства (литература, музыка, живопись), развивать интерес к поэзии Серебряного века, содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах; 3. Развивающие: способствовать развитию у студентов навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения, навыков аргументированной   связной   монологической   речи,   воображения,   способствовать   обогащению   словарного   запаса   обучающихся, развитию умений эффективной работы в малых группах, совершенствовать умения студентов выбирать главное, систематизировать, структурировать материал (создание сопоставительной таблицы). Формируемые компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК   3.   Анализировать   рабочую   ситуацию,   осуществлять   текущий   и   итоговый   контроль,   оценку   и   коррекцию   собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Тип урока: урок­семинар. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выставка поэтических сборников поэтов серебряного века.  Индивидуальное опережающее задание: Сообщения «Символизм», «Футуризм», «Акмеизм», выучить стихотворения поэтов серебряного  века (по выбору преподавателя и учащихся). Литература. Литература. Учебник под ред. Г.А. Обернихиной, М., Академия, 2013 Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2014. 1 1.Организационный этап (3 мин) Этапы урока Цели для преподавателя: ­ подготовить учащихся к  работе на уроке, определить  цели и задачи урока, ­ способствовать повышению мотивации учения. Цели для обучающихся: ­ включиться в учебную деятельность; ­ подготовиться к восприятию учебного материала Формируемые компетенции: ОК2. Личностные УУД • Установление связи  между целью деятельности и ее  мотивом Познавательные УУД • Структурирование знаний • Анализ  эпиграфа урока Коммуникативные УУД • Отвечают на поставленный вопрос Регулятивные УУД • Целеполагание Цель достигается посредством: ­ проверки  готовности учащихся к работе на уроке, Включения  учащихся в деловой ритм работы, организации  внимания группы, ­ объявления темы урока и постановки общих целей урока; ­ раскрытия места и значения изучаемого материала в курсе предмета в целом; Способ активации – выведение темы и цели урока на слайд (или доска). Эпиграф урока: Для нас дороже всего свобода исканий.  В. Брюсов Содержание Приветствие, эмоциональный, психологический  настрой учащихся, фиксация отсутствующих,  организация внимания и внутренней готовности,  объявление цели и плана урока.   2 2. Актуализация опорных знаний (7 мин) ­Кто   ввел   в   употребление   это   красивое   образное определение «Серебряный век»? ­Какой смысл вкладывается в понятие «Серебряный век»? Почему появилось это образное название?  ­Искания в поэзии привели к появлению модернизма. Поясните значение термина «модернизм», который появляется в эпоху Серебряного века. Цели для преподавателя: ­ установить уровень знаний у большинства учащихся и  типичные недостатки, актуализироватьи  скорректировать опорные  понятия, ­ развивать формы  самоконтроля; ­ стимулировать активность и инициативу обучающихся Цели для обучающихся: ­ актуализироватьзнания, необходимые для восприятия  учебного материла  ­ выявить и устранить личные пробелы в знании изобразительно – выразительных средств,средств ­выполнить работу в форме теста ­развивать навыки самоконтроля, Формируемые компетенции: ОК2, ОК3. Цель достигается посредством ­ формулировки критериев оценки уровня знаний ­ организации самоконтроля   акмеизм, ­Назовите основные течения, которые развиваются в поэзии Серебряного века? (В   модернизме   развиваются   3   основных   течения   – символизм,   представители которых   пытаются   по­своему,   по­особому   раскрыть мир и преподнести  это видение читателю). Наша задача на уроке – охарактеризовать новые  литературные  течения, возникшие на рубеже 19­20  веков в поэзии, и их художественные особенности.   футуризм, 3. Основной этап. Обобщение и систематизация знаний (30­35 мин) Задание обучающимся: слушая выступления,  заполнить таблицу. Цели для преподавателя: ­ организовать и направить к  запланированной цели  познавательную деятельность  учащихся; ­ обеспечить понимание  Цели для обучающихся: ­ активность познавательной деятельности; ­составление плана действий по достижению намеченной цели. Формируемые компетенции: ОК2, ОК4, ОК6, ОК8. Личностные УУД 3 планируемого результата  деятельности, основных  путей его достижения; • Установление связи  между целью деятельности и ее мотивом Познавательные УУД • Структурирование знаний • Анализ  эпиграфа урока Коммуникативные УУД • Отвечают на поставленный вопрос Регулятивные УУД • Целеполагание Цели этапа урока достигаются посредством:  ­ обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его  достижения; ­ организации активной самостоятельной деятельности обучающихся.  ­ постановки конкретной учебной цели перед учащимися (нацелить внимание учащихся на  восприятие существенных сторон изучаемого материала ; ­ реализации принципов опережающего обучения (домашнее задание­ подготовка сообщений по  заданной теме) . 1.   Символизм. Сообщения обучающихся. Чтение  стихотворений наизусть.  2. Акмеизм. Сообщения обучающихся. Чтение  стихотворений наизусть. 3. Футуризм. Сообщения обучающихся. Чтение  стихотворений наизусть. Заполнить таблицу.  Даты Название  направлени я, поэты Отношение  к миру Роль поэта 1890 – 1910 Символизм 1910­1912 Акмеизм 1912­1914 Футуризм  4 4 этап. Систематизация знаний (20 ­ 25 мин) Цели для преподавателя: ­установить уровень усвоения учащимися нового материала, ­ проверить глубину  понимания учащимися  внутренних закономерностей  и связей сущности новых  понятий («чистое искусство», народничество); ­ выработка умений  оперировать ранее  полученными знаниями; ­ решать практические и  теоретические задачи в  соответствии с  поставленными задачами;  Цели для обучающихся: ­ активность познавательной деятельности; ­эффективность восприятия и осмысления нового материала; Формируемые компетенции: ОК2, ОК4, ОК6, ОК8. Личностные УУД • Установление связи  между целью деятельности и ее мотивом Познавательные УУД • Структурирование знаний • Анализ  эпиграфа урока Коммуникативные УУД • Отвечают на поставленный вопрос Регулятивные УУД • Целеполагание Цели этапа урока достигаются посредством:  ­ постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; ­ обращения к группе с требованием уточнить, дополнить ответ товарища; ­использования разноуровневых заданий; ­ доступности выполняемых заданий; ­оказания дифференцированной помощи (при необходимости) и организация взаимопомощи; ­ анализа ошибок,  ­ обеспечения контроля и самоконтроля при выполнении заданий; ­практической направленности  заданий. Выполнить тест. Работа с компьютером. Практическая работа. Анализ стихотворения. (стр. 52­59 Практикум.) 5 Этап подведения итогов уроков. (5 мин) Цели для преподавателя: ­ провести анализ и оценку  успешности достижения цели урока, перспектив  последующей работы; ­ мобилизовать  обучающихся на рефлексию результатов  учебной деятельности; ­ выставление и обоснование  отметок; Цели для обучающихся: Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевых высказываний Построение логической цепи рассуждений Формулирование выводов  Формируемые компетенции: ОК2, ОК4, ОК8. Коммуникативные УУД Отвечают на вопросы Регулятивные УУД  Оценка деятельности Цели этапа урока достигаются посредством:  ­ постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; ­ обращения к группе с требованием уточнить, дополнить ответ товарища; ­ доступности выполняемых заданий; ­оказания  дифференцированной помощи (при необходимости) и организация взаимопомощи; Цели для обучающихся: Усвоение требований к домашнему заданию. Заключительный  этап. Информирование  учащихся о домашнем задании. ( 5 мин) Цели для преподавателя: ­ сообщение домашнего  задания, инструктаж по его  выполнению. Цели этапа урока достигаются посредством:  ­ выставления и обоснования отметок обучающимся; ­ достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки; ­ объяснения содержания домашней работы; ­оптимальности объема и сложности домашнего задания; Анализ и оценка работы на уроке. Самооценка обучающихся. ­ пользуясь листом самооценки, определите уровень  приобретенных сегодня вами знаний и умений. Домашнее задание 1. Закончить анализ стихотворения. 2. Выучить  наизусть понравившееся  стихотворение. 6 Даты 1890 – 1910 Символизм Название направления, поэты Д.Мережковский  З.Гиппиус,  В.Брюсов, Ф.Сологуб,  З.Гиппиус, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый,  Вяч.Иванов, И.Анненский Акмеизм Н.Гумилев,  О. Мандельштам,  А. Ахматова, С.Городецкий Футуризм И.Северянин В.Каменский В.Маяковский, В.Хлебников Д.Бурлюк 1910­1912 1912­1914 Приложение 1 Отношение к миру Мир не познаваем рационально, тайный  смысл бытия  можно познать в творчестве  с помощью символов Роль поэта Поэт разгадывает тайны бытия, он  тайновидец мира, создает свой  собственный таинственный мир в поэзии Отношение к слову Слово многозначно и символично, намеки,  иносказания, ассоциативные связи  между  образами Мир познаваем, надо открыть красоту  реального мира Поэт ­первооткрыватель мира, возвращает  слову ясность, простоту Четкая определенность, точность слова,  конкретная образность Мир надо переделать, опровержение  традиций Поэт разрушает старое Свобода в обращении со словом  (словотворчество, формотворчество) Приложение 2 Тест ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ Выберите один или несколько правильных ответов 1.  Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии? А) 1880­е – 1940­е гг Б) 1890­е – 1920­е гг В) 1900 – 1930­е гг Г) 1890­е – 1940­е гг 2. Выберите основные направления модернизма А) акмеизм Б) Символизм,  В) футуризм Г) Реализм Д) Классицизм 3. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»? 1. В.Соловьёв 2. Н.Оцуп 3. Н.Бердяев 4. И.Анненский 7 4. Как называлась художественно­эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и  воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений? 1. декаданс 2. модернизм 3. символизм 4. футуризм 5. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»? 1. символизм 2. акмеизм 3. футуризм 6. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень  чего­либо»? 1. акмеизм 2. символизм 3. футуризм 7. «Цех поэтов» ­ это название союза: 1. символистов 2. акмеистов 3. футуристов 8. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода  современности» ­ это призыв:  1. акмеистов 2. имажинистов 3. футуристов 4. символистов 9. Как назывался первый манифест футуристов? 1. «Садок судей» 2. «Пощёчина общественному вкусу» 3. «Адище города» 4. «Из улицы в улицу» 10. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века? 1. символизм 2. акмеизм 3. футуризм 11. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев? 1. символизм 2. акмеизм 3. футуризм 12. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень  чего­либо»? 1. акмеизм 2. символизм 3. футуризм 8 Критерии оценивания: Отметка  «5» «4» «3» «2» Количество правильных ответов 90­100% 80­89% 70­79% Менее 70% Приложение 3 ЛИСТ  САМООЦЕНКИ уровень 1 .Я могу перечислить основные направления серебряного века…. уровень 2.Я могу перечислить основные особенности направлений серебряного века  и назвать фамилии их представителей.. . уровень 3. Я могу перечислить основные особенности направлений серебряного века  и назвать фамилии их представителей.. .Я могу сформулировать и высказать  свое мнение о поэзии  серебряного века в устной и письменной формах, процитировав строки из произведений.. 1. 2. 3. 4. Я понял(а), что… (стихи могут многое рассказать о жизни поэта, поэты совершают ошибки в своей жизни, они такие же обычные люди, стихи надо воспринимать по­особому,  мир  поэзии многообразен и многозвучен…..)   Я для себя открыл(а)…(что поэт может как художник запечатлеть, зарисовать картину, в поэзии выражает свои чувства, поэта могут ругать и не понимать другие  писатели……)                                                                                Мне понравилось…( что мы работали с ноутбуком, что на уроке была рабочая атмосфера, и всем было интересно) На уроке я научился(лась) … (различать литературные направления серебряного века, вслушиваться в звучание стиха, определять тему стиха,…. ) СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Приложение 4 ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ Оформление слайдов:   Стиль Фон Использование цвета Анимационные эффекты Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Для фона предпочтительны холодные тона  На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Представление информации:   Содержание информации   Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации  Предпочтительно горизонтальное расположение информации. на странице Шрифты Способы выделения  информации Объем информации Виды слайдов Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.  Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. Приложение 5 ТРЕБОВАНИЯ К  ТЕКСТУ СООБЩЕНИЯ          Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, презентацию).           Текст – сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и образующих какое­либо высказывание. Смысловое единство частей текста обеспечивается прежде всего темой. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте.          Главными признаками текста являются связность,единство, целостность, завершенность.           Создание любого текста – это всегда процесс творческий, но при этом любой текст, в том числе и текст сообщения, должен иметь следующую композицию:  1. 2. 3.   Регламент времени на озвучивание сообщения – от 5до 7 минут. Вступление (введение в тему).  Основная часть (излагаются главные мысли). Заключение (содержится вывод, обобщение). Приложение 6 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ: Уровень Содержание Речь Высокий  Средний  Низкий  Полностью соответствует заданной теме,  содержание раскрыто,  подобран интересный материал  Имеются отступления от темы, содержание не раскрыто  полностью Имеются существенные отклонения от темы,  содержание не раскрыто, материал не интересный. Точность, логичность изложения, выразительность, свободная монологическая литературная  речь, нет слов­паразитов,  рассказывает без подглядывания в текст. хорошее владение монологической литературной речью; однако допускаются 2­3 речевые,  грамматические ошибки,  рассказывает, подглядывая в текст. слабое владение монологической речью и техникой чтения,  бедность выразительных средств языка,  недостатки в композиции и языке ответа, читает по тексту. Приложение 6 Уровень Содержание Речь КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ: Высокий  Средний  Низкий  Полностью соответствует заданной теме,  содержание раскрыто,  подобран интересный материал  Имеются отступления от темы, содержание не раскрыто  полностью Имеются существенные отклонения от темы,  содержание не раскрыто, материал не интересный. Точность, логичность изложения, выразительность, свободная монологическая литературная  речь, нет слов­паразитов,  рассказывает без подглядывания в текст. хорошее владение монологической литературной речью; однако допускаются 2­3 речевые,  грамматические ошибки,  рассказывает, подглядывая в текст. слабое владение монологической речью и техникой чтения,  бедность выразительных средств языка,  недостатки в композиции и языке ответа,  читает по тексту. Приложение 7 Примерный план анализа стихотворения 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о  любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная,  общественно­политическая,   любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения. 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать  «ключевые» слова и образцы, раскрывающие  главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор): Тропы ­ слова и обороты, которые употребляются  в образном (переносном) значении: 1 2 3 4 ирония ­ скрытая насмешка; 5 6 7 8 метафора ­ скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); эпитет ­ художественное определение; сравнение – сопоставление предметов и явлений; аллегория ­ иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; гипербола ­ художественное преувеличение; литота ­ художественное преуменьшение; олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 9 перифраза ­  описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С.  Пушкин); риторический вопрос, обращение ­ повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза (противопоставление); градация (например: светлый ­ бледный ­ едва заметный); умолчание ­ незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. 10 паралеллизм ­ однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Стилистические фигуры: 1 повторы (рефрен); 2 3 4 5 инверсия ­ необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 6 Поэтическая фонетика: 1 2 3 4 Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы). 8. Стихотворный размер: А) двусложные размеры: '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей; _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб; аллитерация ­ повторение одинаковых согласных; ассонанс ­ повторение гласных; анафора ­ единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора  ­ повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Б). трехсложные размеры: '_ _ _      дактиль; _ _' _     амфибрахий; _ _ _'     анапест. _ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере) В). верлибр (свободный или белый стих) 9. Рифма: аабб ­ парная; абаб ­ перекрестная; абба ­ кольцевая. 10. Образ лирического героя, авторское "Я". 11. Ваши впечатления о стихотворении.

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"

Методическая разработка урока "Поэзия серебряного века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018