Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
17.02.2019
Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)
Методическая разработка урока-путешествия по русскому языку 3 класс Имя существит..docx
Методическая разработка  урока русского языка в 3 классе Урок ­ путешествие по теме «Имя существительное. Обобщение» Учитель начальных классов  Плотникова Марина Сергеевна Задачи: Учебные  : закрепить, обобщить знания об имени существительном как части   речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные в процессе   изучения   имен   существительных;   формировать   навыки   связной речи;   познакомить   с   новыми   словарными   словами,   с   понятием «Морфология». Образовательные   умения работать в паре, группе.  :  развивать   связную   речь,   познавательные   интересы, Оборудование:  рабочие   листы   с   заданиями   в   парной   работе,   в   групповой работе, памятка морфологического разбора имени существительного. Ход урока. I.Организационный момент. Учитель: Громко прозвенел звонок  начинаю наш урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Грамотно писать, Правильно на вопросы отвечать. II.Погружение в тему урока: Учитель: ­ Сегодня, ребята, мы с Вами обобщим знания об имени существительном, познакомимся с понятием   «Морфология», узнаем, что же это такое и какие морфологические признаки есть у слов русского языка. А для начала послушайте одну грамматическую сказку и попробуйте сами догадаться, что же такое морфология? Грамматическая сказка                           «Как  «Морфология» порядок навела». Учитель:             Было   это   давным­давно.   В   словах   была   настоящая   неразбериха   — никакого порядка! Попытались как­то слова построиться. Становились и так и эдак, все плохо получается. «Без командира нам не обойтись!» ­ решили слова. «Позовем­ка  мы на помощь Морфологию!» ­Кто из Вас обозначает предмет? ­ спросила Морфология у слов. «Мы обозначаем предметы!» ­ ответили одни. ­А какие формы у Вас есть? ­ спросила Морфология. «Мы имеем род, изменяемся по числам и падежам» ­А что вы умеете делать?­ спросила Морфология «Быть членами предложения» ­Становитесь под знамя «Имя существительное», ­ приказала Морфология. «А   мы   обозначаем   действия   предметов,   имеем   лицо,   время,   вид,   в предложении можем быть сказуемым» ­ отрапортовали другие слова. ­Становитесь под знамя «Глагол», ­ приказала Морфология. «А   мы   обозначаем   признаки   предметов,   изменяемся   по   родам,   падежам   и числам, в предложении являемся второстепенными членами » ­Становись под Знамя «Имя прилагательное»! — скомандовала Морфология. Потом она собрала и объединила в группы оставшиеся слова. Так,  с  помощью  Морфологии  тысячи  слов, в  зависимости   от  их  значения, грамматических и синтетических функций, объединились под свои знамена. А Морфология стала командиром над всеми частями речи.    ­Так как Вы думаете, ребята, что же такое Морфология? Версии детей.      (учитель фиксирует  на доске) ­самостоятельная ­главная ­сама по себе ­наука ­раздел ­командир над всеми частями речи Учитель:    ­ Точное  определение этому слову мы попробуем сформулировать позже. III.Развертывание темы. III.1.Знакомство с новыми словарными словами. Учитель:  ­   Сегодня   у   нас   необычный   урок.   Урок­путешествие.   Вы   любите путешествовать?  Дети:  ­ Да Учитель:   ­  Посмотрите на эти слова и попробуйте предположить, куда мы совершим наше путешествие. На доске. КОСМОС, ЛЕТАТЬ, ЛУНОХОД, НЕБЕСНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, РАКЕТА,  ПОЛЁТ, ВЗЛЕТАЕТ, ПОНЕСЛАСЬ, КОСМИЧЕСКИЙ, ОБЛЕТЕЛ,  ПЛАНЕТА, СОЛНЕЧНАЯ,  КОСМОНАВТ, ПРИЗЕМЛИЛСЯ, ЛУННЫЙ,  МЕТЕОРИТНЫЙ,УМЧИТСЯ, ИНОПЛАНЕТЯНИН,  НЕБО, СОЗВЕЗДИЕ Учитель:  ­ Правильно, в космос. Любое   путешествие   начинается   с   заполнения   бортового   журнала.   Он   у каждого лежит на партах. Запись начинают вести с записи даты. Запишите, пожалуйста сегодняшнюю дату. А для того, чтобы старт нашей ракеты прошел успешно, нам нужно выполнить одно задание. Выпишите в бортовые журналы только имена существительные.  Ребята, что­то ракета не заводится, наверное, мы не все сделали, видимо я просчиталась в расчетах. Давайте попробуем выполнить еще одно задание: Найдите среди предложенных слов сложное слово. ЛУНОХОД  Учитель:  ­ Что вы можете сказать об этом слове? Дети: ­ Оно состоит из двух основ, соединенных буквой О. Учитель: ­ Запишите это слово себе в бортовой журнал и сделайте разбор слова по составу. Учитель ­ Ракета к полету готова. Мы можем отправляться в путь. Пунктом назначения будет планета с загадочным названием «Морфология», на которой есть волшебный город. А название этого города вы узнаете, если правильно ответите на вопрос. Прочитайте слова и скажите, какое лишнее и почему? существитель ное приставка окончание суффикс корень Учитель: ­ Молодцы, это и есть название нашего конечного пункта. Физминутка Учитель:  ­ Итак, начинаем подготовку к полету. Разминка "Подготовка к полету" Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем?  (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения  головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства,  помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко  держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание  плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки?  (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые  движения туловища, наклоны к стопам ног.) Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на  уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук  вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через  стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Как  работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на  месте.) Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и  внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем  дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.)  Учитель: ­ Итак, мы готовы к путешествию по городу под названием  «Имя существительное». Посмотрите     вверх,   вниз,   направо,   налево,   напишите     глазами   свое   имя. Зажмурьтесь и снимите напряжение, тихонько считая от 10 до 0. Наша ракета и мы в пути!   Мы приземлились на планету «Морфология» в город «Имя существительное». Сопровождать нас будет наш старый знакомый инопланетянин БОБ. Нам предстоит нелегкий путь по улицам этого большого города. Как и на Земле, здесь у каждой улицы есть свое название.  А какое название у улиц в этом городе, вы догадаетесь, если вспомните все, что вы знаете об имени существительном.  III.2.Выделение  грамматических  признаков имени существительного. Прием Кластер       Дети называют признаки имени существительного, а учитель в это время фиксирует ответы детей на интерактивной доске: Имеет 3 рода Изменяется  по числам Изменяется  по падежам Отвечает на  вопросы  кто?  что? Имя существительное Обозначает  предмет Собственное /  нарицательное Одушевленное,  неодушевленное Главный,  второстепенный член  предложения III.3.  Путешествие по улицам города. III.3.1. Улица  «Род имен существительных». Учитель: ­ Итак, мы въезжаем на улицу под названием «Род имен существительных». Чтобы   без   преград   и   «пробок»   проехать   по   этой   улице,   вам   предстоит поработать в парах. Но прежде чем Вы начнете работать в парах, давайте вспомним основные правила работы в парах. Дети: 1.Читаем внимательно задание. 2.Обсуждаем: как будем выполнять, договариваемся. 3.Выполняем. 4.Представляем результат работы. Учитель:  ­ А если в паре возникли разногласия по выполнению заданий?  (внимательно прочитываем задание и стараемся прийти к общему мнению). Учитель   каждой   паре   раздает   лист   с   заданием,   дети   начинают выполнять. Задание в парах: 1.Прочитайте слова. 2.Вставьте пропущенные буквы, докажите правильность написания. 3.Определите род имен существительных. 4.Заполните таблицу. (?)кно,про(?)ка,з(?)мля,стр(?)на,зм(?)я,(?)тец,глуш(?),ст(?)кло,т(?)пор, с(?)лома, пш(?)ница, зол(?)то, п(?)льто, зерк(?)ло, за(?)ц, г(?)рой, адр(?)с, увл(?)чение, сам(?)лет, п(?)сьмо, р(?)сунок. ? 1 2 ? 1 2 ? 1 2   После   того,   как   дети   в   парах   справились   с   заданием,   ребята объединяются   в   четверки,   обмениваются   своими   работами   и   начинается взаимопроверка работ пар. Дети каждой пары проверяют и оценивают работу другой пары, если есть ошибки, то ребята указывают на ошибки, объясняя правильность написания, распределения слов (осуществляется взаимопомощь). После взаимопроверки, учитель подводит итог: Учитель:  ­ Ребята, сколько родов имеет имя существительное? Дети: ( 3 рода ­ мужской, женский и средний.) Учитель:      ­ Как Вы в парах определяли,  к какому роду относится то или иное слово? Дети:  ­Подставляли     мысленно   местоимения   он   мой   (м.р),   она   моя(ж.р),   оно мое(ср.р). Учитель:  ­  Молодцы,   ребята!   Вы   успешно   справились   с   этим   заданием   и   наш планетоход   без всяких преград и препятствий   проезжает по этой улице и поворачивает на следующую улицу. III.3.2.Улица  «Число имен существительных». Учитель:  ­ Вам предстоит справиться со следующим заданием, чтобы и  по  этой улице беспрепятственно проехать. Итак, в каких числах употребляются имена существительные? Дети:   ­ В ед.ч и во мн.ч, некоторые имена сущ. могут быть только в ед.ч, либо только во мн.ч. Учитель:  ­ Поиграем в игру  «Один — много». Я называю имя существительное   в одном   числе,   вы   изменяете   форму   слова.   Будьте   внимательны,   есть «ловушки!» Игра­ «Один ­ много» Дети отвечают хором, где встречаются «ловушки» ­ объясняют.  ракета ­ чашка­ карандаши­ Брюки­? тетрадь­ стриж­ Ножницы­? Очки­? Книга ­ Молоко­? Смех­? Золото­? Дрова­? день­ кино­? Учитель:  ­   Молодцы!   С   этим   заданием   справились   великолепно!   Наш   планетоход продолжает путь и поворачивает на следующую улицу.  III.3.3 Улица «Собственные и нарицательные имена  существительные». Учитель:  ­ Что же это за улица? Что вы знаете об именах существительных, живущих на этой улице? Дети: ­ Собственные имена существительные — имена существительные, которые всегда пишем с заглавной буквы ­ это название рек, озер, городов, имена, фамилии,   клички   животных   …,   а   все   остальные     ­   нарицательные   имена существительные. Учитель:  ­ Продолжите предложения, записав в тетради:  Меня зовут ­  Моя фамилия­ я живу в городе ­  В нашем городе протекает река ­  Учитель:  ­ С какой буквы записали слова? Дети:  ­ С заглавной. Учитель:  ­   Я   предлагаю   немного   отдохнуть   планетохода остыть – совершаем парковку.   и   дать   возможность   двигателю Физминутка:   Учитель:  Пусть ребенок изобразит, как ходят на Луне, т.е. ноги на ширине плеч и  медленно прыгает вбок.  В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх.) А внизу леса, поля – (Наклониться.) Расстилается земля. (Руки развести в стороны.) ­ Дети, закройте глаза, мысленно глазками напишите   слова «Стоянка», «парковка». Представьте   себе   большой   круг.   Обведите     его   глазами   по   часовой стрелке,  потом против часовой стрелки. А теперь закройте глаза. (Дети закрывают глаза) Учитель:  ­  Представьте   себе,   что   нос   стал  длинным и   нарисуйте   им   ракету,  на которой мы совершаем путешествие. (Дети пытаются «носом» нарисовать ракету) Игра  ­ «веришь ­ не веришь»! Если верите – хлопаете в ладошки. Если не верите – топаете ногами. Но   если   вы   затопали,   то   должны   будете   объяснить,   с   чем   вы   не согласны. Учитель:  ­ Верите ли вы, что 1.что имя существительное ­ это часть слова? (нет, это часть речи) Учитель:  ­ Верите ли вы, что  2.имя существительное обозначает количество предметов? (нет,имя существительное обозначает предмет) Учитель:  ­ Верите ли Вы, что  3.Имя существительное отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (Нет, имя существительное  отвечает на вопросы кто? Что?) Учитель:  ­ Верите ли Вы, что  4.Имя существительное изменяется по числам? (да) Учитель:  ­ Верите ли Вы, что  5.Имя существительное изменяется по родам? (нет, имя существительное имеет 3 рода: м.р., ж.р., ср.р) Учитель:  ­ Верите ли Вы, что 6.Имя существительное изменяется по падежам? (да) Учитель: ­ Если верите, то докажите изменение имен существительных по падежам на примере слова  «остановка»  дети хором изменяют слово по падежам (склоняют) Учитель:  ­   Ну,   что   ж,   молодцы!   Немного   отдохнули,   дали   возможность   двигателю остыть  и снова в путь!    Улица   «Одушевленные   и   неодушевленные   имена III.3.4. существительные». Учитель:  ­ Двигатель остыл, мы отдохнули и в путь! Наш луноход тронулся. Впереди улица одушевленных и неодушевленных имен существительных. Приведите свои примеры слов одушевленных  имен существительных. (Дети приводят примеры) Учитель:      ­ А теперь неодушевленных: Учитель:  ­ Молодцы!   Мы   завершаем   наше   увлекательное   путешествие,   поворачивая   на   улицу «Главный и второстепенный член предложения». III.3.5. Улица «Главный и второстепенный член предложения». Учитель:   ­ Ребята, Вам предстоит в группах поработать с текстом. А прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группах. Дети:  1.читаем внимательно задание. 2.договариваемся, как будем выполнять. 3.распределяем роли — кто за что отвечает. 4.проверяем 5.представляем результат. Работа в группах Каждой группе выдаются рабочие листы с предложениями и заданием. Задание для группы: 1.Прочитайте внимательно каждое предложение. 2.Сделайте разбор предложений по алгоритму: Алгоритм работы с предложением: 1.Прочитайте внимательно предложение. 2.Найдите грамматическую основу предложения. 3.Подчеркните   главные   члены   предложения,   над   словами   напишите,   какой частью речи выражены. 4.К остальным словам задайте вопросы, определите часть речи, подпишите.  5.У существительных определите падеж. 6.Какими членами предложения являются имена существительные в каждом предложении? I группа работает над 1 и 2 предложениями; II группа — над 3 и 4 предложениями; III группа — над 5 и 6 предложениями; IV группа — над 7 и 8 предложениями. Праздник света.       1.Люди   считают   март   радостным   праздником   света.2.Лучи   яркого солнца   освещают   лесные   поляны.3.На   синем   небе   плывут   легкие облака.4.На ветках деревьев блестят праздничные сосульки.5.Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки.6. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов.7. Из теплых стран летят на родину грачи и скворцы.8.Наступает долгожданная весна. Группы работают над  заданием. Проверка осуществляется таким образом: представитель1 группы зачитывает 1 предложение и полностью разбирает, все остальные участники групп   проверяют, добавляют, исправляют, если  есть ошибки; затем  представитель   II  группы разбирает второе предложение, а остальные группы проверяют, добавляют, исправляют, если есть недочеты и т.д Учитель:  ­ Какой можно сделать вывод? Дети: ­   В   предложении   имена   существительные   могут   быть   и   главными   и второстепенными членами. III. 3.5 УЛИЦА «Падеж имени существительного» Учитель: ­ Ребята, как вы думаете, что делают имена существительные на этой улице? Дети: ­  Склоняются. Учитель: ­ И здесь вас ждет еще одно испытание. На чем вы прилетели на планету? Дети: ­ На ракете. Учитель: ­ Вам надо слово ракета просклонять. - И.п. что? Ракета Р.п. нет чего? Ракеты Д.п. к чему? К ракете В.п. люблю кого? Что? Ракету Т.п. увлекаюсь чем? Ракетой П.п. говорю о чём? О ракете Учитель: ­   Закончилось   наше   увлекательное   путешествие   по   городу   под   названием «Имя существительное» на планете  Морфология, и я возвращаюсь к началу урока,  к вопросу  ­  что же такое Морфология?  Посмотрите на ваши версии, может после увлекательного  путешествия появились еще какие­то мысли по определению этого слова? Версии детей : (учитель добавляет записи на доске)     Это раздел, который изучает  все признаки имени существительного        это что­то главное над существительным. Учитель:  ­ Ребята, мы сегодня вспомнили все признаки имени существительного, так вот: «Морфология» — это раздел грамматики, который изучает части речи, а морфологические признаки  — это и есть все то, о чем мы говорили об имени существительном, а чтобы более понятно было Вам, давайте разберем любое имя существительное из текста по морфологическим признакам. IV.Закрепление изученного: Фронтальная работа: У доски работает ученик, все остальные помогают, сидя на своих местах. На   небе   —   н.ф.   Что?   Небо.,   и.сущ.,   ед.ч.,   ср.р.,   неодуш.,   нариц.,   П.п.,в предложении — второст.член. Учитель:  ­ Такой разбор имени существительного называется морфологическим. Есть морфологические признаки  и у других частей речи, но у каждой части речи они свои. На   доске   появляется   памятка   морфологического   разбора   имени существительного:  слово — н.ф – (кто? Что?) …,   часть речи — и.сущ., число — (ед.ч, мн.ч.), род — (м.р., ж.р., ср.р.),  (одуш.  неодуш.), (собств.­нариц.), в каком падеже употреблено,каким членом предложения является. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учитель:  ­   В   подарок   о   нашем   путешествии   Боб   оставил   вам   памятку морфологического   разбора   имени   существительного   со   всеми   ранее изученными правилами о нем. Дома попробуйте самостоятельно выполнить морфологический разбор одного из слов — с ветки; на ветку; на родину; на ели. Вот   и   подошло   к   концу   наше   необычное   воображаемое   путешествие   на планету «Морфология».  И мы возвращаемся на Землю. Закройте глазки и сосчитайте до 10. Я приветствую Вас на родной планете Земля.  И я хочу задать вопрос:   ­ Понравилось вам путешествие? Нам необходимо закончить записи в наших бортовых журналах, подвести итог путешествия, и внести соответствующие отметки Рядом с каждой строкой поставьте знак +, если вы согласны с утверждениями, и знак ­, если не согласны. V.Рефлексия: я на уроке ­ путешествовал                     играл                     работал в паре                     работал в группе                     узнал, что такое морфология                     узнал о морфологических признаках имени существительного                     разбирал  имена существительные по морфологическим признакам                      мы в паре     ­ друг другу помогали                         друг другу объясняли определяли род имен существительных                         заполняли таблицу                         дружно работали склоняли имена существительные по падежам мы в группе — работали над предложениями                           разбирали предложения                                        Учитель: ­ А сейчас я попрошу вас по очереди выйти к доске и украсить наше   небо звездочками. Если все, что мы повторили сегодня на уроке вам понятно – я попрошу   повесить   на   небо   красную   звездочку,   если   некоторые   задания вызывают у вас трудности в выполнении – повесьте желтую звездочку, а если вообще ничего не понимаете и вам нужна помощь учителя – повесьте на небо зеленую звездочку. На   этом   наше   необычное   путешествие   по   просторам   космоса   подошло   к концу. Я благодарю всех вас за урок! Прошу вас встать и поблагодарить за урок наших гостей.

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)

Методическая разработка урока-путешествия на тему "Имя существительное. Обобщение" (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019
Посмотрите также: