Методическая разработка урока технологии "Выпиливание лобзиком" (5класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети и взрослые с большим увлечением занимаются художественным выпиливанием, изготовляя различные поделки, которыми украшают свой быт, школу, художественно оформляют стенные газеты, щиты и стенды, а также изготовляют учебные пособия и приборы для школьных лабораторных классов. Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами
Иконка файла материала Методическая разработка урока технологии - Андреева Александра Ивановича.doc
Методическая  разработка урока технологии в соответствии  с требованиями ФГОС  учителя технологии МБОУ СОШ№28 Андреева Александра Ивановича Класс: 5 Модуль: Технология художественно­прикладной обработки материалов Раздел: третий Тема урока: Выпиливание лобзиком   I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА   Цели урока:   I. Предметные цели: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с  лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки  материала Способствовать запоминанию основной терминологии технологических  процессов . Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для  понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений. Способствовать осознанию основного технологического материала. Способствовать формированию представления о художественно­прикладной  обработки фанеры Способствовать осознанию существенных признаков понятий,  технологических процессов. Создать условия для выявления причинно­следственных связей: Раскрыть причины некачественной работы при выпиливании   Выяснить последствия неправильной работы при выпиливании  Способствовать пониманию закономерности теории и практики  Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании,  математикой  Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании,  математикой     II. Личностные цели: 1. 2. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение  словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и  оттенков). Способствовать овладению основными способами мыслительной  деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное  при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с  работой друзей по классу, строить аналогии , обобщать и систематизировать  успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и  объяснять технологические понятия при выполнении определённых  операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных  сферах. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера,  ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света  формы). Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку,  соразмерность движений при работе). Способствовать формированию и развитию познавательного интереса  учащихся к предмету «Технология». Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на  теории и практике Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. Способствовать формирования понимания бережного отношения к  природным и хозяйственным ресурсам. Способствовать формированию готовности к рациональному ведению  домашнего хозяйства.   III. Межпредметные цели: 1. 2. 3. 4. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых,  эстетических, патриотических, экологических, экономических и других  качеств личности. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим  ценностям. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных  источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и другие базы данных. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с  технологической культурой производства.   IV. Профориентационные цели: 1. 2. 3. 4. 5. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях,  карьере. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять  самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и  соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к  человеку. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой  деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации. Воспитывать уважение к работающему человеку. Сформировать представление о профессии столяр, краснодеревщик,  декоратор     Методическое оснащение урока:   1. Материально­техническая база:1. кабинет технологии; 2. компьютер; 3. мультимедийный проектор; 4. экран; 5. столярная мастерская; 6. верстаки; 7. станок сверлильный, 8. инструменты, приспособления: карандаш, копировальная бумага, лобзики, вы  пиловочный столик; 9. материалы: бумага, фанера, лак, кисти,   1. Дидактическое обеспечение: 1. учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии»   ФГОС 5 класс Москва: «Вента­Граф, 2013 2. рабочая тетрадь на печатной основе: А.Т.Тищенко, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вента­Граф, ФГОС 2013 3. сборник заданий : 4. дополнительная литература (словари, справочники): мультимедийное приложение к разделу учебно­техническая документация (УТД) : технологические карты (ТК): эскиз изделия инструкционные карты (ИК): операционная карта инструкционно­технологические карты (ИТК): информационные карты (ИфК): мультимедийное приложение     1. образцы объектов труда: готовые изделия 2. образцы поузловой обработки изделий; детали изделия 3. материалы для контроля знаний учащихся :    карточки­задания: Выпиливание лобзиком №13(Рабочая тетрадь) тесты: задание №14(Рабочая тетрадь) кроссворд: (Рабочая тетрадь)   Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных  пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы Тип урока: комбинированный Вид урока: урок­практикум   Словарная работа на уроке: лобзик, выпиловочный столик, отделка, тонирование, морилка, лакирование, лак, краснодеревщик, лакировщик.Ход урока   Этапы урока Мотивационно­ целевой этап I. Организационный  момент Цель этапа:   настройка  учащихся к  учебной  деятельност и и на  получение  новых  знаний создать  условия для  возникновен ия у ученика внутренней  потребности  включения в  учебный  процесс Деятельность педагога Деятельность обучающихся       приветствие проверка явки  учащихся заполнение  учителем  классного  журнала проверка  готовности  учащихся к  уроку настрой  учащихся на  работу доведение до  учащихся плана  урока Личностные  УУД Регулятивные  УУД Познавательны е УУД Осуществляемые  действия: ­эмоциональный  настрой на урок  положительный Формируемые способы деятельности: ­проявление  эмоционального  отношения в учебно­ познавательной  деятельности Осуществляемые  действия: ­помощь учителю в  проверки явки на урок Формируемые способы деятельности: ­выявление к  готовности к уроку Осуществляемые  действия: ­активное слушание  учителя ­выдвижение  предложений о теме  урока Формируемые способы деятельности: ­ формулирования  собственных ожиданий Коммуникатив ные УУД Осуществляемые  действия: ­слушание  собеседникаЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся II. Проверка  выполнения  домашнего задания Цель этапа:      установление  правильности  и  осознанности  выполнения  всеми  учащимися  домашнего  задания устранение в  ходе  проверки  обнаруженны х пробелов в  знаниях выяснение  степени  усвоения  заданного на  дом  материала определение  типичные  недостатков в знаниях и их  причины ликвидация  обнаруженны х недочётов Личностные  УУД Регулятивные  УУД Познавательны е УУД   выявление факта выполнения  домашнего  задания у всего  класса,  устранение  типичных  ошибок обнаружение  причин  невыполнения  домашнего  задания  отдельными  учащимися  формирование  понимания у  учащихся связи  выполнения  домашней  работы с  результатами  своего обучения  вообще использование  различных форм  контроля в  зависимости от  вида и цели  домашнего  задания  Формируемые способы деятельности: ­построение понятных  для собеседника  высказываний Осуществляемые  действия: ­повторение ранее  изученного материала Формируемые способы деятельности: ­проявление  эмоционального  отношения в учебно­ познавательной  деятельности Осуществляемые  действия: ­контролируют  правильность ответов  учащихся Формируемые способы деятельности: ­оценивают результаты по алгаритму ­адекватное  восприятие оценки  учителя Осуществляемые  действия: ­взаимоконтроль и  внесение корректив в  учебно­ познавательную  деятельностьЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся Формируемые способы деятельности: ­ развитие и  углубление  потребностей и  мотивов учебно­ познавательной  деятельности Осуществляемые  действия: ­ взаимодействуют с  учителем во время  опроса   Формируемые способы деятельности: ­ продолжение  развития умения  использовать простые  речевые средства для  передачи своего  мнения ­умение полно и точно выражать свои мысли   Осуществляемые  действия: ­активизация  имевшихся ранее  знаний ­активное погружение  в тему ­высказывание  различных вариантов  решения данной  проблемы Коммуникатив ные УУД III. Актуализация  знаний Цель этапа:  организовать  актуализацию изученных  способов  действий,  достаточных  для  проблемного  Личностные  УУД    организация  задания на  повторение эвристическая  беседа заслушивание  сообщения  учащихсяЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся     изложения  нового знания актуализиров ать  мыслительны е операции,  необходимые  для  проблемного  изложения  нового знания предъявить  задания,  близкие  жизненному  опыту детей зафиксироват ь ситуацию,  демонстриру ющую  недостаточно сть  имеющихся  знаний организовать  фиксацию  затруднений в выполнении  учащимися  индивидуальн ого задания  или в его  обосновании Практический  этап IV. Проблемное  изложение нового  знания Цель этапа:  объяснение  учителя с  опорой на  Формируемые способы деятельности: ­умение слушать в  соответствии с  целевой установкой ­принимать и  сохранять учебную  цель и задачу ­дополнять, уточнять  высказанные мнения по существу  полученного задания   Формируемые способы деятельности: Осуществляемые  действия: ­ развитие и  углубление  потребностей и мо­ тивов учебно­ познавательной  деятельности     Формируемые способы деятельности: Регулятивные  УУД Познавательны е УУД Коммуникатив ные УУД Осуществляемые  действия: Формируемые способы деятельности: Личностные  УУД Осуществляемые  действия: Формируемые способы деятельности:Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся     зафиксирова ть причину  затруднения сформулиро вать и  согласовать  цели урока организовать уточнение и  согласование темы урока организовать подводящий  или  побуждающи й диалог по  проблемном Регулятивные  УУД  личные знания  учащихся заслушивание  сообщений  учащихся Осуществляемые  действия: ­ самостоятельное  определение темы уро­ ка ­ осознание целей и  задач обучения ­ восприятие,  осмысление,  запоминание учебного  материала ­ осмысление темы  нового материала и  основных вопросов,  подлежащих к  усвоениюЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся у  объяснению  нового  материала организовать фиксацию  преодоления затруднения      Формируемые способы деятельности: ­формирование  умения учиться  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника ­формирование  умения оценивать  учебные действия в  соответствии с  поставленной задачей ­ формирование  умения  прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план) ­формирование  умения слушать и  понимать других ­формирование  умения  формулировать свои  мысли в устной форме ­формирование  умения работать в  парах, в группахЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся Познавательны е УУД Коммуникатив ные УУД Осуществляемые  действия : ­ развитие и  углубление  потребностей и  мотивов учебно­ познавательной  деятельности ­ развитие умения  получать информацию  из рисунка, текста и  строить сообщения в  устной форме ­ развитие умения  проводить сравнение  изученных объектов по самостоятельно  выделенным  основаниям ­ развитие умения  осуществлять поиск  необходимой  информации,  используя до­ полнительные  источники  информации ­ развитие умения  строить простые  рассуждения Формируемые способы деятельности: ­формирование  умения осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию   Осуществляемые  действия Формируемые способы деятельностиЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся V. Первичное  закрепление Итог урока:   зафиксироват ь во внешней  речи  алгоритм  выполнения  … организовать  усвоение  учащимися  нового  материала  (фронтально,  в парах или  группах)    использование  различных  способов  закрепления  знаний,  вопросов,  требующих  мыслительной  активности,  творческого  осмысления  материала. обращение  учителя по  поводу ответа  ученика к классу с требованием  дополнить,  уточнить,  исправить,  взглянуть на  изучаемую  проблему с иной  стороны. умение  учащихся  узнавать и  соотносить  факты с  понятиями,  правилами и  идеями Личностные  УУД Регулятивные  УУД Познавательны е УУД Осуществляемые  действия ­ осмысление темы  нового материала и ос­ новных вопросов,  подлежащих усвоению ­ применение на  практике и  последующее  повторение нового  материала Формируемые способы деятельности ­формирование  умения выказывать  своё отношение к  новому материалу,  выражать свои эмоции ­формирование  мотивации к обучению и целенаправленной  познавательной дея­ тельности ­формирование  умения оценивать  поступки в  соответствии с  определённой  ситуацией   Осуществляемые  действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые  действия Формируемые способы деятельностиЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся Коммуникатив ные УУД   Личностные  УУД Осуществляемые  действия ­формирование  умения учитывать  позицию собеседника,  осуществлять  сотрудничество и  кооперацию с  учителем и сверстни­ ками   Формируемые способы деятельности ­формирование  умения строить  речевое высказывание  в соответствии с по   Осуществляемые  действия: ­проявление  эмоционального  отношения и волевых  усилий в учебно­ познавательной  деятельности ­ выдвижение гипотез,  основанных на жиз­ ненном опыте  учащихся ­ восприятие,  осмысление,  запоминание учебного  материала   Формируемые способы деятельности: ­применение на  практике полученных  знаний и последующее  повторение     VI. Физкультминут ка VII. Практическая  работа «…» с  самопроверкой по  эталону Цель этапа:     тренировать  способность  к  самоконтрол ю и  самооценке проверить  умения  работать по  алгоритму организовать самостоятел ьную работу  учащихся организовать самопроверк у  7.1. Вводный  инструктаж учителя:     сообщение  учащимся  названия  практической  работы; разъяснение  учащимся задач  практической  работы; ознакомление  учащихся с  объектом труда ­ образцом; ознакомление  учащихся со  средствами  обучения, с  помощью  которых будет  выполнятьсяЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся   самостоятел ьной работы по  результатам  выполнения  самостоятел ьной работы  организовать выявление и  исправление  допущенных  ошибок по  результатам  выполнения  самостоятел ьной работы  создать  ситуацию  успеха   задание  (оборудование,  инструменты,  приспособления) ; ознакомление  учащихся с  учебно­ технической  документацией  (инструктаж по  ТК, ИК, ИТК); предупреждение  учащихся о  возможных  затруднениях  при выполнении  работы); инструктаж по  технике  безопасности. 7.2. Самостоятельная  работа учащихся по  УТД. 7.3. Текущий  инструктаж  учителя (проводится по ходу выполнения  учащимися  самостоятельной  работы):  7.3.1. Формирование  новых умений: Регулятивные  УУД Познавательны е УУД Осуществляемые  действия:   ­самоконтроль  выполнения задания ­взаимоконтроль и  внесение корректив  учебно­ познавательную  деятельность     Формируемые способы деятельности: ­­планирование своего  действия в соответ­ ствии с поставленной  задачей и условиями  ее реализации, в т. ч.  во внутреннем плане Осуществляемые  действия: ­ развитие и  углубление  потребностей и  мотивов учебно­ познавательной  деятельности ­усвоение новых  способов умственной  деятельности через  разные виды получе­ ния информацииЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся   проверка  организованност и начала работы  учащихся; проверка  организации  рабочих мест  учащихся  (рабочий стол,  инструменты,  приспособления) ; Формируемые способы деятельности: ­умения  структурировать  знания ­выбор наиболее  эффективных  способов решения  задач ­построение  логической цепи  рассужденийЭтапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся      соблюдение  правил техники  безопасности,  санитарии и  гигиены труда  при выполнении  задания; 7.3.2. Усвоение новых  знаний:  проверка  правильностиРефлексивно­ оценочный  этап VIII. Инструктаж  учителя по  выполнению  домашнего задания Цель этапа:   включить новый способ действий в систему  знаний тренировать  способность  применять  новый алгоритм  действий   Познавательн ые УУД    инструктаж  учителя по  выполнению  домашнего  задания задание  учащимся на  подготовку к  следующему  уроку сообщение о  теме  следующего  урока     Коммуникати вные УУД IX. Уборка рабочих  мест   X. Рефлексия учебной  деятельности на уроке Цель этапа:  организовать  фиксацию нового содержания,  (Приложение 8)  рефлексия  учителя и  учащихся о  достижении  целей урока           Осуществляемы е действия : ­отработка  алгоритма по  изученной теме  «Выпиливание  лобзиком» ­творческая  переработка  изученной  информации  поиск в  традиционных  источниках ­поиск в  Интернет  источниках и  электронных  книгах Формируемые  способы  деятельности: ­развитие и  углубление  потребностей и  мотивов учебно­ познавательной  деятельности ­поиск и  выделение  информации     Формируемые  способы  деятельности: ­формирование  умений полно и  точно выражать  свои мысли объективная и  комментирован ная оценка  результатов  коллективного  и  индивидуально го труда  учащихся на  уроке выставление отметок в классный журнал и в  дневники учащихся   Осуществляемые  действия: ­оценка и  самооценка  учебной  деятельности ­обобщение и  систематизация  знаний ­учащиеся  выражают свои  эмоции по поводу урока          изученного на  уроке организовать  фиксацию  степени  соответствия  результатов  деятельности на  уроке и  поставленной  цели в начале  урока организовать  проведение  самооценки  учениками  работы на уроке по результатам  анализа работы  на уроке  зафиксировать  направления  будущей  деятельностиЛитература: 1. Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]:  Сборник / В.Д. Симоненко. ­ М.: Вентана­Граф, 2013. ­ 192 с. 2. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего  образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф.  Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 88с. 3. Сасова, И.А. Технология: 5­8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко  А.В.. – М.: Вентана­Граф, 2011. – 96 c. 4. Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.­сост. А.Т.  Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана­Граф, 2013. — 148  с. 5. Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В.  Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно­практической конференции  МПГУ. – М.: Изд­во «Эслан», 2003. – С. 117­119. 6. Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в  соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ –  № 12/2011.– С. 12­18

Посмотрите также