Методическая разработка "В стране озорных стихов"
Оценка 5

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
20.01.2019
Методическая разработка "В стране озорных стихов"
Методическая разработка "В стране озорных стихов" поможет провести урок немного необычно для того, чтобы ученики поняли, что литература может быть не только серьезной, но и озорной. Это можно сделать с помощью загадок, литературных игр, забавных заданий, ребусов и шарад. Для этого нужно, чтобы дети учились создать новое – творить. Творчество поможет им в жизни стать мудрее, находчивее и остроумнее.
В стране стихов.doc
1 «В СТРАНЕ ОЗОРНЫХ СТИХОВ» Урок литературы  в рамках месячника русского языка и литературы Сегодняшний урок литературы проведем немного необычно для того,  чтобы вы поняли, что литература может быть не только серьезной, но и  озорной. Это можно сделать с помощью загадок, литературных игр, забавных  заданий, ребусов и шарад. Для чего это нужно? Для того, чтобы вы учились создать новое –  творить. Творчество поможет вам в жизни, вы станете мудрее, находчивее и  остроумнее. Отправляемся в Страну Стихов. 1. Б. Заходер  написал стихотворение, но забыл расставить запятые. Очень – очень странный вид Речка под окном горит Чей­то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно. Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая». В стихах паузы, возникающие в середине стоки, оказываются очень  сильным выразительным средством. Границы строк и фраз не совпадают. Самостоятельно расставьте запятые и прочитайте … В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки 1 2 там на столе лежат коньки  к зиме готовы там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке (Г. Граник) 2. Вы, наверное, обращаете внимание, что стихи звучат так, как  будто перекликаются друг с другом. Это происходит оттого, что стихи  связаны рифмой. Рифма – это созвучие окончаний стихов. Палить – рубить – злить ­ … Чудесный ­ … Ребенок ­ … Часы ­ … А теперь попробуйте закончить строки теми словами, которые задумал  Даниил Харлес, автор стихотворения «Очень – очень вкусный пирог» Я захотел устроить бал, И я гостей к себе… Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый… Пирог, ножи и вилки тут –  Но что­то гости… Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек… Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту… Когда же гости подошли,  То даже крошек… Составим вместе стихотворение по заданной рифме: … щенок … творог … подружка … лягушка … дружил … водил…  (например) Жил­был маленький щенок И любил он есть творог, И была у него подружка Мокрая, зеленая лягушка. 2 3 Щенок с лягушкою дружил, Хороводы с ней водил. Попробуйте самостоятельно закончить начатое стихотворение  – что  могло произойти со щенком  дальше. 3. В словаре даются слова в исходной форме: существительное в  И.п., ед. ч., глагол – в Н.ф. Можно ли понять фразу, если слова даны в  исходной форме? Буря, мгла, небо, крыть, вихрь, снежный, крутить. Вечер, ты, помнить, вьюга, злиться. Эти фразы вы поняли потому, что знаете стихотворение А.С. Пушкина. А можно ли понять, о чем идет речь, если, наоборот, лексическое  значение слов неизвестно, а даны только грамматические формы? Как вы себе  представляете того, о ком говорится. Рапуны. Под собой, не чуя ног, Скачет резвый Рапунок, А большие Рапуны Тихо спят и видят сны. (Б. Заходер) 4. Иногда мы читаем незнакомые произведения и сразу  догадываемся, кто автор. Например, читаем стихотворение и говорим, что это Некрасов, или Есенин, или Пушкин. МЫ узнаем их по стилю. Есть  замечательная книга «Парнас дыбом». Действительно, Парнас (символ поэзии) мог бы стать дыбом от того, что вытворяют авторы этой книги. Эта книга  юмористических подражаний разным поэтам. Вот как написал бы детскую песню «Жил­был у бабушки серенький  козлик» один из них. Догадайтесь кто? Наша бабка горько плачет: Где мой козлик? Где он скачет? Полно, бабка, плачь не плачь –  В лес умчался твой рогач. А живут в лесном поселке Живодеры, злые волки, И напали на него Ни с того и ни с сего. Повалили Козю на пол, Оторвали Козе лапы, Сгрызли спинку, шейку, грудь –  Козю нам уж не вернуть. 3 4 Тащит бабка по дорожке Козьи ножки, козьи рожки… Ни за что его не брошу, Потому что он хороший. В каком краю – неведомо, в каком году – не сказано, В деревне Пустоголодно жил­был расстрига­поп, Жила с попом собаченька по имени Жужеточка, Собой умна, красоточка да и честна при том. На ту собачку верную бросал свои владения, Амбары и чуланчики, телячья мяса полные, Поп все сове добро. Но голод штуку скверную сыграл с Жужетой верною, И, дичь украв прекрасную, собака съела всю. Узнав про кражу злостную, взял поп секиру острую, И ту Жужетку верную в саду он зарубил. И, слезы проливаючи, купил плиту чугунную И буквами славянскими велел Вавиле – слесарю Там надпись написать В каком краю – неведомо…и т.д. Это прием литературной стилизации. Стилизация – это подражание  стилю другого писателя. Данный пример – шуточная стилизация. 5. Игра. Составьте всем известные стихотворения из слов: утро, и,  надо, вечер, умываться, по, надо, и, стыд, а, трубочист, стыд, и, нечистый,  срам, срам. 6. Путешествие в Страну Стихов подошло к концу. Но это было  только первое путешествие. Подведем итоги, что мы узнали. 4

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Методическая разработка "В стране озорных стихов"

Методическая разработка "В стране озорных стихов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019