В данной работе представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброты». Методическая разработка поможет учителю средне-образовательной школы показать школьникам, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания с учетом развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции - идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания. Система предложенных заданий поможет школьникам регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Дорогою добра…»
Кировский государственный медицинский университет, г. Киров
Е.В. Кузнецова
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но
лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла
погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом
В.А.Сухомлинский.
общества…
В данной работе представлена стратегия и тактика работы над
нравственными качествами личности, в частности, «доброты». Методическая
разработка поможет учителю среднеобразовательной школы показать
школьникам, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное
и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
перестроить процесс воспитания с учетом развития всех составляющих
компонентов нравственной компетенции идеалов добра и зла,
справедливости, отзывчивости, сопереживания. Система предложенных
заданий поможет школьникам регулировать свои действия в обществе с
помощью норм морали, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.
Цель данного мероприятия направлена на формирование этических
норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально
ценностной сферы школьников.
Задачи:
1. формирование у школьников этических представлений, знаний о
категориях добра и зла;
2. развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;3. способствование процессу самопознания через создание условий для
самовыражения;
4. воспитание доброго отношения к окружающим людям, культурного
поведения во всех сферах жизни.
Ожидаемые результаты мероприятия
формирование практических навыков, позволяющих правильно вести
себя в различных жизненных ситуациях;
организация процесса воспитания с учетом развития всех
составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла,
должного поведения, справедливости, отзывчивости, сопереживания.
Критерии оценки реализации мероприятия
повышение информационной культуры школьников;
повышение эффективности проведения внеклассных занятий, желание
сопровождать свои выступления с использованием мультимедийной
презентации Power Point.
Структура мероприятия
1 этап. Создание эмоционального настроя, включение чувств, создание
личного отношения к предмету обсуждения.
2 этап. На этом этапе все виды работы проводятся в 3 формах:
индивидуальная форма, групповая форма и общеклассная.
3 этап. Афиширование.
4 этап. Рефлексия.
Основная проблема, обоснование актуальности и практической
значимости мероприятия. Суть воспитания заключается в формировании
гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача
школы в современном мире – научить детей быть человечными. Именно в
школьном возрасте нужно научить школьников ценить друзей, заботиться о
родных людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта
школьников должен показать, насколько важно быть добрым человеком,воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем
окружающим людям.
Форма проведения:
педагогическая мастерская.
Технология
проведения: педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в
себе:
а) игровые технологии (технологии имитационного моделирования).
Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно
важных ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами
могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игрыпутешествия,
дидактическая игра, моделирование как обучающий прием.
б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация
процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия.
Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций
на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Ценность технологии заключается в наличии разных точек зрения,
создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской являются
новые вопросы, над которыми школьник размышляет, находится в поиске
ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Сроки осуществления замысла мероприятия:
мероприятие
планируется провести 17 февраля в День Спонтанного Проявления Доброты
среди учащихся 6 классов.
Класс делится на 3 группы, учащиеся рассаживаются по группам. Ход
мероприятия:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали
добрыми волшебниками и исполнились все ваши желания.
— Желаю счастья и добра всем детям с самого утра!
А что вы можете пожелать своим одноклассникам?
Школьники (варианты ответов):
Я желаю всем здоровья. Я желаю всем солнечного дня.
Я желаю всем иметь добрых друзей.
Учитель: Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А с
чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы представляете, когда
слышите это слово?
Дети записывают в тетрадь: мама, солнце, улыбка, добросердечие, друг,
дом.
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о доброте. Постараемся
понять, как можно отличить добро от зла; для этого мы поработаем со
словарями Даля и Ожегова.
Ученики читают определения из словаря «доброта – отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Учитель читает замечательное стихотворение о доброте.
Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И
эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
Давайте вспомним пословицы о доброте.
Учащиеся вспоминают пословицы о Доброте: Злой не верит, что есть
добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Добрые вести прибавят
чести. Доброе слово лечит, злое калечит. Делай другим добро – будешь
сам без беды. Живи добрее, будешь всем милее.
Учитель: Родившегося человека можно сравнить с чистым листом
бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами,
которые необходимы человеку для общения с людьми. Посмотрите на доску,
здесь вы видите изображение дерева, на котором нет листьев, цветов, плодов.
Сегодня мы с вами постараемся изменить этот рисунок. Ребята, а как вы
думаете, где живет доброта? Можно ли измерить доброту?
Школьники отвечают: доброта живет в сердце человека.Учитель: Скажите, а в каких словах живет доброта? На доску
вывешиваются названные слова доброжелательный, добрый день,
добросердечный, добродетель, доброго здоровья.
Учитель: Как вы думаете, трудно ли быть понастоящему добрым? Да,
добрым быть трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, свои
взлеты и падения.
Педагог читает притчу «Котёнок».
Учитель: Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких
чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем
вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик? Дети
отвечают на вопросы учителя. В действительности, не столь важно, КЕМ вы
являетесь, как тот факт, есть ли КТОТО, кто будет вас понастоящему
ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без какихлибо
оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову
доброта.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем игру под названием: «Что в
сундучке?». Это сундучок Феи Доброты с её дарами. Как вы думаете, что в
нем? Учитель заранее подготовил сказочный сундучок.
Предположения детей: украшения, книга, игрушка и т.д. Ученик
открывает ларец, а в нем ничего нет. Все дети удивлены: В ларце ничего нет!
Он пустой!
Учитель: Нет, дети, сундучок не пустой! Там находится то, что глазами
не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
Ответы детей доброта, нежность, верность, сострадание, радость,
бескорыстие, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, совесть, мир,
милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность.
Учитель: А кто хочет положить в ларец зло, ненависть, зависть,
предательство?Дети: Нет!
Во время ответов детей учитель закрывает эти слова, и на доске
появляется изображение солнышка.
Учитель: Очень важно научиться различать Добро и Зло. Подумайте,
что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы
бы хотели иметь в своем сердце? В народе говорят: «Добро творит чудеса». В
ваших руках волшебная палочка. Представьте: вы волшебники. Что вы
сделали бы, став добрым волшебником?
Учитель: Наша беседа подходит к концу. Я всех благодарю за теплый,
доверительный разговор, за добрые, умные мысли. А закончить наше занятие я
хочу ещё одним высказыванием о доброте:
Добрые слова – корни, добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды, добрые сердца – сады.
Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!
Учитель:
Дорогие ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого
человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте –
нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения,
спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть понастоящему
добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о
своих совершенных поступках. Ребята, о чем заставило вас задуматься наше
сегодняшнее мероприятие, что вам понравилось больше всего?
Какие из даров Феи Доброты вы оставите в своем сердце? Нужна ли
доброта? Смогли мы ее измерить?
Ответы детей.
Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением дерева, на
котором изображены листья, цветы, плоды.
Учитель: Вы протоптали к дереву тропку доброты, и я желаю, чтобы
эта тропка превратилась в широкий путь, по которому вы будете идти
уверенно, даря всем радость, доброту, любовь.Данное мероприятие позволяет научить детей быть человечными. При
проведении таких мероприятий основной своей задачей является воспитание
всесторонне развитых, культурных личностей через повышение культурного и
образовательного уровня учащихся.