Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
01.07.2017
Цели:
образовательные: углубить знания о простом предложении, о грамматической основе, дать понятие о видах простых предложений, формировать навык самостоятельной работы по овладению новым материалом; умение ставить себе вопросы и решать их; оценивать свои знания, их систему; развивающие: развивать умение пользоваться багажом знаний, ранее приобретённым;
воспитательные: работать над воспитанием бережного отношения к языку, нравственных качеств личности, чувства собственного достоинства: я не могу быть хуже других, т.к. я умею трудиться.
33 Простое предложение.docx
Тема занятия: Простое предложение Типы простых предложений.
Цели:
образовательные: углубить знания о простом предложении, о грамматической
основе, дать понятие о видах простых предложений, формировать навык
самостоятельной работы по овладению новым материалом; умение ставить себе
вопросы и решать их; оценивать свои знания, их систему;
развивающие: развивать умение пользоваться багажом знаний, ранее
приобретённым;
воспитательные: работать над воспитанием бережного отношения к языку,
нравственных качеств личности, чувства собственного достоинства: я не могу
быть хуже других, т.к. я умею трудиться.
Вид занятия: практическое
Тип занятия : комбинированный
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный
самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Формы: индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа,
самостоятельная работа.
Междисциплинарные связи: литература, культура речи
Методическое обеспечение занятия : рабочая программа по дисциплине, план
занятия, раздаточный материал к занятию.
Литература:
1.Русский язык .1011 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3е изд. – М.: Просвещение,2016.
Ход занятия:
І. Организационный момент .
1.1.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид,
наличие конспекта.
1.2. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам Эйнштейна: «Открытия
совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один
человек этого не знает». Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Но помним, что в науке решает 99% пота и только 1%
таланта. Потрудимся!
Лексическая работа по вариантам.
З а д а н и е : расставить ударения в следующих словах:
Выкрашенный, щавель. цемент, медикаменты, импорт, чистильщик, диспансер,
досуг, обеспечение
Объяснить лексическое значение слов: языковое явление.
ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели . Мотивация учебной
деятельности.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Сравните два выражения, докажите свою точку зрения:
Замечательный поезд и Поезд тронулся.
(Формативное оценивание ответов, техника «Словесная оценка», устная
обратная связь)
Да, первое выражение – это словосочетание, а второе – предложение.
Вспомните все, что вы знаете о синтаксисе и словосочетании и его видах.
(Выявляется уровень знаний, умений по теме. Диагностическое оценивание.)
Коллективная работа.
Задание:
1) Прочитайте и сравните записи на доске. Чем они отличаются?
2) Чем словосочетание отличается от предложения?
№ 1
Украинская ночь; украинской
ночи; с середины неба;
необъятный небесный свод,
еще необъятнее.
№ 2
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете
украинской ночи! Всмотритесь в нее. С
середины неба глядит месяц. Необъятный
небесный свод раздался, раздвинулся еще
необъятнее. Горит и дышит он. (Н.В. Гоголь)
IV. Работа над темой занятия
Беседа. Повторение изученного мтериала.
1. Что называется простым предложением?
2. Где заключено грамматическое значение предложения?
3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?
4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?
Анализ предложений. Работа в группах. будет жарким.
была глубока.
– выпускник школы.
1я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания,
подчеркнуть грамматические основы.
1. Солнце взошло.
2. День
3. Стемнело.
4. Река
5. Сын
2я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие,
указать способ выражения подлежащего.
1. Редела тень. сущ.
2.Провожающие собрались на перроне. прич. в знач. сущ.
3. Восемь делится на два. числ. в знач. сущ.
4. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин) междом
5. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин) местоим
3я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать
способ выражения сказуемого.
1. Деревья быстро пожелтели.
2. Мальчик начал волноваться сильнее.
3. Преподаватель словесности строг.
4. Кинофильм очень интересный.
5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.
Лекция.
Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка
целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными
структурными признаками) единица синтаксиса, являющаяся главным сред
ством формирования, выражения и сообщения мысли.
В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложе
ния группируются в типы: 1. Повествовательные, вопросительные, побуди
тельные. 2. Восклицательные и невосклицательные. 3. Утвердительные, отри
цательные. 4. Односоставные и двусоставные. 5. Распространенные и нерас
пространенные. 6. Осложненные и неосложненные. 7. Полные и неполные.
Светит солнце. Красивый вид из окна.
Подай мне, пожалуйста, книгу. Беги!
Что такое синтаксис? Кто пришел?
Какое утро! Утро.
Вечер. Вечереет. – односоставные предложения.
Наступил вечер. – двусоставное предложение.
Урок закончился. – нераспространённое предложение.
Идет интересный урок. – распространённое предложение. Любишь кататься на санках? Люблю. – пропущено подлежащее я.
(неполное).Брат несет тетради, а сестра книги.
В неполных предложениях на месте пропуска ставится тире.
В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обрат
ным в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении.
Я люблю свою страну. – предложение с прямым порядком слов.
Люблю я свою страну. – предложение с обратным порядком слов.
Обратный порядок слов используется для выделения нужных слов, тем самым
достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называет
ся инверсией (лат. «inversio» — перестановка).
Инверсия позволяет:
1. выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2. выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3. связать части текста.
Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин) – инверсия позволяет усилить
смысл главных членов предложения и определения багряный (прямой поря
док: Лес роняет свой багряный убор).
Виды односоставных предложений
Односоставные предложения делятся на глагольные и субстантивные. В
глагольных односоставных предложениях главный член — сказуемое. В
субстантивных односоставных предложениях главный член — подлежащее.
Глагольные односоставные предложения в свою очередь делятся на
определенноличные, неопределенноличные и безличные. Иногда также
выделяют обобщенноличные предложения.
Способы выражения подлежащего.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает
предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). Едва редела
ночи тьма, (кто?) Людмила к водопаду шла умыться хладною струёю (А.
Пушкин).
Примечание:
В роли подлежащего могут выступать сочетания из числительного,
местоимения с предлогом из со значением избирательности: Никто даже из
самых близких людей не видел его (А. Чехов). Тогда некоторые из них
кинулись на Графскую пристань к лодкам (А. Куприн). И ни один из нас не
замерз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).
Виды сказуемых и способы выражения сказуемых. Сказуемое — это главный член предложения, который связан с
подлежащим, обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делает
предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и
др.; например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, изза пашен (что делает?)
блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какоголибо
наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим:
1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с
существительным, то сказуемоеглагол стоит в единственном числе (в
прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А. Пушкин) или во
множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).
2. При подлежащем, выраженном именем существительным с
собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд,
масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа
другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если
речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность
каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее
обозначает предметы неодушевлённые: Большинство учащихся работали
на огороде. Ряд новых домов был построен в этом году.
3. Если подлежащим является имя существительное, имеющее
собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то
Песню дружбы запевает
сказуемое ставится в единственном числе:
молодёжь (В.ЛебедевКумач).
Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и
грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир
начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К.
Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная
состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает
лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) — его
грамматическое значение.
Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из
двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение
сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение
сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные
глаголы.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из
вспомогательного глагола,
выражающего грамматическое значение
сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды
(М. Лермонтов).
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать
сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан,
способен, намерен и др.) и служебного глаголасвязки быть в форме одного из
наклонений. Например:
Я хотел бы поступить в институт. — Я был бы рад поступить в
институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М.
Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам,
откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек
должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов). Я даже вовсе
не намерен вас мучить расспросами (И. Тургенев).
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из
глаголасвязки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и
именной части (имени прилагательного имени существительного и др.),
выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был
встречный (Л. Толстой) — составное именное сказуемое состоит из глагола
связки был и именной части встречный, выраженной прилагательным.
Мужик ретивый был работник — составное именное сказуемое, состоит из
глаголасвязки
выраженной
существительным.
и именной части
работник,
был
Наиболее употребительным является глаголсвязка
быть,
выражающий только грамматические значения, например:
делаться,
являться,
считаться,
Менее употребительны глаголысвязки
стать,
становиться,
казаться,
называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого
снега (А. Пушкин); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К.
Паустовский); Проза, когда она достигает совершенства, является, по
существу, подлинной поэзией (К. Паустовский); Ока ночью казалась очень
широкой, гораздо шире, чем днём (К. Паустовский).
представляться,
Примечание:
В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения,
состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять .
V . Систематизация знаний и умений.
Упражнение .Определить способ выражения подлежащего.
Способ выражения
Имя существительное
в именит. падеже (или
другая часть речи,
Приметы
Метель надвинулась сразу (Н. Островский). Густо пошёл снег (Н.
Островский). Собравшиеся обсуждали новый кинофильм (прич.).
Девять делится на три (числ.). Трое незаметно проскользнули во в
имени
употреблённая
значении
существительного).
Местоимение
в
именительном падеже.
Неопределенная
форма глагола.
Фразеологизм.
Собственное
наименование
Синтаксически
цельное
словосочетание.
двор (числ.). Громкое ура прокатилось над площадью (междом.).
Я ехал вечером один на беговых дрожках. (И. Тургенев.) Каждый
отправился в комнату, ему назначенную. (А. Пушкин.) Пожаловал
к вам ктото на дом. (А. Грибоедов) Всё, что забылось, встаёт
наяву. (В. Луговской.)
Охранять природу — значит охранять Родину. (К. Паустовский)
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К.
Федин.)
В поле вышли от мала до велика. Муки Тантала были ему не по
силам. (А. Чехов.) Злые языки — страшнее пистолета. (А.
Грибоедов.) И теперь ваш покорный слуга берётся перевести
любую страницу из Гегеля. (И. Тургенев.)
Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь.
(В. Арсеньев.) Белое море находится на севере страны.
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (М.
Горький.) Каждый вторник и пятницу мы с мамашей ездим по
Тверской. (Л. Толстой.)
Упражнение .В предложениях подчеркнуть грамматическую основу и
определить тип сказуемых.
1.Брат высокого роста. (СИС) 2. Сестра замужем (СИС).3. Весь город
собрался на центральной площади. (ПГС) 4. Я был бы рад помочь вам. (СГС)
5. Дворец казался островом печальным. (СИС) 6. Мы одержали победу. (ПГС)
7. Я рад вас слышать. (СГС).
Упражнение .В предложениях подчеркнуть грамматическую основу и
определить тип сказуемых.
Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов). Мы
продолжали молча идти друг подле друга (М. Лермонтов). Девочка
перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко). После
этого случая Пётр Петрович уже не решался выводить пса из дома (Ф.
Абрамов). Он старался казаться молодым (М. Лермонтов). Хотел объехать
целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов) Он постарался
побыстрее миновать брод (А. Первенцев). Ночь была лунная и холодная (В.
Арсеньев). Медведь был велик, стар и космат (Б. Полевой) Точность и
краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин). Брови её были
сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев) Я был
третьим по списку. Два да пять будет семь. Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов). Книга была моя. Ей туфли будут впору. Вечером море было чёрного
цвета.
VI. Рефлексия. Итоги занятия.
Назовите основные виды простого предложения.
Что для вас было сложным в этой теме?
VII. Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал
2. Подобрать примеры предложений
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Методическая разработка занятия "Простое предложение Типы простых предложений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.