Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"
Оценка 5

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
01.07.2017
Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"
Цели: образовательные: обобщение и углубление знаний о разговорном и художественном стилях речи; дать сведения об особенностях таких речевых жанров, как письмо и SMS. развивающие: развитие у студентов коммуникативных и культуроведческих навыков, творческих способностей, речи, мышления, внимания, памяти; формировать интерес к исследовательской и групповой работе; воспитательные: работать над воспитанием бережного отношения к языку, нравственных качеств личности.
56 Разговорный.docx
Тема занятия: Разговорный и художественный  стиль           Цели:       образовательные: обобщение и углубление знаний о разговорном и  художественном  стилях речи; дать сведения об особенностях таких речевых  жанров, как письмо и SMS. развивающие: Развитие у студентов коммуникативных и культуроведческих  навыков, творческих способностей, речи, мышления, внимания, памяти;  формировать интерес к исследовательской и групповой работе;  воспитательные:  работать над воспитанием  бережного отношения к языку,  нравственных качеств личности. Вид занятия:    лекция Тип занятия :   комбинированный   Методы:   объяснительно­иллюстративный, репродуктивный. Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная Междисциплинарные связи: литература, культура речи Методическое обеспечение занятия :   рабочая программа по дисциплине,   план занятия, раздаточный материал к занятию. Литература: 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили  речи. ­ М.: "Просвещение", 2002. 2.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10­11 классы. ­  8­е изд. ­ М.: ООО "ТИД "Русское слово ­ РС", 2011.   Ход занятия:                                                                   І. Организационный момент . 1.1.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид, наличие конспекта. ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели . Мотивация учебной  деятельности.   ІІІ.  Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка. Стилистика. Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания: Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического  опроса (публицистический), судебное разбирательство (официально­деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), библиографический указатель  (научный). IV. Работа над темой занятия Лекция 1.Разговорный стиль речи. 2. Художественный стиль речи   Разговорный стиль речи Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и  колорит устно­разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет  принципиальные отличия от литературного языка. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме —  записками, частными письмами. Сфера разговорного стиля речи — сфера бытовых отношений,  профессиональных (устная форма). Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения;  неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладаю¬щая устная форма  общения (обычно диалогическая), возможен монолог. Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений  собеседников — все это влияет на особенности речи, позволяет экономить  собственно языковые средства, сокращать языковой объем высказывания,  упрощать его форму. Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:   В лексике и фразеологии    слова,   имеющие   разговорную   окраску,   в   том   числе бытового   содержания;   конкретная   лексика;   много   слов   и фразеологизмов   с   экспрессивно­эмоциональной   окраской неодобрительных, (фамильярных, иронических).   иноязычного происхождения,   терминологическая   лексика;   книжные слова.   Ограничены:   абстрактная, ласкательных,     Однако общеупотребитель¬ные, нейтральные. подавляющее     количество   слов   —    Синонимика    чаще (ситуативная). Словообразовател ьные особенности    разговорного стиля связаны с ее экспрессивностью и   оценочностью. Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка,   солнышко,   холодина,   грязища);   с   окраской разговорности: ­к­ (ночевка, свечка), ­яга (работяга, деляга), ­ятина (дохлятина, пошлятина), ­ша (докторша, билетерша).   Образование   прилагательных   оценочного   (глазастый,   (пошаливать, поговаривать, здороветь, похудать). здоровенный), худющий,     значения глаголов  В морфологии: Для   усиления   экспрессии   используется   удвоение   слов (большой­пребольшой,   глазастый­преглазастый,   черный­ черный).    нет   преобладания   существительного   над   глаголом. Глаголы   здесь   встречаются   чаще.   Чаще   (чем   в художественном   стиле   речи)   употребляются   личные местоимения и частицы (в том числе разговорные: ну, вот, ведь). Весьма   употребительны   притяжательные   прилагательные (Петина сестра, Федорова жена). Причастия   встречаются   редко,   деепричастия   почти   не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные. Среди   падежных   образований   употребительны   варианты форм родительного и предложного падежей на ­у (из дому, в отпуску, нет сахарку). Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван   Иванычу),   не   склонять   составные   числительные   (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАИе). Разнообразны   временные   значения   глагола   (прошедшее   и будущее   в   значении   настоящего).   Широко   используются глагольные бух).     междометия (прыг, скок,        Характерные особ.синтаксиса     Порядок слов в предложении      неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения.  свободный повторением   сказуемого   Яркий   разговорный   характер   имеют   простые   глагольные   сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац об землю); (и   делать   не   делает). Безличные   предложения   широко   распространены   в   разговорной   речи.   В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи. Например: Люди как люди; А лодка плыла да плыла; Дождь так и льет; Сбегай купи хлеба; Ай да умница! Так я тебя и послушаюсь! А еще товарищем  назывался!  Что за человек! Нашел  с  кем  дружить! Хорош помощник! Разговорной   речи   свойственны   также   эмоционально­экспрессивные   оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ничего себе цена! С ума сойти!», «Цветов в   саду   –   море!»   ,   «Пить   хочу!   Умру!» Характерно   использование   слов   в переносном   значении,   например: «В   голове   у   тебя   каша!». Разговорный   стиль   речи   характеризуется   богатыми   изобразительными   и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто публицисты. Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь   главная   информация   конкретизируется   в   начале   высказывания. Говорящий   начинает   речь   с   главного,   существенного   элемента   сообщения. Чтобы   акцентировать   внимание   слушающих   на   главной   информации, пользуются   интонационным   выделением.   Вообще   же   порядок   слов   в разговорной вариативностью. Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной   форме   неофициального   персонального   общения,   –   сведение   до минимума   заботы   о   форме   выражения   мыслей,   отсюда   фонетическая нечеткость,  лексическая неточность,  синтаксическая небрежность,  широкое использование местоимений и т. д. обращаются писатели, обладает   высокой поэты,   речи              Художественный стиль речи  Художественный   стиль как   функциональный   стиль   находит применение   в   художественной   литературе,   которая   выполняет   образно­ познавательную и идейно­эстетическую функции. Чтобы понять особенности художественного   способа   познания   действительности,   мышления, определяющего   специфику   художественной   речи,   надо   сравнить   его   с научным   способом   познания,   определяющим   характерные   черты   научной речи.    Художественной   литературе,   как   и   другим   видам   искусства, логико­понятийного, присуще конкретно­образное   представление   жизни в   отличие   от абстрагированного,   объективного   отражения действительности   в   научной   речи.   Для   художественного   произведения характерны восприятие   посредством   чувств   и   перевоссоздание действительности, автор   стремится  передать  прежде  всего   свой  личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления. Для   художественного   стиля   речи   типично внимание   к   частному   и случайному,   за   которым   прослеживается   типичное   и   общее.   Вспомните «Мертвые   души»   Н.   В.   Гоголя,   где   каждый   из   показанных   помещиков олицетворял   некие   конкретные  человеческие   качества,  выражал  некоторый тип,   а   все   вместе   они   являлись   «лицом»   современной   автору   России.              Мир художественной литературы –  это  «перевоссозданный»  мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет   субъективный   момент.   Вся   окружающая   действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только   мир   писателя,   но   и   писателя   в   художественном   мире:   его предпочтения,   осуждения,   восхищение,   неприятие   и   т.   п.   С   этим   связаны эмоциональность   и   экспрессивность,   метафоричность,   содержательная многоплановость художественного стиля речи. Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят прежде всего образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность   слова,   что   открывает   в   нем   дополнительные   смыслы   и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного   языка,   но   и   разнообразные   изобразительные   средства   из разговорной речи и просторечья. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность   изображения.   Многие   слова,   которые   в   научной   речи выступают   как   четко   определенные   абстрактные   понятия,   в   газетно­ публицистической   речи   –   как   социально   обобщенные   понятия,   в художественной   речи   –   как   конкретно­чувственные   представления.   Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого­ либо   слова   или   придать   всей   фразе   особую   стилистическую   окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения  А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу. В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т. е. выделением  автором какой­то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они  могут выражаться в нарушении фонетических, лексических,  морфологических и других норм. По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых  средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее  полным выражением литературного языка.  Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему  образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими  средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной выполняет  номинативно­изобразительную функцию.   V. Применение знаний и умений на практике.  Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать  правила, законы эпистолярного жанраподготовившая проект “Особенности  письма”.  Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу  задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например,  слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности,  а дорогой – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный  человек обратится к своему  адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с  зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы  близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой. Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что­либо: за помощь, за  поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд  формул благодарности: Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо;  Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется  выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте  Вас поблагодарить. (Учащиеся записывают в тетрадях примеры  благодарностей.) Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу  Лакшину Ивана Сергеевича Соколова­Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе,  животным. 23 июня 1969. Карачарово. Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту,  дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает  свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет  друзьям новомировцам. Дружески обнимаю. И. Соколов­Микитов. P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку  “Нового мира”, когда она появиться на божий свет. Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма  обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и  знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение  отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post  sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию.  (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.) Слово преподавателя. ­ Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых  душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника,  который бы не стремился к ежедневному общению. Члены кружка любителей  русского языка провели анкетирование учащихся VIII – XI классов нашей  школы. Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со  сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения,  которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным  является общение при помощи SMS­сообщений. Но учащиеся сознаются, что  не всегда соблюдают правила русского языка. Беседа. ­ По своей структуре чем является SMS ­сообщение? (SMS­сообщение  является письмом.) ­ К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.)  ­ SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS.  Знакомство с историей появления SMS. Расшифруйте аббревиатуру SMS . SMS – это стандартная служба коротких  сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими  текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было  передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM .  Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS ­ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В  послании так и значилось: “Merri Christmas­92”. Однако после об этой новой  технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short  Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.] Беседа. ­ Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS?   ­ Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? Почему? ­ Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности  предложения?  ­ Используете ли вы вежливые слова?   Вежливые слова в SMS . Задание.  Спасибо ­ “посиба”, “спс”, “псип”; Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”; Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”; С днем рождения – “с др”; С праздником – “с празнегом”; До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.   Исследовательская работа.  Прочитайте предложения из “эсэмэсок”,  содержащие обращения.Выделите обращения, расставьте недостающие знаки  препинания.   Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик  Марина. Катюш перезвони мне на домашний. Чем занимаешься Даш. Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших  успехов. Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не  работает. Задание.Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS­ переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите  окончательный вариант. ­ Почему эти предложения нельзя считать  правильными?   1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Превед­) Прет Как дела. норм. Чво делаешь? ниче. пшли гулять? 8. 9. 10. 11. 12. 13. Ок.­) А ты чво? в комп рубаюсь, весело Ой, ща предки прийдут Ха­))), лан бай Пока. 14.  15.Задание. Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять. 16.1. 17.­ Дай списать ПЛЗ? ­ Перебьёшьсо! ­ Ну пожалста!.. ­ Нефиг! ­ Тож. 18.2. 19.­ Приф. ­ Здрасть. ­ Как делы? ­ Норм, а у тя? 20.  21. Задание. Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях  правильный ответ. 1. 2. 3. 4. 5. 6. ну как делишки. ни чё сибе. :­) споки ноки Чё задали по алгебре Скажи ща плиз. Оч прошу. Не я сеня не могу! 7. 8. 9. А чё эт тя так заинтересовала? Ась? Ок пасиб я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь? 10.  Синтаксический разбор предложения. 11.­ С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших  ответов. 12. 13.Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо­ личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами  предложения – дополнениями. 14.VI. Рефлексия. Итоги занятия. 15.­ Что повторили сегодня?  16. ­ Что вспомнили?  ­ Что нового вы для себя узнали?  17. ­ Как правильно писать SMS ? 18.(­ SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения. ­ Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной  буквы. ­ Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания. ­ Нельзя коверкать слова. ­ Нельзя употреблять жаргонизмы. ­ Нельзя допускать нарушений языковых норм. ­ SMS­ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо  помнить об основных компонентах письма.) 19.VII. Домашнее задание.  1. SMS­консультантам – составить план мероприятий по обучению всех  желающих правильному написанию SMS. 2. Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки. 20.

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный стиль"

Методическая разработка занятия "Разговорный и художественный  стиль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017