Методическая система учителя русского языка
Оценка 4.9

Методическая система учителя русского языка

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
русский язык
Взрослым
15.01.2017
Методическая система учителя русского языка
Методическая система Учителя русского языка и литературы Тема: « Воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире» Цель: Создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности. В соответствии с этой целью разработана собственная методическая система. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности обучающихся.
Методическая система.doc
Методическая система Учителя русского языка и литературы Коноплинский филиал МБОУ Павловской средней школы Ельнинского района, Смоленской области Берлинской Парасковии Васильевны Тема:    «   Воспитание   творчески   развитой   личности,   готовой   к   жизни   в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире»     Все наши замыслы,  все поиски и построения  превращаются в прах,  если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский. "О воспитании" Москва, 1973 г. Цель: Создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной   учебной   деятельности;  развитие   его   познавательных   и созидательных   способностей,  обеспечивающих   творческую   самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.       В соответствии с этой целью разработана собственная  методическая система. Под   понятием   «методическая   система»   я   подразумеваю   упорядоченную целостность   взаимодействующих   элементов:   цели,   методического   стиля, особенностей организации учебной деятельности обучающихся.  В   своей   работе     использую   элементы   разных   педагогических   технологий:   Блочно­   проектной, информационных   технологий,   технологии   проблемного   обучения,   что позволяет качественно изменить преподавание традиционных учебных предметов русского языка и литературы, оптимизировать процессы понимания и запоминания материала, а главное  поднять на более высокий уровень интерес обучающихся  к учёбе. В связи с этим я сформулировала следующие задачи:   ориентированной,     модульную,   личностно­  развивать   интеллектуальные   и   творческие   способности   обучающихся, ­ самостоятельность; ­ способствовать активному вовлечению обучающихся в познавательный процесс и  творческое самовыражение; ­ создавать образовательные ситуации для повышения внутренней мотивации к  обучению и к формированию личностных качеств обучающихся      ­ создавать условия для формирования информационной компетентности обучающихся.  Мои педагогические принципы: ­  Принцип научности; ­  Принцип прочности усвоения знаний;  ­  Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного  уважения; ­ Принцип сотрудничества; ­ Принцип индивидуализации; ­ Педагогический гуманизм. Стиль работы:   Я  стремлюсь,  чтобы  отношения  между   мной  и  обучающимися строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученики  могли свободно высказывать свою точку зрения, самостоятельно открывали новое, привлекая уже известное,   могли   свободно   участвовать   в   процессе   сотрудничества   учителя   и класса. Достижение целей обучения,  по моему мнению, возможно лишь при изменении  подхода к организации учебно­воспитательного процесса.   Моя система включает три составляющих компонента, которые оказывают  непосредственное влияние на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:  — распределение учебного материала;  — организация учебной деятельности;  — оценка учебной деятельности. 1. Распределение учебного материала. При распределении учебного материала по тематическим блокам, я использую  элементы блочно­ модульной технологии. Тематический блок – это совокупность  занятий, объединённых общей темой и целевой установкой. Внутри тематического  блока распределяются типы уроков. Тематический блок 1­й этап 2­й этап 3­й этап 25­30% учебного времени Введение в тему,  формулирование  «сквозных» проблем  темы. 60% учебного времени 10­15% учебного времени Конкретизация темы,  накопление и углубление  знаний, развитие  познавательных умений. Систематизация и  обобщение новых знаний  и умений, их проверка и  оценивание. Уроки изучения нового  Повторительно­ материала,  комбинированные уроки. обобщающие уроки,  контрольные уроки. Вводные уроки, уроки  изучения нового  материала. 2. Организация учебной деятельности. Основанием   для   выбора   технологий   организации   обучения   является,   прежде всего, уровень самостоятельности обучающихся   в учебной деятельности. В этом направлении   успешными   будут   технологии,   нацеленные   на   организацию репродуктивной и творческой деятельности.  Моя главная установка –  давать как можно меньше знаний в готовом виде. С этой целью я использую элементы различных технологий:  ­ технологии личностно­ориентированного обучения.   При   планировании   процесса   обучения     учитываю   соотношение репродуктивной   и   творческой   деятельности   школьников   и,   исходя   из   этого, подбираю   самые   разнообразные   формы   деятельности   на   уроке.   Ученик   сам исследует какую­либо проблему или тему и они становятся для него личностно значимыми.   Он   как   бы   сам   «творит»   научное   знание.   Поиск   научного   знания осуществляется   в   форме   диалога   учителя,   ученика   и   какого­либо   источника получения знаний. В зависимости от целей и задач, используются разные формы работы:   индивидуальная,   парная,   групповая.   Известно,   что   во   многих   случаях групповая   форма   учебной   деятельности   создаёт   лучшую   мотивацию,   чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись осуждению  со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно   возникает   установка   на   соревнование,   желание   быть   не   хуже других.  ­ информационные технологии;   Резкое   возрастание   роли   и   значения   информации   требует   глубокой подготовленности  всех   членов  современного  общества  к использованию  средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией Живя   в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью,   а   информационная   культура   человека   ­   определяющим   фактором профессиональной   деятельности   мы   не   можем   обойтись   без   применения информационных технологий.   Практический   опыт   убеждает,   что   использование   информационных технологий   позволяет   достичь   хороших  результатов:  развивает   творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно­воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала,   приобретению   навыков   самоорганизации;   помогает   развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;  ;помогает получить высокие баллы при сдаче ГИА.  ­ проектная технология; ­   Проектная   деятельность —   один   из лучших   способов   для   совмещения современных информационных технологий, личностно­ориентированного обучения и самостоятельной   работы   учащихся.   Обращение   к методу   проектов   возможно на уроке   при   проверке   домашнего   задания   (сообщение,   доклад),   при   изучении новой   темы   (защита   реферата,   выполнение   творческой   работы   и т. д.),   при закреплении   изученного   (сочинение,   создание   буклета,   презентаций).   Решение правильно  поставленных  исследовательских  задач существенным  образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к обучению. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику истинно оценивать себя  –  научиться  давать  позитивную  оценку,  находить  положительные  стороны, научиться видеть отрицательные стороны презентации. Все это формирует умение сотрудничать,   умение   искать   пути   решения   поставленной   задачи,   развивает исследовательские умения.  Проектная технология тесно связана с технологией проблемного обучения.  ­технология проблемного обучения; Ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную,   Используются   различные   формы   самостоятельной деятельности:   исследование,   анализ   источников,   подбор   фактов.   Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.  Исходя   из   всего   выше   сказанного   можно   сделать   следующий   вывод,   что   преподаватель   на   современном   этапе   перестает   быть   просто   "репродуктором" знаний,   а   становится   разработчиком   новой   технологии   обучения,   что,   с   одной стороны,   повышает   его   творческую   активность,   а   с   другой   ­   требует   высокого уровня технологической и методической подготовленности.   групповую.   4. Оценка результатов учебной деятельности Рефлексивно­оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением  достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо  организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной  работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к  формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.  Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведёт к формированию её устойчивости. Выводы: Применение данной системы на практике способствует: ­ активизации творческой активности и самостоятельности; ­ повышению качества знаний; ­ формированию позитивного социального опыта.                                                                                                           Приложения                           Урок русского языка в 5­м классе по теме               "Правописание приставок на З и С" Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков. Форма урока: урок­практикум. Цели урока:  Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться  находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать  группы приставок. Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие  навыков применения на практике полученных знаний.                                                    Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно  оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Оборудование:  алгоритм правописания приставок    опорная схема   опорные конспекты учащихся   перфокарты   репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”  лист достижений (После выполнения каждого задания учащиеся оценивают  свою работу)  Лист достижений ученика 5 класса по теме “Правописание приставок на з – с” Творческий диктант Самостоятельная работа Творческая работа Работа с перфокартой                                                          Ход урока 1. Оргмомент ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют  гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Чтобы настроиться на урок, вы  сейчас назовете мне слова с разными приставками. Учащиеся 1­го ряда сядут,  когда назовут слова с неизменяемыми приставками; 2­го ряда – с приставками на з  (с) ; 3­го ряда – с приставками пре­, при­.  2. Сообщение целей и задач урока. ­ Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума.  Тема урока “Правописание приставок”. Как вы думаете, чему будет посвящен наш  урок? (ответы учащихся)  Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с) , находить  их в предложениях, употреблять в речи. Запишем в тетрадях число, тему урока. 3. Устная разминка.   На какие группы делятся приставки?   Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.   Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в  другом – с буквой с?   Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.  Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.   А с правописанием каких приставок мы будем знакомиться в 6 классе?   Кто запомнил, в каких случаях пишется приставка при­? Приведите примеры.  Кто расскажет, в каких случаях пишется приставка пре­? Приведите  примеры.  4. Проверка домашнего задания. 1) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется  получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть. Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать,  восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить. Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание, а как сами справились с  домашним заданием? 2) Проверка индивидуальной работы по карточкам. Карточка № 1 Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)  Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе… смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе… сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный,  бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе… злобный. Карточка № 2 Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)  Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить,  во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и… лечиться, ни…ринуть, ни…падать. 3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать  цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з­с” )  Физминутка для улучшения мозгового кровообращения И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево.  Повторить 6­8 раз. Темп медленный И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 –  и.п. То же вперед. Повторить 6­8 раз. 5. Практическая часть. 1) Творческий диктант. Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) .  Распределить в два столбика: без­, бес­  1. Ребенок без забот (беззаботный 2. 2. Небо без звезд (беззвездное)  3. 3. Жидкость без цвета (бесцветная)  4. 4. Дорога без конца (бесконечная)  5. 5. Плач без звука (беззвучный)  6. 6. Движение без шума (бесшумное)  7. 7. Шоколад без вкуса (безвкусный)  8. 8. Вход без платы (бесплатный)  9. 9. Ребенок без помощи (беспомощный)  10.10. Океан без предела (беспредельный)  11.11. Облако без формы (бесформенное)  12.12. Пустыня без воды (безводная)  13.Физминутка для глаз 14.Крепко зажмурить глаза, считать до 3­х, открыть, посмотреть вдаль, считать  до 5­ти. Повторить 4­5 раз. 15.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5­ти.  Повторить 4­5 раз. 16.2) Самостоятельная работа.  17.Списать предложения, обозначить орфограмму.  18.1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит. 19.2. Остановился Жилин, ра…думывает. 20.3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина. 21.4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала. 22.5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”. 23.6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил. 24.7. И…мучился Жилин, остановился 25.Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук 26.И.п. – руки на пояс. 1 – локти свести вперед и голову наклонить вперед. 2 –  и.п. 3 – локти назад, голову наклонить назад, прогнуться. 4 – и.п. Повторить  6­8 раз, затем руки опустить вниз и расслабленно потрясти. 27.И.п. – руки прямо. 1 – правую руку вперед, левую – вверх. 2 – и.п. 3 – левую  руку вперед, правую – вверх. 4 – и.п. Повторить 6­8 раз, затем опустить руки  вниз и встряхнуть кистями. 28.4) Творческая работа 29.(Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по  репродукции картины Т.Н.Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ  жизни”)  30.В…дохнула глубоко 31.Ра…крыла балконную дверь 32.И…гиб пальцев 33.Вещи не ра…бросаны 34.5) Работа с перфокартой. 1. бе…болезненный  ра…жимать  2. в…дыхать  в…крикнуть  3. бе…жалостный  бе…граничный  4. бе…цельный  во…вышенность  5. ра…писание  ра…валиться  6. ра…дарить  во…награждение 35.(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з,  получится цифра 5)  36. 37.6. Рефлексия  38.Довольны ли вы тем, как прошел урок? 39.Было ли интересно? 40.Были ли вы активны? 41.Было ли трудно?

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка

Методическая система учителя русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017