Методическая тема
Оценка 4.8

Методическая тема

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
русский язык
Взрослым
03.05.2018
Методическая тема
тема, над которой я работала в течение года «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы» Во-первых, ЛО технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы. В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.личностно-ориентированное обучение
метод.тема.doc
Бадмажапова О.Д. , учитель русского языка и литературы  МБОУ «Енхорская СОШ» Методическая тема: «Личностно­ориентированное обучение  на уроках русского языка и литературы»    1.  Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во­первых,   ЛО   технологии   ставят   в   центр   всей   образовательной   системы   личность обучаемого,   обеспечение   комфортных,   бесконфликтных   условий   её   развития,   реализацию   её природных способностей. Во­вторых,   учащийся   в   рамках   этой   технологии   не   просто   субъект,   он   ­   цель образовательной системы. В­третьих,   вместо   традиционной   фронтальной   работы   ­   разнообразие   форм   учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. • Как сделать уроки русского языка  и литературы личностно­ориентированными?  2. Важнейшие вопросы ЛО обучения • Как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для  учеников величайшими ценностями?  • Как научить их понимать себя, другого человека?  Вот важнейшие вопросы, ответы на которые помогут нам, педагогам, понять своих  воспитанников.   3. Основные задачи ЛО обучения: • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов  человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;  • • • • • • • • • оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и  темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных  познавательных процессов и интересов;  содействие ребенку в формировании положительной Я­концепции, развитии  творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и  самостроительства.  4. Основная цель ЛО обучения Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем  предназначении в жизни, создать формулу  успеха.  5. Принципы ЛО обучения: принцип самоактуализации;  принцип индивидуальности;  принцип субъектности;  принцип выбора;  принцип творчества и успеха;  принцип веры, доверия и поддержки.  6.В рамках ЛО обучения как самостоятельные технологии можно выделить:         разноуровневое обучение,         сотрудничество,         коллективное взаимообучение,         модульное обучение.  Эти   технологии   позволяют   приспособить   учебный   процесс   к   индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности. 7. Признаки личностно­ориентированного подхода    : 1.   Учет потребностей ученика. 2.   Диагностическая основа обучения (что ученик уже знает по подготовительным темам). 3.   Адресная коррекция знаний (что и где нужно повторить). 4.   Сотрудничество и сотворчество. 5.   Создание ситуаций выбора. 6.   Учет физиологии и забота о здоровье учащегося. 7.   Приспособление методик к учебным возможностям ученика (с разными группами по­ разному). 8.   Стимулирование развития и саморазвития. 9.   Рефлексия (самооценка, самоанализ). 8. Особенности работы учителя в личностно­ ориентированных группах: 1.   Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ученика (с учетом практической направленности). 2.   Атмосфера повышенного интереса. 3.   Ученик имеет право на неправильный ответ. 4.   Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов. 5.   Создание ситуаций общения, диалога. 6.   В начале урока – тема, цели, методы работы, понятия. 7.   Эмоциональный настрой (что понравилось). 8.   Рациональное домашнее задание.  9.   Данная   технология   позволяет     использовать   различные   типы   уроков: доминирующий тип ­ урок­диалог, урок­размышление, урок ­ деловая игра, урок­взаимообучение, урок­презентация, урок­защита проекта и т.д.    Составляя план урока, всегда думаешь, как сделать так, чтобы детям  было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни.   В   моей   педагогической   копилке   собраны   разные   приёмы,   методы,   формы   преподавания русского языка и литературы, активизирующие учебный процесс.   10.  Нетрадиционные методы, применяемые на уроках:       метод экспрессии; приёмы метода ­ образные разговоры, написание мини­сочинений. Так, например, на уроках русского языка даю инструкцию: «Почувствуйте себя в лесу. Опишите свои чувства, используя причастия». Так развивается воображение  и творчество подростка через развития   фантазии.   Метод   даёт   возможность   выражать   свои   чувства   в   социально   приемлемой манере.     исследовательский метод, форма работы: групповая.      метод проблемного изложения.  Например,   задаю   проблемный   вопрос:   «Расходится   ли   произношение   и   правописание суффиксов ­чик­ и ­щик­ в именах существительных?» Может быть, при письме употребляется один суффикс? Выдвигаем гипотезы, приводя примеры. Ответы детей: «Есть два суффикса ­чик­ и ­щик­. В слове стекольщик ­чик­ не напишешь, а в слове фальшивомонетчик ­щик­ не напишешь, иначе не прочитаешь правильно». Далее анализируем примеры первого столбика и находим условия, при которых пишется суффикс ­чик­. Примеры второго столбика показывают, что в остальных случаях пишется суффикс ­щик­. Рассказчик                                                         Болельщик Подписчик                                                          Мойщик     Объездчик                                                           Приёмщик Ракетчик                                                              Сменщик    Перебежчик                                                        Сварщик ­ После букв д, т, з, с, ж пишется суффикс ­чик­, а в остальных случаях ­  ­щик­.  Задание детям: смоделировать опорную схему для этого правила. Метод   проблемного   изложения   формирует   способность   к   теоретическому   мышлению, воспитывает   деятельного   человека,   укрепляет   механизмы   памяти,   так   как   то,   что   открыли   и сформулировали сами, лучше запоминается. Изучая   литературное   произведение,     использую   любую   возможность   обратиться   к личностному   опыту   ребёнка,   стараюсь   вовлечь   его   в   размышление   не   только   над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими.  Так, после изучения произведений Куприна в 11 классе, даю задание написать сочинение на тему «Каким я представляю себе красивого человека?»     «Всегда ли внешне красивый человек прекрасен изнутри? Есть много примеров людей с «внешностью ангела и душой дьявола», как известная героиня романа А.Дюма Миледи. Даже не   верится,   что   такой   божественный   прекрасный   человек   способен   на   гадкие   и   подлые поступки. К сожалению, не только в книгах, но и в жизни мы сталкиваемся с людьми внешне красивыми, но в то же время  гордыми, жестокими, эгоистичными.       По­настоящему прекрасный человек должен быть красив не только внешне, но и внутренне. Главное в человеке ­ это его душа. Иногда внешне некрасивый человек в душе может быть настолько прекрасен, что его внутренняя красота затмевает внешнее безобразие. Таким примером является Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери». Ужасная внешность и прекрасная душа».           Читаем написанные работы в классе, разумеется, с разрешения автора. Благодаря им ребята знакомятся с мировоззренческими  установками  друг друга, на уроке получается живой, заинтересованный разговор. Многие важные выводы делаю для себя и я.      Приведу другой пример. Вспоминаем  роман И.А. Гончарова «Обломов» в 11 классе и Бунина   «Господин   из   Сан­Франциско».   Обсуждаем,   каков   идеал   жизни   Обломова,   каков   идеал жизни   Штольца   и   господина   без   имени.   Возникает   естественная   ситуация   обсуждения   идеалов современного человека. Задаю вопрос: «А каков ваш идеал жизни?» Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем  предназначении в жизни – вот формула  успеха.       Часто мы работаем на уроках в малых группах и парах. Дети учатся слушать других, находить компромисс, выдвигать и обосновывать свою точку зрения. В группах обсуждаем темы прочитанных книг, сопоставляя иллюстрации и тексты, выявляем закономерности в правилах по русскому   языку.   («Что   объединяет   слова,   написанные   на     доске?»,   «По   какому   принципу   они сгруппированы?» Пусть даже эти открытия незначительны, но они сделаны самими детьми, а то, что обдумано, добыто самостоятельно, обретает особую ценность).     Важно,   чтобы   урок   не   был   оторван   от   проблем   современности,   от   личных   проблем учеников. На каждом уроке стараюсь выбрать такие темы, которые были бы актуальны для ребёнка. Сейчас   во   все   программы   по   литературе   включены   те   или   иные   отрывки   из   Библии.   Обсудив «Притчу о добром самаритянине», прошу детей написать небольшое сочинение на тему «Как мне помогли». Наверняка у каждого в жизни был свой «добрый самаритянин», пусть дети вспомнят тех, кто делал им добро.      Большинство из нас больше запоминают не то, чему нас учат, а то, как нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, КАК он его получил. Одно дело, если эти знания вбиты ценой стресса, если ребёнок сидел на уроке и боялся посмотреть на учителя, потому что у них конфликт или потому что его не признают в классе. И совсем другое, если он учился с удовольствием, если, кроме знаний, он получил положительный эмоциональный заряд.  10.   Психологический   климат   урока   ­   это   необходимый   элемент   личностно­ ориентированной технологии.    Литература по своей сути предмет личностно­ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал   отвращение   к   уроку   литературы   достаточно   просто   игнорировать   его   личность, «проходить» программу так, как удобно, интересно нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это происходит. Как сделать урок литературы личностно­ориентированным, как сделать так,   чтобы   личность   другого   человека,   его   внутренний   мир   стали   для   учеников   величайшими ценностями,   как   научить   их   понимать   себя,   другого  человека   ­  важнейшие вопросы,  которые помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников.

Методическая тема

Методическая тема

Методическая тема

Методическая тема

Методическая тема

Методическая тема

Методическая тема

Методическая тема
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018