МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК НАЙТИ ТЕМУ, ВЫПОЛНИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕДСТАВИТЬ ЕГО НА КОНКУРС»
Исследование ученика - это творческая задача с заранее неизвестным решением, которая предполагает наличие универсальных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Алгоритм проведения научных и учебных исследований сложился в результате культурно-исторического становления научного метода познания действительности. Эти этапы являются универсальными, то есть они встречаются во всех исследовательских работах.
Можно выделить три главных этапа в исследовательской работе:
1. Зарождение замысла исследования, выявление проблемной ситуации.
2. Разработка проекта исследования (плана решения проблемы)
3. Осмысление полученных результатов и оформление работы для публикации или конкурса.
КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ
Область интересов
Между игрой и исследованием гораздо больше сходства, чем различий. Игрока и исследователя объединяет увлеченность. Игра и исследование проходят по определенным правилам. Исследовать и играть по принуждению очень сложно. Поэтому очень важно найти область вашего наибольшего интереса! Для этого попробуйте вспомнить, что в последнее время привлекало ваше внимание, какая деятельность доставляла радость, чем вы можете заниматься долго и с удовольствием?
Заполните таблицу:
Какая деятельность доставляет вам наибольшую радость |
Какие темы в последнее время привлекали ваше внимание |
|
|
Выбор темы исследования
Выберите тему для разработки из зоны интереса вашего интереса.
ПРИМЕР. Вас ничего не интересует кроме футбола. Теперь спонтанно пишем темы, которые связаны с темой «Футбол».
Таким образом, интерес сам указывает на объект будущего исследования. А выбор проблемы и ее формулирование приведут к возникновению замысла будущего исследования. Так возникает проблемно-познавательная программа имеющая личностный смысл.
ЗАМЫСЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННАЯ ПРОБЛЕМА И ГИПОТЕЗА.
Замысел исследования: переформулируем выбранную тему в вопрос
Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Обычно под проблемой понимается явно сформулированный вопрос или целый комплекс таких вопросов, возникших в ходе познания. Поэтому, когда Ваш ученик выбрал тему - ее необходимо переформулировать в проблему. Проблема формулируется в виде вопроса.
В таблице 1 в свободной манере заданы вопросы и в первом приближении предложены проблемы, связанные со спортивной командной игры в футбол.
Таблица 1
Креативные вопросы и соответствующие им проблемы
Креативный вопрос? |
Проблема, на которую он направлен |
Каковы основные этапы в развитии футбола? |
Исторические этапы развития футбола (в Англии и в России)
|
Герои футбола прошлого и современные – кто они и почему их считают героями? |
1.Творческий путь героев футбола современного этапа 2. Первые герои футбола |
Знаменитые футбольные матчи – почему, что их делает знаменитыми? Есть ли что-то похожее в них или они уникальны? |
Знаменитые футбольные матчи Закономерности, приводящие к знаменитости футбольного матча
|
Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности.
Формулируем проблему из вопроса
Сформулируем проблему в виде трех смысловых единиц. Мы формулируем проблему в виде противоречия между тем, что нам известно и что не известно о нашей теме.
На что направлен наш интерес? |
Но об этом нет информации и знаний, что необходимо уточнить |
Какую практическую значимость будет иметь получение этого знания? |
ребенок выбрал тему - знаменитые футбольные матчи |
||
В истории футбола существует много знаменитых футбольных матчей |
Однако мы не знаем, какие факторы делают матчи знаменитыми |
Если мы будем знать эти факторы. То мы гораздо глубже поймем культурное значение футбола для человечества и сможем делать прогнозы. |
Создаем проект исследования
Исследовательскую работу принято начинать с ВВЕДЕНИЯ, которое тоже строится по определенному алгоритму.
Выдвижение, обоснование проблемы, поиски ее решения играют ведущую роль в процессе научного познания.
Из проблемы рождается все исследование:
Первая часть в формулировке проблемы указывает на название и предмет исследования, вторая на цель, а третья часть связана с практической значимостью.
Проблема является организующим, целеполагающим и направляющим фактором поисковой деятельности
Проблема указывает на границы, в которых пройдет исследование.
Пример
Объект |
футбол |
Предмет |
Факторы (причины), делающие футбольные матчи знаменитыми |
В самом элементарном случае между объектом и предметом выполняется отношение – целое - часть. Понятие «предмет исследования» определяет те границы, в пределах которых изучается тот или иной объект. Для того, чтобы однозначно охарактеризовать, чем занимается тот или иной исследователь, достаточно указать предмет его исследований и используемые им методы.
Объект исследования в теории познания ¾ это то, что противостоит познающему субъекту в познавательной деятельности. То есть, это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело. В нашем примере – футбол.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя главные, наиболее существенные признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.
Во многих областях науки сложно определить предмет и объект. Это как раз вопрос, где следует получить консультацию у профессионалов. Если выполняется проект, то часто вообще предмет и объект не указываются.
Есть некоторые сложности в определении предмета исследования в психологии. Предметом исследования там являются психологические явления, факты и процессы.
Проблема указывает на цель исследования:
Пример
Цель исследования |
Изучение факторов, которые делают футбольный матч знаменитым |
Цель исследования ¾ это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершении исследования. При этом, сформулировав проблему, можно отметить, что «решение этой проблемы и является целью исследовательской работы». В определенной степени ¾ это упрощенный подход, так как он скрывает четкое формулирование цели исследования. Она (цель) может охватывать всю проблему, либо ее наиболее существенную часть, а также определять наиболее оптимальный способ ее решения (посредством чего и в каких условиях). Но в любом случае, проблема указывает на цель, а в формулировке проблемы есть целенаправленность.
· Цель указывает на исследование выбранного предмета (изучение, наблюдение предмета исследования);
· Цель должна быть конкретна и ясно сформулирована (без лишних, эмоционально-окрашенных слов);
· Цель должна быть достижима учащимся (цель должна соответствовать его уровню развития познавательных действий или выводить его на новый уровень освоения методов исследования выбранного объекта и предмета).
В проблеме уже содержится указание на гипотезу.
Формулировка гипотезы:
При формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения: «это возможно, если...», «это существует, если» «будет обеспечено, если...», «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии) ...», «использование (создание) ... позволит обеспечить ...». |
Пример
гипотеза |
Футбольный матч становиться знаменитым, если одновременно взаимодействует несколько ведущих факторов. |
При этом напомним основные требования к научным гипотезам:
Ø Принципиальная проверяемость гипотезы. Ø Приложимость гипотезы к возможно широкому кругу явлений и процессов. Ø Простота гипотезы. Так называемое требование легкости. |
Готовим предварительный проект ВВЕДНИЯ к исследовательской работе:
Название темы:
1. Формулировка проблемы
2. Актуальность и новизна проблемы
3. Практическая значимость проблемы
4. Объект исследования
5. Предмет исследования
6. Цель исследования
7. Гипотеза исследования
ВАЖНО, ЧТОБЫ НАЗВАНИЕ УКАЗЫВАЛО НА ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОТ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАНИЯ К ЕГО ПЛАНИРОВАНИЮ.
Заготовки для литературного обзора
Для уточнения темы и дальнейшей ее разработки необходимо познакомиться с предшественниками и их вкладом в ее изучение.
На этой стадии исследования необходимо выяснить, в какой мере изучены основные вопросы темы и каковы полученные результаты. Особое внимание должно быть сосредоточено на вопросах, которые недостаточно изучены или на них вообще нет ответов. После этого руководителем исследования составляется список литературы, в котором подобраны статьи, книги, монографии, освещающие эту тему.
Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР – ЭТО ИЗУЧЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ РАБОТ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ
Для исследователя особенно важно находить сведения о том, что уже известно по любому вопросу, который ему сейчас понадобился. Каждый новый исследователь обязан найти следы своих предшественников. Эти следы принято называть литературой данного вопроса – литературным обзором.
Так как предмет исследования уже выбран в ВВЕДЕНИИ, то в своем обзоре надо описать, определить с помощью энциклопедического и справочного материала предмет своих исследований. Уточнить понятия, раскрыть их научный, а не житейский смысл. То ест ь очень важно, в исследовании перейти от бытовых понятий к научным терминам!
Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами.
Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.
Термины существуют в рамках определённой терминологии.
Очень важно, воспользовавшись словарями и энциклопедиями дать точные определения терминам, с которыми мы будем работать дальше.
И, конечно, в конце литературного обзора также формулируются выводы.
Тип исследовательской работы
Вначале определитесь с типом исследовательской работы.
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является предопределенность результата, который могут дать исследования.
Формулируем задачи исследования
Как известно, под задачами понимается данная в конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные подцели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Простой вариант формулировки задач, рекомендуемый для учебных исследований – это формулировка задач как относительно самостоятельных этапов исследования. В этом случае на основе цели и гипотезы (где имеется) определяются основные этапные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.
Задачи формулируются в виде перечисления:
• изучить...,
• описать...,
• уточнить и дополнить понимание...,
• выявить...,
• систематизировать...,
• разработать...
• и т.д.
При этом могут быть выделены теоретический этап (знакомство с литературой по проблеме), методический (разработка методик и обоснованность их применения) и эмпирический (наблюдения, эксперимент, сравнительный анализ, классификация). Чаще всего методический этап относят уже к эмпирическому.
ОБРАБОТКА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ
Подбираем методику обработки первичных данных
Качественные данные часто требуют системного анализа, классификаций. Для этого можно использовать таблицы, графические организаторы - интеллект-карты, круги Вена.
Количественные данные всегда требуют статистической обработки.
Алгоритм подготовки, проведения и оформления
учебного (научного) исследования
1. Выбор темы, её обоснование:
- проблема, актуальная для теории и практики;
- проблема малоисследованная;
- «белые пятна» проблемы;
- формулировка темы исследования.
2. Цель исследования и задачи.
3. Гипотеза.
4. Научная новизна и практическая значимость.
5. Методология, методы, этапы исследования.
6. Планирование предстоящей работы.
7. Описание содержания работы.
А) Теория: - историография изучения проблемы;
- современное состояние в науке;
- анализ имеющегося практического опыта.
Б) Практическая часть:
- описание опытной или экспериментальной работы;
- анализ полученных результатов;
- выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу;
- проведение апробации.
8. Заключение: краткие выводы, рекомендации, неисследованные
проблемы.
9. Библиография.
10. Приложения: схемы, таблицы, документы, методики и т.д.
11. Подготовка доклада, презентации, защиты…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.