МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК НАЙТИ ТЕМУ, ВЫПОЛНИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕДСТАВИТЬ ЕГО НА КОНКУРС»
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК НАЙТИ ТЕМУ, ВЫПОЛНИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕДСТАВИТЬ ЕГО НА КОНКУРС»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
24.04.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК НАЙТИ ТЕМУ, ВЫПОЛНИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕДСТАВИТЬ ЕГО НА КОНКУРС»
Исследование ученика - это творческая задача с заранее неизвестным решением, которая предполагает наличие универсальных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Алгоритм проведения научных и учебных исследований сложился в результате культурно-исторического становления научного метода познания действительности. Эти этапы являются универсальными, то есть они встречаются во всех исследовательских работах.
Жирова2.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК НАЙТИ ТЕМУ, ВЫПОЛНИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕДСТАВИТЬ ЕГО НА КОНКУРС»

 

Исследование ученика -   это творческая задача с заранее неизвестным решением, которая предполагает наличие универсальных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Алгоритм проведения научных и учебных исследований сложился в результате культурно-исторического становления научного метода познания действительности. Эти этапы являются универсальными, то есть они встречаются во всех исследовательских работах.

Можно выделить три главных этапа в исследовательской работе:

1.         Зарождение замысла исследования, выявление проблемной ситуации.

2.         Разработка проекта исследования (плана решения проблемы)

3.         Осмысление полученных результатов и оформление работы для публикации или конкурса.

КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Область интересов              

Между игрой и исследованием гораздо больше сходства, чем различий. Игрока и исследователя объединяет увлеченность. Игра и исследование проходят по определенным правилам. Исследовать и играть по принуждению очень сложно. Поэтому очень важно найти область вашего наибольшего интереса! Для этого попробуйте вспомнить, что в последнее время привлекало ваше внимание, какая деятельность доставляла радость, чем вы можете заниматься долго и с удовольствием?

Заполните таблицу:

Какая деятельность доставляет вам наибольшую радость

Какие темы в последнее время привлекали ваше внимание

 

 

 

Выбор темы исследования

 Выберите тему для разработки из зоны интереса вашего интереса.

ПРИМЕР. Вас ничего не интересует кроме футбола. Теперь спонтанно пишем темы, которые связаны с темой «Футбол».

Таким образом, интерес сам указывает на объект будущего исследования. А выбор проблемы и ее формулирование приведут к возникновению замысла будущего исследования. Так возникает проблемно-познавательная программа имеющая личностный смысл.

ЗАМЫСЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННАЯ ПРОБЛЕМА И ГИПОТЕЗА.

Замысел исследования: переформулируем выбранную тему в вопрос

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Обычно под проблемой понимается явно сформулированный вопрос или целый комплекс таких вопросов, возникших в ходе познания. Поэтому, когда Ваш ученик выбрал тему -  ее необходимо переформулировать в проблему. Проблема формулируется в виде вопроса.

В таблице 1 в свободной манере заданы вопросы и   в первом приближении предложены проблемы, связанные со спортивной командной игры в футбол.

Таблица 1

Креативные вопросы и соответствующие им проблемы

Креативный вопрос?

Проблема, на которую он направлен

Каковы основные этапы в развитии футбола?

Исторические этапы развития футбола (в Англии и в России)

 

Герои футбола прошлого и современные – кто они и почему их считают героями?

1.Творческий путь героев футбола современного этапа 

2. Первые герои футбола

Знаменитые футбольные матчи – почему, что их делает знаменитыми? Есть ли что-то похожее в них или они уникальны?

Знаменитые футбольные матчи

Закономерности, приводящие к знаменитости футбольного матча

 

 

Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности.

Формулируем проблему из вопроса

Сформулируем проблему в виде трех смысловых единиц. Мы формулируем проблему в виде противоречия между тем, что нам известно и что не известно о нашей теме.

На что направлен наш интерес?

Но об этом нет информации и знаний, что необходимо уточнить

Какую практическую значимость будет иметь получение этого знания?

ребенок выбрал тему - знаменитые футбольные матчи

В истории футбола существует много знаменитых футбольных матчей

Однако мы не знаем, какие факторы делают матчи знаменитыми

Если мы будем знать эти факторы. То мы гораздо глубже поймем культурное значение футбола для человечества и сможем делать прогнозы.

 

Создаем проект исследования

Исследовательскую работу принято начинать с ВВЕДЕНИЯ, которое тоже строится по определенному алгоритму.

Выдвижение, обоснование проблемы, поиски ее решения играют ведущую роль в процессе научного познания.

Из проблемы рождается все исследование:

 Первая часть в формулировке проблемы указывает на название и предмет исследования, вторая на цель, а третья часть связана с практической значимостью.

Проблема является организующим, целеполагающим и направляющим фактором поисковой деятельности

 Проблема указывает на границы, в которых пройдет исследование.

Пример

Объект

футбол

Предмет

Факторы (причины), делающие футбольные матчи знаменитыми

 

В самом элементарном случае между объектом и предметом выполняется отношение – целое - часть.  Понятие «предмет исследования» определяет те границы, в пределах которых изучается тот или иной объект. Для того, чтобы однозначно охарактеризовать, чем занимается тот или иной исследователь, достаточно указать предмет его исследований и используемые им методы. 

Объект исследования в теории познания ¾  это то, что противостоит познающему субъекту в познавательной деятельности. То есть, это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело. В нашем примере – футбол.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя главные, наиболее существенные признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

Во многих областях науки сложно определить предмет и объект.  Это как раз вопрос, где следует получить консультацию у профессионалов. Если выполняется проект, то часто вообще предмет и объект не указываются.

Есть некоторые сложности в определении предмета исследования в психологии. Предметом исследования там являются психологические явления, факты и процессы.

Проблема указывает на цель исследования:

Пример

Цель исследования

Изучение факторов, которые делают футбольный матч знаменитым

Цель исследования ¾ это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершении исследования. При этом, сформулировав проблему, можно отметить, что «решение этой проблемы и является целью исследовательской работы». В определенной степени ¾ это упрощенный подход, так как он скрывает четкое формулирование цели исследования. Она (цель) может охватывать всю проблему, либо ее наиболее существенную часть, а также определять наиболее оптимальный способ ее решения (посредством чего и в каких условиях).  Но в любом случае, проблема указывает на цель, а в формулировке проблемы есть целенаправленность.

·                      Цель указывает на исследование выбранного предмета (изучение, наблюдение предмета исследования);

·                      Цель должна быть конкретна и ясно сформулирована (без лишних, эмоционально-окрашенных слов);

·                      Цель должна быть достижима учащимся (цель должна соответствовать его уровню развития познавательных действий или выводить его на новый уровень освоения методов исследования выбранного объекта и предмета).

В проблеме уже содержится указание на гипотезу.

Формулировка гипотезы:

При формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения:

«это возможно, если...»,

«это существует, если»

«будет обеспечено, если...»,

«будет осуществляться эффективно при наличии (при условии) ...»,

«использование (создание) ... позволит обеспечить ...».

 

Пример

гипотеза

Футбольный матч становиться знаменитым, если одновременно взаимодействует несколько ведущих факторов.

При этом напомним основные требования к научным гипотезам:

Ø  Принципиальная проверяемость гипотезы.

Ø  Приложимость гипотезы к возможно широкому кругу явлений и процессов.

Ø  Простота гипотезы. Так называемое требование легкости.

 

Готовим предварительный проект ВВЕДНИЯ к исследовательской работе:

Название темы:

1.         Формулировка проблемы   

2.         Актуальность и новизна проблемы          

3.         Практическая значимость проблемы       

4.         Объект исследования         

5.         Предмет исследования       

6.         Цель исследования  

7.         Гипотеза исследования

ВАЖНО, ЧТОБЫ НАЗВАНИЕ УКАЗЫВАЛО НА ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОТ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАНИЯ К ЕГО ПЛАНИРОВАНИЮ.

Заготовки для литературного обзора

Для уточнения темы и дальнейшей ее разработки необходимо познакомиться с предшественниками и их вкладом в ее изучение. 

 На этой стадии исследования необходимо выяснить, в какой мере изучены основные вопросы темы и каковы полученные результаты. Особое внимание должно быть сосредоточено на вопросах, которые недостаточно изучены или на них вообще нет ответов. После этого руководителем исследования составляется список литературы, в котором подобраны статьи, книги, монографии, освещающие эту тему. 

Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР – ЭТО ИЗУЧЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ РАБОТ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ

Для исследователя особенно важно находить сведения о том, что уже известно по любому вопросу, который ему сейчас понадобился. Каждый новый исследователь обязан найти следы своих предшественников. Эти следы принято называть литературой данного вопроса – литературным обзором.

Так как предмет исследования уже выбран в ВВЕДЕНИИ, то в своем обзоре надо описать, определить с помощью энциклопедического и справочного материала предмет своих исследований. Уточнить понятия, раскрыть их научный, а не житейский смысл. То ест ь очень важно, в исследовании перейти от бытовых понятий к научным терминам!

Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами.

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.

Термины существуют в рамках определённой терминологии.

Очень важно, воспользовавшись словарями и энциклопедиями дать точные определения терминам, с которыми мы будем работать дальше.

И, конечно, в конце литературного обзора также формулируются выводы.

Тип исследовательской работы

Вначале определитесь с типом исследовательской работы.

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является предопределенность результата, который могут дать исследования.

Формулируем задачи исследования

Как известно, под задачами понимается данная в конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные подцели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Простой вариант формулировки задач, рекомендуемый для учебных исследований – это формулировка задач как относительно самостоятельных этапов исследования. В этом случае на основе цели и гипотезы (где имеется) определяются основные этапные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления:

•          изучить...,

•          описать...,

•          уточнить и дополнить понимание...,

•          выявить...,

•          систематизировать...,

•          разработать...

•          и т.д.   

 При этом могут быть выделены теоретический этап (знакомство с литературой по проблеме), методический (разработка методик и обоснованность их применения) и эмпирический (наблюдения, эксперимент, сравнительный анализ, классификация). Чаще всего методический этап относят уже к эмпирическому.       

ОБРАБОТКА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ

Подбираем методику обработки первичных данных

Качественные данные часто требуют системного анализа, классификаций. Для этого можно использовать таблицы, графические организаторы - интеллект-карты, круги Вена.

 Количественные данные всегда требуют статистической обработки.

 

Алгоритм подготовки, проведения и оформления

учебного (научного) исследования

 

 

1. Выбор темы, её обоснование:

      - проблема, актуальная для теории и практики;

      - проблема малоисследованная;

      - «белые пятна» проблемы;

      - формулировка темы исследования.

2. Цель исследования и задачи.

3. Гипотеза.

4. Научная новизна и практическая значимость.

5. Методология, методы, этапы исследования.

6. Планирование предстоящей работы.

7. Описание содержания работы.

      А) Теория:  - историография изучения проблемы;

                                - современное состояние в науке;

                           - анализ имеющегося практического опыта.

      Б) Практическая часть:

                              - описание опытной или экспериментальной работы;

                              - анализ полученных результатов;

                              - выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу;

                              - проведение апробации.

8. Заключение: краткие выводы, рекомендации, неисследованные

   проблемы.

9. Библиография.

10. Приложения: схемы, таблицы, документы, методики и т.д.

11. Подготовка доклада, презентации, защиты…

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК

Любое исследование начинается с формулировки проблемы

Любое исследование начинается с формулировки проблемы

Выдвижение, обоснование проблемы, поиски ее решения играют ведущую роль в процессе научного познания

Выдвижение, обоснование проблемы, поиски ее решения играют ведущую роль в процессе научного познания

Цель должна быть конкретна и ясно сформулирована (без лишних, эмоционально-окрашенных слов); ·

Цель должна быть конкретна и ясно сформулирована (без лишних, эмоционально-окрашенных слов); ·

Для уточнения темы и дальнейшей ее разработки необходимо познакомиться с предшественниками и их вкладом в ее изучение

Для уточнения темы и дальнейшей ее разработки необходимо познакомиться с предшественниками и их вкладом в ее изучение

Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода

Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода

Цель исследования и задачи. 3

Цель исследования и задачи. 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020